Консультации для воспитателей
консультация на тему

Ерегина Светлана Владимировна

Консультации для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в поисково-исследовательской деятельности

Выполнил:

воспитатель гр.№7

Ерегина С.В.

Калининград 2017

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

В соответствии с  Государственным стандартом основными принципами являются формирование  познавательных интересов и познавательных

 действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.  

Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности  детей  дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образомразвитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

ФГОС ДО особое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).

Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:

– организация решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе с детьми;

– использование проектирования. 

        В основе познавательно  – исследовательской  деятельности

дошкольника лежат любознательность, стремление  к открытиям,

жажда познания. Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника впередразвить его личностные, физические

и интеллектуальные качества.

      Экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

      Экспериментирование рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В работе с дошкольниками используются познавательные задачи. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

      К эффективным методам познавательного развития дошкольников  относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие

познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

       Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.  В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.  Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении.

       Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир - отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой?) и внутренние характеристики (Для чего? Как?). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может (т. к. в его арсенале один способ познания: вижу - действую), ему необходима помощь взрослых.  Дети четвёртого года жизни начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)
Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). Фронтальный метод – это, когда эксперимент проводят сами дети.
Эксперименты этого типа компенсируют недостатки демонстрационных экспериментов.

Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.
1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов. 
2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности 
3. 
Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
4. 
Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

Структура  детского экспериментирования:

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
  • Выдвижение гипотезы 
  •  Поиск и предложение возможных вариантов решения
  • Сбор материала  
  • Обобщение полученных данных.

Ещё одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является  метод проектирования:

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги и родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым участвовать и учиться вместе с детьми, испытывать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями. 

Задачи проектирования:

  1. Постановка проблемы
  2. Оценка возможностей для решения проблемы
  3. Разработка идеи, способствующей решению проблемы
  4. Формулирование целей и предположений
  5. Сбор и обработка необходимой информации
  6. Разработка вариантов решения проблемы, выбор наиболее эффективного варианта, разработка тактики реализации проекта
  7. Организация и выполнение проекта
  8. Обобщение результатов, оценка качества выполненной работы
  9. Представление проекта Алгоритм проектной деятельности

Методы реализации проекта:

  • Практические
  • Создание развивающей среды
  • Экскурсии, наблюдения
  • Оформление уголков в группах для познавательного развития детей
  • Словесные Беседы, наблюдения
  • Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений
  • Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры
  • Наглядные Выставки, конкурсы Сбор фотоматериалов
  • Рассматривание иллюстраций
  • Ознакомление с художественными образами искусства
  • Личный пример взрослых

Так что же такое ПРОЕКТ?

Проект – это 5 «П»:

·  Проблема;

·  Проектирование или планирование;

·  Поиск информации;

·  Продукт;

·  Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Типы проектов: Образовательный. Исследовательский. Творческий. Социальный. Практико – ориентированный.

 Исследовательские - требуют хорошо продуманной структуры, актуальности, социальной значимости, соответствующих методов, в т.ч. экспериментальных, опытных работ, обработки результата.

Творческие - результат должен быть оформлен четко (сценарий творческого отчета; выпуск газеты, альбома, журнал «путешествий»; видеофильм, развлечение и др.).

Ролево – игровые - Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта (литературные или выдуманные герои) и решают по - своему поставленные проблемы. Результат: ролевая игра.      

Информационно-практико - ориентированные - как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры. Результат: проект игрового центра, проект дизайна группы, памятка, словарь,и т.д.).

Монопроекты (в рамках одного предмета) творческие естественно - научные экологические спортивные географические исторические.

 Межпредметные (в рамках нескольких предметов, например по тематическому плану работы ДОУ)

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не   прошел». 

Список используемой литературы:

1. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007г

2. Смирнова В. В. Балуева Н. И. Парфенрва Г. М. «Тропинка в природу». Санкт-Петербург Издательство СОЮЗ, 2001г

3. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Москва АРКТИ, 2003г

4. Дыбина О. В «Ребенок в мире поиска».

