Учёт возрастных и психологических особенностей обучающихся в организации работы по обучению безопасному поведению на улице.
статья (старшая группа) на тему
Статья: Учёт возрастных и психологических особенностей обучающихся в организации работы по обучению безопасному поведению на улице.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 34.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Учёт возрастных и психологических особенностей обучающихся в организации работы по обучению безопасному поведению на улице.
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации осуществления образовательного процесса как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Период от рождения до семи лет характеризуется большой двигательной активностью ребенка. В это время происходит становление основных движений от диффузных, в первые месяцы жизни, до высококординированых действий, таких как ходьба, бег, прыжки, метание, лазание. Высокая активность является одним из главных источников познания окружающего мира.
Выделяют четыре периода физического и психического развития детей дошкольного возраста:
•Ранний возраст – от рождения до 2 лет,
•Младший дошкольный возраст – от 2 до 4 лет,
•Средний возраст – от 4 до 5 лет,
•Старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет.
Возрастные особенности психического развития детей
(от четырёх до пяти лет)
Показатели | Характеристика |
Ведущая потребность | Потребность в общении, познавательная активность |
Ведущая функция | Наглядно – образное мышление |
Игровая деятельность | Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно - деловое: взрослый – источник информации |
Отношения со сверстниками | Ситуативно – деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре |
Эмоции | Э Эмоции старается контролировать; появляются элементы эмоциональной отзывчивости |
Способ познания | Вопросы; рассказы взрослого; экспериментирование |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов |
Внимание | Внимание зависит от интереса ребёнка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10 – 15 мин. Объем внимания 4 – 5 предмета. |
Память | Кратковременная; запоминание эпизодов зависит от вида деятельности. Объем памяти 4 – 5 предмета из 5; 2- 3 действия |
Мышление | Наглядно – образное |
Воображение | Репродуктивное; появление элементов творческого воображения |
Условия успешности | Кругозор взрослого и хорошо развитая речь |
Новообразования возраста |
2. Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения. 3. Появление элементов сюжетно-ролевой игры |
4–5-летними детьми социальные нормы и правила поведения все еще не осознаются, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, «как надо (не надо) себя вести». Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и правил со словами «так не поступают», «так нельзя» и т. п. Как правило, к 5 годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым – дети легко отвлекаются на то, что им более интересно, а бывает, что ребенок «хорошо себя ведет» только в отношении наиболее значимых для него людей. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как «положено» вести себя девочкам, и как – мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только поведение другого, но и своего собственного и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение. Таким образом, поведение 4–5-летнего ребенка не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ребенку все еще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. Для этого возраста характерно появление групповых традиций: кто где сидит, последовательность игр, как поздравляют друг друга с днем рождения, элементы группового жаргона и т. п.).
Возрастные особенности психического развития детей
(от пяти до шести лет)
Показатели | Характеристика |
Ведущая потребность | Потребность в общении |
Ведущая функция | Воображение |
Игровая деятельность | Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно- деловое + внеситуативно- личностное: взрослый – источник информации, собеседник |
Отношения со сверстниками | Ситуативно – деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении |
Эмоции | Преобладание ровного оптимистичного настроения |
Способ познания | Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы |
Восприятие | Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности |
Внимание | Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15 – 20 мин. Объем внимания 8 – 10 предметов. |
Память | Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5 – 7 предметов из 10; 3- 4 действия |
Мышление | Наглядно – образное, начало формирования логического |
Воображение | Развитие творческого воображения |
Условия успешности | Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь |
Новообразования возраста |
2. Предвосхищение результата деятельности. 3. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические) |
Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане).
Несмотря на то, что, как и в 4-5 лет, дети в большинстве случаев используют в речи слова-оценки «хороший» - «плохой», «добрый» - «злой», значительно чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий – «вежливый», «честный», «заботливый» и др.
