«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
статья (подготовительная группа) на тему

Капустина Анастасия Андреевна

Как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, а одна из задач дошкольного образовательного учреждения заключается в создании гармоничных условий развития одаренных детей с учетом интеллектуальных, психических, физических и возрастных особенностей и желания получать все новые знания в той или иной области. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение основная общеобразовательная школа №1 г.Слюдянки Иркутской области

Тема:

«Игра как средство образовательной деятельности

в условиях реализации ФГОС»

3 года (2016 – 2019 учебный год)

сроки реализации проекта

Составила : Капустина Анастасия Андреевна

Воспитатель ГКП

2016 уч.год


ВВЕДЕНИЕ.

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образовании. В первую очередь это связано с новыми принципами, условиями, целями и задачами, которые четко прописаны в документе.

Одним из важных принципов ФГОС ДО является поддержка разнообразия детства, а не его унификация, т. е. в ДОУ должны быть созданы такие условия развития детей, в которых будут учтены все возможности и особенности не только психического и физического развития, но и социальное окружение ребенка, его национальные, культурные и религиозные привязанности.

Как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, а одна из задач дошкольного образовательного учреждения заключается в создании гармоничных условий развития одаренных детей с учетом интеллектуальных, психических, физических и возрастных особенностей и желания получать все новые знания в той или иной области. Родители считают, дети с высоким уровнем интеллекта должны раскрыть весь свой потенциал, однако, важно отметить, что множество разнообразных дополнительных занятий и кружков не дают ребенку возможности быть ребенком, поскольку завышенная планка родителей не оставляет детям времени на игры со сверстниками.

Поэтому я выбрала эту тему.

Цель: повысить профессиональный уровень.

Задачи:  

  1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы
  2. Изучить психолого-педагогические особенности детей 4-5 лет.
  3. Изучить особенности организации игровых моментов  в группе

Ожидаемый результат:

Дети должны научиться контролировать своё поведение, самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр, поддерживать интерес к разным видам игр. У детей должен развиваться интерес к игре, инициатива, организаторские способности.

 


Реферативная часть.

  1. Игра как средство образовательной деятельности для детей 5 – 6 лет.

Воспитательно - образовательная работа с детьми среднего дошкольного

возраста осуществляется в разных видах деятельности: игровой, учебной,

трудовой. Для обеспечения эмоционального благополучия детей этого

возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможность для игр и самостоятельной деятельности. Наибольшие возможности для игровой деятельности заложены в вечернее время, где дети могут выбирать игры и занятия по интересам. Т.к. в данное время (вечер) деток в группе меньше.

Игра - одно из самых сильных воспитательных средств в руках воспитателя. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные  и эмоциональные потребности, складывается характер.

Задача воспитателя – подобрать такие игры, чтобы они не только увлекали ребенка, но и давали ему здоровую пищу для ума. Умелое педагогическое руководство игрой способствует формированию у младших школьников такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с ровесниками, помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность, порой, именно в игре ребенок проявляет себя с совершенно с неожиданной стороны. Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность.

Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она

властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума,

выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже поэтому роль игры в воспитании, по мнению многих ученых, несёт социальный характер.

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно – образному характеру его мышления, эмоциональности, активности.

Радость игры – это радость творчества. Уже в первых своих играх ребенок испытывает удовлетворение от выполнения задуманного.

   У детей 4 – 5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игра продолжает оставаться основной формой организации жизни детей. Воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни дошкольников. Задача воспитателя – создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-развивающую среду: разнообразные игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества, рациональное размещение игрового оборудования.

      Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. Игровая мотивация активно используется воспитателем в организации деятельности детей. Все виды развивающих образовательных ситуаций проходят либо в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий. В силу особенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольника, предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова педагога сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей. 


  1.  Игровые формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности.

В ДОУ игры детей могут  происходить в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом, социально-личностном, познавательно-речевом и художественно-эстетическом. Все центры активности должны  быть созданы  с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.

В физическом направлении развития детей  создается зона двигательной активности. В зоне двигательной активности дети занимаются подвижной игровой деятельностью. С помощью различных подвижных игр дети знакомятся и усовершенствуют в играх спортивный инвентарь. Эти игры организует воспитатель и проводим непосредственно под своим руководством утром, на прогулке, после дневного сна. Общеразвивающие упражнения в игровой форме проводит  во время утренней гимнастики. Играем с небольшими подгруппами или индивидуально.

Для социально-личностного направления развития детей создаются  центры сюжетно-ролевых игр, мини-музей кукол; центр ряженья, который позволяет изменить свой облик, и позволит наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого.  

В центрах сюжетно-ролевых игр таких, как «Магазин», «Парикмахерская» и т.д. дети играют в сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются их знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения.

В эти игры дети играют совместно с взрослыми. В игровой ситуации мы показываем действия с игрушками, предметами-заместителями, берем на себя главные роли и сами распределяем роли детям, объединяя их для совместной игры. Затем предоставляем возможность играть детям самостоятельно по их предпочтениям.

Для художественно-эстетического направления развития детей есть центр творчества, центр музыкально театрализованной деятельности. В этих центрах содержатся образовательные области: художественное творчество, музыка. Интегративная направленность на поддержание и развитие у ребят интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной деятельности, воспитанию эстетических чувств.

 В центре искусства дети лепят, рисую.