Москва Творческий Центр, 2005г

5. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой».

Москва Педагогическое общество России, 2005г

6. Парамонова Л. М. «Что плавает? Что тонет? » Чебоксары 1997г

7. Л. В. Ковинко «Секреты природы – это так интересно»

8. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей./ Дошкольное воспитание. N 1, 2005г.

9. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002

10. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом. » Москва Творческий Центр, 2004



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Приобщение детей к экологической культуре как средство духовно- нравственного воспитания.

Выполнил: воспитатель гр.№7

Ерегина С.В.

Калининград 2016

Воспитание экологической  культуры предполагает воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое.

Уважение к жизни, к природе – вот принцип экологической этики. С чего же она начинается?  Конечно, с самого малого: наблюдаем и осторожно перешагиваем трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке или асфальте, не беспокоим подвижного жучка на зеркальной глади воды или в густой траве. Все мы – дети природы, и с малых лет должны познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею.    

И наша цель, цель педагога - неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес и вырастить доброго друга природы. Для этого надо, чтобы мы, взрослые, любили ее и прививали эту любовь детям. Но нужно обладать терпением, иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы развивать в детях чувство сострадания, сопереживания к окружающему нас живому миру. Экологическая подготовка, конечно же, должна начинаться с детского сада. Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как части природы. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологические знания –  не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно относиться к окружающему миру.

Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГОС предполагают, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они имеют деятельные формы и обладают соответствующим содержанием.

Чтобы создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе, нужно стараться реализовывать образовательный процесс через разные виды деятельности ребёнка: наблюдение, экспериментирование, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физкультурную деятельности.

Основная общеобразовательная программа нашего детского сада составлена на основе комплексной программы Радуга, в которой указывается : «Отношение к нашему миру интенсивно закладывается именно в дошкольном возрасте. И если мы хотим вырастить человека-созидателя, то в основе детского отношения к миру должны лежать забота, доброта, гуманность и сострадание. Ребёнок понесёт это отношение через всю свою жизнь. А приобретаемые в последующем знания будут накладываться на эти отношения». В дошкольном детстве у ребёнка закладывается, прежде всего отношение к миру, поэтому важно подвести его к пониманию особой роли и места человека в природе.

        Ознакомление детей с природой – одно из главных средств их развития. В ходе его расширяется ориентировка детей в окружающей среде, формируются познавательные способности, воспитывается должное отношение к природе родного края.  Ознакомление дошкольников с природой способствует воспитанию экологической культуры. Невозможно воспитать в ребенке экологическую культуру, если он не будет знать что такое природа, из чего она состоит, по каким законам она живет, что приводит к  ее гибели. Дети должны располагать знаниями о ней, овладеть несложными способами выращивания растений, ухода за животными, должны научиться наблюдать природу, ее сезонные изменения, распознавать ее составляющие, видеть ее красоту и неповторимость, научиться пользоваться ее дарами и самое главное должны осознать, что природу надо беречь и охранять. На этой основе формируется любовь детей к природе, родному краю, родине. 
     
 Ознакомление дошкольников с природой происходит в учебной и повседневной деятельности.  Учебная деятельность организуется в форме занятий, экскурсий и целевых прогулок, экологические праздники, акции . Повседневная деятельность включает в себя прогулки, дежурство (самостоятельная форма) и совместная (с воспитателем) деятельность в уголке природы.

        В процессе ознакомления детей с природой в детском саду используются разнообразные методы: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация диа- и кинофильмов), практические (игровой метод, труд, элементарные опыты), словесные (рассказ, чтение художественных произведений, беседы).    Для представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используют разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие.

      Формирование нравственно-экологического воспитания будет эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с природой объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений и др. все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только, как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.  Задача детского сада – сформировать у родителей сознание необходимости целенаправленной работы, тесной взаимосвязи, взаимодополняемости влияния дошкольного учреждения и семьи с учетом их специфических особенностей. 