Качественные изменения в этом возрасте происходят в поведении дошкольников – формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т.д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
Возрастные особенности психического развития детей
(от шести до семи лет)
Показатели | Характеристика |
Ведущая потребность | Потребность в общении |
Ведущая функция | Мышление |
Игровая деятельность | Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно- деловое + внеситуативно- личностное: взрослый – источник информации, собеседник |
Отношения со сверстниками | Ситуативно – деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении |
Эмоции | Преобладание ровного оптимистичного настроения |
Способ познания | Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы |
Восприятие | Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности |
Внимание | Произвольное внимание. Удерживает внимание 25 – 30 мин. Объем внимания 10 предметов. |
Память | Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 8 – 10 предметов из 10, 4- 5 действия |
Мышление | Наглядно – образное, продолжает формироваться логическое |
Воображение | Развитие творческого воображения |
Условия успешности | Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь |
Новообразования возраста |
2. Предвосхищение результата деятельности.
|
В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.
Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («добрый человек – это такой, который, всем помогает и хорошо относится, защищает слабых») и достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова «экономный» и отрицательную - слова «жадный». Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека). Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.
В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы. Расширяется мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, «хорошо», и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает «плохо». Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, которое формируется под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержаны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека - сочувствие - даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий.
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач образовательного учреждения.
Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным.
С первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода к школьному этапу обучения он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Проблеме обучения детей правилам дорожного движения необходимо уделять особое внимание, поскольку ребенок — это не маленький взрослый. Его организм находится в состоянии роста и развития, и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, еще полностью сформированы.
Главная цель - формирование у детей навыков осознанного поведения на улицах города. Где ключевым - является слово «осознанного».
Основываясь на работы выдающихся психологов и физиологов, занимающихся вопросами формирования навыков осознанного поведения, таких как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н. Леонтьев, можно сказать, что работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности (игровая деятельность, конструктивная, познавательно-исследовательская, художественная, музыкальная, двигательная) с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского учреждения.
Психофизиологические особенности поведения ребенка дошкольного возраста на улице.
Для понимания поведения детей дошкольного возраста на улице необходимо иметь представление о психофизиологических особенностях их развития в этом возрасте и постараться с учётом этих особенностей привить им основные навыки безопасного поведения на улице, особенно вблизи проезжей части дорог.
Следует помнить о том, что:
• играя с игрушками, дети привыкают, что их машинки и паровозики останавливаются мгновенно, в соответствии с их желаниями. Эти игровые ситуации переносятся в их сознании и в реальный мир. Они убеждены, что любое реальное транспортное средство может остановиться мгновенно и потому практически просто не обращают внимания на автотранспорт. Разделение ситуаций на реальные и игровые происходит постепенно уже при обучении в школе;
• ребёнок не понимает и не прогнозирует возможные последствия своего поведения (близи проезжей части, либо на пешеходном переходе). Внимание малышей всегда полностью сосредоточено только на своих конкретных действиях. Броситься бегом следом за мячиком, или к приятелю на другой стороне дороги для него гораздо важнее, чем движущиеся автомобили. А о собственной безопасности, особенно на пешеходных переходах, дети просто не задумываются;
• реакции детей по сравнению с взрослыми замедленные, потому они гораздо позже могут правильно отреагировать на возникшую опасность. Если взрослому человеку на оценку ситуации достаточно 0,8... 1 секунды, то у ребёнка на это уходит до 3, 4-х секунд.
Например: отличить движущийся автомобиль от стоящего взрослый человек сможет за четверть секунды, а семилетнему ребёнку для этого может потребоваться до 4-х секунд. Дополнительно к этому действует ещё одна особенность, маленькие дети на бегу не могут останавливаться сразу и именно поэтому на сигнал опасности они реагируют со значительным опозданием;
• сектор обзора и поле зрения у малышей гораздо меньшие, чем у взрослых. Как правило, дети хорошо видят только то, что находится напротив них. В пятилетнем возрасте они могут ориентироваться на расстоянии до пяти метров, в 6-летнем до 10 метров, всё, что при этом происходит справа и слева остаётся незамеченным. Надёжная, чёткая ориентация по сторонам: право, лево, приобретается ими только в семилетнем возрасте;
• до восьмилетнего возраста дети слышат только то, что представляет для них интерес. И только в этом возрасте они начинают определять точное направление на источники постороннего звука и каким-то образом прогнозировать степень их опасности.
