Учёт возрастных и психологических особенностей обучающихся в организации работы по обучению безопасному поведению на улице.
статья (старшая группа) на тему

Плохова Ирина Васильевна

Статья: Учёт возрастных и психологических особенностей обучающихся в организации работы по обучению безопасному поведению на улице.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Статья34.32 КБ

Предварительный просмотр:

Учёт возрастных и психологических особенностей обучающихся в организации работы по обучению безопасному поведению на улице.

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь.         Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

        Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации осуществления образовательного процесса как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Период от рождения до семи лет характеризуется большой двигательной активностью ребенка. В это время происходит становление основных движений от диффузных, в первые месяцы жизни, до высококординированых действий, таких как ходьба, бег, прыжки, метание, лазание. Высокая активность является одним из главных источников познания окружающего мира.

Выделяют четыре периода физического и психического развития детей дошкольного возраста:

•Ранний возраст – от рождения до 2 лет,

•Младший дошкольный возраст – от 2 до 4 лет,

•Средний возраст – от 4 до 5 лет,

•Старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет.

Возрастные особенности психического развития детей

(от четырёх до пяти лет)

Показатели

Характеристика

Ведущая потребность

Потребность в общении, познавательная активность

Ведущая функция

            Наглядно – образное мышление

Игровая деятельность

Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация

Отношения со взрослыми

Внеситуативно - деловое: взрослый – источник информации

Отношения со сверстниками

Ситуативно – деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре

Эмоции

Э            Эмоции  старается контролировать; появляются элементы эмоциональной отзывчивости

Способ познания

Вопросы; рассказы взрослого; экспериментирование

Объект познания

Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов

Внимание

Внимание зависит от интереса ребёнка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10 – 15 мин. Объем внимания 4 – 5 предмета.

Память

Кратковременная;  запоминание   эпизодов зависит от вида деятельности. Объем памяти 4 – 5 предмета из 5; 2- 3 действия

Мышление

Наглядно – образное

Воображение

Репродуктивное; появление элементов творческого воображения

Условия успешности

Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

Новообразования возраста

  1. Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности.

2.       Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения.

3.       Появление элементов сюжетно-ролевой игры

4–5-летними детьми социальные нормы и правила поведения все еще не осознаются, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, «как надо (не надо) себя вести». Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и правил со словами «так не поступают», «так нельзя» и т. п. Как правило, к 5 годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым – дети легко отвлекаются на то, что им более интересно, а бывает, что ребенок «хорошо себя ведет» только в отношении наиболее значимых для него людей. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как «положено» вести себя девочкам, и как – мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только поведение другого, но и своего собственного и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение. Таким образом, поведение 4–5-летнего ребенка не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ребенку все еще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. Для этого возраста характерно появление групповых традиций: кто где сидит, последовательность игр, как поздравляют друг друга с днем рождения, элементы группового жаргона и т. п.).

Возрастные особенности психического развития детей

(от пяти до шести лет)

Показатели

Характеристика

Ведущая потребность

Потребность в общении

Ведущая функция

Воображение

Игровая деятельность

Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения

Отношения со взрослыми

Внеситуативно- деловое + внеситуативно- личностное: взрослый – источник информации, собеседник

Отношения со сверстниками

Ситуативно – деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении

Эмоции

Преобладание ровного оптимистичного настроения

Способ познания

Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

Объект познания

Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы

Восприятие

Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности

Внимание

Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15 – 20 мин. Объем внимания 8 – 10 предметов.

Память

Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5 – 7 предметов из 10; 3- 4 действия

Мышление

Наглядно – образное, начало формирования логического

Воображение

Развитие творческого воображения

Условия успешности

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

Новообразования возраста

  1. Планирующая функция речи.

2.       Предвосхищение результата деятельности.

3.       Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические)

Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане).

            Несмотря на то, что, как и в 4-5 лет, дети в большинстве случаев используют в речи слова-оценки «хороший» - «плохой», «добрый» - «злой», значительно чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения  моральных понятий – «вежливый», «честный», «заботливый» и др.

