НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа) на тему
Одно из главных условий развития детского творчества — приоритетное внимание к следующим видам деятельности: игровой, учебной, художественно-речевой, театрализованной, изобразительной, музыкальной и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnyy_tanets.docx | 50.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Саха (Якутия) Усть-Алданский улус
МБДОУ «Детский сад №1 «Кэнчээри» с.Арылах»
НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Работу выполнила:
воспитательница
Бурцева Саина Андреевна
Пояснительная записка
На современном этапе развития общества возрастает потребность в развитии интеллектуального, творческого потенциала детей, так как в соответствии с самыми высокими требованиями от человека, работающего в новых условиях, требуется огромная умственная отдача, правильная научно-обоснованная профессиональная ориентация, полное использование умения и таланта. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Не получив должного развития в этом возрасте, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем. Таким образом, педагогический потенциал художественного творчества дошкольников, его возможности в формировании интегративных качеств личности ребенка дошкольного возраста становится на сегодняшний день очень актуальной.
Особенности приобщения детей к народному танцевальному искусству изучались в исследованиях О.А. Апраксиной, Т.С. Комаровой, Н.И. Моревой
и др. Учеными изучались познавательные и игровые интересы, интерес к народной поэзии, песне, танцу, природе. Авторы подчеркивают, что танец – это сфера деятельности, основанная на движении, позах, пластике и мимике, ритме как средствах эмоциональной выразительности.
В дошкольных образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) наметилась прогрессивная тенденция совершенствования педагогического процесса путем его обогащения этнокультурными традициями, что предполагает усвоение детьми национально-культурных ценностей, воплощенных в традиционном мировоззрении народа.
Содержание и организация танцевальной деятельности, обеспечивающие развитие исполнительской культуры детей.
Значение музыкальной деятельности для эстетического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста
Одно из главных условий развития детского творчества — приоритетное внимание к следующим видам деятельности: игровой, учебной, художественно-речевой, театрализованной, изобразительной, музыкальной и др.
Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность — одна из центральных составляющих эстетического воспитания — играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста — с другой.
Для всестороннего развития особенно важно формирование духовно богатой, эстетически и музыкально развитой личности, чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой интеллектуально и физически.
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», — писал о музыке В.А. Сухомлинский. Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии и звуков, ритмов. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны.
Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. По выражению Б.М. Теплова, благодаря столь замечательным особенностям, она становится «эмоциональным познанием» и создает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, в особенности в детстве.
Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Интеллектуальное развитие осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. Так, в пении дети имеют возможность импровизировать, создавать свой вариант мелодии. Стараясь найти соответствие литературного текста выразительным интонациям, они подстраивают голос, его звучание определенной мелодии. В музыкально-ритмической деятельности дети с удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку.
Интеллектуальному развитию способствуют и другие виды музыкальной деятельности. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово, характер мелодии. При этом наблюдается определенная последовательность: дети слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, побуждающие мыслить, фантазировать, творить.
Воспитание детей средствами музыки, созданной на народной основе, развивает у них интерес к песням, играм, хороводам других народов. Достаточно вспомнить, как дети с удовольствием водят русские хороводы вокруг березки, пляшут задорные украинские и белорусские пляски, поют литовские песни и т.д. Хороводы, игры, песни, пляски а также нарядные костюмы вызывают интерес к творчеству своего народа и других народов.
Задачи и содержание музыкального воспитания дошкольников определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей.
Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность. Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.
Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности.
В современных условиях приоритетным направлением работы детского сада является художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию. Формирование творческой личности, создание эмоционально благоприятной обстановки для каждого ребенка, обеспечивающей его духовное развитие, предполагают усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, развитию его личностных качеств.
Интеллектуальному развитию способствуют и другие виды музыкальной деятельности. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово, характер мелодии. При этом наблюдается определенная последовательность: дети слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, побуждающие мыслить, фантазировать, творить.
