План по самообразованию педагога Фроловой Ирины Николаевны
материал (средняя группа) на тему
Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы»
2017 – 2018 (учебный год) средняя группа «А»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ira_plan_samoobrazovaniya.docx | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение основная образовательная школа № 3 (дошкольные группы)
План по самообразованию педагога
Фроловой Ирины Николаевны
Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы»
2017 – 2018 (учебный год) средняя группа «А»
«Самое лучшее открытие –
то, которое ребенок делает сам»
Ральф У. Эмерсон.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому, экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В работах многих отечественных педагогов (Н. Н. Поддъякова, А. П. Усовой, Е. Л. Панько) говориться, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития» и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности. Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним; осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно- исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Актуальность:
Преобразование знаний детей в инструмент творческого освоения мира, которое должно строиться как самостоятельный творческий поиск.
Цель:
Повысить профессиональное мастерство, создать условия для развития познавательного интереса дошкольников в экспериментально - исследовательской деятельности.
Задачи:
- Повысить свой собственный уровень знаний по данной теме, путём изучения методической литературы.
- Формирование у детей среднего возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- Расширение перспектив развития экспериментально-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Предполагаемый результат работы над темой самообразования. У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического мастерства: умение анализировать научно-методическую литературу; умение применять полученные знания на практике; активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
Дети научатся:
- Самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
- Предлагать возможные варианты решения; исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы исследовательской деятельности.
План реализации программы по самообразованию.
Формы работы | Сроки | Практический выход |
Изучение научно-методической литературы. Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н.Прохоровой, направленной на изучение мотивации детского экспериментирования. О.В.Дыбина «Ребёнок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста М. Сфера 2005. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей. | Сентябрь – октябрь. | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения Экспериментально – исследовательской деятельности» |
Проведение диагностирования, анализ состояния воспитательно – образовательной работы | Сентябрь. | Анализ диагностики |
Разработка перспективного плана по исследовательской экспериментальной деятельности. | Октябрь | Внедрение в образовательный процесс откорректированной системы занятий по экспериментально – исследовательской деятельности. |
Использование опыта на практике (методы, приёмы, технологии) | Сентябрь, май | Система занятий по исследовательской экспериментальной деятельности детей средней группы. |
Создание развивающей среды, создание мини – лаборатории. | Ноябрь | Презентация лаборатории на семинаре ДОУ. |
Совершенствование методов образовательной деятельности, изучение передового педагогического опыта через интернет – сайт. | Декабрь - февраль | Участие на ГПС. Представление педагогического мастерства в ДОУ. |
Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе. | Ноябрь - май | Создание копилки опытов и экспериментов «Шаг за шагом» |
Работа с родителями Консультации для родителей на темы: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» «Научите ребенка любить живую природу». Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования. Тематические фотовыставки: - «Осень – славная пора» - «Моя семья на природе» - «Мои домашние питомцы» Анкета для родителей: Цель: выявить отношение родителей к экспериментально-исследовательской деятельности детей. | Октябрь, май | Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений». |
Рефлексия | Май | Итоговая диагностика. Отчёт о проделанной работе. Фотовыставка «Юные исследователи». |
Перспективное планирование экспериментально – исследовательской деятельности детей средней группы.
Месяц | Темы игр - экспериментирований | Содержание образовательной деятельности | Оборудование и материалы. |
О К Т Я Б Р Ь | «Почему песок хорошо сыплется?» | Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. | Емкости с песком и глиной; ёмкости для пересыпания; лупа, сито. |
«Посадим дерево». | Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. | Емкости с песком, глиной, палочки | |
«У кого какие детки?» | Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка) Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка. | Овощи, фрукты, ягоды (вишня, слива), подносы, ножи для овощей, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян и растений. | |
«Как размножается растение». | Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями. | Черенки герани, хлорофитума, ёмкости с водой, цветочный горшок с грунтом. | |
Н О Я Б Р Ь | «Почему всё звучит?». | Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. | Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, гитара, стеклянный стакан. |
«Откуда берётся голос?» | Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. | Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи. | |
«Какие предметы могут плавать?» | Дать детям представления о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. | Емкость с водой, предметы из различных материалов. | |
«Воздух повсюду» | Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства: невидимость, невесомость. | Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость с водой. | |
Д Е К А Б Р Ь | «Пузырьки - спасатели» | Выявить, что воздух легче воды, имеет силу. | Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина. |
«Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?» | Выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла). | Иллюстрации, открытки «С Новым годом», мех, подставки, емкости для снеговых фигур. | |
«Украсим ёлочку» | Отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, стремиться изменить окружающую действительность. | Формочки для замораживания, вода, акварельные краски, нитки. | |
«Нужен ли зимой растениям снег?» | Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе. | Емкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм деятельности. | |
