Выступление на КПК воспитателей "Пути повышения воспитательно-образовательной рали прогулок в дошкольной организации"
консультация на тему
Консультация для педагогов дошкольнх организаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пути повышения воспитательно-образовательной роли прогулок в дошкольной организации | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на курсах повышения квалификации педагогов
с обобщением опыта на тему:
«Пути повышения воспитательно – образовательной роли прогулок в дошкольной организации»
Подготовила:
воспитатель Логинова И.Н
Прогулка в образовании дошкольников выполняет следующие задачи:
- расширение представлений об окружающем мире;
- изменение поведения ребенка по отношению к окружающим объектам и мотивации поступков;
- приобретение и самостоятельная реализация элементарных навыков безопасного поведения в быту и в природе;
- формирование желания участвовать в посильной практической деятельности;
- эмоционально окрашенное отношение к объектам природы и поступкам людей по отношению к ним (развитии эмпатии), воспитание чувства ответственности за свои поступки и понимание их последствий для окружающего мира.
Все эти задачи полностью выполняются, если следовать общедидактическим принципам:
- научность и доступность - знакомство дошкольников с совокупностью элементарных научных знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирование основ мировоззрения
- гуманистичность - воспитание человека имеющего представления о разнообразии ценностей окружающего мира: эстетической нравственной, познавательной, практической и т. д.
- системность - отражается в последовательности подачи материала, организации деятельности.
Процесс воспитания непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно – образовательной работы с детьми в условиях прогулки.
Но невозможность или неумение использовать полноценно время прогулки с максимальной пользой для развития детей ведет к обеднению процесса воспитания. А ведь на прогулке как нигде предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками.
Но бедность стационарного оборудования, плохие погодные условия, сложности выноса дополнительного оборудования, выносного материала в полном объеме, (нет помещений), восприятие прогулки как развлечения и т. д. ведет к затруднениям в воспитательно – образовательной работе. Задача педагогов состоит в том, чтобы мы постарались создать условия для разнообразной деятельности на прогулке и педагогически правильно руководить ею.
В течение года, прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в детский сад, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.
В зимнее время прогулка проводится два раза в день общая продолжительность прогулки – до 4 часов. Только температура воздуха ниже 15 Сº, 20 Сº или ветряная погода могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.
Поразительно грустная статистика частоты заболеваний детей дошкольного возраста, сейчас 50 – 80 % детей в группах дошкольных учреждений нездоровы, конечно, причин тому множество: и экономических, и социальных, и генетических и медицинских.
Так, доктор медицинских наук Ю. Змоновский утверждает, что главной причиной большинства простудных заболеваний у детей является несоответствие одежды и обуви температурному режиму. Нужно не допускать как перегревания, так и переохлаждения малышей.
Создание условий для эффективного проведения прогулок
Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной деятельности. Ярко окрашенный, оформленный участок сам по себе вызывает у детей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку.
Но помимо стационарно установленного оборудования, участок можно дополнить элементами украшения, которые служат и игровым материалом. Веранду можно украсить в зависимости от сезона снежинками, листьями, цветами сделанные руками детей. Приготовить атрибуты к дидактическим играм и использовать и для украшения, и для игры. Например: «Цветы», «Грибы», «Листочки», «Угадай дерево», « Узнай по описанию».
Многофункционально используется яркий шнур: натягивая его между деревьями можно повесить рисунки детей или, повесив на него белую простынь дети могут показывать друг другу кукольные спектакли или использовать шнур как бельевую веревку повесив на него постиранное кукольное белье.
Достаточное количество игрового материала сделает прогулку более насыщенной и интересной. Ошибка воспитателя обычно состоит в том, что на прогулку выносят игровой материал, изъятый из употребления в группе (машины без колес, куклы без париков и т. д.) На прогулке должны быть игрушки, которые хорошо поддаются санитарной обработке (пластмассовые, резиновые, деревянные, яркие краски которых не блекнут на воздухе).
Условия для активизации движений детей.
Одной из особенностей дошкольного возраста является потребность детей в активных и разнообразных движениях. В летнее время эта потребность полностью удовлетворяется. Дети беспрепятственно и достаточно подолгу ходят, бегают, лазают по лестницам – стремянкам, шагают по пенечкам, бревну в виде крокодила, сбивают шарами кегли, играют с мячами.
Для активизаций движений выносятся обручи, мячи, скакалки, также натянув пониже шнур и повесив на него колокольчики, погремушки ставится перед ребенком задача – пройти пригнувшись или проползти так, чтобы игрушки не зазвучали. Затем нужно подняться и дотянуться, допрыгнуть до бубна, висящего рядом, и ударить по нему ладошкой. Отметить на стене веранды мишень и дети могут упражняться в метании в цель.