Формирование исполнительской культуры у детей старшего дошкольного возраста
Музыкальные способности бывают специальные (исполнительские, композиторские) и общие — необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности. Для педагогов музыки важны в первую очередь общие музыкальные способности детей: ладовое чувство (эмоциональная отзывчивость на музыку), способность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями, музыкально-ритмическое чувство и чувство целого (музыкальной формы). Эти способности в сочетании с умением чувствовать содержание музыки представляют собой музыкальность.
Значение развития музыкальных способностей состоит в том, что они дают детям возможность успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивают осознание особенностей языка музыки, строения музыкальной речи. Это, в свою очередь, является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей.
Другим видом музыкальной деятельности является детское исполнительство: пение, музыкально-ритмические движения, упражнения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, что предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней.
Обобщая взгляды музыкантов-исполнителей, ученых и педагогов- исследователей, можно утверждать, что процесс исполнительского творчества представляет собой не только акт воплощения композиторского замысла, но и создания собственной исполнительской трактовки. Каждое исполнение произведения является (вернее, должно являться) уникальным творческим актом. Исполнение может повышать эстетическую ценность произведения, углублять его содержание, обогащать его. С другой стороны, исполнение может обеднить и исказить существенные стороны содержания музыкального произведения. Так же как в человеческой речи одни и те же слова могут произноситься по-разному, так и в музыкальной речи одни и те же нотные знаки могут интонироваться различно.
Исполнитель должен обладать рядом качеств: творческой страстностью, сосредоточенностью, гибким воображением, творческим эстрадным самочувствием, высоким интеллектуальным уровнем общей и специальной, связанной со спецификой данного искусства, культурой.
Термин «исполнительская культура учащихся» рассматривается в учебнике по теории музыкального образования Э. Б. Абдуллина, Е. В. Николаевой, где приводятся характеризующие ее следующие показатели:
- выраженные интересы, склонности, потребности именно к конкретному виду исполнительской деятельности;
- владение необходимыми исполнительскими знаниями, умениями и навыками, способствующими достижению единства интонационно-образного восприятия, воспроизведения в соответствии с характером, стилем и жанром произведения;
- отношение к исполнительству как творческому процессу;
- умение оценить качество исполнения музыки на основе своих представлений о красоте певческого, инструментального звучания, исполнительской интерпретации произведения.
Музыкальный образ исполнителя-художника - это чаще всего та обобщенная «картина», панорама поля его воображения, которая «руководит» непосредственным исполнением через свои универсальные составляющие. Такими универсальными составляющими являются эстетические эмоции. Как пишет В. Ражников, существуют такие слои музыкального исполнительского образа, которые можно было бы назвать «субъективной эмоциональной программой музыканта-исполнителя». Соответственно, можно выделить такой компонент исполнительской культуры музыканта, как эмоциональная культура исполнения.
Исполнительская деятельность - это воспроизведение усвоенной системы действий в определенных условиях. Основные виды исполнительской деятельности в дошкольном возрасте – это пение, музыкально-ритмические движения и игра на детских музыкальных инструментах.
Музыкально-ритмические движения, как вид деятельности также играют большую роль не только в музыкальном, но и в общем развитии ребенка. Овладевая навыками ритмичного, выразительного движения ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная легкая походка. Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально-ритмической деятельности имеют в виду, прежде всего, способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях. Поэтому перед педагогом стоит задача учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения. Работа педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально-ритмической деятельности строится по двум направлениям – развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения. Музыкально-ритмические навыки – это навыки передачи в движении наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, метроритма). Музыкально-ритмические навыки осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр, требования же в работе над этими навыками последовательно усложняются.
Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов коллективной исполнительской деятельности дошкольников. Ее назначение — способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт детей, развивать их интерес к исполнительской деятельности. При этом важно эмоциональное отношение ребят к музицированию, восприятие звучания отдельных инструментов и усвоение приемов игры.