Я Н В А Р Ь | «Строим снежный город». | Учить видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности. | Снег, вода, лопатки, вёдра. |
«Освобождение бусинок из ледяного плена». | Продолжать знакомить со свойствами воды в твердом состоянии; развивать мышление при выборе способов действий; стимулировать самостоятельное формирование выводов детьми; воспитывать аккуратность в работе. | Замороженные во льду бусинки, баночки с теплой водой, тарелочки, тряпочки на каждого ребенка. | |
«Волшебная кисточка». | Получать промежуточные цвета, путём смешивания двух красок. | Краски (красная, синяя и жёлтая), палитра, вода, бумага. | |
«Металл, его качества и свойства». | Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). | Металлические предметы, ёмкости с водой, магниты, алгоритм описания свойств материала. | |
Ф Е В Р А Л Ь | «Свет вокруг нас». | Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света. | Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, светлячок, костер лампа, фонарик о пр.) Несколько предметов, которые не дают света. |
«Умный нос». | Определить по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа. | Различные продукты с характерным запахом, «киндерсюрпризные» ёмкости, содержащие пахучие вещества. Картинки с изображением соответствующих продуктов. | |
«Тепло – холодно». | Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения. | Веточки разных деревьев, ёмкости с водой. | |
«Как развивается растение?» | Выделить циклы развития растения: семя - росток - | Семена овощей (огурцов, гороха, фасоли), влажная ткань, лупа, растение – цветок - плод - семя, предметы ухода за растениями. | |
М А Р Т | «Что любят растения?» | Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. | 2-3 одинаковых растения, предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности |
«Почему растаяла Снегурочка?» | Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причинно- следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду, на морозе замерзает и превращается в лед. | Картинки: Дед Мороз и Снегурочка, старик и старуха, костёр, облачка в небе, облачко в виде контура фигуры Снегурочки. | |
«Пар - это тоже вода» | Продолжать знакомить детей со свойствами воды в разном состоянии; развивать способности наблюдать, исследовать, формировать умение вести беседу, воспитывать осторожность при работе с водой. | Термос с кипятком, зеркальце или стекло. | |
«В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются» | Продолжать знакомить со свойствами и качеством воды; развивать наблюдательность, усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при работе с водой; активизировать словарь. | Два стаканчика с водой, речной песок, сахарный песок, ложка для размешивания, акварельные краски, листочки (на каждого ребенка). | |
А П Р Е Л Ь | «Теневой театр». | Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы | Оборудование для теневого театра. |
«Резина, её качества и свойства». | Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять её качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). | Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки, алгоритм описания свойств материала. | |
«Угадай-ка». | Понять зависимость веса предметов от материала. | Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов. | |
«Волшебный материал». | Помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании. | Песок, глина, дощечки, палочки, изделие из керамики. | |
М А Й | «Как спрятаться бабочкам?» | Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. | Иллюстрации с изображением ярких цветов, бабочек и одной птички; коллекция бабочек. |
«Радуга». | Вызвать интерес к данному объекту, развивать наблюдательность, усидчивость, терпение; познакомить с отражательной способностью зеркала; воспитывать осторожность при проведении данного опыта. | Зеркало, тазик с водой. | |
Исследовать падение различных предметов в воздухе. | Проверить, как воздух влияет на падение различных предметов. Приучать детей зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. | Тетрадные листы (один смять), монету, цветные карандаши, два вырезанных из цветной бумаги круга, совпадающих по размеру с монетой. | |
Список литературы:
1.Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г.
2. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.
3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
4. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
6. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
7. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
9. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
10. «Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ознакомление дошкольников с природой Кубани и традициями казачества» из опыта работы воспитателя 1 квалификационной категории Гаврилко Ирины Николаевны
Данный материал это описание опыта работы Гаврилко И.Н. в направлении ознакомления дошкольников с традициями казачества и природой Кубани...
Сценарий праздника, посвященного Международному женскому дню, для детей 6-7 лет, музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №5» г. Саратова Боевой Ирины Николаевны. «Конкурс Мини-Мисс»
Сценарий праздника, посвященного Международному женскому дню,для детей 6-7 лет, музыкального руководителяМДОУ «Детский сад №5» г. СаратоваБоевой Ирины Николаевны. «Конкурс Мини-Мисс»...
Конспект открытого занятия "Мы и космос".Автор Марквальд Ирина Николаевна-воспитатель старшей группы.
Технологическая карта комплексного-интегрированного занятияОбразовательные области: познание, коммуникация, творчество.Подобласти: ознакомление с окружающим, математика, развитие речи, творчеств...
Сообщение из опыта работы Подосинниковой Ирины Николаевны, музыкального руководителя, по теме: "Развитие певческих навыков у детей младшего дошкольного возраста"
Сообщение по теме: "Развитие певческих навыков у детей младшего дошкольного возраста"...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период с 2010-2015г.г. Бочкарёвой Ирины Николаевны, музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №28»
Индивидуальный план работы музыкального руководителя на 5 лет...
План по самообразованию Марковой Ирины Павловны 2016-2017 год
План по самообразованиюМарковой Ирины ПавловныВоспитателя 1 квалификационной категории, муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад №94 «Соенеч»Нижнекамского м...
Отчет по теме самообразования “Ознакомление с окружающим детей второй ясельной группы” воспитателя Осташовой Ирины Николаевны
Отчет по теме самообразования “Ознакомление с окружающим детей второй ясельной группы” воспитателя Осташовой Ирины Николаевны Пре...