«Путешествие Капельки»
план-конспект занятия на тему
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Количество детей: подгруппа
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Программноесодержание:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
- Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
- Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
- Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
- Активизировать словарь детей словами: круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества
- Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Предварительнаяработа:
- Беседа с детьми о значении воды
- Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»
- Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой
- Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
- Чтениесказки «ПутешествиеКапельки»
- Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»
Ребята, давайте поздороваемся! Проходите, садитесь на стульчики.
Дети, вы любите смотреть мультфильмы? (Да). Я для вас принесла мультфильм, который называется «Возвращайся, Капитошка!»
(Дети смотрят мультфильм «Возвращайся, Капитошка»)
Под музыку
Появляется Капитошка: Вот я и вернулась. Здравствуйте, дети. Здравствуйте, взрослые. Вы меня узнали? Я водяная капелька – КАПИТОШКА.
Дети, давайте знакомиться, я Капитошка. Ты Саша, а я Капитошка. Ты Аня, а я Капитошка……Вот и познакомились. (знакомится с детьми за руку)
(Садится перед детьми на стульчик).
Капитошка: Дети, а чтовы знаете о воде? (Вода – это жидкость. Вода занимает большую часть земли. Для чего нужна вода? Вода нужна, чтобы пить, стирать, мыться.) Молодцы, вы много знаете о воде.
Капитошка: Дети, а еще вода бывает в трех состояниях. (Твердой, жидкой, газообразной). (Давайте с вами на доске отобразим схему трех состояний воды). Правильно, лед это вода в твердом состоянии, вода жидкость, пар- это газообразное состояние воды. Молодцы!
Повторите, в каких в трех состояниях бывает вода?
Дети, послушайте историю, которая со мной произошла.
“Жил я когда-то в большом-большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои сестры и братья, нас было очень много. Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх”.
Капитошка: Дети, как вы думаете, что произошло с водой в жаркий день? (Вода превратилась в пар).
Капитошка: Давайте вспомним, в какую погоду быстрее высыхает белье? (В жаркую).
Капитошка: Многие хозяйки вывешивают белье на улицу и зимой. Какой можно сделать вывод? (В холодную погоду тоже происходит испарение).
Капитошка: Послушайте мой рассказ дальше…
“Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, а ветер относил меня все дальше, и на своем пути я все чаще стал встречать моих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться”.
Капитошка: - Какой процесс я описал? (Пар превратился в капельки).
Во что они превращаются зимой? (В льдинки- снежинки)
Послушайте мой рассказ дальше…
“Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду и что нового увижу”.
Капитошка: В виде чего выпала на землю капля? (В виде осадков)
“И приземлился я в речку, и снова встретился там со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждал, когда же такой момент наступит снова”.
Капитошка: Дети, давайте построим схему путешествия Капельки.Дети, подойдем к фланелеграфу.
Когда солнце нагревает поверхность водоёма, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
На доске строится схема “ Круговорота воды”.
Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.(Надеть головные уборы ученых.Капитошка надевает головной убор и мантию.)
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Какой формы вода? (Выполняют все дети).
Как вы думаете, а имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)
Опыт 2.А теперь я вам покажу фокусы.
(На подносе стоят три баночки с водой и крышками. На дне каждой крышки нанесена капля краски определенного цвета: красная, синяя, зеленая. Хлопает три раза в ладоши. Детипоочередно берут баночку, встряхивают её, Капитошка произносит слова.)
Была вода студеная, стала вода – ЗЕЛЕНАЯ.
Какого цвета стала вода?
Дети:
Зеленая!
Капитошка: Проделай этот фокус Саша. Хлопни три раза в ладоши. Встряхни баночку.
Капитошка:Была вода прекрасная, стала вода –КРАСНАЯ
Какого цвета стала вода?
Дети:
Красная!
Капитошка:Была вода зимняя, стала вода –СИНЯЯ.
Какого цвета стала вода?
Дети:
Синяя!
Вывод: Как изменяется прозрачность воды? Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, но может окрашиваться. Баночка с чистой водой и 3 баночки с краской.
Итог занятия. Итак, уважаемые исследователи. Проделав ряд опытов, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе как вода. Она может быть жидкой, твердой, газообразной. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится, вода прозрачная жидкость, но может окрашиваться. Уважаемые, коллеги, нам пора из нашей лаборатории возвращаться в детский сад, но мы с вами обязательно ещё раз встретимся.
А в подарок я вам оставляю игрушки, с которыми можно играть в воде. Дети, пойдемте я вас провожу в группу. До свидания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
forma_obucheniya.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Количество детей: подгруппа
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Программноесодержание:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
- Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
- Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
- Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
- Активизировать словарь детей словами: круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества
- Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Предварительнаяработа:
- Беседа с детьми о значении воды
- Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»
- Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой
- Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
- Чтениесказки «ПутешествиеКапельки»
- Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»
Ребята, давайте поздороваемся! Проходите, садитесь на стульчики.
Дети, вы любите смотреть мультфильмы? (Да). Я для вас принесла мультфильм, который называется «Возвращайся, Капитошка!»
