Эссе "Я - педагог"
материал по теме

Гарбера Надежда Леонидовна
Эссе "Я - педагог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_ya_pedag.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Я – педагог.

«Счастлив тот, кого судьба привела к тому, к чему предназначила его природа. Счастлив он сам и счастливо через него человечество».

А. Дистерверг.

              Ещё в детстве я мечтала о том, что буду воспитывать и учить детей. Шли годы, и я твёрдо решила, что буду педагогом. Любящая, заботливая  мама, талантливые творческие педагоги – это те люди, с которых мне хотелось брать пример, и на которых хотелось быть похожей. До сих пор помню свою первую учительницу, как я хотела быть такой же!  Поэтому выбор профессии был не случаен, а продиктован моим сердцем.

За партой, сидя, у стены

О будущем мечтала,

Но быстро годы пронеслись,

Я педагогом стала.

И детскую свою мечту,

Тогда осуществила,

Нелёгкий выбрала я путь,

Но знала, хватит силы, -

Хорошим педагогом стать,

Любить свою работу,

Всю душу детям отдавать,

Дарить тепло, заботу.

Ведь, «Что посеешь – то пожнёшь»,

Не зря же говорится,

Профессией своей могу,

По праву я гордиться!

Ни минуты не сомневаясь в выборе профессии, поступила в Галичское педагогическое училище. Успешно окончила его, и стала учителем начальных классов в небольшой сельской школе. Со студенческих лет я помню высказывание великого русского писателя о той профессии, которую я себе выбрала на всю жизнь:

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать,- он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». (Л.Н. Толстой).

И действительно, имея отличные знания, но не чувствуя душу своего ученика, не любя детей, педагог не будет  хорошим Учителем для своих учеников. Поэтому моя цель, как педагога – раскрыть душу каждого ребёнка, вселить в него уверенность в себе, помочь ребёнку обогатить знаниями, развить его личностные качества, которые необходимы для успешной самореализации. Конечно, все дети разные, у каждого свой внутренний мир, свой темперамент, физические и психические возможности, свои увлечения, но в каждом есть что-то такое, что нужно вовремя заметить, и поддержать. Для меня всегда было важно не только проникнуть во внутренний мир ребёнка, дать шанс ему проявить себя, но и не сломать мир его души. Стараюсь построить свою педагогическую деятельность так, чтобы она была направлена на личностное развитие детей, формирование высоконравственной, культурной, творчески активной и социально – зрелой личности каждого ученика. Нельзя ребёнка научить чему–либо, нельзя развить его способности, нельзя его воспитать, если он сознательно и эмоционально не участвует в процессе обучения и воспитания. Поэтому передо мной стояла задача – прежде чем научить воспитанника, необходимо заинтересовать его, вовлечь в образовательную деятельность, построить её так, чтобы ребёнок испытывал чувство удовлетворённости от такой деятельности. Дети очень любят играть, рисовать, творить. Важно, раскрепостить детей, дать им право выбора, поддержать их выбор, и ненавязчиво включиться в эту деятельность на основании равноправного партнёра. Ведь, не только и не столько знания определяют эффективность процесса обучения, сколько готовность и желание детей участвовать в общении, работать в группах. Я убеждена, что процесс развития личности ребёнка должен строиться на тесном духовном общении, когда педагог вместе с детьми переживает радость побед и горечь утрат, когда педагог любит своих воспитанников такими, какие они есть, когда общение построено на доверии и уважении, когда педагог делает свои знания достоянием воспитанников. И тогда тот огонёк души, который дан детям на самом раннем этапе его развития будет разгораться, становиться ярче и теплее, согревая нашу жизнь!

Я ни разу не пожалела о том, что после шестнадцати лет работы в школе, волею судьбы мне пришлось перевестись на работу в дошкольное учреждение.

Очень хорошо помню свой первый рабочий день. Сколько волнения, сколько внутри меня противоречий, а самое главное – смогу ли я! И вот они, мои первые воспитанники, смотрят на меня большущими глазами, как и я на них. Работа воспитателя нелегка. Но мир этих маленьких артистов, фантазёров, с лучезарными улыбками и искрящимися глазами, сразу даёт забыть обо всех трудностях, и только помнить об одном – ты педагог, ты воспитатель, который должен не только научить ребёнка, но и стать для него близким человеком. Ведь, приходя в детский сад, ребёнок впервые испытывает страх от расставания с самым близким человеком – с мамой. И вот в это самый период, я должна стараться во всём заменить её, сделать так, чтобы ребёнок увидел и почувствовал, что его здесь тоже любят, и никогда не дадут в обиду, чтобы ребёнок доверял воспитателю. Воспитатель – это первый, после мамы, учитель, который встречаются детям на их жизненном пути. Я всегда помню о том, что родители доверяют мне самое дорогое - своего ребёнка, и я должна полностью оправдать их доверие.

Воспитатель — это не работа,

Это каждодневная забота

О важнейших гражданах страны,

Чтоб послушны были и умны!

Воспитатель – как вторая мама

Для любого в мире малыша,

Стать для подопечных самой-самой,

Воспитатель все-таки, должна!

А что в первую очередь отдаёт мать ребёнку? Прежде всего - любовь! Без любви не может быть воспитателя. И настоящий воспитатель любит всех ребят: разговорчивых и застенчивых, медлительных и бойких, робких и смелых, находят в каждом свою изюминку, каждому отдаёт частичку своего сердца. Но одной любви к детям и желания с ними работать недостаточно, нужны специальные знания. Мне пришлось многому учиться, брать знания из методической литературы, советоваться и перенимать опыт других педагогов, посещать курсы. Эта профессия заставляет меня всё время двигаться вперёд, искать и находить что-то новое, развивать творческие способности, даёт возможность окунуться в мир детства.