Качественные изменения в этом возрасте происходят в поведении дошкольников – формируется возможность саморегуляции, т.е.  дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок  эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т.д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

Возрастные особенности психического развития детей
(от шести до семи лет)

Показатели

Характеристика

Ведущая потребность

Потребность в общении

Ведущая функция

Мышление

Игровая деятельность

Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения

Отношения со взрослыми

Внеситуативно- деловое + внеситуативно- личностное: взрослый – источник информации, собеседник

Отношения со сверстниками

Ситуативно – деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении

Эмоции

Преобладание ровного оптимистичного настроения

Способ познания

Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

Объект познания

 Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы

Восприятие

Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности

Внимание

Произвольное внимание. Удерживает внимание 25 – 30 мин. Объем внимания 10  предметов.

Память

Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 8 – 10 предметов из 10, 4- 5 действия

Мышление

 Наглядно – образное, продолжает формироваться логическое

Воображение

Развитие творческого воображения

Условия успешности

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

Новообразования возраста

  1. Планирующая функция речи.

2.       Предвосхищение результата деятельности.

  1. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические)

В целом  ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект  деятельности и поведения.

 Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («добрый человек – это такой, который, всем помогает и хорошо относится, защищает слабых») и достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова «экономный» и отрицательную - слова «жадный».  Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу  близкого человека).           Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.

В основе  произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы. Расширяется мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации.  Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». С развитием морально-нравственных представлений  напрямую связана и возможность    эмоционально оценивать  свои поступки. Ребенок   испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно,  «хорошо», и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает «плохо». Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное  недифференцированное отношение к себе, которое формируется под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения  в эмоциональной сфере. С одной стороны у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержаны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека -  сочувствие -  даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий.

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач образовательного учреждения.

           Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным.

С первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода к школьному этапу обучения он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Проблеме обучения детей правилам дорожного движения необходимо уделять особое внимание, поскольку ребенок — это не маленький взрослый. Его организм находится в состоянии роста и развития, и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, еще полностью сформированы.

Главная цель - формирование у детей навыков осознанного поведения на улицах города. Где ключевым - является слово «осознанного».

Основываясь на работы выдающихся психологов и физиологов, занимающихся вопросами формирования навыков осознанного поведения, таких как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н. Леонтьев, можно сказать, что работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности (игровая деятельность, конструктивная, познавательно-исследовательская, художественная, музыкальная, двигательная) с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского учреждения.

Психофизиологические особенности поведения ребенка дошкольного возраста на улице.  

                 Для  понимания поведения детей дошкольного возраста на улице необходимо иметь представление о психофизиологических особенностях их развития в этом возрасте и постараться с учётом этих особенностей привить им основные навыки безопасного поведения на улице, особенно вблизи проезжей части дорог.

Следует помнить о том, что:

•    играя с игрушками, дети привыкают, что их машинки и паровозики останавливаются  мгновенно, в соответствии с их желаниями. Эти игровые ситуации переносятся в их сознании и в реальный мир. Они убеждены, что любое реальное транспортное средство может остановиться мгновенно и потому практически просто не обращают внимания на автотранспорт. Разделение ситуаций на реальные и игровые происходит постепенно уже при обучении в школе;

•    ребёнок не понимает и не прогнозирует возможные последствия своего поведения  (близи проезжей части, либо на пешеходном переходе). Внимание малышей всегда полностью сосредоточено только на своих конкретных действиях. Броситься бегом следом за мячиком, или к приятелю на другой стороне дороги для него гораздо важнее, чем движущиеся автомобили. А о собственной безопасности, особенно на пешеходных переходах, дети просто не задумываются;

•    реакции детей по сравнению с взрослыми замедленные, потому они гораздо позже могут правильно отреагировать на возникшую опасность. Если взрослому человеку на оценку ситуации достаточно 0,8... 1 секунды, то у ребёнка на это уходит до 3, 4-х секунд.

Например: отличить движущийся автомобиль от стоящего взрослый человек сможет за четверть секунды, а семилетнему ребёнку для этого может потребоваться до 4-х секунд. Дополнительно к этому действует ещё одна особенность, маленькие дети на бегу не могут останавливаться сразу и именно поэтому на сигнал опасности они реагируют со значительным опозданием;

•    сектор обзора и поле зрения у малышей гораздо меньшие, чем у взрослых. Как правило, дети хорошо видят только то, что находится напротив них. В пятилетнем возрасте они могут ориентироваться на расстоянии до пяти метров, в 6-летнем до 10 метров, всё, что при этом происходит справа и слева остаётся незамеченным. Надёжная, чёткая ориентация по сторонам: право, лево, приобретается ими только в семилетнем возрасте;

•     до восьмилетнего возраста дети слышат только то, что представляет для них интерес. И только в этом возрасте они начинают определять точное направление на источники  постороннего звука и каким-то образом прогнозировать степень их опасности.