(Дети смотрят мультфильм «Возвращайся, Капитошка»)
Под музыку
Появляется Капитошка: Вот я и вернулась. Здравствуйте, дети. Здравствуйте, взрослые. Вы меня узнали? Я водяная капелька – КАПИТОШКА.
Дети, давайте знакомиться, я Капитошка. Ты Саша, а я Капитошка. Ты Аня, а я Капитошка……Вот и познакомились. (знакомится с детьми за руку)
(Садится перед детьми на стульчик).
Капитошка: Дети, а чтовы знаете о воде? (Вода – это жидкость. Вода занимает большую часть земли. Для чего нужна вода? Вода нужна, чтобы пить, стирать, мыться.) Молодцы, вы много знаете о воде.
Капитошка: Дети, а еще вода бывает в трех состояниях. (Твердой, жидкой, газообразной). (Давайте с вами на доске отобразим схему трех состояний воды). Правильно, лед это вода в твердом состоянии, вода жидкость, пар- это газообразное состояние воды. Молодцы!
Повторите, в каких в трех состояниях бывает вода?
Дети, послушайте историю, которая со мной произошла.
“Жил я когда-то в большом-большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои сестры и братья, нас было очень много. Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх”.
Капитошка: Дети, как вы думаете, что произошло с водой в жаркий день? (Вода превратилась в пар).
Капитошка: Давайте вспомним, в какую погоду быстрее высыхает белье? (В жаркую).
Капитошка: Многие хозяйки вывешивают белье на улицу и зимой. Какой можно сделать вывод? (В холодную погоду тоже происходит испарение).
Капитошка: Послушайте мой рассказ дальше…
“Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, а ветер относил меня все дальше, и на своем пути я все чаще стал встречать моих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться”.
Капитошка: - Какой процесс я описал? (Пар превратился в капельки).
Во что они превращаются зимой? (В льдинки- снежинки)
Послушайте мой рассказ дальше…
“Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду и что нового увижу”.
Капитошка: В виде чего выпала на землю капля? (В виде осадков)
“И приземлился я в речку, и снова встретился там со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждал, когда же такой момент наступит снова”.
Капитошка: Дети, давайте построим схему путешествия Капельки.Дети, подойдем к фланелеграфу.
Когда солнце нагревает поверхность водоёма, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
На доске строится схема “ Круговорота воды”.
Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.(Надеть головные уборы ученых.Капитошка надевает головной убор и мантию.)
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Какой формы вода? (Выполняют все дети).
Как вы думаете, а имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)
Опыт 2.А теперь я вам покажу фокусы.
(На подносе стоят три баночки с водой и крышками. На дне каждой крышки нанесена капля краски определенного цвета: красная, синяя, зеленая. Хлопает три раза в ладоши. Детипоочередно берут баночку, встряхивают её, Капитошка произносит слова.)
Была вода студеная, стала вода – ЗЕЛЕНАЯ.
Какого цвета стала вода?
Дети:
Зеленая!
Капитошка: Проделай этот фокус Саша. Хлопни три раза в ладоши. Встряхни баночку.
Капитошка:Была вода прекрасная, стала вода –КРАСНАЯ
Какого цвета стала вода?
Дети:
Красная!
Капитошка:Была вода зимняя, стала вода –СИНЯЯ.
Какого цвета стала вода?
Дети:
Синяя!
Вывод: Как изменяется прозрачность воды? Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, но может окрашиваться. Баночка с чистой водой и 3 баночки с краской.
Итог занятия. Итак, уважаемые исследователи. Проделав ряд опытов, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе как вода. Она может быть жидкой, твердой, газообразной. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится, вода прозрачная жидкость, но может окрашиваться. Уважаемые, коллеги, нам пора из нашей лаборатории возвращаться в детский сад, но мы с вами обязательно ещё раз встретимся.
А в подарок я вам оставляю игрушки, с которыми можно играть в воде. Дети, пойдемте я вас провожу в группу. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие «Путешествие капельки».
уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, всех предметов, кот...
Интегрированое занятие в старшей группе "Путешествие капельки". Экология + развитие речи.
На занятии дети в увлекательной форме знакомятся с круговоротом воды в природе, упражняются в составлении сложных предложений, развивают графические навыки. Занятие способствует развитию воображения, ...
КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ/старшая гриппа/."ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ"
Познавательное игра- занятие ,ознакомление с окружающей средой....
Конспет занятия " Путешествие капельки"
Конспект занятия "Путешествие капельки" с приёмами мнемотехники.(интектуального тренинга)...
Интегрированное занятие "Путешествие капельки"
Детей знакомят с круговоротом воды в природе. В гости приходит капелька, с которой дети путешествуют, исполняя песни, пляски, игры и хороводы....
Конспект развлечения- авторской сказки "Путешествие капельки"
Маленьким детям даётся понятие о круговороте воды в природе...
Сказка про капельку "Путешествие капельки"
Сказку "Путешествие капельки" можно использовать при проведении тематической недели "Праздник воды и земли" в средней группе по речевому развитию .Цель: формировать нач...