Структура и функции современной семьи.
статья на тему

Яземова Юлия Викторовна

Семья объединяет не только супругов, а так же и других родственников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_i_funktsii_sovremennoy_semi.docx37.29 КБ

Предварительный просмотр:

Структура и функции современной семьи.

Брачные отношения лежат в основе семьи, в них проявляется как социальная природа человека, так и естественная, как духовная, так и материальная сфера социальной жизни. Общество заинтересованно в прочности брачных отношений, поэтому оно осуществляет социальный контроль за оптимальным функционированием брака с помощью средств социального воздействия на личность, общественного мнения и процесса воспитания. В настоящее время социологи понимают брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женой и мужем, по которой общество упорядочивает и ограничивает их интимную жизнь и рассматривает их супружеские и родительские обязанности и права.

  Сравнительно недавно произошло выявление супружества как структурной единицы в историческом аспекте, причиной этого послужили серьезные социально–экономические преобразования современного общества, которые сформулировали условия для равноправного нравственного, юридического, социального положения мужчины и женщины. Как утверждает Голод С.И., супружество - личностное взаимодействие жены и мужа, установленное моральными принципами и ценностями.

Семья объединяет не только супругов, а также детей и других родственников, кроме того близких и необходимых им людей. По мнению Антонова, семья общность людей, связанная узами родства: родительства, супружества, осуществляющая воспроизведение населения и наследственность семейных поколений, поддержание жизни близких людей, социализацию детей.

Антонов предполагает, что наличие запланированного отношения дает возможность говорить о конструировании семьи в ее строгой форме. Семьи классифицируются в зависимости от роли жены и мужа в семье. По И.В. Гребенникову выделяются три типа семьи: централистический (авторитарный): во главе семьи стоит один из супругов: муж или жена, которым принадлежит основная власть в решении главных задач семейной жизни, автономный – это когда между женой и мужем выделены роли, за выполнение которых отвечает муж или жена и их решение зависит только от одного из них, демократический – муж и жена все обязанности управления семьей делят поровну.

Современная моногамная семья подразделяется на виды, которые отличаются друг от друга по некоторым признакам:

1.По количеству детей: семьи бывают однодетные, малодетные, многодетные или вообще бездетные.

2.По структуре: один из пары с ребенком или без него, с одним из родителей супругов или другими родственниками, с обоими брачными партнерами с детьми или без них, и т.д.).

3. По составу: не полноценная семья, простая, отдельная (нуклеарная), сложная (семьи нескольких поколений), большая семья.

4.По семейному стажу: молодая семья, ожидающая ребенка; средневозрастная семья; супружеские пары среднего возраста.

5.По однородности социального состава: социально однородные

семьи: супруги имеют одинаковую профессию и уровень образования; неоднородные семьи: супруги имеют разные профессии и уровень образования.

6.По географическому признаку: отдаленная семья, городская или сельская (живущая в трудно достигаемых местах)

   По типу ведущих потребностей, определяющих особенностей социального поведения членов семьи, различают семьи с наивно-потребительским или физиологическим типом потребления.

7.По типу ведущих потребностей: определяется особенностью социального поведения семьи.

8.По особенностям семейного уклада и организации семейного быта: семья дает человеку общение, т.е. материальную или моральную поддержку: тип  семьи «отдушина; на первом месте интересы ребенка- семья детоцентрического типа; много знают, умеют, много путешествуют и поэтому видят много разнообразия- семьи спортивного типа; семья, которая заботится о здоровье, комфорте, поддержании порядка.

9.По организации досуга: открытые семьи: общительны и культурны; а закрытые семьи  имеют лишь внутрисемейный круг.

10.Уклад семейной жизни:  семья, в которой муж и жена обучаются в вузе; «дистантная» семья – проживают в разных местах из-за профессии (геологи, альпинисты).

11.По качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная ( имеет свои традиции, присутствует взаимопонимание и умение ценить друг друга); педагогически слабая (забота о здоровье ребенка, но низкий уровень воспитанности); нестабильная семья ( недовольство совместной жизнью, не контролируемое поведение, недовольство ролью в семье); устойчивая (схожие особенности с благополучной); дезорганизованная (низкий уровень общения: грубое отношение, алкоголизм, нет единства).

