Семинар-практикум для воспитателей "Эффективное педагогическое общение"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Повышение коммуникативной компетентности воспитателей.
Расширение опыта рефлексии.
Расширение опыта групповой работы.
Учить детей общению со сверстниками и взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_effektivnoe_pedagogicheskoe_obshchenie.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эффективное педагогическое общение»
семинар-практикум для воспитателей
Цель: 1. Повышение коммуникативной компетентности воспитателей.
2. Расширение опыта рефлексии.
3. Расширение опыта групповой работы.
4. Учить детей общению со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: стулья, цветные карандаши, ватман.
- Основы личностно-ориентированного общения и взаимодействия.
В психологии общения существует три понятия:
- Позиция общения;
- Дистанция общения;
- Пространство общения.
УПРАЖНЕНИЕ «Психологическая скульптура»
Цель: почувствовать важность правильного выбора позиции общения.
Если попытаться охарактеризовать эту модель коротко, то мы получим принцип «не рядом и не над, а вместе».
Но что это значит? Для ответа на данный вопрос рассмотрим такие понятия, как позиция, дистанция и пространство общения.
ПОЗИЦИЯ ОБЩЕНИЯ. Для того чтобы лучше понять, что это такое почувствовать важность верного выбора позиции общения, воспользуемся методом «психологической скульптурой», предложенным американским психологом Вирджинией Сатир: один из участников «скульптуры» садится на пол, а другой встает перед ним на стул. Каждый из партнеров должен зафиксировать, что он видит (при этом стоящий не должен низко опускать голову, а сидящий – высоко поднимать ее, и у того и у другого должны двигаться только глаза).
Если у вас есть возможность проделать эти действия, вы ощутите, что видит ребенок, общаясь с вами, каким многие дети изображают людей – в виде «головоногов»: с длинными, бесконечно уходящими вверх ногами, длинными руками с обязательными пальцами на них, без шеи, с «точками» рта, носа и глаза, с «хохолком» волос. Это их «честный» рисунок с натуры!
Далее пусть «скульптура» несколько изменится: подайте друг другу руку, не наклоняясь и не приподнимаясь, и останьтесь в этом положении. Через некоторое время ваша рука устанет – вам захочется приподнять ее, а партнеру захочется опустить руку. Скорее всего, кончится тем, что вы оба, сами того не желая, почувствуете взаимное раздражение.
А теперь освободите руку и попробуйте ласково погладить «ребенка». Вам хочется продолжать? Вас надолго «хвалило?» Поинтересуйтесь у вашего партнера, что он чувствовал, соответствуют ли его ощущения тем чувствам, которые вы хотели выразить по отношению к нему. А еще лучше поменяйтесь с ним местами и повторите эксперимент. Тогда и вам представится возможность испытать на себе такую «ласку».
Как вы может быть, догадываетесь, эти «скульптуры» имеют не только пространственный, но и психологический смысл. Наилучший контакт устанавливается, когда собеседники не просто могут видеть глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане: ни один не считает себя более значимым, важным, умным и т.п., чем другой. Данной ситуации могут соответствовать три типа общения «Родитель» - «Родитель», «Дитя» - «Дитя», «Взрослый» - «Взрослый».
Возможна иная ситуации, когда один из собеседников занимает внутреннюю позицию «сверху», а второй послушно пристраивается «снизу». Возможен ли в данном случае контакт? Да, если эта позиция устраивает того и другого партнера. Но будет ли это взаимодействие развивающим для обоих? Безусловно, нет. Именно такое общение закрепляет стереотипы. Уверенность в собственной непогрешимости у одного и подавление инициативы, веры в собственные силы у другого.
ВЫВОД: находясь в разных позициях, людям очень трудно найти общий язык, они видят мир совершенно по-разному. Важно почувствовать, когда адекватна позиция «сверху», «снизу» и «рядом».
УПРАЖНЕНИЕ «Интересный разговор».
Цель: выявление индивидуальной дистанции общения, а также оптимальной дистанции общения в различных позициях.
ДИСТАНЦИЯ ОБЩЕНИЯ. Представьте себе, что вы и ваш партнер сидите друг против друга на удобном для вас и для него расстоянии и между вами завязывается интересный разговор. И вот когда вы уже почувствуете расположение к своему собеседнику и у вас возникнет с ним контакт, вдруг некая сила отодвинет ваши стулья на расстояние 3-4м друг от друга… Что при этом почувствуете вы? Ваш собеседник? Захочется ли вам продолжать разговор? Легко ли это будет сделать?
Возможно, вам и захотелось бы продолжения: ведь разговор был интересным, но разговаривать наверняка станет труднее – придется напрягать голосовые связки. Может быть, вы даже поменяете позу, стремясь как бы приблизиться к собеседнику.
