ТРИ КИТА в музыке
проект (старшая, подготовительная группа) на тему
Краткосрочный проект "Три кита в музыке" (Песня, танец, марш)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tri_kita.docx | 28.1 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 325 «Василек»
территориального отдела главного управления образования
администрации города по Октябрьскому району города Красноярска
Согласовано: Зам.зав МБДОУ № 325 ______________А.В.Михайловская «___» __________________ 2017г | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ № 325 ______________А.В.Соломатина «___» __________________ 2017 г |
ПРОЕКТ «ТРИ КИТА в музыке »
Музыкальный руководитель: Жукова Е. Я.
Проект «ТРИ КИТА в музыке»
Цель проекта :
Создание условий для восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности.
Предполагаемые результаты :
- Дети научатся определять характерные черты жанров музыки; сравнивать музыкальные произведения различных жанров; ориентироваться в музыкальном творчестве.
Главная задача проекта:
- Помочь воспитанникам ощутить разницу в характере музыки марша, танца и песни. В процессе знакомства с музыкальными жанрами подвести детей к самостоятельному выводу по определению жанров музыки.
Субъекты проекта:
Воспитанники старшей группы.
Актуальность проекта:
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной деятельности способствуют личностному развитию детей. Знания о жанрах музыки помогут детям не просто реализовать багаж знаний, но и открыть новые стороны данного вида искусства.
Продолжительность проекта: - краткосрочный
- Три занятия по музыкальной деятельности.
ОД №1
Дети заходят в зал, рассаживаются на стулья. Музыкальное приветствие «С добрым утром!»
Муз.рук. Вся музыка – волшебная страна,
Она красива, ласкова, нежна…
Три королевства разных в ряд
В стране волшебной той стоят.
Вот марш – он величав и строен,
Из громких звуков он построен.
И королевство танцев есть –
Людей веселых там не счесть!
А в королевстве третьем – песня –
И грусть и радость жили вместе.
Когда они в одно слились,
По миру песни разнеслись.
Вся музыка – волшебная страна,
А без нее и жизнь скучна.
В трех королевствах побываем
И многое мы там узнаем.
Звучит тема медл части скрипичного концерта Д.Б. Кабалевского
Муз.рук. Какая прекрасная мелодия! Светлая, ясная…Кажется, будто прилетела она прямо из мечты. Как нежно и трогательно поет ее музыкальный инструмент, словно человеческий голос. Вы любите музыку? Расскажите мне, какая музыка больше всего вам нравится? (ответы детей). Музыку должен кто-то написать, сочинить, придумать. Как мы называем человека, сочиняющего музыку? (ответы детей). Музыку нужно исполнить на инструменте или спеть. Как мы назовем того, кто это делает? (исполнитель). Музыка существует для людей, а не только для тех, кто ее сочиняет и исполняет, поэтому, у нее должны быть слушатели.
Музыка всегда возникает из тишины. Послушаем и мы с вами тишину в зале, прежде, чем повторится эта замечательная мелодия, с которой началось занятие. Вслушайтесь в нее. Какой инструмент ее исполняет? (повторное прослушивание фрагмента из скрипичного концерта Д.Б. Кабалевского). Конечно же это скрипка. А прослушали мы с вами фрагмент из «Концерта для скрипки с оркестром». его написал композитор Дмитрий Борисович Кабалевский. Он с особой любовью относился к детям. Помимо «взрослых» опер, симфоний, ораторий он написал очень много музыкальных произведений для детей – фортепианные пьесы и песни. Некоторые из них вы уже знаете. Многие, наверное, помнят пьесу о веселых и забавных клоунах, которые смешно кувыркаются, скачут, падают. (играет начало пьесы). Или мужественную стремительную «Кавалерийскую» (наигрывает), или бодрую и торжественную песню «Праздник веселый». Эти произведения уже звучали на наших занятиях.
Но композитор был широко известен не только своими музыкальными произведениями для детей. Он очень много сделал, чтобы классическая музыка, которую слушают дети, стала им понятна и близка. Для этого Кабалевский часто встречался с детьми и беседовал с ними о музыке. Он приезжал летом в пионерские лагеря и беседовал с детьми вечерами у костра. Свои беседы он обычно начинал так.