В структуре семейных отношений, зависящих от особенностей эмоционального общения родителей и  детей американский психолог Л. Вюрсмер различает четыре типа семей, с вариантами патологии семейного общения:

1.Семья с «травматизацией детей». Люди, которые подвергались насилию в детские годы, могут стать агрессивными или жертвой насильников в зрелые годы. Но в любом случае, испытав чувство боли, стыда, унижения, беспомощности в результате родительского насилия они могут стать алкоголиками или наркоманами в подростковом и взрослом возрасте .

2.«Навязчивая семья». Чрезмерный контроль за каждым шагом ребенка, который вызывает у него чувство злости и стыда перед сверстниками. Родители в таких семьях возлагают на ребенка огромные надежды на его способности; из-за этого возникают лицемерные роли, используемые детьми для своей защиты, что тоже может привести к злоупотреблению спиртным и приему наркотиков.

3.«Лживая семья». В такой семье «процветает» ложь, главной эмоцией ребенка является стыд за взрослых, утрачивается ощущение реальности, появляется отчуждение, фальшивость отношений в семье приводит к употребление психоактивных веществ.

4.«Ненадежная семья, непоследовательная». В ней нет единства требований к ребенку со стороны родителей. Нарушается стабильность сверх «Я». Это одна из причин десоциолизации ребенка и как последствие тяга к употреблению психоактивных веществ.

Наиболее прогрессивной и наиболее соответствующей нашему времени, по мнению ученых, является эгалитарная семья, основа которой подлинное равноправие партнеров исключительно во всех вопросах семейной  жизни. Она четко определяет права и обязанности супругов, высочайшую культуру общения, взаимоуважение, доверительность в отношениях. Эгалитарная семья содержит элементы, присущие матриархальному и  патриархальному семейным укладам.  В настоящее время вопрос о матриархате и патриархате  определяет лидерство в семье. Он рассматривается как один из идеальных вариантов брака, поэтому американский социолог П. Хербст сделал вывод о том, что в современной модели эгалитарной семьи всегда присутствуют элементы матриархального и патриархального семейного уклада. В зависимости от степени выраженности этих элементов в современной семье  можно выделить четыре ведущих типа брака:

В отдельную группу выделяют неблагополучные семьи. Неблагополучные семьи отличаются своими социальными установками, своими интересами, но стиль их жизни, поведение взрослых в этих семьях их настрой влечет за собой отклонения в нравственном развитии ребенка. В.В. Юстицкий (психотерапевт) выделяет следующие типы семейно-брачных союзов:

- «недоверчивая семья», для которой характерны повышенная недоверчивость к окружающим (соседям, сослуживцам, знакомым, работникам учреждений, с которыми представителям семьи  приходится общаться). Члены семьи заранее считают всех равнодушными или недоброжелательными, а их намерения по отношению к семье негативными. В любом поступке усматривается злой умысел,  корысть, угроза. Эта семья малообщительна с соседями, конфликтует с родственниками и коллегами. Это связано с кажущимся ущемлением прав и интересов какого-либо из членов этой семьи. Позиция родителей и у ребенка вызывает недоверие и враждебность по отношению к окружающим их людям. Он становится агрессивным, подозрительным, с большим трудом вступает в дружеские контакты со своими сверстниками. В школе конфликтует с учителями и воспитателями, не признавая своих ошибок и не чувствуя за собой вины, а родители его поддерживают. Круг замыкается: еще больше усиливается недоверчивость самой семьи, обостряются отношения с социальным окружением. Дети из таких семей  наиболее подвержены воздействию антиобщественных групп, из-за того что  им понятна психология этих групп: агрессивность, враждебность к окружающим.

 - «Легкомысленная семья» к будущему относится беззаботно, не думая о том, какие последствия будут иметь завтра сегодняшние поступки. Члены такой семьи склонны к сиюминутным удовольствиям, у них нет четких планов на будущее; они не думают о том, что и каким образом надо изменить в своей жизни, готовы смириться с любыми обстоятельствами, не способны и не желают преодолевать  трудности. Не задумываются, как интересно провести  свой досуг.