Танец - искусство пластическое. Тело исполнителя является средством выражения идей, мыслей, содержания танцевального произведения. Поэтому, чем лучше он будет им владеть, тем вернее, ярче и выразительнее станет его танцевальный язык.
В настоящее время есть много литературы с описанием народных танцев. Знакомясь с ней, мы видим необычайное разнообразие. Каждая область имеет десятки различных форм русского танца. Причем каждый танец имеет свою особенную манеру исполнения.
Приступая к постановке того или иного народного танца, необходимо сначала рассказать о его манере стиле исполнения, объяснить, чем они вызваны. Для этого хорошо было бы привлечь литературный и иконографический материал, посетить музей, если он есть в городе, а потом уже приступить к показу танца, то есть провести всестороннюю познавательную работу, связанную с постановкой.
Народные танцы бывают, несложны по технике исполнения, но требуют глубокого проникновения в oбpaз. Большое внимание уделяется изучению и перенесению на сцену народных танцев.
В настоящее время мы знаем большое количество танцев различных областей, разных по манере и стилю исполнения, раскрывающих зрителю красоту и благородство, женственность и скромность, удаль и юмор - самые различные стороны русского характера, отраженные в танце.
Эстетические и технические требования к исполнительской культуре танца складывались не одним поколением танцовщиков. Исполнительская культура, опираясь на традиции, формировалась в соответствии с требованиями времени. Эстетические установки русской народной пляски, выработанные веками, явились фундаментом для создания русского национального танцевального искусства.
Техническими требованиями являются - владение полным комплексом танцевальных движений сформулированных в программе по народно-сценическому танцу для средне-специальных учебных учреждений.
Диапазон исполнительской техники в танце очень велик. Это дает возможность балетмейстеру создавать самые разнообразные хореографические композиции, подобно тому, как в музыке на основе принятого звукоряда композитор строит самые разнообразные звуковысотные связи. Иначе говоря, выразительные средства позволяют балетмейстеру создавать произведения самого различного содержания и формы: от небольших концертных этюдов до спектаклей. Чтобы овладеть высоким исполнительским мастерством танца, необходимо познать и усвоить его природу, его средства выражения, его школу.
Однако легкость движения в технике танца не просто «изящная невесомость» или показной оптимизм, это, прежде всего средство актерской выразительности, которое может быть использовано во всем своем пластическом многообразии. Легкость дает, приподнято- стройную.
Народный танец как средство исполнительской культуры у детей старшего дошкольного возраста
Огромные возможности таят в себе народные песни и танцы — своеобразная энциклопедия жизни народов мира. Они раскрывают широчайшие перспективы для установления многообразных связей музыки со всеми звеньями изучаемой затем в школе истории человеческого общества.
В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы. И это явление не может быть случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом.
Без танцев трудно представить праздник в детском саду. Как изобразить растущий цветок, мерцание звезд, падающие капли дождя, удаль добрых молодцев, нежность прекрасных девиц? Перечислять можно до бесконечности. Все это можно выразить языком движений. Танец – всегда украшение праздника!
Через танец дети начинают знакомство с жанровыми понятиями музыки: вальс, полька, марш, народные танцы. Танец относится к хореографическому искусству. Хореография – искусство, любимое детьми. И работать с ними – значит ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру Прекрасного.
При разучивании того или иного танца желательно показывать иллюстрацию костюмов и жанровых сцен. Необходимо объяснить детям, что музыка неразрывно связана с движением, что она «душа танца» и сама подсказывает характер танцевальных действий.
Фольклорный танец подразумевает соучастие зрителей, в нем запечатлеваются основные черты характера и темперамента создавшего его народа. Это обычно танец анонимного происхождения, передающийся от поколения к поколению. Хотя фольклорный танец может исполняться и в городах, истоки его почти всегда связаны с сельской местностью. Несмотря на различия исторического характера, фольклорные танцы разных стран имеют много общего в ритмическом строении и рисунке движений. Упомянутые различия иногда обусловлены географическими условиями [66].
