Рабочая программа образовательной области "Музыка"
рабочая программа на тему
Данный файл содержит методические рекоммендации по музыкальному развитию детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2017.doc | 116.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
ПРОГРАММА ФГОС в своих требованиях к образовательному процессу выдвигает следующие принципы:
Поддержка разнообразия детства,
Личностно – развивающий гуманистический характер взаимодействия,
Уважение личности ребёнка,
Реализация программ в формах, специфических для каждой возрастной группы детей.
При создании программы учитывались нормативные документы:
Закон РФ об образовании от 29.12. 2012 года № 273 –ф 3,
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
Постановление правительства РФ от 12.09.2008 года № 666.
Приказ министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года № 1155
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности» от 17.10. 2013 года № 1155.
Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой от 2011 года.
Программа направлена на развитие познавательно – исследовательской деятельности детей, развитие художественно – эстетического восприятия окружающей действительности.
Задачей музыкального развития детей является создание предпосылок для целостного восприятия искусства музыки во всё её разнообразие.
Формирование музыкально – эстетического вкуса посредством ознакомления ребёнка с различными видами музыкального творчества классического и народного направления.
В соответствии с ФГОС, при разработке методик музыкального развития детей
Необходимо учитывать принципиальный подход к формированию программы развития детей, критериями которого являются:
- Возможность включения каждого ребёнка в образовательный процесс как полноценного его участника на разных этапах реализации программы.
2.
- Ориентирование развивающей части программы на поддержку детской инициативы в творческом процессе, а так же развитии познавательно – творческой деятельности ребёнка.
- Необходимо так же учитывать индивидуальные потребности ребёнка или коллектива детей при выборе методов и способов развития.
- Учёт возрастных и индивидуальных способностей детей.
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуально – ориентированного обучения и воспитания.
- Построение образовательной деятельности на основе гуманистического характера взаимодействия.
При планировании работы по музыкальному развитию детей необходимо учитывать возрастные особенности детей с целью определения их возможностей на определённом этапе развития. Важное значение , при этом, имеет принцип инклюзивности современного образования. Поэтому необходимо в подборе методов
музыкального развития детей учитывать потребности детей с ОВЗ (ограничение возможностей по здоровью) .
При организации непосредственной образовательной деятельности в области «Музыка», необходимо учитывать 4 вида музыкальной деятельности, доступных детям дошкольного возраста: восприятие, пение, музыкально – ритмические движения и игра на музыкальных инструментах.
Данная программа призвана разработать методы развития детской музыкальности в игровой форме, создавая предпосылки детской исследовательской деятельности, развивая эстетический вкус ребёнка, прививая интерес к искусству.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
- Принципы создания непринуждённой обстановки, в которой дети чувствуют
себя комфортно.
- Принцип целостного подхода в решении педагогических задач.
А. Обогащение детского музыкального впечатления через основные виды музыкальной деятельности детей.
Б. Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.
В. Приобщение детей к народной культуре.
3. Принцип последовательности, предусматривающий усложнение задач по всем
Разделам музыкального развития.
3.
4.Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским и отчасти с историческим календарём.
5. Принцип партнёрства всех участников педагогического процесса
6. Принцип положительной оценки деятельности детей для развития у них
Более высокой активности и эмоциональной отдачи.
СОДЕРЖАНИЕ.
Развитие музыкально – эстетического вкуса детей проводится на основе регламента: на занятиях, во время проведения праздников, развлечений, а также во время нерегламентированной деятельности: при индивидуальной работе с детьми, в работе с подгруппами детей, при проведении мероприятий с родителями.
К подбору музыкальных произведений предъявляются определённые требования. Произведения должны быть доступными для восприятия детьми дошкольного возраста, должны развивать эстетический вкус к музыке, также произведения преподносятся в грамотном, красивом исполнении. Вокальные произведения должны подбираться в соответствии с исполнительскими возможностями детей определённого возраста. Музыкальные произведения должны развивать у детей интерес к музыке, желание слушать музыку, петь песни, танцевать, развивать творческую деятельность детей. Музыка должна аккумулировать детские способности, развивать способности к пению, танцам, слушанию и пониманию классических произведений. В работе с детьми используются произведения советской, русской, зарубежной классики, современные музыкальные произведения высокого музыкально – эстетического содержания, также детей необходимо знакомить с музыкальными произведениями времён Великой Отечественной войны.
ЦЕЛИ МУЗЫКАЛЬНО – ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИОБЩЕНИЕ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ, ОЗНАКОМЛДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ПОНЯТИЯМИ, ЖАНРАМИ.
Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
Развитие музыкального слуха, музыкальных способностей, чувства ритма, музыкальной памяти.
Формирование музыкального вкуса, воспитание интереса к музыкально – художественной деятельности.
4.