«Давным – давно, когда люди еще многого не знали, они не могли понять, как устроена планета Земля, на которой мы живем. Поэтому они придумывали разные объяснения, одно невероятнее другого. Так, они полагали, что Земля – плоская, как блин, и омывается со всех сторон океаном и что держит ее на своих спинах три огромных кита. При чем же здесь музыка? А при том, что в музыке, как это ни странно, существуют свои «три кита». И существуют они на самом деле, а не в сказке. На этих «трех китах», можно сказать, почти вся музыка держится».
Что же это за киты? Почему их три, а не пять? Конечно выражение «три кита» - условное, образное, и «киты» эти не настоящие, они не плавают в океане. Это три основные области, или, как их называют, три жанра музыки, а еще точнее – три типа музыки. Вы все с этими «китами» уже не раз встречались, и они вам хорошо знакомы. Сейчас вы убедитесь в этом сами.
Я сыграю вам отрывок, вы услышите его впервые. Будьте внимательны, постарайтесь ответить на вопросы: что это за музыка? Какой у нее характер? Что бы вам хотелось делать, слушая ее?
Муз.рук исполняет на фортепиано»Рондо – марш» Д.Кабалевского
Дети. Музыка бодрая, четкая, решительная. Под нее хорошо шагать. Это марш.
Муз.рук. Вы правильно определили, это марш. Это наш первый «кит» в музыке. Слушайте следующий отрывок.
Муз.рук. поет без аккомпанемента первый куплет «Колыбельной Антонины»
Дети. Это песня. Музыка нежная, грустная, спокойная, будто мама укачивает ребенка. Это колыбельная.
Муз.рук. правильно. Песня – это второй «кит» в музыке. Слушаем еще один отрывок.
Муз.рук. исполняет на фортепиано «Вальс» Д.Кабалевского
Дети. Музыка легкая, плавная, подвижная, под нее хочется танцевать и кружиться. Это вальс.
Муз.рук. А что такое вальс?
Дети. Танец.
Муз.рук. Какие еще танцы вы знаете?
Дети. Польку, хороводный танец, пляску…..
Муз.рук. Все танцы составляют третий тип музыки. Танец – это третий «кит». А теперь назовите всех «китов».
Дети. Марш, песня, танец.
Муз.рук. Сейчас я буду играть эту же музыку, но в другой последовательности, а вы выберите для себя подходящие движения, соответствующие характеру музыки, и свободно двигайтесь под нее.
Дети маршируют, имитируют укачивание куклы, импровизируют вальс.
ОД №2
Муз.рук. На прошлом занятии мы познакомились с «тремя китами» в музыке – так образно назвал эти музыкальные жанры композитор Д.Б. Кабалевский. Напомните мне пожалуйста, всех трех «китов». (Марш, песня, танец)
Поиграем в музыкальные загадки: каждый из вас сейчас придумает своего «кита», исполнит свой собственный марш или танец. Это может быть вальс или полька – кому что больше нравится. А кто-то , может быть, захочет сочинить свою песню. Слова я могу подсказать на ушко, а можете придумать их сами. Играем так: один человек поет, остальные отгадывают, что за «кит»
Дети сочиняют вокальные импровизации и отгадывают жанры
С «тремя китами» мы постоянно встречаемся в жизни и всякий раз музыка подсказывает нам их предназначение. Военный марш, исполняемый во время парада, отличается от марша физкультурников или от циркового марша. Сейчас я предлагаю взять по три музыкальных инструмента – треугольник, барабан и бубен. Я буду играть три разных марша, а вы подыгрывайте мне, выбрав нужный инструмент.
Исполняет на фортепиано «Три варианта марша». Дети выбирают нужный инструмент (военный марш – барабан, спортивный – бубен, игрушечный марш – треугольник)
Многие справились с этим непростым заданием. Вы обратили внимание на то, что мелодия у всех трех маршей одинаковая? Но по характеру произведения мы можем понять, о чем рассказывает музыка, для кого она создана.
При помощи звуков музыки можно, оказывается, создать портрет человека, передать его характер, чувства. Настроение. Сейчас сюда придут три сестрички – Резвушка, Плакса и Злюка. Вы их не увидите, но узнаете, слушая музыку. Как вы думаете, какая из девочек вошла первой, какая – второй, какая – последней?
Исполняет на фортепиано в любой последовательности пьесы Д.Кабалевского «Резвушка», «Плакса» и «Злюка». Дети говорят, о ком написана каждая из пьес.
Попробуйте немного рассказать о любой из них. Как вы себе их представляете? Что вам подсказала музыка? (Дети пытаются воссоздать словесные портреты по музыкальным характеристикам. Муз.рук помогает им).