• тематику фильмов и роликов нужно подбирать с учётом возраста, не травмируя детскую психику. А также стараться свои пояснения сопровождать наглядными примерами, но при этом, ни в коем случае не пугать детей, если что-то в вашем рассказе или показе примера из реальной жизни испугает ребёнка, то при возникновении такой же или похожей ситуации он просто может «впасть в ступор», «застыть от ужаса» и попасть в опасную ситуацию, чаще всего безвыходную.

При обучении дошкольников безопасному поведению на улице следует обращать внимание на их индивидуальные психологические особенности. Не все дети способны воспринимать и зрительную, и двигательную, и слуховую информацию одновременно. Одна из этих систем восприятия у ребенка может быть ведущей, а другие развиты слабее. Поэтому вербальный, или словесный, метод обучения правилам дорожного движения эффективен не для всех. Наиболее эффективно использовать разнообразные методы. В беседах и рассказах педагога нужно использовать и таблицы, и макеты, и схемы, и игрушечные автомобили, и слайд-презентации, и рассказы самих детей. Необходимо дополнять занятия играми, прогулками, спортивными упражнениями, этюдами, моделированием уличных ситуаций и чтением вслух. Это полезно для активизации у детей других  каналов восприятия информации.

Кроме того, принимая во внимание тот факт, что непроизвольное внимание у дошкольников преобладает, нужно чаще использовать в занятиях игровые методы, развивающие у детей воображение. Учитывая то, что чувствительность к цвету у детей дошкольного возраста практически стопроцентная, нужно уделять большое внимание оформлению плакатов, стендов, игр по дорожной тематике. Если они будут ярко, красочно и при этом методически грамотно оформлены, это привлечет внимание детей, активизирует их образное мышление и поможет лучшему усвоению правил дорожного движения. На детей дошкольного возраста большое влияние оказывает мнение родителей, взрослых и всех «значимых других», поэтому можно говорить о том, что успешное обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения возможно.

Самое главное — создать для дошкольников эмоциональный настрой. Эмоциональный положительный настрой к изучению правил безопасного поведения формируют и игры — дидактические и конструктивные, художественные произведения на соответствующую тематику. Примеры нужно подбирать сообразно детским возможностям, иными словами, такие, чтобы дети действительно увлеклись, чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей и всегда учитывать психолого-физиологические особенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению безопасному поведению на улице детей старшей группы

Задачи:Образовательные: Закреплять знания детей о правилах дорожного движения; учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя;Развивающие:Развивать мелкую моторику пальцев рук; уточнить пред...

"Правила дорожные детям знать положено, знает вся моя семья и, конечно, я!" (спортивно-познавательная игра для детей 4-5 лет и их родителей по обучению безопасного поведения на улицах и дорогах)

Данная спортивно-познавательная игра направлена на закрепление у детей навыков безопасного, культурного поведения на дорогах, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.....

ЛИТЕРАТУРА ПО ОБУЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ

Рекомендуемая литература для обучения детей безопасному поведению на улицах и дорогах города."Дошкольник на улице", Москва, 1994 г.;"Керюша и Дружок", Ю.А. Черепанов, Москва, 1992 г.;"Здравствуй, свет...

ЛИТЕРАТУРА ПО ОБУЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ

Рекомендуемая литература для обучения детей безопасному поведению на улицах и дорогах города."Дошкольник на улице", Москва, 1994 г.;"Керюша и Дружок", Ю.А. Черепанов, Москва, 1992 г.;"Здравствуй, свет...

игровые обучающие ситуации в формировании у дошкольников безопасного поведения на улицах.

статьи помогут воспитателям применять игровые ситуации в работе с дошкольниками по ПДД....

Учёт возрастных и психологических особенностей обучающихся в организации работы по обучению безопасному поведению на улице.

Доклад: Учёт возрастных и психологических особенностей обучающихся в организации работы по обучению безопасному поведению на улице....

Система работы по здоровьесбережению с воспитанниками организуется с учётом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста

Система работы по здоровьесбережению с воспитанниками организуется с учётом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опираясь на основные принципы детской психол...