Для активизации движений можно приготовить в группе вместе с детьми разные атрибуты, которые будут использоваться в игре, например: самолетики, разные маски, изображающие героев мультфильмов, книг которые можно закрепить скрепками на головных уборах.
Дети имеют возможность отдохнуть сидя на скамеечках, на расстиланом одеяле под деревом, полежать, глядя на синее небо и легкие белые облака или поиграть, сняв с себя обувь.
Особое внимание удовлетворению потребности детей в двигательной активности нужно уделять в зимнее время, когда движения несколько ограничены одеждой, а погодные условия не дают возможности много и разнообразно двигаться по участку.
Большая часть площадки должна быть расчищена от снега, чтобы дети могли свободно побегать, попрыгать. Постройки из снега, расположенные по всей территории участка, не только служат для украшения участка, но и стимулируют движения малышей. Исходя из того в каком состоянии снежный покров, достаточно ли снега для построек.
Структурные компоненты прогулки.
Непременным условием успешного развития и воспитания дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. Эта задача успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений.
Дети на прогулке попадают в частично знакомую, но меняющуюся в зависимости от разных обстоятельств, среду. Это следует использовать для всестороннего развития и воспитания ребенка. Первое с чем встречается ребенок на прогулке – это огромный мир природы, с которым его необходимо познакомить: помочь понять, принять полюбить и бережно относиться.
Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представление детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают эстетические представления.
Наблюдательность предполагает умение слушать и активно воспринимать услышанное. Но на прогулке ребенок сталкивается с массой отвлекающих моментов: пролетела бабочка, проехала мимо машина и т. д. Удержать внимание ребенка не просто. Поэтому наблюдения должны быть короткими (не более 7 – 10 минут) яркими, интересными, содержательными, несущими в себе новизну. Этому способствуют, во-первых, сами объекты наблюдения и всплеск положительных эмоций при виде их, во-вторых, образная речь взрослого, его умение использовать стихи, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом обогащает их словарный запас, развивают эстетические чувства.
Обязательно в наблюдении используются игры. Например, «Чем похожи и чем отличаются?» которая в своей основе систематизирует, углубляет знания, воспитывает наблюдательность.
Самое главное на прогулке – не оставлять детей равнодушными при виде ярких образов природного окружения.
Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектами окружающей среды. В силу собственной активности дети стремятся включиться в совместный с взрослыми трудовой процесс.
По мере усвоения трудовых навыков они выступают в роли равноправных партнеров, а затем уже по собственной инициативе увлеченно действуют с разнообразным природным материалом, испытывая радость от полученных результатов.
В зимнее время трудовые поручения несколько однотипны: связанны с уборкой участка и игрового оборудования, оформлением участка разнообразными постройками которые впоследствии будут использованы для игр. К числу трудовых поручений относится и систематическая подкормка птиц.
В теплое время года, трудовые поручения организуются в цветнике, на клумбах, на огороде, на участке. Например: поливать цветы, убирать сор, сухие листья, собрать песок в песочницу, подмести веранду, часть участка, помыть игрушки (выносной материал), собрать семена цветов. Гордость за выполненное поручение повышает самооценку каждого ребенка.
Выполняя трудовые поручения, ребенок учится уважать и ценить труд других людей и приходить к ним на помощь, узнает правила выполнения трудовых заданий, приобретает навыки пользования орудиями труда, учится бережно обращаться с инвентарем. В процессе выполнения действий закрепляются знания о свойствах и различиях природного материала. Обогащаются речь, память, внимание воображения, фантазия ребенка.
А главное – при выполнении трудовых действий, как ни в каком другом виде детской деятельности, успешно формируются такие личностные качества, как уверенность в собственных силах, самостоятельность, инициативность, умение довести начатое до конца; положительные взаимоотношения со сверстниками.
В конце прогулки дети должны упражняться в действиях по самообслуживанию: в зимнее время перед входом в помещение тщательно вытирать ноги, обмахивать валенки веничком, в слякоть счищать остатки грязи с подошв.
Ребенок постоянно и разнообразно двигается на участке. Физиологами и психологами научно доказано, что ребенок дошкольного возраста выполняет в день 6 – 13 тысяч движений. Причем замечено, что если меньше 6 тысяч, то наступает детский дискомфорт. В условиях гиподинамии, ограниченности двигательной деятельности дети хуже развиваются. При продуманной организации прогулки ребенок выполняет норму шагов и движений, без каких – либо усилий для себя увлеченно двигаясь по участку в процессе выполнения трудовых поручений, дидактических заданий; активно участвуя в организованных подвижных играх, занимаясь интересной самостоятельной деятельностью.
Веселые подвижные игры – это наше детство, обязательный компонент каждой прогулки.