Развитие детского музыкального творчества, удовлетворения потребности в самовыражении.
ЗАДАЧИ.
- Формирование основ музыкальной культуры дошкольников.
- Развитие способности слышать, любить и понимать музыку.
- Формирование ценностных ориентаций средствами музыки.
- Воспитание интереса к музыкально – ритмическим движениям.
- Обеспечение эмоционально – психологического благополучия детей.
- Охрана и укрепление здоровья.
ТЕХНОЛОГИИ.
Технологии занятий предусматривают облегчённую форму одежды,
Специальную обувь – чешки, для девочек юбки.
На занятиях учитываются возрастные и индивидуальные особенности развития
Детей, особенности состояния здоровья.
Ход занятий предусматривает дыхательную гимнастику, пальчиковую для развития
Речи, гимнастика для глаз, соблюдение мер по предупреждению травматизма
Детей на занятиях, праздниках, досугах и развлечениях.
ВИДЫ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА».
- Физическое развитие – формирование представлений о здоровом образе
Жизни у детей.
- Социально – коммуникативное развитие детей.
- Познавательное развитие.
- Художественно – эстетическое развитие путём выполнения продуктивных видов
Деятельности для обогащения содержания области «музыка», закрепление
Результатов восприятия музыки.
- Речевое развитие.
Интегрирование образовательных областей раздела «музыка» способствует
Целостному развитию личности ребёнка, его музыкально – нравственной сферы.
5.
ОБЪЁМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ.
Младший дошкольный возраст.
- Слушание музыки.
- Распевание и пение.
- Музыкально - ритмические движения.
- Пляски, игры, хороводы. 36 часов.
Старший дошкольный возраст.
- Слушание музыки.
- Распевание, пение.
- Пляски, игры, хороводы.
- Элементарное музицирование.
Объём 72 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
- Искренне радуется весёлой музыке, реагирует на грустную мелодию.
- Любит импровизировать, изображая в движении знакомые образы животных.
- Узнаёт знакомые музыкальные произведения.
- Поёт не отставая и не опережая других.
- Умеет ритмично хлопать в ладоши под музыку.
- Различает контрастный темп в музыке, реагируя сменой движений под музыку.
- Повторяет за педагогом простейшие ритмы с речевой поддержкой.
- Различает звуки по высоте в пределах октавы.
- Умеет выполнять танцевальные движения: кружение в парах, притопы попеременно ногами, движения под музыку с предметами.
- Различает музыкальные инструменты.
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
- Узнаёт песни по мелодии.
- Различает звуки по высоте в пределах секты - септимы.
- Может петь протяжно, чётко произносить, начинать и заканчивать пение вместе с другими детьми.
- Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с 2-хчастной формой музыкального произведения.
- Выполняет танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по
6.
кругу, кружение в парах и по одному. Может выполнять движения с предметами.
- Играет на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
- Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня), различает звучание разных музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка)
- Различает звуки по высоте в пределах квинты.
- Может петь без напряжения, плавно лёгким звуком, отчётливо произносит слова, своевременно начинает и заканчивает пение, петь в сопровождении музыкального инструмента.
- Может ритмично двигаться в соответствии с характером музыки и её динамикой.
- Умеет выполнять танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и в кружении.
- Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов, действует, не подражая другим детям.
- Умеет играть мелодии на металлофоне по одному и в небольшой группе детей.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА.
- Знает мелодию Государственного гимна РФ.
- Определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец)
И инструмент, на котором оно исполняется.
- Определяет общее настроение, характер музыкального произведения.
- Различает части музыкального произведения - вступление, заключение, запев, припев.
- Может петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию, ускоряя, замедляя, усиливая или ослабляя звучание.
- Может петь индивидуально коллективно, с музыкальным сопровождением и без сопровождения.
- Умеет выразительно двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами, самостоятельно передавать несложный ритмический рисунок.
- Умеет выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг.
- Инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений
7.
Играх, хороводах.
- Исполняет сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ «МУЗЫКА» ПО ПРОГРАММЕ ФГОС.
ОРГАНИЗАЦИЯ.
Формами организации работы по развитию музыкальных способностей детей являются:
- Занятия - индивидуальные, фронтальные, тематические, комплексные, интегрированные.
- Развлечения и досуги.
- Утренники.
- Индивидуальная работа с детьми.
- Методическая работа с воспитателями.
- Консультации для родителей и индивидуальная работа с ними.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО -РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
- Музыкально - дидактические игры.
- Наглядно - образный материал. (иллюстрации, мультимедиа, диски, картины, игрушки, карточки с заданием, диапроэктор)
- Оборудованный зал для занятий с музыкальным инструментом (фортепиано), музыкальным центром.
- Наличие детских музыкальных инструментов.
- Диски с записями музыки для детского слушания.
