Психологические особенности использования технических средств обучения в ДОУ
статья на тему
Технические средства обучения (ТСО) повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если педагог хорошо себе представляет и понимает психологические основы их применения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 50 общеразвивающего вида»
Психологические особенности использования технических средств обучения в ДОУ
Воспитатель: Уголкова М. Ю.
2017 год.
Психологические особенности использования
технических средств обучения в ДОУ
Технические средства обучения (ТСО) повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если педагог хорошо себе представляет и понимает психологические основы их применения.
Важный вывод, который был сделан Н.Н.Поддьяковым из исследований развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. Они трансформируются в «структурные уровни организации процесса мышления» и «выступают как функциональные ступени решения творческих задач». При возникновении новой проблемной ситуации, или задачи, все эти уровни снова могут включаться в поиск процесса её решения как относительно самостоятельные и вместе с тем как составляющие логические звенья целостного процесса поиска её решения. Иными словами, детский интеллект уже в этом возрасте функционирует на основе принципа системности. В нём представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Наглядность, если подразумевать под ней все возможные варианты воздействия на органы чувств обучаемого, обоснована еще Я.А. Коменским, назвавшим ее «золотым правилом дидактики» и требовавшим, чтобы все, что только можно, представлялось для восприятия чувствами. Современные ТСО имеют для воплощения этого правила, широкие возможности, которые необходимо реализовывать на основе учета психологических особенностей восприятия информации в процессе обучения.
Одним из базовых понятий дидактики является обучение.
Обучение, возможно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. Педагог создает для активности обучаемого необходимые условия. Чтобы успешно вести обучение, педагог должен представлять себе основные характеристики обучаемого - его способность воспринимать материал, запоминать, перерабатывать, использовать его при решении различных задач.
Существует три системы приема информации:
1) визуальная репрезентативная система человека (где задействованы зрительные анализаторы);
2) аудиальная репрезентативная система восприятия информации (задействовано слуховое восприятие информации);
3) кинестетическая система восприятия, основанная на ощущениях, чувствах.
Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо - только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. Однако в процессе обучения основным источником информации продолжает оставаться речь педагога, воздействующая на слуховые анализаторы. Следовательно, надо расширять арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации. Для педагога, совершенно необходимым условием того, чтобы информация была воспринята, является посыл к тем органам чувств, которые соответствуют особенностям человеческого восприятия.
Следовательно, наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова педагога и предъявляемого детям изображения в процессе обучения. ТСО позволяют более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние, прежде всего, на начальный этап процесса усвоения знаний - ощущение и восприятие. Сигналы, воспринимаемые через органы чувств, подвергаются логической обработке, попадают в сферу абстрактного мышления. В итоге чувственные образы включаются в суждения и умозаключения.
Значит, более полное использование зрительных и слуховых анализаторов создает в этом случае основу для успешного протекания следующего этапа процесса познания - осмысления. Кроме того, при протекании процесса осмысления, применение наглядности оказывает влияние на формирование и усвоение понятий и умозаключений, установление причинно-следственных связей и т.д. Объясняется это тем, что аудиовизуальные пособия влияют на создание условий, необходимых для процесса мышления, лежащего в условиях осмысливания.
Большую роль ТСО играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал.
Особенно должно учитываться педагогом эмоциональное воздействие технических средств. Цвет, умеренное музыкальное сопровождение, четкий и продуманный дикторский комментарий значимы для восприятия любых ТСО.
Смена кадров в фильме, слайдов и т.п., демонстрируемых с помощью ТСО, требует пристального внимания на занятии, т.к. все это, как правило, повторно не демонстрируется. Прослушивание фонозаписей развивает устойчивость внимания, слуховую память, воображение, формирует навыки наблюдения за словом, воспитывает эстетический вкус. Непроизвольное внимание вызывает новизна, необычайность, динамичность объекта, контрастность изображения, т.е. та информация, которая воспроизводится с помощью ТСО.
Используя ТСО, необходимо учитывать следующие психологические особенности внимания: сосредоточенность, устойчивость, распределение, переключение. ТСО помогает развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, обладает огромным потенциалом для формирования положительной мотивации обучения, снятия зажатости и ряда комплексов, мешающих ребёнку заниматься, и не устраняемых в прямом общении с педагогом.
Компьютерное обучение имеет много преимуществ перед традиционными ТСО, особенно в психологическом плане.
Работа с компьютером развивает умение планировать свою деятельность, принимать ответственные решения. Компьютер все больше начинает играть роль коммуникационного устройства, открывающего новые педагогические возможности использования локальных и глобальных сетей.
Различные технические средства обучения в сочетании с учебно-дидактическим материалом, используемые с целью повышения эффективности процесса обучения, необходимо применять с учетом способностей, обучаемых воспринимать информацию.
По словам Г.М. Коджаспировой, технические средства обучения повышают продуктивность учебно-воспитательного процесса в том случае, если педагог хорошо представляет и понимает психологические основы их применения.