Удастся ли вам при этом сохранить контакт с собеседником, до конца обсудить интересующий вас вопрос, или разговор угаснет, не закончится?
А теперь постарайтесь припомнить: не приходилось ли вам испытывать неприятные чувства, когда вы пришли в кабинет «большого начальника» и тот предложил вам сесть в другой конец комнаты? Не показалось ли вам тогда, что лучше побыстрее «унести ноги», поскольку из этого визита все равно ничего хорошего не получится – контакта не будет?
А вы сами никогда не пытались завести откровенный разговор с ребенком, или с кем-нибудь из родителей ваших воспитанников находясь с ним в разных концах комнаты? Или так: вы сидели за своим столом, а ваш собеседник стоял, например, в раздевалке?
ВЫВОД: оказывается, когда дистанция между собеседниками физически велика, контакт между ними вряд ли возможен.
У понятия «дистанция общения» не менее глубокий психологический смысл, чем у понятия «позиция общения». Вспомните: ребенок совсем мал, он целиком зависит от вас – естественно, дистанция общения между вами очень короткая. Но малыш растет и наступает такой момент, когда он заявляет: «Я сам!» Ребенок твердит эти слова к месту и не к месту, даже когда он хочет сделаться более самостоятельным и свободным, т.е. увеличить дистанцию между собой и взрослым. И если взрослый не понимает этого, то не только невозможен контакт между ним и ребенком, но и неизбежны конфликты. Быть вместе не значит нарушать свободу другого. Нарушение свободы как раз и ведет к нарушению контакта. Дистанция общения должна быть именно такой, чтобы обеспечивать для его участников контакт и свободу одновременно, свободу действовать так, как хочется поступить в данной ситуации, конечно, не забывая о свободе остальных участников взаимодействия.
При этом у ребенка не должно быть и чувства одиночества, чувства заброшенности – тех чувств, которые не возникают, если с окружающими действительно есть контакт.
Сложность, и очень большая, для воспитателя состоит в том, чтобы правильно определить дистанцию общения и в отношении всей группы, и в отношении каждого ребенка в отдельности. Эта сложность еще усугубляется тем, что для разных ситуаций общения, для разных видов деятельности и уж тем более для разных детей дистанция взаимодействия со взрослым разная.
ВЫВОД: главная задача педагога – найти оптимальную дистанцию общения с каждым ребенком и с группой в целом. Важно помнить, что при разных видах деятельности дистанция тоже должна меняться. Уважать дистанцию, обозначенную другим человеком, будь то ребенок или взрослый, не надо пытаться притянуть его дистанцию к своей.
УПРАЖНЕНИЕ «Быль о правах человека»
Цель: осознание своих методов воспитания, развитие способов кооперации педагогов и навыков сотрудничества.
ВЫВОД: общее пространство общения должен найти педагог, так как ребенок не обладает в достаточной степени коммуникативными навыками. Помнить: общение – от слова «общий». Главное, чтобы и вам, педагогам, и детям было комфортно в вашем пространстве общения.
- Взгляд со стороны.
Одним из необходимых умений педагогов является умение взглянуть на себя со стороны, увидеть себя глазами окружающих людей.
УПРАЖНЕНИЕ «Проективный рисунок».
Цель: получение обратной связи, понимание и соотнесение своих взглядов и мнений со взглядами и мнениями других людей своих коллег.
- Подведение итога семинара.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Эффективное общение"
Данный семинар - практикум предназначен для психологов и методистов ДОУ. Он раскрывает вопросы эффективного общения педагогов с родителями, детьми и колегами. Сам семинар выстроен в виде тренинга, что...
Семинар-практикум "Развитие речи и речевого общения дошкольников"
Построение эмоционально-доверительных взаимоотношений с родителями дошкольников, способствующих гармоничному развитию личности ребенка. Повышение уровня педагогической культуры родителей....
семинар - практикум для воспитателей"Организация диолагического общения дошкольников со сверстниками"
Консультация для воспитателей...
Семинар-практикум для воспитателей "Азбука педагогического общения" 17.02.2016
Цель проведения семинара: развитие коммуникативной компетентности у педагогов ДОУ.Задачи:- информирование педагогов о роли общения в развитии личности дошкольников;- развитие коммуникативных умений и ...
Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "
Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников. Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах обще...
Семинар-практикум для педагогов "Этика педагогического общения. Взаимодействие субъектов образовательного процесса"
Семинар-практикум для педагогов "Этика педагогического общения. Взаимодействие субъектов образовательного процесса"...
Семинар-практикум на тему «Стили педагогического общения»
В условиях детского сада существует специфическая система взаимоотношений: «воспитатель — ребенок». Где во взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира: мир воспитателя...