Подвижные игры оказывают благотворное влияние на сердечно – сосудистую, дыхательную и другие системы организма детей. Игры способствуют общему развитию и укреплению мышц, а также улучшению обмена веществ. Наличие в играх движений благоприятствует максимальной разгрузке центров головного мозга. Удовольствия, доставленное игрой, не только дает отдых уставшему организму, нервной системе, но и повышает жизнедеятельность, увеличивает работоспособность. Особенно благоприятно, сказывается бег. Еще мыслители Древней Греции заметили:
Хочешь быть здоровым – бегай!
Хочешь быть красивым – бегай!
Хочешь быть умным – бегай!
Бег для ребенка является естественным движением знакомым с раннего детства. Бег – замечательное средство для развития координации движений.
Не менее важны подвижные игры и в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитании ума, характера, воли, развивает нравственные чувства, создают определенный духовный настрой.
Дети с удовольствием включаются в игру, если для ее проведения специально подготовлена дополнительная атрибутика: шапочки, эмблемы птиц и животных. Организуя подвижные игры на прогулке нужно учитывать состояние погоды, предшествующую деятельность детей, время дня. Обязательно, нужно вести наблюдение за состоянием играющих: в зависимости от возрастных, индивидуальных особенностей, физической подготовленности увеличивать или уменьшать время подвижной игры, количество ее повторений, удлинять или сокращать дистанции перебежек, варьировать количество прыжков, подскоков. Поддерживая радостный настрой играющих, педагог внимательно следит за каждым ребенком: одного побуждает к более энергичным движениям, другого ограничивает, снимая излишнее возбуждение.
Педагог остается организатором и участником разнообразных игр на прогулке, направляет сюжетно – ролевые игры детей, усложняет игру вопросами, разнообразными предложениями.
Природный материал широко применяется детьми в сюжетно – ролевых играх в качестве заместителей: листочки – тарелочки, палочки, веточки – ложки, вилки, ножи, забор…
Игры с песком относятся к любимым играм детей. Только на прогулке в теплое время года дети имеют возможность полностью удовлетворять свое желание действовать с этим природным материалом. Дети подолгу увлеченно играют с песком, исследуют его свойства.
Педагог должен вовремя переключить ребенка на другой вид деятельности: после игр с высокой степенью активности увлечь спокойными играми – предложить рисовать, лепить, поиграть с куклами, попускать мыльные пузыри…
Для рисования красками можно закрепить обои или большие листы ватмана на стене веранды. Можно рисовать мелками на асфальте; на песке веточкой или палочкой.
Воспитатель на прогулке не только следит, направляет, организует, но и обучает.
Организуя индивидуальную работу с детьми упражняет каждого ребенка именно в тех движениях, которые даются ребенку с трудом, закрепляет знания о различных предметах, окружающем мире и т. д.
На прогулке для малышей организуются праздники, развлечения, они создают определенный эмоциональный настрой детей и производят на ребенка неизгладимое впечатление.
Все компоненты прогулки: наблюдения, трудовые действия, сюжетно – ролевые, подвижные игры, индивидуальная работа с детьми, позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной.
Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. В зависимости от сезонных и погодных условий, объекта наблюдений, настроя детей, эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности.
Например, в пасмурный морозный день дети, выйдя на прогулку, сразу же включаются в подвижную игру. В знойное летнее время дети сразу же приступают к трудовым действиям – поливают цветы на клумбе, грядки на огороде.
Каждый из компонентов прогулки вносит свое неповторимое в развитие и воспитании в формирование личностных качеств дошкольников.
На фоне самостоятельно играющих детей воспитатель может пообщаться с одним – двумя ребенком на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры развлечения понаблюдать с подгруппой детей за каким – либо необычным явлением и событием, которое заметили они сами.
Главное на прогулке – нужно сделать так, чтобы детям не было скучно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по социализации личности ребенка на основе организации взаимодействия с детской библиотекой района на учебный год.
Одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка в детском саду № 868 стала организация взаимодействия с детской библиотекой № 74 района Ивановское ВАО г. ...
Консультация для воспитателей "Организация воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе дошкольного учреждения в соответствии с федеральными государственными требованиями"
Федеральные государственные требования, примерные основные общеобразовательные программы ставят перед педагогами важную задачу - пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитат...
Организация воспитательно - образовательного процесса в подготовительной группе дошкольного учреждения в соответствии с ФГТ.
консультация для воспитателей....
Организация воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе дошкольного учреждения в соответствии с федеральными государственными требованиями
методические рекомендации к организации воспитательного процесса в группе коррекционной направленности (ОНР) для детей 6-7 лет....
Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе дошкольного учреждения в соответствии с федеральными государственными требованиями
Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе дошкольного учреждения в соответствии с федеральными государ...
Пути повышения воспитательно -образовательной роли прогулок в дошкольном учреждении.
Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно н...
Выступление из опыта работы «Состояние воспитательно- образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» 26.01.2022г.
Выступление из опыта работы «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»26.01.2022г....
- Мне нравится (8)