Эссе "Я - педагог"
материал по теме
Предварительный просмотр:
Я – педагог.
«Счастлив тот, кого судьба привела к тому, к чему предназначила его природа. Счастлив он сам и счастливо через него человечество».
А. Дистерверг.
Ещё в детстве я мечтала о том, что буду воспитывать и учить детей. Шли годы, и я твёрдо решила, что буду педагогом. Любящая, заботливая мама, талантливые творческие педагоги – это те люди, с которых мне хотелось брать пример, и на которых хотелось быть похожей. До сих пор помню свою первую учительницу, как я хотела быть такой же! Поэтому выбор профессии был не случаен, а продиктован моим сердцем.
За партой, сидя, у стены
О будущем мечтала,
Но быстро годы пронеслись,
Я педагогом стала.
И детскую свою мечту,
Тогда осуществила,
Нелёгкий выбрала я путь,
Но знала, хватит силы, -
Хорошим педагогом стать,
Любить свою работу,
Всю душу детям отдавать,
Дарить тепло, заботу.
Ведь, «Что посеешь – то пожнёшь»,
Не зря же говорится,
Профессией своей могу,
По праву я гордиться!
Ни минуты не сомневаясь в выборе профессии, поступила в Галичское педагогическое училище. Успешно окончила его, и стала учителем начальных классов в небольшой сельской школе. Со студенческих лет я помню высказывание великого русского писателя о той профессии, которую я себе выбрала на всю жизнь:
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать,- он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». (Л.Н. Толстой).
И действительно, имея отличные знания, но не чувствуя душу своего ученика, не любя детей, педагог не будет хорошим Учителем для своих учеников. Поэтому моя цель, как педагога – раскрыть душу каждого ребёнка, вселить в него уверенность в себе, помочь ребёнку обогатить знаниями, развить его личностные качества, которые необходимы для успешной самореализации. Конечно, все дети разные, у каждого свой внутренний мир, свой темперамент, физические и психические возможности, свои увлечения, но в каждом есть что-то такое, что нужно вовремя заметить, и поддержать. Для меня всегда было важно не только проникнуть во внутренний мир ребёнка, дать шанс ему проявить себя, но и не сломать мир его души. Стараюсь построить свою педагогическую деятельность так, чтобы она была направлена на личностное развитие детей, формирование высоконравственной, культурной, творчески активной и социально – зрелой личности каждого ученика. Нельзя ребёнка научить чему–либо, нельзя развить его способности, нельзя его воспитать, если он сознательно и эмоционально не участвует в процессе обучения и воспитания. Поэтому передо мной стояла задача – прежде чем научить воспитанника, необходимо заинтересовать его, вовлечь в образовательную деятельность, построить её так, чтобы ребёнок испытывал чувство удовлетворённости от такой деятельности. Дети очень любят играть, рисовать, творить. Важно, раскрепостить детей, дать им право выбора, поддержать их выбор, и ненавязчиво включиться в эту деятельность на основании равноправного партнёра. Ведь, не только и не столько знания определяют эффективность процесса обучения, сколько готовность и желание детей участвовать в общении, работать в группах. Я убеждена, что процесс развития личности ребёнка должен строиться на тесном духовном общении, когда педагог вместе с детьми переживает радость побед и горечь утрат, когда педагог любит своих воспитанников такими, какие они есть, когда общение построено на доверии и уважении, когда педагог делает свои знания достоянием воспитанников. И тогда тот огонёк души, который дан детям на самом раннем этапе его развития будет разгораться, становиться ярче и теплее, согревая нашу жизнь!
Я ни разу не пожалела о том, что после шестнадцати лет работы в школе, волею судьбы мне пришлось перевестись на работу в дошкольное учреждение.
Очень хорошо помню свой первый рабочий день. Сколько волнения, сколько внутри меня противоречий, а самое главное – смогу ли я! И вот они, мои первые воспитанники, смотрят на меня большущими глазами, как и я на них. Работа воспитателя нелегка. Но мир этих маленьких артистов, фантазёров, с лучезарными улыбками и искрящимися глазами, сразу даёт забыть обо всех трудностях, и только помнить об одном – ты педагог, ты воспитатель, который должен не только научить ребёнка, но и стать для него близким человеком. Ведь, приходя в детский сад, ребёнок впервые испытывает страх от расставания с самым близким человеком – с мамой. И вот в это самый период, я должна стараться во всём заменить её, сделать так, чтобы ребёнок увидел и почувствовал, что его здесь тоже любят, и никогда не дадут в обиду, чтобы ребёнок доверял воспитателю. Воспитатель – это первый, после мамы, учитель, который встречаются детям на их жизненном пути. Я всегда помню о том, что родители доверяют мне самое дорогое - своего ребёнка, и я должна полностью оправдать их доверие.
Воспитатель — это не работа,
Это каждодневная забота
О важнейших гражданах страны,
Чтоб послушны были и умны!
Воспитатель – как вторая мама
Для любого в мире малыша,
Стать для подопечных самой-самой,
Воспитатель все-таки, должна!
А что в первую очередь отдаёт мать ребёнку? Прежде всего - любовь! Без любви не может быть воспитателя. И настоящий воспитатель любит всех ребят: разговорчивых и застенчивых, медлительных и бойких, робких и смелых, находят в каждом свою изюминку, каждому отдаёт частичку своего сердца. Но одной любви к детям и желания с ними работать недостаточно, нужны специальные знания. Мне пришлось многому учиться, брать знания из методической литературы, советоваться и перенимать опыт других педагогов, посещать курсы. Эта профессия заставляет меня всё время двигаться вперёд, искать и находить что-то новое, развивать творческие способности, даёт возможность окунуться в мир детства.