- Видеотека детских мультфильмов и сказок для проведения досугов.
- Нотные сборники.
- Костюмы для взрослых и детей для выступлений.
- Атрибуты для выполнения упражнений и танцев с предметами. (ленты, флажки, цветы, султаны, разноцветные платочки, снежинки)
- Демонстрационный материал – муляжи грибов, фруктов, овощей.
- Экран для показа фильмов и презентаций.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР.
2-Я МЛАДШАЯ ГРУППА.
СЛУШАНИЕ.
Грустный дождик, вальс Д. Кабалевский, «Листопад» Т. Попатенко, Марш М. Журбин,
8.
Плясовая РНМ «Ах ты, берёза», Колыбельная С. Разорёнов, «Ёлочка» М. Красев,
«Солдатский марш» Р. Шуман, «Мишка с куклой пляшут полечку» М. Кочурбина,
«марш» Ю. Чичков, «Мишка с куклой пляшут полечку» М. Качурбина, «Весною» С. Майкапар, «Зайчик» Л. Лядова, «Медведь» Е. Тиличеева, «Воробей» А. Руббах, «Игра в лошадки» П. Чайковский, «Марш» Д. Шостакович, «Дождик и радуга» С. Прокофьев, «Есть у солнышка друзья»Е. Тиличеева.
РАСПЕВАНИЕ.
«Бай – бай – бай» р.н.п., «В огороде заинька» В. Карасева, «Ладушки» р.н.п. ообр. Н. Римского - Корсакова, «Да – да- да» Е. Тиличеева, «Ау!» (кварта), «баю – баю» (терция), «зайка» р.н .п., «где мои детки?» (квинта), «Дождик» р.н.п., «Баю - баю»
(терция), «Мы идём с флажками» Е. тиличеева.
ПЕНИЕ.
«Осенняя песенка» А. Александрова, «Осень» И. Кишко, «Солнышко и дождик» Т. Попатенко, «Сапожки» О. Девочкина, «Ёлочный хоровод» З. Качаева, «Ёлочка» Н. Бахутова, «Игра с лошадкой» И. Кишко, «Бабушка» И. Картушина, «Каждый по- своему маму поздравит» Т. Попатенко, «Пирожки» А. Филиппенко, «Молодой солдат» В. Карасёва. «Зима прошла» Н. Метлов, «Солнышко» О. Глушнова,
ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.
«Бай – бай – бай», «Лю - лю – бай», «Как тебя зовут?», «Ах ты котенька - коток», «Петух и кукушка» М. Лазарев, «Спой название игрушки», «Зайка» (секунда, кварта)
МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ.
УПРАЖНЕНИЯ.
Марш Т. Ломова, «Бег врассыпную и ходьба» Т. Ломова, «Прогулка» М. Раухвергер, «Барабанщики» Э. Парлов, «Пружинки» р.н.м., «Мячики» М. Сатулина, «Зайчики»
Т. Ломова, Марш Л. Шульгин, «Скачут сапожки» А. Филиппенко, «Марш и бег» А.
9.
Александров, «Скачут лошадки» Т. Попатенко, «Птички летают» Л. Банникова, «Поезд» Л. Банникова, «Тапатушки» М. Раухвергер, «Бег с хлопками» Р. Шуман.
ПЛЯСКИ И ХОРОВОДЫ.
«Пляска с погремушками» В. Антонова, «Сапожки» р.н.м., танец с листочками р.н.м., «Танец около ёлки» Р. Равин, маленький танец Н. Александрова, Баиновская кадриль, танец снежинок А. Бекман, «Фонарики» Р. Рустамов, «Весёлые ножки» р.н.м., танец зайчат р.н.м., «Помирились» Т. Вилькорейская, «Танец с платочками» русская плясовая.
ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
«зайцы» Е. Тиличеева, «Медведь» р.н.м., «Кошечка» Е. Тиличеева, «Лошадка» М. Потолвский, «Петушок» Т. Ломова.
МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ.
Развитие звуковысотного слуха: «Птицы и птенчики», «Три медведя».
Развитие ритмического слуха: «Кто как идёт?», «Весёлые дудочки».
Тембровый и динамический слух: «Громко - тихо», «Узнай свой инструмент», «Колокольчики».
Определение жанра: «Что делает кукла? «Спой песню по картинке».
МУЗИЦИРОВАНИЕ: Подыгрывать простым мелодиям на ударных инструментах.
ЭТЮДЫ: «Смело идти и прятаться», «Зайцы и лиса» Е. Вихарева, «Жуки» Л. Вишкарёв.
10
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
СЛУШАНИЕ.