И вот теперь, проработав почти девять лет в детском саду, я могу сказать:

 «Я – воспитатель!» У меня самая удивительная профессия! У кого ещё есть такая возможность, постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость профессии воспитателя, когда каждое утро, приходя на работу, видишь распахнутые навстречу глаза детей. А глаза ребёнка – это состояние души, в которых многое можно увидеть. В одних – настороженность, в других – интерес, надежда.  Какие они разные!

У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Я люблю детей такими, какие они есть.

«Как хрупка душа ребенка!
Как легко ее разбить.
Нужно мудро, очень тонко
Взрослым к детям подходить»  (Наталия Соллогуб).

Детство – это прекрасная и ответственная пора. Ребёнок, как чистый лист бумаги, если напишешь на нём что-то с ошибкой, исправить её в дальнейшем будет очень трудно. А чтобы этих ошибок было, как можно меньше, воспитатель должен обладать большим арсеналом личностных и профессиональных качеств, таких как доброта, мудрость, целеустремлённость, отзывчивость, образованность.

«…Сколько творчества, терпенья,
Сколько выдумки подчас,
И порывов вдохновенья
Нужно каждому из нас!
Чтоб сердца и души детские
Нам могли принадлежать,
Чтоб любимым воспитателем
Дети нас могли назвать!
Воспитатель, воспитатель.
Словно мама для детей.
Да! Всегда гордиться можем
Мы профессией своей!
            (Ю. Михайленко)

Вот поэтому я каждый день спашу в свой детский сад, в котором меня ждут, любят, ценят. Воспитатель детского сада ещё и немного волшебник. Почему спросите вы? Потому что все дети ежесекундно ждут от нас взрослых сказки, чуда, открытий. А педагоги по дуновению волшебной палочки приносят в их души новые впечатления. Перед тем, как открыть утром дверь своей группы, я помню о том, что мои озорные малыши оценивают каждый мой взгляд, каждый мой поступок, каждый мой шаг, они многого ожидают от меня.

В своей работе я придерживаюсь следующих заповедей.    

Золотые заповеди воспитателя.

  • Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
  • Предъявляя требования к ребёнку, ясно их себе представляйте, объясните их ребёнку, узнайте его мнение.
  • Не контролируйте каждый шаг ребёнка, предоставляйте ему самостоятельность.
  • Не подсказывайте готового решения, покажите ребёнку разные варианты, обсудите с ним правильные и ложные шаги к цели.
  • Не пропустите моменты, когда у ребёнка достигнут первый успех.
  • Если ребёнок ошибся, укажите ему на это и дайте возможность осознать причину.
  • Оценивайте поступок, а не личность, дайте ребёнку возможность ощутить ваше участие.
  • Не делите детей на «хороших» и «плохих». Помните правило «золотой середины».
  • Повышайте престиж профессии воспитателя.

Да Воспитатель для ребёнка в детском саду – главный человек, кладезь знаний и умений. Размышляя о своём жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя дорога, зовущая и ведущая к бесконечной жизни в душах моих ребят. Так хочется им пожелать:

«…Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!»  
( Юрий Энтин «Дорога добра»)

Если бы меня спросили: «Долго ли вы собираетесь работать педагогом дошкольного учреждения?», я бы ответила словами стихотворения «Профессия воспитатель» Бушуевой Ольги Владимировны:

Средь моря значимых профессий

Себе я выбрала одну -

Её нет в мире интересней

Она живёт в детском саду.

К ней долго шла я,  познавая

Наук бесчисленных плоды,

Всегда вперёд,  не унывая,

В душе,  любя свои труды.

Её я выбрала ребёнком,

В неё играла с детских лет,

Постигла с чувством, с мерой, с толком -

Другой такой наверно нет.

Нет места мне милей на свете!

Нет лучше и родней того,

Где подрастают нежно дети,

Как в поле, вспаханном зерно.

Где искренни всегда улыбки,

И льётся тонкий, звонкий смех,

Они,  как маленькие рыбки,

Люблю их каждого и всех.

И от хлопот своих семейных,

Всегда я с ними отдохну,

Средь них весёлых и затейных

Сама в мир детства попаду.

Их научу священной дружбе,

Всему, чем нужно дорожить,

Я по своей нелёгкой службе,

Должна в них многое вложить.

Но не пугает тяжесть эта,

Ведь знаю дело до конца,

Готовлю я к большому свету,

С надеждой каждого мальца.

Недаром говорят, что дети –

Есть жизни лучшие цветы.

И я счастливей всех на свете,

Мои сбываются мечты.

Ведь каждый, получить наверно,

Цветы в подарок очень рад,

И счастлив в этот миг безмерно,

А у меня их целый сад.
Я – педагог! Много это или мало? А если бы начать всё сначала? Нет, я точно знаю – это моё призвание! Завтра будет новый день, и вот уже завтра на меня опять будут смотреть глаза моих детей. Я верю, что затраченные силы моей души вернуться ко мне победами, успехами моих воспитанников!

Мир детства сладостен и тонок,

Как флейты плавающий звук,

Пока смеётся мне ребёнок,

Я знаю, что не зря живу.

Твердят друзья: «Есть нивы тише!»,

Но, ни за что не отступлю,

Я этих милых ребятишек,

Как собственных детей люблю.

И каждый день, как на премьеру,

Вхожу в притихший детский сад,

Иду сюда не для карьеры,

Здесь каждый мне ребёнок рад!

Быть в гуще детских восприятий,

И так, на протяженье лет.

Судьба моя – я Воспитатель,

Нет лучшей доли на земле!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...