И вот теперь, проработав почти девять лет в детском саду, я могу сказать:
«Я – воспитатель!» У меня самая удивительная профессия! У кого ещё есть такая возможность, постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость профессии воспитателя, когда каждое утро, приходя на работу, видишь распахнутые навстречу глаза детей. А глаза ребёнка – это состояние души, в которых многое можно увидеть. В одних – настороженность, в других – интерес, надежда. Какие они разные!
У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Я люблю детей такими, какие они есть.
«Как хрупка душа ребенка!
Как легко ее разбить.
Нужно мудро, очень тонко
Взрослым к детям подходить» (Наталия Соллогуб).
Детство – это прекрасная и ответственная пора. Ребёнок, как чистый лист бумаги, если напишешь на нём что-то с ошибкой, исправить её в дальнейшем будет очень трудно. А чтобы этих ошибок было, как можно меньше, воспитатель должен обладать большим арсеналом личностных и профессиональных качеств, таких как доброта, мудрость, целеустремлённость, отзывчивость, образованность.
«…Сколько творчества, терпенья,
Сколько выдумки подчас,
И порывов вдохновенья
Нужно каждому из нас!
Чтоб сердца и души детские
Нам могли принадлежать,
Чтоб любимым воспитателем
Дети нас могли назвать!
Воспитатель, воспитатель.
Словно мама для детей.
Да! Всегда гордиться можем
Мы профессией своей! (Ю. Михайленко)
Вот поэтому я каждый день спашу в свой детский сад, в котором меня ждут, любят, ценят. Воспитатель детского сада ещё и немного волшебник. Почему спросите вы? Потому что все дети ежесекундно ждут от нас взрослых сказки, чуда, открытий. А педагоги по дуновению волшебной палочки приносят в их души новые впечатления. Перед тем, как открыть утром дверь своей группы, я помню о том, что мои озорные малыши оценивают каждый мой взгляд, каждый мой поступок, каждый мой шаг, они многого ожидают от меня.
В своей работе я придерживаюсь следующих заповедей.
Золотые заповеди воспитателя.
- Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
- Предъявляя требования к ребёнку, ясно их себе представляйте, объясните их ребёнку, узнайте его мнение.
- Не контролируйте каждый шаг ребёнка, предоставляйте ему самостоятельность.
- Не подсказывайте готового решения, покажите ребёнку разные варианты, обсудите с ним правильные и ложные шаги к цели.
- Не пропустите моменты, когда у ребёнка достигнут первый успех.
- Если ребёнок ошибся, укажите ему на это и дайте возможность осознать причину.
- Оценивайте поступок, а не личность, дайте ребёнку возможность ощутить ваше участие.
- Не делите детей на «хороших» и «плохих». Помните правило «золотой середины».
- Повышайте престиж профессии воспитателя.
Да Воспитатель для ребёнка в детском саду – главный человек, кладезь знаний и умений. Размышляя о своём жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя дорога, зовущая и ведущая к бесконечной жизни в душах моих ребят. Так хочется им пожелать:
«…Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!» ( Юрий Энтин «Дорога добра»)
Если бы меня спросили: «Долго ли вы собираетесь работать педагогом дошкольного учреждения?», я бы ответила словами стихотворения «Профессия воспитатель» Бушуевой Ольги Владимировны:
Средь моря значимых профессий
Себе я выбрала одну -
Её нет в мире интересней
Она живёт в детском саду.
К ней долго шла я, познавая
Наук бесчисленных плоды,
Всегда вперёд, не унывая,
В душе, любя свои труды.
Её я выбрала ребёнком,
В неё играла с детских лет,
Постигла с чувством, с мерой, с толком -
Другой такой наверно нет.
Нет места мне милей на свете!
Нет лучше и родней того,
Где подрастают нежно дети,
Как в поле, вспаханном зерно.
Где искренни всегда улыбки,
И льётся тонкий, звонкий смех,
Они, как маленькие рыбки,
Люблю их каждого и всех.
И от хлопот своих семейных,
Всегда я с ними отдохну,
Средь них весёлых и затейных
Сама в мир детства попаду.
Их научу священной дружбе,
Всему, чем нужно дорожить,
Я по своей нелёгкой службе,
Должна в них многое вложить.
Но не пугает тяжесть эта,
Ведь знаю дело до конца,
Готовлю я к большому свету,
С надеждой каждого мальца.
Недаром говорят, что дети –
Есть жизни лучшие цветы.
И я счастливей всех на свете,
Мои сбываются мечты.
Ведь каждый, получить наверно,
Цветы в подарок очень рад,
И счастлив в этот миг безмерно,
А у меня их целый сад.
Я – педагог! Много это или мало? А если бы начать всё сначала? Нет, я точно знаю – это моё призвание! Завтра будет новый день, и вот уже завтра на меня опять будут смотреть глаза моих детей. Я верю, что затраченные силы моей души вернуться ко мне победами, успехами моих воспитанников!
Мир детства сладостен и тонок,
Как флейты плавающий звук,
Пока смеётся мне ребёнок,
Я знаю, что не зря живу.
Твердят друзья: «Есть нивы тише!»,
Но, ни за что не отступлю,
Я этих милых ребятишек,
Как собственных детей люблю.
И каждый день, как на премьеру,
Вхожу в притихший детский сад,
Иду сюда не для карьеры,
Здесь каждый мне ребёнок рад!
Быть в гуще детских восприятий,
И так, на протяженье лет.
Судьба моя – я Воспитатель,
Нет лучшей доли на земле!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"
В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...
«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС
Задачи семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...
Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"
27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...
семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...