«Колыбельная» А. Гречанинов, «Марш» Л. Шульгин, «Ах ты, барёза» р.н.п.,
«Осенняя песенка» Д. Васильев – Буглай, «Зайчик» Ю. Матвеев, «Музыкальный ящик» Г. Свиридов, «Вальс снежных хлопьев» П. Чайковский, «Итальянская полька» С. Рахманинов, «Котик заболел», Котик выздоровел» А. Гречанинов, «Как у наших у ворот» р.н.п., «Смелый наездник» Р. Шуман, «Веснянка» укр. Н. п., «Бабочка» Э. Григ, «Жаворонок» М. Глинка, «Марш» С. Прокофьев, «Новая кукла», «Болезнь куклы» П. Чайковский, «Времена года П. Чайковский, музыка из мультфильмов и детских фильмов.
ПЕНИЕ.
УПРАЖНЕИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛУХА И ГОЛОСА.
«Две тетери» М. Щеглов, «Жук» Н.. Потоловский, «Колыбельная зайчонка» В. Карасёва, «Паровоз» В. Карасёва, «Андрей - воробей» р.н.п., «Баю – баю» терция, «Ау!» кварта, «Вот иду я вверх» Е. тиличеева, «Кисонька – мурысанька» р.н.п., попевки, заклички.
ПЕСНИ.
«Осень» И. Кишко, «Осень» Ю. Чичков, «Кошекчка» В. Витлин, «Осенний хоровод» А. Филлипова, «Осенняя» О. Девочкина, «Новогодняя» А. Филиппенко, «Зимняя песенка» М. Красев, «Танец около ёлки» Ю. Слонов, «Бравые солдаты» А.
11.
Филиппенко, «Маме в день 8 марта» Е. Тиличеева, «Мама» Л. Бокалова, «Для кого мы поём?» В Иванникова, «Матрёшки» Ю. Слонов, «Как папа» Л. Семёнова, «Веснянка» укр. Н. п., «Кукушка и лягушка» А. Олиферова, «Рыбка» Н. Красев, «Про лягушек и комара» Н. Метлов, «Дождик» М. Красев, «Паровоз» З. Компанеец.
ПЕСНИ ИЗ МУЛЬТФИЛЬМОВ: «Улыбка» , «Песенка про кузнечика» В. Шаинский, «Если добрый ты» Б. Савельев, слова М. Пляцковского.
ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.
«Как тебя зовут?», «Кто как поёт?», «Спой своё имя», «Как зовут твоего товарища?», «Цыплята» А. Филиппенко.
МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ.
УПРАЖНЕНИЯ.
«Пружинки» р.н.м., «Марш» И. Беркович, «Весёлые мячики» М. Сатулина, «Качание рук с лентами» п.н.м.. обработка Л. Вишкарёва, прыжки анг. мел., лёгкий бег «Латвийская полька», Марш Е. Тиличеева, «Ходит медведь» Этюд К. Черни,
«Полька» М. Глинка, «Всадники» , «Петух» Т. Ломова, «Потопаем - покружимся» р.н.м., «Упражнения с цветами» Вальс А. Жилин, «Жуки» венг. Мелодия.
ХОРОВОДЫ И ПЛЯСКИ.
«Пляска парами» латышская мелодия, «Танец с ложками» р.н.м., «Танец с платочками» р.н.м., «Приглашение» украинская народная мелодия, «Краковяк» п.н.т.,
12.
Упражнения с осенними листьями» А. Петров, «Осенний хоровод» М. Вавилов, «До свидания» чешская н.м., «Упражнения с султанчиками» укр. Н. м., «Полька» Н. Лядова, «Снежинки» Н. Метлов, «Петрушки» И. Штраус, «Танец зайчат» полька по выбору, «Дудочка – дуда» Ю. Слонов, «Хлоп – хлоп – хлоп» эст. Нар. М., «Бусинки» «галоп» И. Дунаевский, «Неваляшки» З. Левина, «Коза - дереза» сл. Народные, муз. М. Магиденко.
ЭТЮДЫ - ДРАММАТИЗАЦИИ.
«Барабанщики» Д. Кабалевский, «Весёлая прогулка» П. Чайковский, «Бегал заяц по болоту» В. Герчик, «Сбор ягод» р.н.п. «Ах ты, берёза», «Что ты хочешь, кошечка?» Г. Зингер.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ.
«Курочка и петушок» Г. Фрид, «Жмурки» Ф.. Флотов, «Медведь и заяц» В. Ребиков, «Самолёты» М. Магиденко, «Игра деда Мороза и снежинок» П. Чайковский, «Огородная - хороводная» Б. Можжевелов, «Дед Мороз и дети» И. Кишко, «Кто скорей возьмёт игрушку» латв. н. м., «Весёлая карусель» р.н.м., «Гуси – лебеди и волк» Е. Тиличеева, «Заинька, выходи!» Е. тиличеева, «Мы на луг ходили» А. Филиппенко, «Рыбка» М. красев, «Платочек» укр. Нар. Песня.
ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
«Лошадки» Н. Потоловский, «Зайчик», «Наседка и цыплята», «Воробей» Т. Ломова,
«Ой, хмель, мой хмелёк» М. Раухвергер, «Скачут по дорожке» А. Филиппенко, придумай пляску Петрушек под музыку И. Брамса, «Медвежата» М. Красев.
13
МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
Развитие звуковысотного слуха: «Птицы и птенчики», «качели».
Развитие ритмического слуха: «Петушок, курочка и цыплёнок», «Кто как идёт», «Весёлые дудочки», «сыграй как я».
Развитие тембрового слуха: «Громко - тихо», «Узнай свой инструмент», «Угадай, на чём играю».
Определение жанра: «Что делает кукла?», «Узнай песню по картинке», «Музыкальный магазин»
ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ.
«Мы идём с флажками», «Гармошка», «Небо синее» Е. Тиличеева, «Кап – кап – кап» румынская песня, «Лиса» р.н.п. Подыгрывать несложные мелодии на металлофоне.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
ВОСПРИЯТИЕ.
«Марш» Д. Шостакович, «Колыбельная», «Колыбельная», «Парень с гармошкой» Г. Свиридов, «Листопад» Т. Попатенко, Марш С. Прокофьев, «Зима» П. Чайковский, «Осенняя песня» цикл «Времена года», «Зима» А. Вивальди, «Вальс» А. Петров, «ДЕТСКАЯ ПОЛЬКА» М. Глинка, «Моя Россия» Г. Струве, «Дед Мороз» Н. Елисеева, «Святочный дед» Р. Шуман, «Утренняя молитва», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Сладкая грёза» П.И. Чайковский, «Жаворонок» М. Глинка, «Мотылёк» С. Майкапар,
14
«Пляска птиц», «Колыбельная», «Полёт шмеля», «Море» Н. Римский – Корсаков,
«Шутка» И.С. Бах, «Утро», «Вечер», Э. Григ.
ПЕНИЕ.
Упражнения на развитие слуха и голоса:
«Зайка» В. Карасёва, «Ворон» р.н.п., «Андрей – воробей» р.н.п., «Бубенчики», «Гармошка» Е. Тиличеева, «Считалочка» И. Арсеева, «Снега - жемчуга» М. Пархаладзе, «Паровоз», «Петрушка» В. Карасёва, «Качели», «Небо синее», «Скачем по лестнице», «Эхо», «Кукушка», «Конь» Е. Тиличеева, «Артистка» Д. Кабалевский, «Дятел» Н. Леви, «Чики – чики – чикалочки», «Бай - качи – качи» русские попевки, «Не летай соловей» В. Кикта.
ПЕСНИ:
«Журавли» Л. Лившиц, «К нам гости пришли» А. Александрова, «Грибочки» О. Девочкина, «Осень как рыжая кошка» М. Еремеева, «Чудесный зимний день» Г. Голлева, «Новогодняя» Г. Гладков, «Дед Мороз» З. Хижинская, «Смелые пилоты» М. Еремеева, «Песня о Российской армии» В. Витлин, «Армии ура!» Г. Гуцалюк, «Будем Родине служить» В. Шестакова, «Весенняя капель», «Песня о бабушке» М. Шоломонова, «Дарим маме песенку» Ю. Слонов, «Дорогие бабушки и мамы» Г. Струве, «Ромашки» М. Пархаладзе, «Наша Родина сильна» А. Филиппенко, «По малину в сад пойдём» А. Филиппенко, песни из мультфильмов и детских фильмов.
МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ.
Упражнения: «Маленький марш» Т. Ломова, «Пружинка» Этюд Е. Гнесина, «Шаг и
15.
бег» Н. Надененко, «Плавные руки» Р. Глиэр, «Кто лучше скачет» Т. Ломова, «Пляшем» р.н.м., «Росинки» С. Майкапар, Хоровод р.н.м., «Вальс» А. Дворжак, «Гавот» Ф. Госсек, «Передача платочка» Т. Ломова, Марш Е. Тиличеевой, И. Кишко, Спокойная ходьба Т. Ломова. Бег в. Витлин, Мячики П. Чайковский, Побегаем – попрыгаем С. Соснин, поскоки Т. Ломова, Всадники В. Витлин, Шаг на всей стопе Подгорка р.н.м., потопаем - покружимсяр.н.м. Т. Ломова, Поплаваем В. Золотарёва, Петушок р.н.м. обр. Т. Ломова, упражнения с лентами В. А. Моцарт, боковой галоп С. Рахманинов.