Истоки танцевального искусства заложены в глубокой древности. Свидетельство тому – наскальные рисунки с изображением танцующих фигур, созданные предположительно в период неолит (8 – 5 тыс. лет до н.э.).
До сих пор не существует единого мнения о первенстве рождения танца, песни или музыки, неоспоримо одно – появление танца связано с осознанием ритма в качестве сопровождения определённой последовательности телодвижений. Эти ритмические телодвижения могли нести в себе различное содержание, что послужило впоследствии поводом к созданию множества теорий о происхождении танца (его предшественниками называли игру, магические или религиозные ритуалы, эротические инстинкты и т.п.). Любая из теорий имеет право на существование, а также не может считаться и единственно верной. Их внимательное изучение подтверждает вывод – во все времена танец имел важное значение в общественной жизни человека, в его гармоничном, эстетическом и физическом развитии.
По своему смыслу танцы делились на культовые, обрядовые, игровые. Эти танцы занимали большое значение в различных праздниках, обрядах, связанных с культом зверей, птиц, животных. В настоящее время они почти забыты. Более поздние по происхождению народные танцы обрели в современных условиях новые интерпретации с богатыми темами и сюжетами. Народные танцы и игры продолжают развиваться, они покоряют своей простотой, благородством и торжественностью исполнения, ритмичностью выразительностью движений. Можно на основе элементов спортивных игр и состязаний и якутского танцевального фольклора сочинить танцевальные композиции, своеобразные по манере исполнения, включающие игровые моменты, которые, необходимы для верной передачи характера. В композициях могут быть показаны образы сильных, ловких мальчиков – воинов богатырей. Якутские легенды рассказывают, как в мужчине с малых лет воспитывали силу, волю, мужество, прежде чем стать настоящим воином ему приходилось проходить множество испытаний.
Одним из источников здоровья и бодрости является якутский национальный хоровод «Осуохай». Поэтому, мы в своем детском саду ввели «Осуохай». Раз в неделю вместо утренней гимнастики проводим «Осуохай».
Будучи особым видом аэробики, «Осуохай» дает людям мышечную и душевную радость. Чередование расслабления тела с интенсивной работой организма в аэробном режиме, как показали специальные исследования, нормализует деятельность сердца, артериальное давление, улучшает сон, аппетит, устраняет одышку, боли в суставах и позвоночнике. «Осуохай», его ровный ритм пения упражняет дыхательные, голосовые (речевые) органы и укрепляет нервную систему. Это предупреждает и лечит заболевания дыхательных органов, горла. «Осуохай» на биоэнергетическом уровне укрепляет и защищает жизненную силу (биополе) человека от разных бед и болезней. . В «Осуохае» одновременно сочетаются физические упражнения, песня, танец, участвуют все дети.
Якутский народ в основном сохранил свои уникальные традиции и национальную культуру, представляющий значительный ресурс для эстетического воспитания, подрастающего поколения. В этой связи приобрела особую актуальность проблема приобщения к якутскому танцевальному искусству детей с малых лет.
Танцевальная культура народа саха - это сравнительно молодое, опирающееся на богатства уникального песенного и инструментального фольклора явление, уходящего своими корнями в глубокую древность. У якутов многие танцы связаны с охотой, оленеводством, промыслом. В нем всегда главенствует ритмичное начало, которое подчёркивается танцовщиком. Сегодня якутский танец — неотъемлемая составная часть многонациональной российской культуры.
У якутов характерными видами состязаний являются: борьба «хапсагай», различные прыжки «кылыы», стрельба, «маамыкта»- метание кнута. В эти игры в основном играли мальчики.