Бездумный просмотр телепередач, организация застолий. «Легкомысленная семья» часто находится в состоянии разлада. Детей из этих семей тянет к примитивным развлечениям.

В «хитрой семье» ценится ловкость, предприимчивость и удачливость  в достижении жизненных целей. Члены такой семьи занимаются различными противозаконными видами деятельности. Особенность семьи – использование окружающих в своих целях; умение заводить «нужные» знакомства. Нравственные оценки поступков детей в таких семьях, неадекватны. Если ребенок нарушил правовые нормы  или нормы поведения, родители осуждают не само нарушение, а его последствие. В ответ на такую реакцию родителей у ребенка вырабатывается та же установка: главное не попадаться.  

Основные функции семьи, по мнению Гребенникова это: репродуктивная - продолжения рода; экономическая: имеет наличие бюджета, домохозяйство, занятие собственным предпринимательством; воспитательная: влияние  детей на всех членов семьи, формирование личности ребенка; коммуникативная: контакт семьи со средствами массовой информации, влияние на окружающую среду, организация внутрисемейного общения и характер ее восприятия, отдыха и досуга.

А  М.С. Мацковский дополняет основные функции: социально-статусная, сфера духовного общения, сфера социального контроля, хозяйственно-сексуальная, бытовая. А другие авторы  выдвигают неспецифические и специфические функции семьи. Специфические функции отражают ее особенности как социальные явления (содержание детей: экзистенциональная функция; воспитание: социализация; рождение: репродуктивная функция), а неспецифические функции, в которых семья оказалась приспособленной к определенным обстоятельствам, связанным с передачей собственности и накоплением, организацией потребления и производства, досуга и отдыха, статуса, с заботой о благополучии и здоровье всей семьи, поддержание микроклимата, способствующего снять напряжение. Комплексность: потребность, удовлетворяемая семьей. В случае сохранения семьи эта потребность не может быть разрушена или распределена между другими людьми.

  Современная семья утратила две важные функции: экономическую и передачу социального статуса. Резко увеличилась роль семьи как института социализации подрастающего поколения. Увеличилась продолжительность детства, добавилась юность, появились новые периоды возрастного развития. Функция воспитания детей самое главное  в жизни семьи, опека родителей влияет не только на маленьких детей, но и на взрослых. Не имея финансового достатка  супруги переживают состояние глубокой напряженности в совместной жизни и появляется потеря смысла жизни, а также чувство неуверенности. Современная семья это семья второй половины XX века и начала XXI века. Семья утверждает себя как психотерапевтический союз, ее предназначение в создании условий личностной самореализации и саморазвития. Воспитание приобретает равноправный характер между детьми и родителями,  созданный на уважении прав ребенка  на  самостоятельный выбор дальнейшей жизни. Любая семья обладает своей уникальной иерархией, которая отображает семейные ценности, личностные особенности, особенности исторической эпохи, этнические традиции,  а также национальные и социокультурные традиции. Рассматривая иерархическое строение функций нужно различать особенности восприятия семьи и объективную картину. У  супругов могут различаться представления функционального строения семьи,  поэтому может нарушиться согласованность действий и взаимопонимание, в связи с этим  возникают конфликтные ситуации, появляется дисгармония в отношениях.

 Семья - социальная группа, способствующая приобщению членов семьи к культурным ценностям, к первым социальным ролям, обретающая опыт поведения в обществе. Человек в семье осуществляет свои первые шаги, неслучайно, в песне поется: «Родительский дом  начало-начал…».

В семье он познает первые радости, сталкивается с трудностями и выходит в общество, а если ему станет неуютно в мире, который, к сожалению, кроме добра несет немало зла, то он вернется в семью, которая является для него «надежным причалом».

Сфера семейной деятельности, общественные функции, индивидуальные функции:

1.Эмоциональная: Психологическая терапия и эмоциональная стабилизация индивидов. Эмоциональная поддержка между членами семьи и получение индивидами психологической защиты. Удовлетворение потребностей в любви и личном счастье.