Современные технические средства обучения, по мнению Е.О. Смирновой, имеют широкие возможности, которые необходимо реализовывать на основе учета психологических особенностей восприятия в процессе обучения.
Большую роль технические средства обучения играют в запоминании как логическом завершении процесса знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал.
Значительна роль технических средств обучения и на этапе применения знаний: существуют специальные тренажеры, компьютерные программы, направленные на выработку умений и навыков, специальное использование для этих целей статических и звуковых средств.
В учебно-воспитательном взаимодействии воспитателя и воспитанника одной из актуальнейших и сложнейших проблем является привлечение и сохранение детского внимания на протяжении всего занятия.
Внимание в дошкольном возрасте непроизвольное, которое вызывает новизна, необычность, динамичность объекта, контрастность изображения, т.е. те качества информации, которые воспроизводятся с помощью технических средств обучения. Все это, вместе взятое, воздействует на зрителя и, вызывая непроизвольное внимание детей, способствует непроизвольному запоминанию материала.
Технические средства обучения обладают огромным потенциалом формирования положительной мотивации учения, снятия зажатости и ряда комплексов, мешающих ребенку учиться и не устраняемых в прямом общении с педагогом. В процессе восприятия зритель все время как бы расшифровывает экранное зрелище. Узнавая в нем реальные вещи. Правильность восприятия экранного изображения и звуковых записей во многом зависит от чувственного опыта детей и богатства их воображения.
Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно ёмким, зрелищным, комфортным. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки к занятиям, например для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Использование развивающих компьютерных программ
Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.
Американские специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:
- исследовательский характер;
- лёгкость для самостоятельных занятий ребёнка;
- развитие широкого спектра навыков и представлений;
- высокий технический уровень;
- возрастное соответствие;
- занимательность.
Использование мультимедийных презентаций.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
Первый компьютерный продукт, с которым знакомятся дошкольники – игра. Компьютеры должны использоваться, прежде всего, как средство игры, как новая, сложная, интересная и управляемая самим ребёнком игрушка, с помощью которой он может решить разнообразные игровые задачи.
Таким образом, компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса ДОУ. Они не заменяют традиционных игр и занятий, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. В компьютерных играх дети оперируют в основном символами и знаками, поэтому особую значимость приобретает возможность развития интеллекта с помощью компьютера. Компьютерным играм предшествуют обычные игры с игрушками и предметами-заместителями с опорой на предмет или реальные действия. Поэтапное формирование игровых навыков с помощью различных традиционных игр создаёт базу для приобщения детей к компьютерным играм.
Задействование в одной компьютерной развивающей игре всех психических процессов, мелкой моторики, познавательной и эмоционально-волевой сфер – безусловное преимущество использования компьютерных игр.
Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий.
Источники
1. http://www.rae.ru/monographs/42-1349
2.http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625b2ad78b5c53a88521206d27_1.html
3. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. - М.: Академия,1999. - 464 с.
4. Карпов П.В., Романин В.А. Технические средства обучения: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. уч-щ. - М.: Просвещение, 1979. - 271 с.
5. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Учебное пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 256 с.
6.http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65635a2bc68b5c43b88421216c37_1.html
8. Немов Р. С. «Психология»: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение, 1994. – 496 с.
9. Современные технологии обучения дошкольников / автор-составитель Михеева Е. В. – Волгоград: Учитель, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учёт возрастных и психологических особенностей обучающихся в организации работы по обучению безопасному поведению на улице.
Доклад: Учёт возрастных и психологических особенностей обучающихся в организации работы по обучению безопасному поведению на улице....
Учёт возрастных и психологических особенностей обучающихся в организации работы по обучению безопасному поведению на улице.
Статья: Учёт возрастных и психологических особенностей обучающихся в организации работы по обучению безопасному поведению на улице....
Использование специфических средств, отвечающих клинико-психологическим особенностям детей с ДЦП, для тренировки движений рук, развития мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия при проведении занятий продуктивной деятельности.
Использование специфических средств, отвечающих клинико-психологическим особенностям детей с ДЦП, для тренировки движений рук, развития мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия при пров...
Использование средств диагностики и коррекции индивидуальных способностей детей и социально – психологических особенностей группы при реализации дифференцированного подхода к детям
Чтобы следить за качеством усвоения программного материала детьми, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, провожу диагностику по всем разделам программы. ...
«Психология детей с ЗПР. Воспитание и обучение детей с ЗПР». Тема: «Психологические особенности ребёнка с ЗПР дошкольного возраста»
1. Когнитивная сфера.· Внимание.· Память.· Речь.·...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. Тема: «Давайте познакомимся. Возрастные психологические особенности детей четвёртого года жизни. Задачи воспитания и обучения».
В помощь педагогу....
Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содержания и методов обучения, индивидуального подхода в обучени
Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содер...