Девочки играли в более спокойные игры- «Тарбах кистээhинэ» (прятки пальцев), «биhилэх кистээhинэ» (прятание колечек), хабылык - (захват палочек) и т.д. Кроме того мальчики и девочки играли в жмурки, прятки, проводились игры на летящий диск («тэлээрис»), «волк и жеребята», «один лишний».
У северных якутов многие игры связаны с охотой, оленеводством, промыслом. О тематике этих танцев достаточное представление уже дают сами названия. Танцы могут быть в массовом и сольном вариантах, которые вместе с другими воспитательными средствами образуют основу для развития у детей творческих начал.
Вот некоторые элементы из якутских подвижных игр и танцев, которые мы учим на занятиях:
- «Дьиэрэнкэй»- особый вид бега, подскоки с ноги на ногу на месте с продвижением вперед и назад.
- «Чохчоохой» - юноши соревнуются на выносливость, исполняется по IV позиции, в полном присесте, подскоки на месте, с продвижением вперед, назад и вокруг себя.
- «Атах тэпсии» - подскоки на опорной ноге (правой или левой), одновременно работающая нога выносится вперед, затем переносится на другую (правую, левую) переставляется на противоположную ногу.
- «Кулун куллуруhуу» - кружение под рукой.
- «Прыжок зайца» - прыжок на две ноги вперед, в сторону, назад – присесть на VI позиции и сделать прыжок на обе ноги. Опускаясь с полупальцев на всю стопу вперед, в сторону и назад.
- «Бой петухов» («бетуктээhин») подскоки. Подскоки на одной ноге, приближаясь и отталкиваясь друг от друга.
Специфика танца, обусловленная конкретными историческими условиями его формирования, наличием в его содержании и структуре множества разновременных наслоений и заимствований, которые нашли отражение в композиции, содержании, структуре танца, в отдельных элементах танцевальных движений, их семантике и названиях, отражает процесс формирования традиционного мировоззрения и хозяйственной культуры якутов.
Действительно, традиционные (ритуальные) якутские танцы представляют собой культурные явления, направленные, в первую очередь, на адаптацию с природной окружающей средой и защиту социума от ее злых сил. Наиболее показателен в этом плане круговой хороводный танец якутов осуохай. Произведение кругового обхода путем ритуального хождения-топтания на Ысыахе (традиционный Новый год якутов) вокруг сакрального центра освоенного пространства, символическим воплощением которого является Мировое дерево Аал Луук Мас, выполняет функцию очищения ограждения этого пространства от скверны Хаоса, а также моделирования нового чистого пространства. Благополучие достигалось на Ысыахе посредством ритуального жертвоприношения с обязательным исполнением кругового хороводного танца вокруг Мирового дерева. Считалось, что хороводный танец обладает магической способностью достижения удаленного «чужого» мира и поэтому одной из его ритуальных функций является «поднятие души» священного животного на небо. Итак, через призму сохранения и развития якутского хоровода хорошо прослеживается жизнеспособность и культурная целостность целого этноса в новых исторических условиях.
Народный танец как средство формирования исполнительской культуры у детей
старшего дошкольного возраста
В данной работе хочется обратить внимание на возрастающую роль традиционной танцевальной культуры в процессе формирования этнического самосознания саха. Народный танец является не просто культурным явлением, отражающим художественными средствами окружающую действительность, но, будучи частью этнической культуры, способен оказывать влияние на формирование этнической идентичности и солидарности. В народном танце человек приобщается к культуре своего народа и, сопоставляя себя и других, осознает свою идентичность с определенной этнической группой (прежде всего по культурному признаку). Специфическая способность танца оказывать психофизическое (эмоциональное) воздействие делает процесс самоидентификации на этом культурном уровне еще более действенным и быстрым. Участие в коллективах народного танца, посещение концертов помогают новому поколению пройти определенный этап в формировании этничности, произвести этническую самоидентификацию на культурном уровне. При этом этот процесс наиболее действенен в том плане, что он происходит одновременно с двух позиций - исполнителя и зрителя, а также в двух (эмоциональном и рациональном) планах. Так, художественный образ национального танца одновременно эмоционально сопереживается зрителем и рационально воплощается исполнителем-танцором. Высокий уровень восприятия и, главное, понимания национальных танцев есть показатель этничности зрителя. Представитель другого этноса может восхищаться техническим мастерством исполнения, энергетикой (темпераментом) танца, но при этом четко осознавать его иноэтническую основу.