В центре музыкально-театрализованной деятельности дети играют на музыкальных инструментах, обыгрывают различные виды театров (настольный, пальчиковый, театр картинок.)

При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия

В познавательном, речевом  развитии ребенка создается  центр речевого развития «Мы познаем мир», «Здравствуй, книжка», центр развивающих игр, экологические центры. Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как познание, чтение художественной литературы, коммуникация. Интеграция данных центров направлена на развитие познавательной активности детей; приобщению к чтению познавательной и художественной литературы; формирование сенсорных эталонов объектов природного и социального окружения. В центре развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Это матрешки с вкладышами,  шнуровки, разные виды мозаик.

Работа организуется  по двум направлениям:

- проводятся  игры-занятия с небольшой группой детей и индивидуально;

- побуждаем детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом.

В дидактических играх содержание и правила во многом зависят от воспитательных задач, которые мы ставим перед детьми. Для дидактических игр большое значение имеет:

- наглядность

- сюжет

- слово

В книжном центре расположены книги по интересам детей с яркими иллюстрациями, которые постоянно меняются, вызывая желание рассматривать их.

Экологический центр создан нами для познания детьми окружающей природы и является одним из их любимых мест. Выращивание растений в  группе позволяет организовать длительные наблюдения за ними, что помогает детям узнать, как они растут и развиваются, находить сходства и различия между ними, замечать интересные особенности внешнего вида.

Здесь дети играют в экологические игры с бросовым материалом как под нашим руководством, так и даем возможность ребятам самостоятельно поиграть, пофантазировать, делать собственные открытия.

  Все игры детей развиваются под нашим руководством, мы знакомим их с окружающей жизнью, обогащаем их впечатлениями, оказываем помощь в организации и проведении игр.


3 . Правила организации игровых моментов

Для того чтобы игра принесла ребёнку максимальную пользу, следует придерживаться ряда несложных правил, в основном они касаются организационных моментов игры.

  • В  возрасте 4 -5 лет  внимание детей довольно неустойчивое, поэтому, планируя проведение какой-либо игры, учитывайте эту возрастную особенность и не затягивайте процесс – любая игра должна длиться не более 5-10 минут, иначе теряется  к ней интерес и действие не получит логического завершения.
  • Не стоит начинать игру незадолго до сна или перед приёмом пищи. Да и потом могут возникнуть трудности с восстановлением хода игры. Если планируется занятие с использованием дидактических материалов, позаботьтесь заранее обо всех необходимых предметах, расположите их под рукой. Ведь ребёнок не будет ждать, пока вы найдёте ту или иную картинку …
  • Применяя готовые развивающие игры, не стоит отдавать их детям в постоянное пользование. После проведённого занятия вместе с ребенком аккуратно сложите и уберите игру до следующего раза.
  • Играя в ту или иную игру, не стоит слепо следовать приложенным к ней рекомендациям!!! Обязательно учитывайте уровень развития и индивидуальные особенности ребенка.
  • Приучать детей к аккуратности. Побуждайте их приводить территорию в порядок после каждого занятия. Кстати, уборку тоже можно превратить в весёлую игру!!!

Проектная часть.

Планируемые мероприятия

Сроки

Теоретическая работа

1

Сбор и анализ литературы по данной теме

декабрь 2017-

февраль 2018

2

Составление плана

март – апрель 2017

3

Создание картотеки игр.

на протяжении всего периода проекта

4

Общение с коллегами педагогами в школе, районе, городе и в Интернете, изучение их взглядов и подходов к проблеме, ознакомление с их практической деятельностью;

В течение года

5

Памятка для родителей с советами по проведению игр

Сентябрь  2017

6

Систематический просмотр определенных телепередач посвященных изучаемой теме;

В течении года

7

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

В течении года

8

Чтение научных журналов, статей и публикуемых докладов;

В течении года

9

Папка-передвижка: «Воспитание дружеских отношений в игре»

В течении года

10

Анкетирование «Любит ли играть ваш ребёнок? »

Май 2017

11

Памятка для родителей: «Чему научит игра? »

Апрель 2017

12

13

Консультация : «Сколько игрушек и каких важно иметь в игровом уголке? »

Декабрь 2017

14

Выставка детских рисунков: «Играя-учимся, играя—познаём! »

Сентябрь 2018

15

Вечер игр: «Весёлые игры»

Октябрь 2018

16

Выставка детских рисунков «Моя любимая игрушка»

Ноябрь 2018

17

Спортивное соревнование : «Будем спортом заниматься»

Январь 2019

18

Устные рекомендации. Обмен опытом. «Подвижная игра как средство оздоровления детей»

Май 2019

19

Буклет для родителей: «Игры на внимание»

Февраль 2019

20

Устные рекомендации: «Домашние игры ребёнка»

Март 2019

21

Игровой досуг: «Увлекательное путешествие в волшебный мир игр»

Сентябрь -октябрь 2019

22

Неделя игры в ГКП

Октябрь 2019

23

Самоотчет по теме

Март- апрель 2019


Литература.

  1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ;
  2. Федеральный Государственный Образовательный стандарт

3.   Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных  учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Воспитать ребёнка успешным – это ли не мечта любого родителя? Отсюда и желание вмесить в детскую голову как можно больше знаний, ставка на раннее (как можно более раннее) развитие. И соответствующие т...

«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»...

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализаций ФГОС.

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста....

«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо д...

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации фгос

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации фгос «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!» Е.А. Покровский...

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации фгос

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации фгос «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!» Е.А. Покровский...