Танцы: «Дружные пар» И. Штраус, «Круговая пляска» р.н.м., «Задорный танец В. Золотарёв, «Ой, хмель, мой хмелёк» р.н.п., Русская пляска «Во саду ли, в огороде»,
Кадриль с ложками, пляска мальчиков «Чеботуха», «Танец бусинок» Т. Ломова, «Пляска петрушек» хорватская мелодия, «Снежинки» Р. Глиэр, «Танец гномов» Ф. Черчель, «Танец скоморохов» Н. Римский - корсаков, «Цирковые лошадки» М Красев, «Пляска медвежат» М. Красев.
Хороводы: «К нам гости пришли» А. Александров, «Новогодний хоровод» С. Шайдар, «К нам приходи Новый год» В. Герчик, «Хоровод цветов» Ю. Слонов, «Как пошли наши подружки», «Земелюшка чернозём», «Возле речки, возле моста».
Игры: Ловишка Й. Гайдн, «Не выпустим» Т. Ломова, «Будь ловким» Н. Ладухин, «Игра с бубном» М. Красев, «Найди пару» р.н.м. обр. Т. Попатенко, «Кот и мыши» Т. Ломова, «Погремушки» Т. Вилькорейская, «Ворон» р.н.м., «Заинька» р.н.п., «Как на тоненький ледок» р.н.п. обр. А. Рубец, «Кот Васька» Г. Лобачёв, «Ёжик» М. Красев, «Хоровод в лесу» М. Иорданский, «Кукушка и лягушка» Е. Шаломонова
16.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА.
Слушание.
«Детская полька» М. Глинка, марш С. Прокофьев, «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Камаринская», «Осень» П. И. Чайковский, «Осень» Вивальди, «Весёлый крестьянин» Р. Шуман, «Море», «Белка» Н. Римский – Корсаков, «Итальянская полька» С. Рахманинов, «Танец с саблями» А. Хачатурян, «Зима пришла», «Тройка» Г. Свиридов, «Вальс - шутка», «Гавот», «Полька», «Танец» Д. Шостакович, «Зима» А. Вивальди, «Кавалерийская» Д. Кабалевский, «В пещере горного короля», «Шествие гномов» Э. Григ, «Песня жаворонка» П.И. Чайковский, «Пляска птиц» Н. Римский – Корсаков, «Рассвет на Москве реке» М. Мусоргский, «Грустная песня», «Старинный танец», «Весна и осень» Г. Свиридов, «Весна» А. Вивальди, органная токката ре минор, «Шутка» И. Бах, «Ромашковая Русь», «Незабудковая гжель», «Свирель да рожок», «Наша хохлома» Ю. Чичков, «Лето» из цикла «Времена года» А. Вивальди.
ПЕНИЕ.
Упражнения для развития слуха и голоса.
«Лиса по лесу ходила», «Бубенчики», «Громко - тихо запоём», «Кукушечка», «Дудка» Е. Тиличеева, «Ходит зайка по саду» р.н.п., «Скок – поскок» р.н.п., «В школу» Е. Тиличеева, «Зайка», «Петрушка» В. Карасёва, «Две лошадки», «Качели» Е. Тиличеева,
«Вальс», «Балалайка» Е. Тиличеева и другие упражнения из сборника «Учите детей петь» М. Орлова, С. Бекина.
17.
ПЕНИЕ.
«Моя Россия» Г. Струве, «Жаворонок» М. Еремеева, « Самовар» М. Шаломонова, «Листопад» Т. Попатенко, «Улетают журавли» В. Кикто, «Новогодний хоровод» Т. Хижинская «Зима в России» М. Куликова, «Что такое Новый год?» Ю. Чичков, «К нам приходит Новый год» В. Герчик, «Мамин праздник» Ю. Гурьев, «Самая хорошая»
В. Иванников, «Ты плыви, кораблик» М. Еремеева, «Герои солдаты» М. Еремеева, «Собираю я портфель» А. Хижинская, «Песенка про бабушку», «Брат - солдат» М. Парцхаладзе, «До свиданья, детский сад» Ю. Слонов, «Мы теперь ученики» Г. Струве,
«Веснянка» укр. Н.п., «Спят деревья на опушке» М. Иорданский, песни, рекомендованные журналом «Музыкальный руководитель», песни из фильмов и мультфилЬмов.
ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.
«Осенью» Г. Зингер, «Весёлая песенка» Г. Струве, «Цирк кота Мордана» Кюи,
«Весной» Г. Зингер, «Тихая песенка», «Громкая песенка» Г. Струве, «Плясовая»
Т. Ломова.
МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИИЕ ДВИЖЕНИЯ.
Марш И. Кишко, М. Робер, Д. Шостакович, И. Дунаевский, «Бег» Т. Ломова,
«Марш со сменой ведущих» Т. Ломова, «Физкульт – Ура» Ю. Чичков, «Песня о Родине» И. Дунаевский, «Хороводный шаг», «Плавный хоровод» р.н.м., поскоки
Музыка Т. Ломовой, С. Рахманинов «Полька», М. Можжевелов, «Боковой галоп»
18.