Народный танец — один из древнейших видов народного творчества. Танец был частью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление хороводов и других обрядовых танцев связано с народными обрядами (славянские хороводы, связанные с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров). Постепенно отходя от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель, гусачок и др. Возникают танцы на темы сельского труда: латышский танец жнецов, гуцульский — дровосеков, эстонский — сапожников, белорусский лянок, молдавский поамэ (виноград). В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя (грузинские хоруми, берикаоба, казачьи пляски и др.). Большое место в танцевальном народном творчестве занимает тема любви: танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отношение к женщине (грузинский картули, русская байновская кадриль).
В народном танце всегда главенствует ритмичное начало, которое подчёркивается танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон бубенчиков). Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые танцовщики часто держат в руках (гармошка, балалайка). Некоторые танцы исполняются с бытовыми аксессуарами (платок). Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода русских танцовщиц помогает длинное платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение в русском мужском танце — отбивка по голенищу жёстких сапог.
На базе МДОУ № 1 «Кэнчээри» с. Арылах Усть-Алданского улуса в рамках работы кружка «Кэрэ эйгэ» посредством якутского танца мы учим дошкольников свободно владеть своим телом, познавать красоту окружающего мира. Научить детей устремлению к красоте духовного развития – это немаловажная задача каждого педагога. Одевшись в красивые танцевальные костюмы, ребенок чувствует себя «на высоте», а подавая на сцене танец с красивым костюмом, становится вдвойне эстетически и духовно богатым, чувствует себя нужным в обществе человеком.
Цель кружка является формирование исполнительской культуры, посредством исполнения народных танцев. Знакомство с якутскими танцами. Изучение репертуара якутского народного танца.
Для выявления динамики танцевальных навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста, мы используем диагностику, направленную на определение показателей их усвоения. Перед проведением диагностических методик используем разработанные нами критерии усвоения детьми народной танцевальной культуры: умение внимательно слушать народную музыку, различать ее характер; умение запоминать и передавать предложенные педагогом движения народного танца. На основе установленных критериев выявлены показатели усвоения дошкольниками народной танцевальной культуры.
Вот некоторые элементы из якутских подвижных игр и танцев, которым мы учим детей на занятиях кружка:
• «Дьиэрэнкэй» - особый вид бега, подскоки с ноги на ногу на месте и с продвижением вперед и назад.
• «Чохчоохой» - юноши соревнуются на выносливость, исполняется по IV позиции, в полном присесте, подскоки на месте, с продвижением вперед, назад и вокруг себя.
• «Атах тэпсии» - подскоки на опорной ноге (правой или левой), одновременно работающая нога выносится вперед, затем переносится на другую (правую, левую) переставляется на противоположную ногу.
• «Кулун куллуруhуу» - кружение под рукой.
• «Прыжок зайца» - прыжок на две ноги вперед, в сторону, назад – присесть на VI позиции и сделать прыжок на обе ноги. Опускаясь с полупальцев на всю стопу вперед, в сторону и назад.
• «Бой петухов» («бетуктээhин») подскоки. Подскоки на одной ноге, приближаясь и отталкиваясь друг от друга.
Интерес к якутскому танцу, увлеченность его характером, любовь к нему - обязательное условие для того чтобы он широко раскрыл и подарил детям свой мир, для того, чтобы он мог выполнить свою воспитательную и познавательную роль. Большое значение для творческого роста дошкольников имеют выступления перед зрителями. Они активизируют детей, стимулируют их работу в коллективе, формируют качество исполнения.
