"Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает к перестроению всей воспитательно-образовательной системы детского сада, в результате чего каждый педагог волен самостоятельно выбирать направление своей деятельности. Одним из приоритетных направлений является опытно-экспериментальная. Именно в этой деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально интенсивное развитие, совершенствуются такие новообразования, как произвольное поведение, способность логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению.
Содержание программы предусматривает последовательный переход от представлений об объекте к выделению существенных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания (сенсорный анализ и использование наглядных моделей и пр.). Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, воздухом, снегом, магнитом, увеличительными стеклами и пр.).
Детское экспериментирование - один из важнейших аспектов развития личности. Это деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. Поэтому уместно говорить о том, что в деятельности экспериментирования идет саморазвитие ребенка.
Итогом освоения работы становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию.
Для организации детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте необходимы следующие условия:
Первое, что необходимо сделать - это сформировать примерный перечень материалов для исследований, способствующих, раскрытию развивающего потенциала данного материала.
Примерный перечень материалов и оборудования для центра экспериментирования:
- Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема.
- Мерные ложки.
- Сита и воронки разного материала, объема.
- Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.
- Пипетки с закругленными концами, пластиковые шприцы без игл.
- Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.
- Гигиенически безопасные красящие (добавки для крема), пенящиеся (детские шампуни, пинки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.
- Взбивалка, деревянная лопатка, шпатели или палочки для мороженого.
- Природный материал (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, и т.п. )
- Бросовый материал (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи,
поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.
- Увеличительные стекла, микроскоп, спиртовка, пробирки.
- Контейнеры (тазы) с песком и водой.
- Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.
- Часы механические, песочные.
- Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
- Клеенчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щетка-сметка, совок, прочие предметы для уборки.
Второе - это создание условий для хранения всего практического материала. Необходимо организовать центр экспериментирования, где весь материал должен находиться в доступном для детей месте. Материалы должны быть подобраны в таком количестве, что одновременно могли заниматься от 6 до 10 детей.
В третьих – необходимо создание методической системы работы по детскому экспериментированию.
Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.
Итак, особенность детского экспериментирования заключаются в активности детей, направленной на получение новых сведений, новых знаний; в наиболее органичном взаимодействии психических процессов, в развитии у детей экспериментального мышления и исследовательского поведения. Экспериментирование является одним из видов деятельности детей, в процессе которой развивается познавательная активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
В настоящее время в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования...
Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: "Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: "Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"...
Проект «Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС».
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование ...
Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей дошкольного возраста – это формирование личности, способной осознавать последствие...
«Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
В статье представлены практические рекомендации по организации экстериментальной деятельности с детьсми старшего дошкольного возраста....
Тезисы "Содержание работы по организации экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста".
Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес.Для того чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импуль...
Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Помсково-исследовательская деятельность направлена на открытие ребёнком окружающего мира , он стремиться узнать много нового неизведанного. Дети способны к жажде...