• тематику фильмов и роликов нужно подбирать с учётом возраста, не травмируя детскую психику. А также стараться свои пояснения сопровождать наглядными примерами, но при этом, ни в коем случае не пугать детей, если что-то в вашем рассказе или показе примера из реальной жизни испугает ребёнка, то при возникновении такой же или похожей ситуации он просто может «впасть в ступор», «застыть от ужаса» и попасть в опасную ситуацию, чаще всего безвыходную.
При обучении дошкольников безопасному поведению на улице следует обращать внимание на их индивидуальные психологические особенности. Не все дети способны воспринимать и зрительную, и двигательную, и слуховую информацию одновременно. Одна из этих систем восприятия у ребенка может быть ведущей, а другие развиты слабее. Поэтому вербальный, или словесный, метод обучения правилам дорожного движения эффективен не для всех. Наиболее эффективно использовать разнообразные методы. В беседах и рассказах педагога нужно использовать и таблицы, и макеты, и схемы, и игрушечные автомобили, и слайд-презентации, и рассказы самих детей. Необходимо дополнять занятия играми, прогулками, спортивными упражнениями, этюдами, моделированием уличных ситуаций и чтением вслух. Это полезно для активизации у детей других каналов восприятия информации.
Кроме того, принимая во внимание тот факт, что непроизвольное внимание у дошкольников преобладает, нужно чаще использовать в занятиях игровые методы, развивающие у детей воображение. Учитывая то, что чувствительность к цвету у детей дошкольного возраста практически стопроцентная, нужно уделять большое внимание оформлению плакатов, стендов, игр по дорожной тематике. Если они будут ярко, красочно и при этом методически грамотно оформлены, это привлечет внимание детей, активизирует их образное мышление и поможет лучшему усвоению правил дорожного движения. На детей дошкольного возраста большое влияние оказывает мнение родителей, взрослых и всех «значимых других», поэтому можно говорить о том, что успешное обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения возможно.
Самое главное — создать для дошкольников эмоциональный настрой. Эмоциональный положительный настрой к изучению правил безопасного поведения формируют и игры — дидактические и конструктивные, художественные произведения на соответствующую тематику. Примеры нужно подбирать сообразно детским возможностям, иными словами, такие, чтобы дети действительно увлеклись, чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей и всегда учитывать психолого-физиологические особенности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по обучению безопасному поведению на улице детей старшей группы
Задачи:Образовательные: Закреплять знания детей о правилах дорожного движения; учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя;Развивающие:Развивать мелкую моторику пальцев рук; уточнить пред...
"Правила дорожные детям знать положено, знает вся моя семья и, конечно, я!" (спортивно-познавательная игра для детей 4-5 лет и их родителей по обучению безопасного поведения на улицах и дорогах)
Данная спортивно-познавательная игра направлена на закрепление у детей навыков безопасного, культурного поведения на дорогах, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.....
ЛИТЕРАТУРА ПО ОБУЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ
Рекомендуемая литература для обучения детей безопасному поведению на улицах и дорогах города."Дошкольник на улице", Москва, 1994 г.;"Керюша и Дружок", Ю.А. Черепанов, Москва, 1992 г.;"Здравствуй, свет...
ЛИТЕРАТУРА ПО ОБУЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ
Рекомендуемая литература для обучения детей безопасному поведению на улицах и дорогах города."Дошкольник на улице", Москва, 1994 г.;"Керюша и Дружок", Ю.А. Черепанов, Москва, 1992 г.;"Здравствуй, свет...
игровые обучающие ситуации в формировании у дошкольников безопасного поведения на улицах.
статьи помогут воспитателям применять игровые ситуации в работе с дошкольниками по ПДД....
Учёт возрастных и психологических особенностей обучающихся в организации работы по обучению безопасному поведению на улице.
Доклад: Учёт возрастных и психологических особенностей обучающихся в организации работы по обучению безопасному поведению на улице....
Система работы по здоровьесбережению с воспитанниками организуется с учётом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста
Система работы по здоровьесбережению с воспитанниками организуется с учётом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опираясь на основные принципы детской психол...