Дополнительными средствами, способствующими воспитанию ребенка были тексты литературных произведений (стихов, сказок, легенд), жесты, мимика, движение, костюм, мизансцена, т.е. творческие «знаки» театрально-музыкального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка являлось важнейшим методическим принципом проведения экспериментальных занятий.
За время работы кружка родители постоянно помогают в решении организационных вопросов – подготовка атрибутов и костюмов для выступлений детей на праздниках, различных смотрах и конкурсах, гастролей, каких-либо ответственных мероприятий, решают многие ответственные вопросы по перевозу кружковцев, посещают открытые занятия. (см.табл. 1).
Таблица 1
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь (Бала5ан ыйа) | 1. Бала5ан ыйа- Улуу Суорун ыйа - беседа 2. Танец «Ыа5ыйалаах». Знакомство с движениями танца 3. Изучение танца под музыку. 4.Повторение танца. | Познакомить детей с месяцем. Дать понятие о якутских традициях, верованиях, культуре. Развивать у детей память, мышление. Воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость. Познакомить с якутским танцем. Показать движение танца. Развивать у детей ритмичность, целеустремленность, устойчивость. Учить детей танцевать под музыку, учить слушать музыку. Развивать исполнительскую деятельность детей в танце. Учить танцевать эмоционально, выразительно. Продолжать понимать выразительность танца. Помочь детям овладеть своим телом, познакомить духовностью культуры народа Саха. |
Октябрь (Алтын ньы ый) | 1. Алтынньы ый- Хотой Айыы ыйа - беседа 2. «Хотой» Знакомство с движениями танца 3. Изучение танца под музыку. 4.Повторение танца. | |
Ноябрь (Сэтинньи ый) | 1. Сэтинньи ый- Байанай ыйа - беседа 2. «Булчут» Знакомство с движениями танца 3. Изучение танца под музыку. 4.Повторение танца. | |
Декабрь (Ахсын ньы ый) | 1. Ахсынньы ый- Билгэ Хаан ыйа - беседа 2. «Сомо5олоьуу» Знакомство с движениями танца 3. Изучение танца под музыку. 4.Повторение танца. | Познакомить детей с месяцем. Дать понятие о якутских традициях, верованиях, культуре. Развивать у детей память, мышление. Воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость. Познакомить с якутским танцем. Показать движение танца. Развивать у детей ритмичность, целеустремленность, устойчивость. Учить детей танцевать под музыку, учить слушать музыку. Развивать исполнительскую деятельность детей в танце. Учить танцевать эмоционально, выразительно. Продолжать понимать выразительность танца. Помочь детям овладеть своим телом, познакомить духовностью культуры народа Саха. |
Январь (Тохсун ньу ый) | 1. Тохсунньу ый- Таңха хаан ыйа - беседа 2 «Хотугулуу» Знакомство с движениями танца 3. Изучение танца под музыку. 4.Повторение танца. | |
Февраль (Олунньу ый) | 1. Олунньу ый- Одун Хаан ыйа - беседа 2. «Табалар» Знакомство с движениями танца 3. Изучение танца под музыку. 4.Повторение танца. | |
Март (Кулун тутар ый) | 1. Кулун тутар ый- Дьеьегей Айыы ыйа - беседа 2. «Дьеьегей» Знакомство с движениями танца 3. Изучение танца под музыку. 4.Повторение танца. | Познакомить детей с месяцем. Дать понятие о якутских традициях, верованиях, культуре. Развивать у детей память, мышление. Воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость. Познакомить с якутским танцем. Показать движение танца. Развивать у детей ритмичность, целеустремленность, устойчивость. Учить детей танцевать под музыку, учить слушать музыку. Развивать исполнительскую деятельность детей в танце. Учить танцевать эмоционально, выразительно. Продолжать понимать выразительность танца. Помочь детям овладеть своим телом, познакомить духовностью культуры народа Саха. |
Апрель (Муус устар ый) | 1. Муус устар ый- Айыыьыт ыйа - беседа 2. «Оьуор» Знакомство с движениями танца 3. Изучение танца под музыку. 4.Повторение танца. | |
