Тема по самообразованию « Театрализованная деятельность старших дошкольников»
учебно-методическое пособие (старшая, подготовительная группа) на тему

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов жизн6и каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, музыке, живописи и другим познавательным видам деятельности. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 222.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию

« Театрализованная деятельность старших дошкольников»

Подготовила :

музыкальный руководитель

Гасникова Галина Евгеньевна

Москва  2015 год


«Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает,

воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему,

всегда уносит из него запас мудрости и доброты»

К.С. Станиславский  

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов жизн6и каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, музыке, живописи и другим познавательным видам деятельности. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Особое влияние на развитие личностных качеств детей, в том числе т творческих способностей, оказывает театр, как синтетическое искусство, обладающее большими возможностями воспитания у них желания не только потреблять, но и творить, смотреть и видеть, образно мыслить, слушать и слышать. Вот почему видные деятели культуры настойчиво пытались внедрить театральное искусство, хотя бы в виде кукольного театра в сферу дошкольного образования и культурно-досуговую деятельность детей (Н.И.Сац, Н.С.Шер, Л.Г.Шпет, В.С.Щербаков и др).

Известный отечественный психолог А.Н.Леонтьев относит театрализованные игры к своеобразной предэстетической деятельности детей. Оставаясь игрой, они развивают творческие способности ребенка представляют собой спецефический вид художественной деятельности. Как отмечает В.Г.Петрова, драматическая форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театра является актуальным направлением воспитательно-образовательной работы. Решение данной проблемы тесно связано с поиском наиболее эффективных способов и средств обучения, форм организации занятий с целью наиболее полной реализации творческого потенциала дошкольников, развития их творческих способностей.  В этой связи возникает необходимость целенаправленной организации досуговой деятельности детей, пересмотра ее содержания, форм и средств, способствующих целенаправленному развитию их творческого потенциала. Именно с точки зрения развития творческих способностей дошкольников, можно рассматривать искусство театра, которое хорошо вписывается в систему дошкольного образования.

Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является – театрализация. Природа театральной деятельности многообразна. Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластической организации действий с музыкой, ритмом, словом.

Театральное творчество – творчество коллективное и оно сосредотачивает свое внимание на исследовании личности, раскрытии ее внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов. Основной целью детского театрального творчества является содействие становлению ребенка как личности. Занятия театральным искусством дают детям прекрасную возможность закрепить коммуникативные навыки, стимулируют развитие внимания, памяти, речи, восприятия, в результате происходит расцвет творческого воображения и творческих способностей.

Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах. Эта система включает в себя знания об искусстве театра и эмоционально- положительное отношение к нему; умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей; умение строить сценический образ действующих лиц; практические умения по осуществлению собственной сценической деятельности, педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка; реализации детьми игровыз замыслов (С.А.Козлова, Т.А.Куликова).

Дошкольник не способен в полной мере овладеть театральным искусством. Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющий ребенку много радости от его содержания и особенно, от собственного актерства. Театрализованные игры дошкольников еще нельзя назвать искусством в полном смысле этого слова, но они приближаются к нему. Прежде всего, тем, что при разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Так же, как артистов волнуют впечатления, реакция зрителей, так и дети в театрализованной игре думают о воздействии других детей. Для маленьких артистов важно, как у них получилось, понравилось ли зрителям. То есть результат, которого они добились. А результат – это то, как изобразили произведение. На достижение этого результата направлено внимание детей и педагога. Собственно в активном стремлении к творческому исполнению произведений заключается воспитательное значение театрализованных игр.

Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими». Е.П. Трусова применяет синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация». Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д.Б. Элькониным: роль  (определяющий компонент),игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения. В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большое значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошина, Л.С. Фурмина и др.).

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Театрализованные игры позволяют повысить эффективность обучения и воспитания, именно во время игры дети чувствуют себя легко и свободно, что является питательной средой для развития у них творческих способностей.  Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для развития творческих способностей.

Дошкольный возраст  - наиболее благоприятный период для всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный возраст.

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности младших дошкольников являются: содержательность и разнообразии тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки  и проведения игр; сотрудничество детей и взрослых в театрализованной деятельности.

Традиционно выделяется несколько видов театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты (это инсценировки и драматизации); каждый ребенок играет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.

Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному, вызывают нравственно-эстетические переживания, которые в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышает жизненный тонус ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.

Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.Анализ педагогической литературы, изучение о...

Статья: «Основы формирования опыта театрализованной деятельности старших дошкольников»

В данной статье раскрывается значимость театрализованной деятельно в развитии детей. Дается понятие "опыт театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста" и его структура....

Исследовательская работа по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.

Цель исследования: выявление эффективных форм и методов организации театрализованной деятельности, способствующих формированию эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста....

Программа по театрализованной деятельности старших дошкольников "Театр маленьких актеров"

Мной разработана программа по эмоциональному и артистическому развитию старших дошкольников с  подробными конспектами занятий. Кроме того, в программу помещена диагностика артистических способнос...

Творческий проект на тему: «Использование техники оригами в художественно-речевой и театрализованной деятельности старших дошкольников»

Использование техники оригами в художественно-речевой и театрализованной деятельности старших дошкольников...