Тренинг эффективного педагогического общения
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_umenie_effektivno_obshchatsya.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и мечты.
- Есть такая притча:
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?". Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ.
- От того, насколько умело и эффективно мы умеем общаться с людьми, зависит то, как нас воспринимают окружающие и насколько успешны мы будем в жизни. Люди, которые умеют общаться лучше других, обычно более успешны, они достигают большего, как в личной жизни, так и в деловой жизни. Умение общаться - это искусство слушать и слышать, искусство видеть и чувствовать, умение понять собеседника и донести до него свои мысли.
- Насколько каждый из нас компетентен в области коммуникации я предлагаю узнать с помощью небольшого теста.
ТЕСТ: «КОММУНИКАЦИЯ»
Внимательно выслушайте 10 предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное по отношению к самому себе. Записывайте на своем листке порядковый номер предложений. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте в этом пункте цифру один. Если неверным или преимущественно неверным - цифру ноль, пожалуйста.
Утверждения.
- Мне не кажется трудным искусство подражать повадкам других людей.
- Я, пожалуй, могла бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание или
позабавить окружающих. - Из меня могла бы выйти неплохая актриса.
- Другим людям иногда кажется, что я переживаю что - то более глубоко,
чем есть на самом деле. - В компании я часто оказываюсь в центре внимания.
- В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя
совершенно по - разному. - Я могу отстаивать не только то, в чем я искренно убеждена.
- Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть
такой, какой меня ожидают видеть. - Я могу быть дружелюбной с людьми, которых я не выношу.
10. Я не всегда такая, какой кажусь.
Прекрасно. Подсчитайте теперь сумму проставленных вами чисел. Получилось число от нуля до десяти. Это число может косвенно характеризовать вашу компетентность в области общения. Чем выше число, тем более вы компетентны в области общения.
- Вот о том, как стать более компетентным в общении, как деловом, так и личном, и том как этому научить детей и их родителей, пойдет сегодня речь на нашей встрече. Формой проведения, которой мы выбрали «Острова актуальных вопросов».
- Вы видите, что расположились эти актуальные острова в «море сотрудничества». Именно к сотрудничеству я всех и приглашаю и искренне надеюсь, что сотрудничать у нас с вами получится.
- Итак, первый остров
Игровые упражнения 1 остров.
«Имя как аббревиатура»
Инструкция: Записать на листе бумаги тот вариант своего имени, который вы считаете наиболее приемлемым для общения в данной группе коллег. Передать свой листок своему партнеру и получить от него такой же листок с записью его имени.
Задача. «Расшифровать» имя своего партнера через аббревиатуру, называя его характеристики. (Пример. Имя ИРИНА. И - интересная, Р - решительная, И - инициативная. Н - независимая, А - активная). Подведение итогов. Участники называют имя своего партнера и его «расшифровку» (по желанию).
«Собери рюкзак»
Участники садятся по кругу.
Инструкция: Давайте представим, что мы решили все вместе отправиться в поход. Вот здесь (тренер показывает на середину круга) лежит рюкзак, который нам нужно собрать для похода. Каждый по очереди положит в него что-то нужное. Сделать это надо без слов, невербально. Все мы должны внимательно следить за тем, что кладет в рюкзак каждый из нас, и не повторяться».
После того как каждый из участников «положил» что-то в рюкзак, тренер обращается к группе с вопросом: «Что положил в наш рюкзак...?», называя имя того или иного члена группы.
Игровые упражнения 2 остров.
«Испорченный телефон»
Инструкция: Пять участников (по желанию) выходят за дверь и по приглашению ведущего входят в помещение по одному. Каждому входящему даётся инструкция - «Представьте себе, что Вы получили телефонограмму, содержание которой должны передать следующему члену вашей группы. Главное - как можно точнее отразить содержание».
Текст
«Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается в РОНСХ т.е. он договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских, которое, впрочем, не лучше отечественного. Он должен вернуться к 17 часам, к началу педсовета, но если он не успеет, то надо передать завучу, что он должен изменить расписание уроков старших классов на понедельник и вторник, вставив худа дополнительно 2 часа но астрономии».