Май (Ыам ыйа) | 1. Ыам ыйа- Иэйиэхсит ыйа - беседа 2. «Саламалаах» Знакомство с движениями танца 3. Изучение танца под музыку. 4.Повторение танца. | |
Июнь (Бэс ыйа) | 1. Бэс ыйа- Урун Айыы Тойон ыйа - беседа 2. «Оьуохай» Знакомство с движениями танца 3. Изучение танца под музыку. 4.Повторение танца. | Познакомить детей с месяцем. Дать понятие о якутских традициях, верованиях, культуре. Развивать у детей память, мышление. Воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость. Познакомить с якутским танцем. Показать движение танца. Развивать у детей ритмичность, целеустремленность, устойчивость. Учить детей танцевать под музыку, учить слушать музыку. Развивать исполнительскую деятельность детей в танце. Учить танцевать эмоционально, выразительно. Продолжать понимать выразительность танца. Помочь детям овладеть своим телом, познакомить духовностью культуры народа Саха. |
Июль (От ыйа) | 1. От ыйа- Аан Алахчын ыйа - беседа 2. «Сайылык о5олоро» Знакомство с движениями танца 3. Изучение танца под музыку. 4.Повторение танца. | |
Август (Атырдьах ыйа) | 1. Атырдьах ыйа- Аан Дьааьын ыйа - беседа 2 Танец «Кыталыктар». Знакомство с движениями танца 3. Изучение танца под музыку. 4.Повторение танца «Кыталыктар» |
Список использованной литературы
- Васильева Е. Танец 1968.
- Васильев В. Е. Осуохай -женский танец//Илин. -1998. -№2.
- Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. – М. : Просвещение, 1989.
- Гусев Г.П. Методика преподавание народного танца. -М. : 2002.
- Давыдова М.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» - М. : ВАКО, 2006.
- Жорницкая М.Я. Народные танцы Якутии. М. : Наука, 1966.
- Ксенофонтов Г.В. Урангхай сахалар: Очерки по древней истории якутов. -Якутск: Книж. издат-во,1992. Т.2.Кн.2.
- Леонов Б. Музыкальное ритмическое движение. - Минск, 1971.
- Лукина А.Г. Традиционная танцевальная культура якутов- Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1998.
- Лукина А. Г. Традиционная танцевальная культура якутов- Новосибирск, 1998.
- Руковицын М.М. «Эстетическое воспитание детей» - М. : Знание – 2002.
- Ткаченко Т.С. Народный танец - М. 1967
- Якутский фольклор / Сост. Д. К. Сивцев. Якутск, 1970.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устное народное творчество, как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют " живую" речь, поэтому, так важно научить ребёнка общаться, успешность адаптации личности...
«Экскурсия, как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
План - конспект «Экскурсия, как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»Цель: выявить уровень сформированости экологической культуры у детей старшего дошколь...
Проектный метод, как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Мир, окружающий ребенка –это, прежде всего мир природы,с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.В.Сухомлинский....
Проект: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»
Проект:«Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»...
Опыт работы музыкального руководителя Нагорной Н.А. «Танец – как средство создания театрального образа у детей старшего дошкольного возраста»
Театрализованная деятельность представляет собой синтез искусств, и именно танец играет одну из важных ролей при создании и раскрытии театрального образа у детей старшего дошкольного возраста....
Русский народный танец, как средство воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Русский народный танец, как средство воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста...
Народные традиции и обычаи, как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Данная статья посвящена приобщению детей к русской народной культуре. Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у д...