бег, « Цветные флажки» Т. Ломова, «Смелый наездник» Р. Шуман, «Качание рук» польская мелодия, «Упражнения с лентами» В. А. Моцарт, «Потопаем - покружимся» р.н.м. обр. Т. Ломовой, «Полоскать платочки» р.н.м. «Утушка луговая», упражнения с предметами, круговой галоп венгерская мелодия, парная пляска карельская мелодия, танец с колосьями И. Дунаевский, «Пружинки» Ю. Чичков, «Задорный танец» В. Золотарёв, «Полька» В. Косенко, «Вальс» Е. Дога, «Мазурка» Г. Венявский, «Прялица» р.н.м. обр. Т. Ломовой, «Русская пляска с ложками» русская народная мелодия «Полянка», «А я по лугу», «Сударушка» р.н.м. обр. Ю. Слонова, «Кадриль с ложками» р.н.м. обр. Е. Туманян, «Яблочко» Э. Глиэр, «Минуэт» В. Моцарт.
ХАРАКТЕРНЫЕ ТАНЦЫ.
Танец Петрушек «Трепак» П. Чайковский, А. Доргомыжский, «Танец снежинок» под вальс, «Матрёшки» Ю. Слонов, «»Весёлый слоник» М. Комарова.
ХОРОВОДЫ:
«Выйду – ль я на реченьку» р.н.п., «На горе –то калина» р.н.п., «К нам приходит Новый год» В. Герчик, «Под Новый год» Е. Зарицкая, «Во поле берёза стояла».
ЭТЮДЫ.
«Барашеньки крутороженьки» р.н.п., «Медведи пляшут» М. Красев, «Обидели» М. Степаненко, «Попрыгунья». «Упрямец» Г. Свиридов, «Лягушки и аисты» В. Витлин, «Пляска бабочек» Е. Тиличеева. П. Чайковский «Танец пастушков», «Лошадки» Дрондо, «Пляшет лиса» р.н.м. обр. Т. Ломовой.
МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
19.
Звуковысотный слух: «3 поросёнка», «Подумай - отгадай», «Звуки разные бывают»,
«Весёлые петрушки».
Чувство ритма: «Прогулка в парк», «Выполни задание», «Определи по ритму».
Развитие тембрового слуха: «Угадай, на чём играю», «Музыкальный домик».
Развитие диатонического слуха: «Громко - тихо запоём», «Звенящий колокольчик».
ИНСЦЕНИРОВКИ.
«Как у наших у ворот» р.н.п., «Как на тоненький ледок» р.н.п., «На зелёном лугу»,
«Со вьюном я хожу» р.н.п., обр. В. Агафонников, «Новогодний бал» Т. Коренева,
Другие инсценировки по усмотрению музыкального руководителя.
ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.
«Бубенчики» Ю. Чичков, «»В школу», «Гармошка», «Наш оркестр» Е. Тиличеева,
«Латвийская полька» обр. М. Раухвергер, «Ворон» р.н.п., «Я на горку шла» р.н.п., «Во поле берёза стояла» р.н.п., «Ой, лопнул обруч» укр.н.п., «Вальс» Е. Тили чеева, «В нашем оркестре» Т. Попатенко.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
МАЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
Способен слушать музыкальное произведение до конца.
20
Узнаёт знакомые песни, различает звуки по высоте в пределах октавы, замечает изменения в звучании (тихо – громко), поёт не отставая и не опережая других.
Умеет выполнять следующие танцевальные движения: кружение в парах, попеременные притопы ногами, движение под музыку с предметами, различает и называет музыкальные инструменты.
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
Узнаёт песни по мелодии, различает звуки по высоте в пределах сексты - септимы,
Может петь протяжно, чётко произносить слова, начинать и заканчивать пение вместе с другими детьми.
Выполняет движения соответственно характеру музыки, самостоятельно меняет их вместе с двух - трёхчастной формой музыкального произведения.
Выполняет танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по – одному и в парах, притопы ногами попеременно, выставление ног вперёд на пятку и на носок.
Играет простые мелодии на металлофоне на одном звуке.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
Различает жанры музыкальных произведений, звучание музыкальных инструментов,
Различает высоту звука в пределах квинты, поёт без напряжения, плавно, лёгким звуком, отчётливо произносит слова, своевременно начинает и заканчивает пение, поёт в сопровождении музыкального инструмента и без него.
21.
Умеет ритмично двигаться в соответствии с характером музыки и её динамикой,
Выполняет танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте и с продвижением вперёд и в кружении.
Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов, действует без подраания другим детям.
Умеет играть на металлофоне по одному и в группе детей.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА.
ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ.
