Родительский клуб
проект (средняя группа) на тему
Цель: психолого-педагогическое сопровождение семей воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительский клуб проект | 32.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
Детско-родительский клуб "Непоседы"
для семей воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов.
Актуальность
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии является в настоящее время весьма острой и актуальной. Коррекционная помощь таким детям – одно из приоритетных направлений в области образования. Это обусловлено тем, что неуклонно увеличивается рост количества детей с различными отклонениями в состоянии здоровья.
В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.
Работа с семьей — важная составная часть социально-психологической помощи детям с ОВЗ. К сожалению, помощь семьям часто ограничивается незначительной финансовой поддержкой. Однако психологическая реабилитация — не менее важная часть социальной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и нуждаются в ней не только дети, но и их родители.
Проблема
Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая расстройства аутистического спектра. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от относительно легко устраняемых трудностей до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.
Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения.
Детско-родительский клуб «Непоседы» организован как форма психологической поддержки, психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов, в котором мы объединили усилия семьи и педагогов в совместных действиях по развитию и воспитанию детей, чтобы раскрыть возможности совместной работы, повысить степень участия родителей в жизни своего ребенка. В основу нашей работы с семьей положено стремление помочь родителям в воспитании и социализации детей с ОВЗ.
Цель: психолого-педагогическое сопровождение семей воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов.
Задачи:
1. Повышение педагогической компетенции родителей (вооружение необходимыми знаниями и умениями в области коррекционной педагогики и специальной психологии, обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком).
2. Помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Принципы работы с родителями детей с ОВЗ:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, с учителем-логопедом, воспитателем, муз. руководителем, с инструктором по физической культуре, родителями.
4. Принцип доступности.
Концепция взаимодействия ДОУ и семьи:
1. Семья – центр жизни ребенка.
2. Семья держит в своих руках важнейшие рычаги самочувствия ребенка и его развития.
3. Семья – величина постоянная, тогда как педагоги, воспитатели и детские учреждения приходят и уходят.
4. Каждый родитель – эксперт по своему ребенку, его первый воспитатель и педагог.
5. Педагоги – профессиональные консультанты, помощники и доверенные лица родителей в деле воспитания и образования, которое с отдачей ребенка в детский сад не перестает быть их собственным делом.
Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов.
Этапы проекта:
1.Подготовительный (диагностический, адаптационный) - поиск новых форм и методов комплексной помощи воспитанникам с ОВЗ.
2. Основной – совместная деятельность специалистов ДОУ с семьями по организации педагогического просвещения.
3.Заключительный – подведение итогов реализации проекта.
Сроки реализации проекта: Долгосрочный (01.09.2016 – 30.06.2017).
Для определения характера взаимодействий с семьей обычно используются понятия: сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство – это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.
Организация деятельности детско-родительского клуба «Непоседы» осуществляется каждый последний четверг месяца специалистами ДОУ: учитель-дефектолог. учитель-логопед, воспитатели группы с участием воспитанников и их родителей на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1» пгт Рощино.
В рамках профессиональной деятельности на базе ДОУ организуются следующие формы взаимодействия:
Формы организации психолого-педагогической помощи семье:
1. Коллективные формы взаимодействия.
1.1. Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ 3 раза в год, в начале, в середине и в конце учебного года.
Задачи:
Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы.
Решение организационных вопросов.
Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.
1.2. Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже 3-х раз в год и по мере необходимости.
Задачи:
Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы.
Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье.
Решение текущих организационных вопросов.
1.3. “День открытых дверей”. Проводится администрацией ДОУ.
Задача:
Знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.
1.4. Тематические доклады, плановые консультации, семинары.
Задачи:
Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии.
Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.
1.5. Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты ДОУ с привлечением родителей.
Задача:
Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.
2. Индивидуальные формы работы.
2.1. Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.
Задача:
Оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания.
2.2. Родительский час (индивидуальные консультации). Проводится учителем-логопедом.
Задача:
Информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком.
2.3. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей групп компенсирующей направленности ДОУ (по мере необходимости).
Задачи:
Сбор необходимой информации о ребенке и его семье.
Определение запросов родителей о дополнительном образовании детей.
Определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей.
Определение оценки родителями работы ДОУ
3. Формы наглядного информационного обеспечения.