2.Сексуальная: Сексуальный контроль. Удовлетворение интимных отношений.

3.Досуговая: Организация разнообразного досуга. Социальный контроль в сфере досуга. Взаимообогащение духовных интересов и удовлетворение потребностей в современном проведении досуга.

4.Социально-статусная: Предоставление определенного социального статуса семье. Удовлетворение потребностей в социальном продвижении. Воспроизводство социальной культуры.

5.Сфера духовного общения: Личностное развитие членов семьи. Духовное обогащение членов семьи.  Закрепление дружеских отношений между парой.

6.Сфера первичного социального контроля: Ответственность и обязательства между супругами, детьми, родителями,  даже включая прародителей, еще можно отметить моральную регламентацию поведения членов семьи в разных сферах жизнедеятельности. Поддержание и формирование моральных и правовых санкций за нарушение моральных норм взаимоотношений между семьей и недопустимое поведение.

7.Экономическая: Экономическая поддержка нетрудоспособных и несовершеннолетних членов общества. Получение денежных средств из одной семьи  другой семьей, т.е. в случае обмена за услуги или нетрудоспособности.

8.Хозяйственно-бытовая: Уход за детьми и поддержание физического здоровья всего общества. Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других семей.

9.Воспитательная: Социализация подрастающего поколения. Поддержание культурной непрерывности общества. Удовлетворение потребностей  в контактах с детьми, в родительстве, самореализации в детях, их воспитании.

10.Репродуктивная: Биологическое воспроизводство общества. Удовлетворение потребностей в продолжении рода, в детях.

В современной семье важная роль принадлежит супругам, которые в будущем становятся также и родителями. Поэтому все разновидности  семейных функций разделяются  на несколько групп: супружеские функции и родительские. В группу супружеских функций входят представительская функция, т.е. супруги представляют семью выступающую в других ячейках общества – семьях, учреждениях, организациях и.т.д.; сексуально эротическая, эмоциональная, управленческая: организаторами жизнедеятельности семьи в целом являются оба супруга, функция первичного социального контроля, хозяйственно-бытовая. Функции культурного общения проявляются в выполнении желаний, в совместном отдыхе, взаимном духовном обогащении. Составные компоненты этой функции -  взаимодействие со средствами массовой информации, внутрисемейное общение, влияние семьи на окружающий мир, природу, социальную среду, искусство и литературу. Счастливым браком можно назвать отношения супругов, в процессе которых появляются положительные эмоции и обмен полезной информацией. Важным условием данного обмена является системе усвоенных правил и нравственных норм. Значение этой функции – получение взаимопонимания для укрепления семьи. Поэтому чтобы повысить культуру общения нужно совершенствовать духовные отношения.

Супружеское общение – это одна из форм самореализации личности, оно не имеет равных эмоциональных и умственных контактов. Отношение партнера как к самому себе является основой культуры духовного общения. В этом общении супруги находят общий язык друг с  другом, но если один из семьи ставит себя выше другого, то может быть испорчено взаимопонимание и это приведет к разводу. Поэтому необходимо ценить и уважать друг друга, обеспечивать моральную поддержку, и это приведет к сохранению стабильных отношений и духовного спокойствия.

Эмоциональная функция семьи  по отношению к членам семьи реализуется в уважении, признании, психологической защите, эмоциональной поддержке, симпатии. Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье помогает каждому ее члену не скрывать своих чувств и переживаний, пополнять и восстанавливать физические и духовные силы, этим поддерживать жизненный тонус, получать ответ  по интересующему вопросу, рассказывать об обидах и неудачах, делиться радостями. Функция первичного социального контроля -  выполнение социальных правил и норм членами семьи, особенно теми, кто в силу разных обстоятельств не обладает способностью правильно себя вести в соответствии с нормами.

По социально - аксиологической направленности различают семьи:

·общественно - прогрессивная (характеризуется единством взглядов супругов, хорошими межличностными отношениями, позитивное отношение к ценностям социума);

- противоречивая (различное восприятие окружающего мира);

- антиобщественная (противопоставляет свои ценностные идеалы идеалам общества);

Различают активность и дееспособность семьи.