Каким образом взаимодействие ребенка с природой отражается на его духовно–нравственном развитии?
       Животные, растения, вода – это неиссякаемый источник нравственного и духовного воспитания детей. Источник первых переживаний радости. Ребенок испытывает положительные эмоции в общении с животным, купаясь в реке, создавая различные фигуры из песка. 
       В процессе общения с природой ребенок учится проявлять бережное и заботливое отношение к животному миру. Например, процесс общения с собакой качественно отличается от взаимодействия с игрушкой, пусть даже и очень любимой. В ходе общения с собакой у ребенка формируется чувство ответственности, обогащаются знания об окружающем (чем питается собака, где живет), он учится проявлять бережное, заботливое отношение к животному миру в целом. Конечно, при общении с игрушкой такого результата не добиться. Только общение с живой природой позволяет развивать у детей духовные чувства, нравственные ценности.
       Таким образом, взаимодействие с природой имеет большой потенциал по воспитанию духовности и нравственности. Но проблема заключается в том, что без готовности его «видеть» он так и остается потенциалом, не становясь осуществившейся возможностью. Поэтому взрослым необходимо открыть детям возможности взаимодействия с миром природы; в этом случае экологическое образование становится фактором общего и духовно-нравственного развития.

Актуально ли использовать экологическое воспитание, как средство формирования нравственности и духовности, в дошкольном возрасте?
       Закладывать нравственные ценности, воспитывать у ребенка духовные чувства, по средствам взаимодействия его с окружающей средой, стоит начинать именно с дошкольного возраста. Это связано с особенностями развития мышления детей.
      Все в природе ребенок объясняет по аналогии с отношениями, существующими между людьми. Ребенок считает природные объекты, способными думать, чувствовать. Поскольку все природное включается дошкольником в сферу «человеческого», то он и относится к ним как к людям. Но это отношение носит специфический характер: отнесение всего природного к сфере «человеческого» вовсе не означает для него, что оно является чем-то равным человеку. Человек ставится выше природы. Поэтому дошкольников надо ориентировать на восприятие себя, как важного звена природы и на сохранение планеты, как своей жизненной среды.
       Характерно рассогласование между отношением к природе у дошкольников и взрослых. Если первая реакция взрослого, увидевшего бабочку: «Ах, какая прелесть!», то первая реакция дошкольника — поймать ее и потрогать, узнать, «какая она на ощупь», то есть изучить ее. Это вызвано отсутствием у детей практических навыков взаимодействия с природой и взрослый должен научить ребенка этому. Ребенок может знать, как надо действовать «не рвать», «не сорить», «не ломать», но при этом нарушать эти правила. Так как действенность таких запретов относительна. Если человеку дается инструкция: «Ни в коем случае не представляйте яблоко» — он просто не может не представить это яблоко.  Таким образом, на родителей, воспитателей ложится ответственность – воспитать любовь к природе у детей, чтобы иметь в своих ресурсах важный источник развития духовности, нравственности и интеллекта. Важно знать, что на характер взаимодействия дошкольников с природой оказывает влияние степень сформированности у них представлений о живом. Чем она выше, тем спокойнее ребенок ведет себя при контакте с природой, больше проявляет познавательный интерес к ней, ориентируется на состояние и благополучие природы. 
Какие условия необходимо создать в дошкольном учреждения для воспитания духовности, нравственности и развития интеллекта у детей через экологическое воспитание?
        Задача педагогов – создавать в детском саду, на его территории, условия для общения с природой, чтобы компенсировать негативное влияние урбанизированной городской среды на развитие ребенка. 
Для развития органов чувств ребенок нуждается в контакте с природными материалами, которые дают ему разнообразные ощущения. Поэтому в детском саду должны быть не только искусственные, но и природные материалы: шишки, плоды и семена растений, камни, ракушки, песок, глина.
        Дети не замечают растения и животных, которые находятся рядом с ними среди городских кварталов, в парках. Поэтому одна из задач детского сада – научить дошкольников видеть необычное в обычном, развивать их познавательный интерес, эмоциональное отношение к природе. В этом возрасте дети должны познавать мир через собственные действия, наблюдения, опыты, игры в природе. В парке и даже лесу можно найти интересные поводы для счета, сравнения, описания.
       Изменились игры детей. Стало меньше игр с природным материалом. Мало внимания уделяют самостоятельной деятельности ребенка, проявлению его инициативы. Родители и педагоги нередко ограничивают стремления ребенка исследовать окружающую среду – лужу, песочницу. Запретить детские инициативы гораздо проще, чем поддержать. Это приводит к угасанию у детей любознательности и познавательной деятельности и возможности использовать нам окружающую среду для формирования у детей нравственных ценностей.            Задача детского сада – создавать условия для самостоятельной деятельности, в первую очередь исследовательской. Одним из эффективных приемов является включение в организованную деятельность детей релаксационных упражнений с природной тематикой. Выполняя их, дети не только снимают мышечное напряжение, но и получают информацию об окружающем, повадках животных. Например релаксационное упражнение «Спящий котенок». Вы говорите детям: «Представьте себе, что вы веселые озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали … начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2- 3 раза)». Вы можете сюда включить и другие факты из жизни кошек и проводить это упражнение при знакомстве детей с домашними животными.
       Таким образом, в современном материальном мире в первую очередь необходимо формировать гармонично развитую личность, закладывать в детях понятия о добре, милосердии, справедливости, развивать в детях духовность, любовь к окружающему. Это позволяет осуществить взаимодействие ребенка с окружающей природой, которая является неиссякаемым источником нравственного и духовного воспитания детей. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главная задача, которую мы ставим перед собой, - это воспитание у
детей экологического сознания, нравственного отношения к миру,
формирование культуры общения и поведения, развития способности
наблюдать, давать эстетическую оценку предметам, явлениям;
нравственную оценку отношениям и поступкам, пробуждение потребности
средствами искусства в творческой деятельности выражать свое
отношение к миру.

