Тема: Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
статья (средняя группа) на тему

Беляевских Ирина Юрьевна

Цель:Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.Игра-Это искра,зажигающая огонёк пытливости и любознательности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности

 Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС.                                                                  Целью  моей работы: повышение своего профессионального  мастерства и компетентности по данной теме.  Я поставила следующие задачи:                                                                                     1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой методической литературы.                                                                                                                                              2. Разработать и внедрить перспективный плана на год с детьми средней группы, по использованию игр с математическим содержанием.                                                                 3. Вовлечь родителей в работу по формированию элементарных математических представлений у детей на основе использования игр.                                                                    4. Разработать конспекты образовательной деятельности и игры по формированию математических представлений для детей средней группы                                        5.Воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике.                                                                                                                                                           Научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы - моя главная цель в обучении детей.                                                               Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая органически входила бы в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям).                                                                                   Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий.                                                             Я провела срез знаний, с помощью которого я смогла выявить детей, особо нуждающихся в моей помощи. Дети допускали ошибки в счете, плохо ориентировались во времени, некоторые путали геометрические фигуры. Изучая труды великих педагогов: Крупской Н. К., Сухомлинского В. А., Макаренко А. С. , а так же современную литературу, я пришла к выводу, что используя различные развивающие игры и упражнения..                                                                                                                          Обучение детей происходит через: 1) занятие; 2) развивающие игры; 3) задачи-шутки;)         4) развивающие игры и упражнения; 5) игры-головоломки; 6) загадки.                                Занятие детей начинается с проведения игровой минутки, проблемной ситуации. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на познавательную деятельность. Так же в своей работе использовала  презентации («Забавные фигурки», «Конфетное вычитание», «Часы, минуты, сутки», «Математический поезд»). Работая по программе «От рождения до школы» образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений проходит через развивающие игры. Ребёнок, маленький исследователь мира, и, получая различную информацию о мире, остро нуждается в объяснении, подтверждении или отрицании своих мыслей. Часто перед педагогами и родителями стоит проблема, как научить ребёнка задавать вопросы, чтобы из ответов получить исчерпывающую информацию о предмете, понимании происходящего. Вопрос – показатель самостоятельности мышления. В раннем возрасте ребёнок приобретает жизненно необходимые навыки и умения: пользоваться ложкой и вилкой, умываться, одеваться; не менее важны умения получения и применения знаний. К ним относятся следующие интеллектуальные умения: 1) наблюдать; 2) видеть проблему; 3) формировать вопросы (восполнение недостатка информации); 4) выдвигать гипотезу; 5) давать определение понятиям; 6) сравнивать; 7) структурировать; 8) классифицировать; 9) наблюдать; 10) делать выводы; 11) доказывать и защищать идеи. Третьим в списке стоит немаловажное умение задавать вопросы – правильно их формулировать. Сократ, как известно, беседуя с учениками, задавал им вопросы, а ученики пытались найти на них ответы, высказывая свои догадки, выдвигая собственные гипотезы, и в свою очередь, задавая вопросы Сократу, результат бесед – блестящее образование.                                                                                          В своей педагогической работе я использую развивающие игры, позволяющие «вытягивать» знания, научить детей задавать «сильные» вопросы, способствующие решению проблемы. Одной таких игр является «Волшебный поясок». Эта игра учит не только задавать вопросы, но и попутно развивает другие интеллектуальные умения, систематизирует знания в области математики, умение детей играть по правилам, выходить из конфликтных ситуаций во время игры. Убедившись, что дети угадали задуманную картинку, они испытывают радость и гордость.                                                                                                                                          Играя с детьми в такие игры как «Сколько не хватает? », «Весёлый счёт», «Мои первые цифры», «Считаем и читаем», «Считалочка с Маугли», «Я умею считать» в игровой форме дети учатся решать примеры на сложение и вычитание, знакомится с цифрами и математическими знаками, учится решать простые, сравнивать количество предметов, умения читать.

Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика», «Целое из частей», «Бусы», «Разложи в коробку». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур.                                                                                               В своей работе я использую множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Я подобрала серию упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке? », «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке? », «Определите, какие окна должны быть в последнем домике? » и т. д. На развитие наблюдательности у детей подобрала серию упражнений «Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые рыбки» и т. п. Для закрепления понятия «величина» использую серию картинок «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького ил от маленького до большого».                                                             На протяжении всего года я подбирала материал для математических игр. В результате была изготовлена картотека по ФЭМП. Большое внимание было уделено созданию игр по ФЭМП (дидактические игры: «Подбери по форме», «Один-много», «Большой-маленький», «Геометрические фигуры»). При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры «Танграм», «Колумбово яйцо» и др. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.                                                                                                                                                                                                                            В работе с родителями использовала анкеты, беседы, буклеты, консультации: «Развитие математических способностей у дошкольников», «Математика дома», «Математика в повседневной жизни», «Как запомнить графическое изображение цифр?»                                Для педагогов были разработаны консультации «Использование занимательной математики на занятиях и в повседневной жизни», «Первые шаги в математику».                                         В результате изучения темы я сделала следующие выводы, что работа по формирование элементарных математических представлений у детей должна осуществляться систематически и последовательно, включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (утренний прием, одевание, раздевание, завтрак, обед); игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др.); образовательную деятельность, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Особое внимание следует уделять индивидуальной работе с детьми по формирование элементарных математических представлений. Следовательно, работа должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс.                                                                                                            Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей. Учение должно быть радостным!                                                                                                                                                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методобъеденеия «Познание» (ФЭМП) Тема : «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: формирование у ребенка умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жи...

Опыт работы по теме «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

В материале описан опыт работы воспитателя по теме "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"....

Консультация для родителей на тему: "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

В материале консультации рассказывается о развитии математических способностей детей через игровую деятельность в детском саду, даны рекомендации родителям, что можно делать с ребенком дома....

План самообразования воспитателя Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в...

Опыт работы на тему «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Опыт работы на тему«РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»...