Дееспособность семьи может быть:

- ограниченная (члены семьи неспособны зарабатывать без посторонней помощи средства к существованию, в силу возрастных, психосоматических особенностей – инвалиды, пенсионеры);

- временно-ограниченная (семьи, переживающие какой-либо вид социальных катаклизмов: безработицу; воспитание маленьких детей, уход за тяжело больным членом семьи);

- неограниченная (члены семьи, имеющие широкую возможность приспособиться к изменяющимся условиям и  вписаться в социальное пространство, не носящее характера стихийного бедствия).

Активность семьи - ориентация на наращивание и актуализацию ее ресурсов: степень собственного обеспечения и самопомощи.

Выделяют следующие три вида активности:

- собственно активность (высокая мобильность, расчет на свои силы,  умение приспосабливаться в случае необходимости);

- ограниченная активность;

- пассивность (иждивенчество, низкая мобильность, неумение адаптироваться в тяжелых ситуациях).

Семья – это  та группа людей, в которой всю жизнь возникают стереотипы семьи, определяющие функционирование ее членов, вырабатывающие систему их поведения и облегчающие  взаимопонимание.  Любая жизнеспособная структура семьи значительна для решения личностных задач и также для  полноценного выполнения главных ее функций: вырабатывать индивидуальность, оставляя ощущение принадлежности к единому целому. Структура семьи состоит из численного и персонального состава ее членов, а также совокупности ролей и разнообразных отношений между супругами.

 Определять структуру семьи очень сложно и теоретически и практически, но необходимо, чтобы можно было организовать действенную психологическую помощь семье. Проанализировав структуру отдельной семьи, необходимо рассмотреть ее персональный и численный состав, охарактеризовать разные уровни семейной системы. В структуру семьи входят осознанные и неосознанные правила, определяющие взаимоотношения в семье. Чтобы эти правила действовали, необходима система поддержания, состоящая из нескольких частей. Первая – иерархическая система, строящаяся на авторитете родителей. Вторая – семейные комплементарные роли, дополняющие друг друга (рассудительность и эмоциональность). Иерархия и роли не всегда осознаются, но они должны быть обязательно взаимосвязанными, дополняющими. В противном случае, семья перестает функционировать, практически распадается.

Все функции семьи социальны, поэтому общество оказывает непосредственное воздействие на них. В результате выполнения семейных функций удовлетворяются потребности членов семьи  и общества в целом. Функции семьи всегда неизменны, но в зависимости от социальных условий происходят изменения в их значимости и потребности. В современной семье изменяются функции, влияющие  в обществе на установки, ценности, представления, идеалы и поведение человека; повысился уровень внебрачных детей, увеличился процент супружеских измен и др. Существуют факторы, которые негативно отражаются на реализацию семьей ее важных функций, к таким факторам можно отнести: условия совместного проживания (нет собственности и финансовых возможностей на приобретение ее); черты характера членов семьи (расхождения в жизненных ценностях, мировоззрениях, темпераментах),  взаимоотношения в семье, что может привести к ее распаду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Функции современной семьи

контрольная домашняя работа...

Функции современной семьи

Функция – это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Функции семьи тесно связаны с развитием ее структурной организации. Особенности семейного уклада...

КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Т.А. Кудаш,  Руководитель ГБОУ Школа № 1349, структурного подразделения № 1 (г. Москва), cad437@mail.ruА.И. Мелёхин, Клинический психолог, сертифицированный когнитивно-поведенческий психотерапевт...

Семья и ее социальные функции, типы семей.

Размышлениям о семье и семейных отношениях, вопросам устройства, функций, общественной и государственной роли семьи, как одной из древнейших форм человеческой общности посвящено немало работ еще со вр...

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и современной семьи

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и современной семьи...

ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТЕОРЕТИЧЕКИЙ АСПЕКТ

В статье изложены функции современного педагогического коллектива в оргагизации музыкальной деятельности детей дощкольного возраста через призму последних исследований известных ячёных ....