«Экспериментальная деятельность в ДОУ»
материал на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Экспериментальная деятельность в ДОУ»
Составила: воспитатель Гармаева А.Г.-Ц.
2016 год.
Актуальность.
Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.
Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.
Цели:
- Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
- Развитие словаря
- Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира;
- Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.
Задачи:
- Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
- Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).
- Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений
- Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью
- Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия
Образовательные задачи:
- Познакомить детей со свойствами предмета исследования;
- Формировать умение делать открытия и выводы;
- Обучать плавному направленному выходу на предмет.
Развивающие задачи:
- Развивать экспериментальную деятельность;
- Развивать речь детей;
- Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
- Развивать внимание, мышление, память
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
- Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
- Воспитывать аккуратность в работе.
Методы:
- Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.
- Наблюдения за объектом
- Просмотр иллюстраций
- Беседа с элементами дискуссии
- Познавательный рассказ воспитателя
- Чтение художественной литературы.
- Проведение опыта, эксперимента.
Предметная среда:
- Лупы, зеркала, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарики, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, шарики из разного материала, дерево, металл, мел, пластмасса
- Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины; мерки, воронки, сита, лопатки, формочки
- Природный материал: желуди, шишки, семена, спилы деревьев, камни разной величины, ракушки и т.д.
- Бросовый материал: пробки, палочки, трубочки, шланги резиновые и т.д.
- Неструктурный материал: песок, глина, краски, опилки, пенопласт, мел и т.д.
Формирование представлений у детей:
- О предметном мире.
- О материалах: песок, глина, вода, материал, камни и т.д.
- О мире растений: выращивание из семян, луковиц, листа.
- О природных явлениях: ветер, мороз, дождь, снег, туман, роса и т.д
Перспективное планирование
Познавательно – исследовательской деятельности
Старшая группа
Сентябрь:
«Как появились моря и океаны? »
Цель: формировать знания о происходящих в природе изменениях (конденсация). Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Октябрь:
«Как появились острова и материки?
Цель: формировать знания о происходящих в природе изменениях (испарение). Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Ноябрь:
«Звуки»
Цель: учить определять и различать издаваемые шумовые звуки. Развивать слуховое внимание и память.
Декабрь:
«Передача солнечного зайчика»
Цель: помогать накоплению у детей конкретных представлений об отражении.
Развивать умение договариваться друг с другом, работая в парах. Воспитывать коммуникативные навыки.
Январь:
«Мир пластмасс»
Цель: закрепить представления у детей о видах и свойствах пластмасс.
Поощрять выдвижение гипотез. Развивать умения сравнивать, делать выводы.
Воспитывать аккуратность.
Февраль:
«Сухим из воды»
Цель: познакомить с существованием атмосферного давления. Продемонстрировать остывание воздуха (сжатие)
Обогащать словарь (поглощает, отражает). Развивать творческие способности речи детей, умение делать выводы.
Воспитывать коммуникативные навыки и аккуратность.
Март:
«Спичечный телефон»
Цель: формировать представления у детей простейшего устройства для передачи звука на расстоянии. Развивать любознательность
Апрель:
«Земля-магнит»
Цель: познакомить с действием магнитных сил Земли.
Развивать умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдений.
Май:
«Круговорот воды в природе»
Цель: познакомить с круговоротом воды в природе.
Развивать умения делать выводы.
Воспитывать любознательность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды».
Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды....
Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...
"Экспериментальная мастерская" (деловая игра для педагогов по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками)..
Все знают о пользе экспериментальной деятельности для детей. Однако, использованию экспериментов не всегда отводится необходимое время. А ведь проведение экспериментов полностью соответствуют реализац...
Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»
Дети наблюдают как магнитные силы проходят через воду, бумагу, картон....
Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.
Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...
Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...