ОД №3
Муз.рук. Вы помните трех сестричек, которые приходили к нам в прошлый раз? отгадайте, кто из девочек придет сегодня первой. (исполняет любой отрывок из трех). Как вы догадались, что это именно она? (подсказала музыка).
А теперь попробуйте изобразить каждую из сестричек в движении и мимике. Старайтесь не повторять друг за другом. Пусть каждый придумает и покажет свой образ девочки.
Дети импровизируют пластические этюды под ту же музыку
Муз.рук Но вернемся снова к нашим «китам». Сейчас мы все вместе споем песню «Праздник веселый» (исполняют песню). Скажите, какому из «китов» принадлежит эта музыка?
Дети. Это торжественный марш, мы под него выходили на праздник. Нет, это песня, ведь мы же ее поем….
Муз.рук. Получается, что два «кита» встретились вместе в одном произведении. В результате получилась песня – марш. По-другому ее можно назвать маршевой песней. С соединением двух жанров мы встречаемся достаточно часто. Это особенно характерно для оперной музыки. Сейчас вы услышите еще один пример того, как встречаются два «кита» вместе. Постарайтесь их правильно определить и рассказать о характере звучания музыки.
Исполняет песню «Наш край» с аккомпанементом (фо-но)
Дети. Здесь соединились песня и танец. Вальс. Музыка плавная, мягкая.
Муз.рук. Вы прослушали одну из лучших и любимых всеми песен Кабалевского «Наш край». В ней просто и искренне передано чувство любви к родному краю, воспевается красота его природы. Напевная мелодия звучит легко и мечтательно. Музыка пленяет живым, светлым и радостным характером. Сейчас я еще раз спою первый куплет, а вы подпевайте мне. (исполняют 1-й куплет песни). Послушаем эту же песню в исполнении детского хора. (Прослушивание).
Сейчас вы услышите еще один фрагмент из произведения Д.Б. Кабалевского – концерт для фортепиано с оркестром. Слово «концерт» имеет два значения. Концерт – это не только исполнение музыки для публики в специальном концертном зале . концертом может быть музыкальное произведение из нескольких частей: солист на каком – нибудь инструменте играет в сопровождении оркестра. (Прослушивание в звукозаписи фрагмента из середины 2-й части третьего фортепианного концерта). Музыка, которую вы слышали, для вас совершенно новая. Или она вам уже знакома?
Дети. Знакома, мы узнали песню «Наш край», только ее не поют, а играют….
Муз.рук. Вот видите, песня привела нас к новому жанру – фортепианному концерту. Это более крупное по масштабу и форме, более сложное по содержанию и по образам произведение, где мелодия песни – всего лишь – фрагмент.
С тремя «китами» - песней, танцем и маршем – вы будете встречаться в самых разных, подчас в самых сложных музыкальных произведениях: в опере и балете, симфонии и концерте, сюите и кантате. Конечно же , тремя «китами» музыка не ограничивается, хотя на них она держится, как дом на фундаменте. Но ведь дом состоит не только из фундамента. Вам предстоит еще многое узнать и о других характерных чертах и особенностях «большой» музыки. Но «три кита» всегда и везде помогут вам лучше понять ее, станут надежным мостиком, по которому вы сможете пройти в любую область музыкального искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3 кита в музыке (изображения)
3 кита в музыке. Картинки по разделам - Песня. Танец. Марш....
Музыкальное занятие в ДОУ Три кита в музыке в подготовительной группе.
Занятие проводилось на методическом объединении для муз. руководителей. Тема "Три кита" очень понравилась детям, так как была пр...
Музыкальное занятие в ДОУ Три кита в музыке в подготовительной группе.
Это занятие было проведено на муз. занятие в игровой форме и очень понравилось детям....
Конспект Организованной Образовательной Деятельности область "Музыка" по теме: "Три кита в музыке"
Конспект музыкального занятия для детей подготовительной к школе группы "Три кита в музыке"...
Занятие-путешествие по музыке в группе раннего развития детей «Лучик» Тема: «Три кита в музыке. Марш»
Занятие может быть полезным музыкальным руководителям детских дошкольных учреждений, учителям музыки в начальной школе....
Конспект занятия-путешествия по музыке в группе детей раннего развития «Лучик» в возрасте 6 лет Тема: «Три кита в музыке. Танец».
Занятие может быть полезным музыкальным руководителям детских дошкольных учреждений, учителям музыки в начальной школе....
Конспект НОД по музыке «Три Кита в музыке».
Конспект....