Индивидуализация образовательного процесса
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualizatsiya_obrazovatelnogo_protsessa.pptx | 1001.73 КБ |
Доклад | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наталья Алексеевна ГОРЛОВА , доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического городского университета, зав. лабораторией исследования проблем языкового образования Научно-исследовательского института столичного образования ГОУ ВПО «МГПУ» Москвы.
О собенности современных детей, описанные Н.А. Горловой на основе данных исследований, проведённых ЮНЕСКО. Дошкольники характеризуются: характеризуются комплексным развитием мыслительных операций (дети мыслят блоками, модулями, квантами); более высоким уровнем интеллекта ( IQ – 130, а не 100); повышенной потребностью к восприятию информации, поиском возможности ее удовлетворения; объем долговременной памяти у них намного больше, а проходимость оперативной – выше, что позволяет воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени; у современных детей система отношений доминирует над системой знаний; объем долговременной памяти у них намного больше, а проходимость оперативной – выше, что позволяет воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени; д ети настойчивы, требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия, не слышат указаний и приказов взрослых; о тмечается их врожденное стремление к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры.
Дави́д Ио́сифович Фельдште́йн советский и российский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, психологии личности. Доктор психологических наук, профессор, академик и вице-президент Российская академия наук
Обобщив фундаментальные академические исследования последних лет, академик Д. И. Фельдштейн , обозначил круг из 16 значимых изменений у современных детей и подростков: 1. Рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий. 2. Уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно- потребностной сферы. 3. Снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий. 4. Недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность. 5. Значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений. 6. Рост «экранной» зависимости. 7. Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя. 8. Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами. 9. Снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков. 10. Астенизация телосложения и снижение мышечной силы. 11. Рост каждые десять лет на 10–15% основных форм психических заболеваний. 12. Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. 13. Увеличение численности одаренных детей.
Информационно-образовательное пространство всегда индивидуально. Это дает основание для рассмотрения индивидуализации образования детей дошкольного возраста в нескольких направлениях:
Ваш пример из личного опыта работы с детьми:
МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ 1 2 3 4 5
Для эффективной реализации принципа индивидуализации дошкольного образования, нужно понимать, что:
Особенности развития современного ребенка / Боякова Екатерина Вячеславовна / [ Электронный ресурс ] Режим доступа: http ://www.art-education.ru/electronic-journal/osobennosti-razvitiya-sovremennogo-rebenka
Доклады педагогов: Л.Л. Закриевой , Е.А. Деменевой, Е.Б. Охрименко по теме: «Создание благоприятных условий для реализации принципа индивидуализации»
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема нашего педагогического Совета: «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» (Слайд 1)
Вы много слышали о принципе индивидуализации обучения, читали методическую литературу, однако разберем более подробно в чем его суть, и как его реализовать в соответствии с ФГОС ДО.
Но для начала я хотела бы вам рассказать некоторые особенности современных детей, описанные Н.А. Горловой на основе данных исследований, проведённых ЮНЕСКО. (Слайд 2)
(Слайд 3)
Дошкольники характеризуются комплексным развитием мыслительных операций (дети мыслят блоками, модулями, квантами); более высоким уровнем интеллекта (IQ – 130, а не 100; раньше такой уровень встречался у 1 ребенка из десяти тысяч); повышенной потребностью к восприятию информации, поиском возможности ее удовлетворения. Если дети не получают необходимой порции информационной энергии, они начинают проявлять недовольство или агрессию; информационный перегруз многих из них явно не беспокоит; объем долговременной памяти у них намного больше, а проходимость оперативной – выше, что позволяет воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени. Они не испытывают стресса при контакте с техникой (компьютером, планшетом, мобильным телефоном и т.п.)
У современных детей система отношений доминирует над системой знаний. На смену вопроса «почему?», пришел вопрос «зачем?» Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс, то у современных детей преобладают рефлексы свободы – они сами выстраивают стратегию своего поведения. Если ребенок понимает и принимает смысл поступка или действия, то он будет его выполнять. Если нет, то откажется, выражая протест, вплоть до агрессии. Дети настойчивы, требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия, не слышат указаний и приказов взрослых. Отмечается их врожденное стремление к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры. Традиционные методы и методики диагностики устарели и не отражают актуального уровня развития: дети 2-3 лет справляются с заданиями для детей 4-5 лет.
Еще одна причина сложной однозначности периодизации развития – неодинаковость вхождения разных детей в сензитивные периоды. Протяженность сензитивного периода предопределяет нормативность (типичность, нормальность) развития ребенка даже в тех ситуациях, когда его сверстники уже овладели чем-то, проявили какую-то способность, а он еще нет.
(Слайд 4)
Дави́д Ио́сифович Фельдште́йн - советский и российский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, психологии личности. Доктор психологических наук, профессор, академик и вице-президент Российской академии образования обобщив фундаментальные академические исследования последних лет, обозначил круг из 16 значимых изменений у современных детей и подростков: (Слайд 5)
- Резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста.
- Рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий.
- Уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы.
- Снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий.
- Недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность.
- Значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений.
- Рост «экранной» зависимости.
- Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя.
- Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами.
- Снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков.
- Астенизация телосложения и снижение мышечной силы.
- Рост каждые десять лет на 10–15% основных форм психических заболеваний.
- Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Увеличение численности одаренных детей.
Эти причины дают основание утверждать, что в развитии дошкольников больше индивидуального, чем типичного возрастного. Развитие дошкольников обусловлено множеством факторов и осуществляется по своим уникальным траекториям.
Поэтому в период дошкольного детства изменения образовательных потребностей определяются постоянно развивающимися возможностями ребенка. Таким образом, индивидуализация обучения основана на том, что позиция ребенка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. (Слайд 6)
Итак, что же такое индивидуализация (Слайд 7)
Жизнедеятельность каждого ребёнка, осуществляется в уникальной многофакторной и информационно-образовательной среде, каждый шаг в развитии – форма и следствие деятельностного самоопределения и саморазвития, поиска «живого знания». Информационно-образовательная среда - это все, что окружает ребенка, что дает ему возможность строить свой образ мира, себя и других в нем – свое информационно-образовательное пространство, свое образование, основанное на индивидуализации представлений, действий, действий и отношений. (Слайд 8)
(Слайд 9)
Индивидуализация обучения означает Взрослые воспринимают ребенка как изначально способного, компетентного, имеющего все возможности для того, чтобы самостоятельно и вместе со взрослыми и другими детьми сформировать основы своего миропонимания.
Однако, многие педагоги путают индивидуальный подход и индивидуализацию, поэтому разграничим эти понятия (Слайд10)
Чаще всего предметом индивидуального подхода становятся какие-либо проблемы, дефицитарные состояния в развитии ребенка (несформированная структура речи, отсутствие каких-либо практических умений, поведенческие особенности)
Индивидуализация обучения исходит, во-первых, из того, что каждый ребенок развивается в своем темпе, «по своей программе»; во-вторых, принятие ребенка таким каков он есть; в-третьих, учение ведет за собой развитие. В деятельности ребенок всегда поступает в соответствии со своими возможностями, потребностями, индивидуальным стилем. Это не означает, что ему не нужно помогать в преодолении трудностей, но это должны быть трудности, те особенности развития, которые отрицательно сказываются на качестве жизни ребенка, мешают ему действовать автономно, самостоятельно, успешно.
Какие же существуют виды индивидуализации обучения. (Слайд 11)
Групповая
Пример: в двух параллельных группах одного детского сада одна и та же образовательная программа усваивается детьми по-разному: в одной группе требуется больше времени на усвоение счета, в другой меньше.
Подгрупповая
Пример: в рамках одной группы дети занимаются разными видами деятельности, делясь на подгруппы по интересам: лепка, рисование и т.д.
Личностная
Пример: Несколько детей выбрали один вид деятельности, например, строить дорогу, однако в этой подгруппе каждый ребенок будет заниматься тем, что ему наиболее интересно, давать советы, строить, ждать результат.
Принцип индивидуализации реализуется следующими методами: (Слайд 12). Детально рассмотрим каждый из них. (Слайд 13-17).
Для эффективной реализации принципа индивидуализации дошкольного образования, нужно понимать, что:
- Развитие каждого ребенка индивидуально и определяется не столько паспортным возрастом, сколько уникальной совокупностью его психофизиологических индивидуальных особенностей, социокультурной ситуацией в семье и др. факторами, оказывающими решающее влияние на развитие личности
- Задача педагогов не только в передаче фиксированной суммы знаний, умений и навыков, но и в обеспечении каждому возможности познавать мир, учиться самостоятельно, т.е. в содействии реализации потенциальных возможностей и способностей, в становлении и проявлении ребенком основ ключевых компетентностей как интегративного показателя развития.
- Развитие – процесс постоянный, и, для того, чтобы не упустить признаков появления новых достижений, необходимо систематическое целенаправленное наблюдение.
Ну а теперь послушаем наших коллег практиков, которые расскажут нам о том, как происходит реализация принципа индивидуализации в их возрастных группах. Доклады педагогов.
Используемые источники и литература:
- Михайлова - Сивирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста пособие для педагогов ДОО / Л.В. Михайлова – Сивирская. – М. : Просвещение, 2015 – 128 с.
- Особенности развития современного ребенка. Боякова Екатерина Вячеславовна. Электронный ресурс: Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-journal/osobennosti-razvitiya-sovremennogo-rebenka
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуализация образовательного процесса в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в Доу необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. И...
Индивидуализация образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
Основным в дошкольном воспитании является не подготовка к школе, а индивидуальное развитие каждого ребенка....
Организация дополнительных образовательных услуг, как средство индивидуализации образовательного процесса и развития творческих способностей детей.
Опыт работы ДОУ , представлен на I региональном Фестивале педагогических идей и инноваций в дошкольных образовательных организациях Алтайского края в условиях введения ФГОС ДО....
Современные образовательные технологии, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса.
В современном российском образовании усиливается роль воспитанника как субъекта деятельности: ему делегируются функции управления познавательной деятельностью, предоставляются возможност...
Индивидуализация образовательного процесса в рамках групповой Непосредственной Образовательной Деятельности (на занятиях по физической культуре)
В физическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) индивидуальный подход является жизненной необходимостью. Главное и важное - это учёт противопоказаний, для того, чтобы избежа...
Индивидуальный образовательный маршрут в ДОУ как средство индивидуализации образовательного процесса
Индивидуальный образовательный маршрут в ДОУ как средство индивидуализации образовательного процесса...