После выполнения упражнения участники группы анализируют особенности слушания и то, как неумелое слушание может исказить передаваемую информацию (если это произошло в процессе выполнения задания).
Игровые упражнения 3 остров.
Игровые упражнения
Выберите из трёх вариантов ответов, который больше всего отвечает «Я-сообщению».
Ситуация 1. Вы который раз зовете Катю садиться за стол. Она отвечает: «Сейчас»,— и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться.
Ваши слова:
- Да сколько же раз надо тебе говорить!
- Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же.
- Меня сердит, когда ты не слушаешься.
Ситуация 2. У вас важный разговор с коллегой. Ребенок то и дело его прерывает. Ваши слова:
- Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.
- Не мешай разговаривать.
- Ты не можешь заняться чем-нибудь другим, пока я разговариваю?
Ситуация 3. Вы приходите домой усталая, вашего сына-подростка друзья, музыка и веселье. На столе — следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды («Хоть бы обо мне подумал!»).
Ваши слова:
- Тебе не приходит в голову, что я могу быть усталой?!
- Уберите за собой посуду.
3. Меня обижает и сердит, когда я прихожу усталая и застаю дома беспорядок.
Хочу напомнить, что используя «Я-сообщение», важно называть именно то чувство, которое вы сейчас испытываете, и именно такой интенсивности. Оказывается, это не так просто: мы привыкли думать о словах, которые надо сказать ребенку, а не о наших чувствах, которые порой загоняем внутрь. В этом задании вам предлагается больше послушать себя. Сначала не думайте, что ответить ребенку, а попытайтесь дать себе отчет в том, что бы вы пережили в каждом из приводимых ниже случаев. Заполните сначала только столбец II.
Первый пример — образец.
1. Ситуация I. Ситуация | II. Ваше чувство | III. «Я-сообщение» |
| Расстроилась, рассердилась | «Меня сердит, когда дети не слушают, что им говорят!» |
А теперь, имея в виду то чувство (или чувства), которые вы записали против каждой ситуации, напишите в столбце III ваше «Я-сообщение».
Например, в первой ситуации вашей фразой могло бы быть: «Меня сердит, когда дети не слушают, что им говорят!». Напомню, что слово «дети» здесь позволяет избежать выпада «ты».
Игровые упражнения 4 остров.
1 часть. Нарисуйте на листе ватмана коллектив ДОУ, родителей и детей. Как Вы думаете, какие выводы могут сделать родители, впервые пришедшие в детский сад, о его коллективе, посмотрев на этот плакат.
2 часть. В течение 5 минут придумайте и запишите несколько мероприятий, которые помогут сплотить воспитателей, родителей и детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг эффективного общения
Тренинг эффективного общения – это такая форма занятий, где люди много общаются, есть возможность открыто высказывать свое мнение и выслушивать мнение других участников, попробовать себя в разных ситу...
Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "
Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников. Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах обще...
Семинар-практикум для воспитателей "Эффективное педагогическое общение"
Повышение коммуникативной компетентности воспитателей.Расширение опыта рефлексии.Расширение опыта групповой работы.Учить детей общению со сверстниками и взрослыми....
ЭФФЕКТИВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ (с учетом требований ФГОС ДО)
В ФГОС ДО выдвинуты требования к условиям реализации основной образовательной программы. Среди них есть требования к психолого-педагогическим условиям – п...
Эффективное педагогическое общение. Семинар-практикум
Формирование основы личностно-ориентированного общения и взаимодействия педагогов с родителями предполагает знакомство педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области...
Презентация на тему: «Техника эффективного педагогического общения в работе с родителями»
На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одно...
Семинар-практикум "Эффективное педагогическое общение средствами Арт-терапии" март 2024г.
Семинар-практикум «Творческий педагог-творческие дети»тема: «Эффективное педагогическое общение средствами Арт-терапии»...