И пришли к выводу, что общение с природой и ознакомление детей с
искусством, делает детей духовно-богатыми, порождает любовь к родному
краю, его людям, воспитывает чувство красоты в общении с людьми.

И чем раньше начинается это воспитание, тем лучше. Уже на втором
- третьем году жизни ребенка поражает богатство окружающего мира.

К трем годам малыши уже понимают изменения, происходящие в
природе, устанавливает связь и очередность времен года, если постоянно
сам знакомится и наблюдает эти изменения. А к пяти годам характерен
особый интерес к окружающему миру, поэтому именно этот период жизни
необходимо использовать для воспитания у них любви к растительному и
животному миру.

В любом возрасте дети очень любят животных и охотно с ними
играют, но вот заботиться о животных им не всегда хватает терпения.
Поэтому ребенку необходимо поручать ухаживать и за комнатными
растениями и за животными (черепаха, рыбки и т. и.).

Пусть руки детей постоянно трудятся,

А душа радуется работе рук,

А мысли добрые теорят добрые дела.

Природа - это место где ребенок с раннего детства развивает и
совершенствует свои чувства, эмоции, понимание прекрасного, формирует
гуманное отношение к окружающему миру.

Представления о различных явлениях в природе, об отношении
человека с природой, ее богатству, красоту формируется не только путем
наглядного знакомства детей с миром вещей в повседневной жизни, в
играх, в специально созданных ситуациях, но и по картинам художников,
одновременно развивая культуру.

Список литературы:
1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов – на – Дону, 2008.
2. Макарова Л.М. Экологическая психология и педагогика: учебное пособие. Самара: «Самарский государственный университет», 2014.
3. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. — Москва: «Смысл», 2000.

4.  Николаева С. Н Методика экологического воспитания. Москва, 1999 г.

5.  Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Санкт-Петербург, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...