3.1. Информационные стенды и тематические выставки.
Задача:
Информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОУ.
3.2. Выставки детских и совместных работ с родителями.
Задачи:
Ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей.
Привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка. Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему. В результате такой работы родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция. Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.
Ожидаемый результат:
- Появление интереса родителей к работе специалистов ДОУ.
- Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах.
- Увеличение количества обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам.
- Возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ.
- Рост удовлетворенности родителей работой педагогов и ДОУ в целом.
№ п/п | Содержание работы | Формы работы | Месяц | |
Учитель-логопед | Учитель-дефектолог | |||
1. | Сбор анамнеза детей группы «Непоседы». | Анкетирование родителей. | Сентябрь | |
2. | «Причины речевых нарушений». | «Причины нервных и психических заболеваний детей дошкольного возраста» | Консультация на сайте группы | Сентябрь |
3. | «Праздник воздушных шаров». | Развлечение с родителями. | Октябрь | |
4. | «Основные логопедические понятия»: нормы речевого развития дошкольника; речевые недостатки, причины и пути исправления. | Развитие мышления у детей с ОВЗ. | Консультация в папке – передвижке. | Октябрь |
5. | Дыхательная гимнастика. | Гимнастика для глаз. | Консультация на сайте группы | Ноябрь |
6. | «Основы правильного произношения»: артикуляционная гимнастика, правила ее проведения. | Правила поощрения детей с ОВЗ. | Занятие с родителями. Консультация на сайте группы | Ноябрь |
7. | «Логопедический массаж как одна из основ правильного произношения». | Обучение конструированию детей с ОВЗ. | Мастер – класс. | Декабрь |
8. | «Мяч и речь»: развитие речевого дыхания и психологической базы речи; развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие общей моторики. | Занятие с родителями. Консультация на сайте группы | Январь | |
9. | «Автоматизация поставленных звуков»: этапы автоматизации звуков; специальные приемы автоматизации звуков. | «Развитие внимания у детей с ОВЗ». | Занятие с родителями. | Февраль |
10. | «Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье». | «Развитие внимания у детей с ОВЗ». | Консультация в папке – передвижке. | Февраль |
11. | «Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков»: специальные приемы дифференциации звуков; игры на дифференциацию звуков с использованием ИКТ. | Пальчиковый театр. | Занятие с родителями и консультация на сайте группы | Март |
12. | «Развитие фонематического слуха». | Правила подготовки руки к письму. | Занятие с родителями. | Апрель |
13. | «Как развивать фонематический слух?» | Правила подготовки руки к письму. | Рекомендации в папке – передвижке, на сайте группы | Апрель |
14. | «Автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи». | Обучающая игра «Фантики». | Занятие с родителями. Консультация на сайте ДОУ | Май |
15. | Подведение итогов работы «Родительского клуба». Рекомендации логопеда на лето. Составление древа группы. | Круглый стол. | Июнь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительская встреча в рамках родительского клуба "Диалог" - "Азбука родительской любви"
Работа с родителями. Гармонизация детско-родительских отношений, самообразование родителей в области педагогических знаний...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ, ПО СРЕДСТВАМ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА РАЗВИТИЯ И ДОСУГА «КЛУБ МОЛОДОЙ СЕМЬИ»
Сегодня перед педагогами детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Современная семья ...
Сценарий заседания детско-родительского клуба "Безопасное колесо"; Заседание детско-родительского клуба "Весёлые приключения, в королевстве Считая второго"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад №88» Кировского района г.Казани Сценарий заседания детско-родит...
Детско-родительский клуб "Клуб веселых математиков" (старший дошкольный возраст)
Детско-родительский клуб "Клуб веселых математиков" (старший дошкольный возраст)...
Круглый стол ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «ЗДОРОВЯЧОК» «Выбор эмблемы клуба»
Цель: выбор и утверждение эмблемы клуба; знакомство с элементами самомассажа, с играми позволяющими развивать коммуникативные способности, и играми которые учат передавать различные эмоцион...
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...
семейный клуб "ладошки" . Родительский клуб — форма эффективного взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС .
Кадукова Наталья ВасильевнаРодительский клуб — форма эффективного взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в дет...