Узнаёт мелодию Государственного гимна Р,Ф,
Самостоятельно определяет жанр прослушанного музыкального произведения и инструмент, которым произведение исполняется, определяет характер, общее настроение музыкального произведения, различает части (вступление, заключение, запев, припев).
Исполняет песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно интонируя мелодию, ускоряя, замедляя, усиливая или ослабляя звучание голоса.
Может петь индивидуально и в хоре с музыкальным сопровождением и без него.
Умеет выразительно и ритмично двигаться под музыку соответственно её разнообразию, передавать в движении музыкальные образы, передавать несложный ритмический рисунок в движении.
22.
Выполняет танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг, шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг.
Инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах.
Сольно исполняет на музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ОВЗ.
Распространение процесса интеграции и инклюзивного воспитания детей с ограниченными возможностями психо – физического развития является отражением современности и реализацией прав детей на образование. Данная проблема требует гибкого и деликатного подхода к ней. Она предусматривает постепенное включение детей с ОВЗ в работу совместно с общим коллективом детей.
К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или нескольких разделов образовательной программы.
Выделяют следующие группы таких детей:
- Дети с нарушением слуха.
- Дети с нарушением зрения.
- Дети с нарушениями речи.
- Дети с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
- Дети с задержкой психического развития. ЗПР.
23.
6. Дети с нарушением интеллектуального развития.
7. дети с нарушениями эмоционально - волевой сферы, ранний детский аутизм РДА.
Каждая категория таких детей имеет помимо общих закономерностей развития, специфические психолого – педагогические особенности, отличающие одну категорию детей от другой, которые необходимо учитывать при планировании коррекционной работы в интеграционном образовательном пространстве.
Показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребёнка:
Особенности контакта ребёнка.
Эмоциональная реакция на ситуацию обследования.
Реакция на одобрение.
Реакция на неудачи.
Эмоциональное состояние во время выполнения заданий, эмоциональная подвижность, особенности общения, реакция на результат.
КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА ОВЗ.
Наличие стойкого интереса к заданию, понимание инструкции, самостоятельность в выполнении задания, целенаправленность и активность, темп и динамика деятельности, работоспособность.
24.
Основная цель - слушание детьми музыки, пение, музыкально – ритмические движения, танцы, игра на музыкальных инструментах.
Контингент детей с ОВЗ неоднороден по степени выраженности дефектов и по уровню сохранности тех или иных функций, следовательно педагогу необходимо уделить внимание способом предъявления звучания музыкальных инструментов (для детей НС), музыкально - ритмических движений детям ДН.
КАЖДЫЙ ВИД МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИМЕЕТ СВОИ КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ.
Содержание базовых направлений в работе сочетается со специальными коррекционными областями. Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные воспитания и обучения детей с ОВЗ. Детям с ОВЗ необходим адаптационный период, педагогами должна быть организована барьерная среда жизнедеятельности таких детей. Одним из условий повышения эффективности корекционно – педагогической работы является создание адекватной возможности ребёнка охранно - педагогической и предметно - развивающей среды. Необходимо при работе с детьми с ОВЗ оснастить развивающую среду специальным оборудованием, мебелью для удобства работы детей и их передвижения, оптические приборы для детей с нарушением зрения, для детей с НС- слуховые аппараты.
Для проведения коррекционных мероприятий необходимо учитывать некоторые особенности дидактического материала, при планировании работы с детьми с ОВЗ нужно использовать наиболее доступные им методы: наглядные,
25.
практические и словесные. Вопрос о рациональном подборе методики решается педагогом индивидуально с каждым ребёнком с ОВЗ. В тех случаях, когда общая программа не может быть освоена ребёнком с ОВЗ из – за тяжести нарушений, создаются индивидуальные программы обучения, куда должны включаться пропедевтические разделы, дающие возможность в более элементарной форме восполнить недостающие знания и представления об окружающем мире детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа образовательной области Речевое развитие (по примерной образовательной программе "Детство") Средняя группа
Примерная образовательная программа "Детство", образовательная область Речевое развитие...
Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе общеразвивающей направленности на 2018 – 2019 учебный год (по программе "Детство")
Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе общеразвивающей направленности на 2018 – 2019 учебный год(по программе "Детство")...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательной деятельности для детей подготовительной группы №5 « Теремок» составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С.
Настоящая рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильев...
Рабочая программа Образовательной деятельности для детей младшего возраста группы №3 «Пчёлка Майя» составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы , М.А. Васильевой ,Т.С.
Аннотация к рабочей программе младшей группы.Рабочая программа младшей группы разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ №3 «Со...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательной деятельности в подготовительной группе комбинированной направленности №4 «РОМАШКА». Разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Верак
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАОбразовательной деятельности в подготовительной группе комбинированной направленности №4 «РОМАШКА».Разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошк...