Родительский клуб
проект (средняя группа) на тему

Денисова Анастасия Сергеевна

Цель: психолого-педагогическое сопровождение семей воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительский клуб проект32.48 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Детско-родительский клуб "Непоседы"

для семей воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов.

Актуальность

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии является в настоящее время весьма острой и актуальной. Коррекционная помощь таким детям – одно из приоритетных направлений в области образования. Это обусловлено тем, что неуклонно увеличивается рост количества детей с различными отклонениями в состоянии здоровья.

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

Работа с семьей — важная составная часть социально-психологической помощи детям с ОВЗ. К сожалению, помощь семьям часто ограничивается незначительной финансовой поддержкой. Однако психологическая реабилитация — не менее важная часть социальной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и нуждаются в ней не только дети, но и их родители.

Проблема

Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая расстройства аутистического спектра. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от относительно легко устраняемых трудностей до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.

Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения.

Детско-родительский клуб «Непоседы» организован как форма психологической поддержки, психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов, в котором мы объединили усилия семьи и педагогов в совместных действиях по развитию и воспитанию детей, чтобы раскрыть возможности совместной работы, повысить степень участия родителей в жизни своего ребенка. В основу нашей работы с семьей положено стремление помочь родителям в воспитании и социализации детей с ОВЗ.

Цель: психолого-педагогическое сопровождение семей воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов.

Задачи:

1. Повышение педагогической компетенции родителей (вооружение необходимыми знаниями и умениями в области коррекционной педагогики и специальной психологии, обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком).

2. Помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Принципы работы с родителями детей с ОВЗ:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, с учителем-логопедом, воспитателем, муз. руководителем, с инструктором по физической культуре, родителями.

4. Принцип доступности.

Концепция взаимодействия ДОУ и семьи:

1. Семья – центр жизни ребенка.

2. Семья держит в своих руках важнейшие рычаги самочувствия ребенка и его развития.

3. Семья – величина постоянная, тогда как педагоги, воспитатели и детские учреждения приходят и уходят.

4. Каждый родитель – эксперт по своему ребенку, его первый воспитатель и педагог.

5. Педагоги – профессиональные консультанты, помощники и доверенные лица родителей в деле воспитания и образования, которое с отдачей ребенка в детский сад не перестает быть их собственным делом.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов.

Этапы проекта:

1.Подготовительный (диагностический, адаптационный) - поиск новых форм и методов комплексной помощи воспитанникам с ОВЗ.

2. Основной – совместная деятельность специалистов ДОУ с семьями по организации педагогического просвещения.

3.Заключительный – подведение итогов реализации проекта.

Сроки реализации проекта: Долгосрочный (01.09.2016 – 30.06.2017).

Для определения характера взаимодействий с семьей обычно используются понятия: сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство – это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.

Организация деятельности детско-родительского клуба «Непоседы» осуществляется каждый последний четверг месяца специалистами ДОУ: учитель-дефектолог. учитель-логопед, воспитатели группы с участием воспитанников и их родителей на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1» пгт Рощино.

В рамках профессиональной деятельности на базе ДОУ организуются следующие формы взаимодействия:

Формы организации психолого-педагогической помощи семье:

1. Коллективные формы взаимодействия.

1.1. Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ 3 раза в год, в начале, в середине и в конце учебного года.

Задачи:

Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы.

Решение организационных вопросов.

Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

1.2. Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже 3-х раз в год и по мере необходимости.

Задачи:

Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы.

Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье.

Решение текущих организационных вопросов.

1.3. “День открытых дверей”. Проводится администрацией ДОУ.

Задача:

Знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.

1.4. Тематические доклады, плановые консультации, семинары.

Задачи:

Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии.

Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.

1.5. Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты ДОУ с привлечением родителей.

Задача:

Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.

2. Индивидуальные формы работы.

2.1. Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.

Задача:

Оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания.

2.2. Родительский час (индивидуальные консультации). Проводится учителем-логопедом.

Задача:

Информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком.

2.3. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей групп компенсирующей направленности ДОУ (по мере необходимости).

Задачи:

Сбор необходимой информации о ребенке и его семье.

Определение запросов родителей о дополнительном образовании детей.

Определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей.

Определение оценки родителями работы ДОУ

3. Формы наглядного информационного обеспечения.

3.1. Информационные стенды и тематические выставки.

Задача:

Информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОУ.

3.2. Выставки детских и совместных  работ с родителями.  

Задачи:

Ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей.

Привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка. Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему. В результате такой работы родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция. Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

Ожидаемый результат:

  1. Появление интереса родителей к работе специалистов ДОУ.
  2. Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах.
  3. Увеличение количества обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам.
  4. Возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ.
  5. Рост удовлетворенности родителей работой педагогов и ДОУ в целом.

п/п

Содержание работы

Формы

работы

Месяц

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

1.

Сбор анамнеза детей группы «Непоседы».

Анкетирование родителей.

Сентябрь

2.

«Причины речевых нарушений».

«Причины  нервных и психических заболеваний детей дошкольного возраста»

Консультация на сайте группы

Сентябрь

3.

«Праздник воздушных шаров».

Развлечение с родителями.

Октябрь

4.

«Основные логопедические понятия»:

нормы речевого развития дошкольника;

речевые недостатки, причины и пути исправления.

Развитие мышления у детей с ОВЗ.

Консультация в папке – передвижке.

Октябрь

5.

Дыхательная гимнастика.

Гимнастика для глаз.

Консультация на сайте группы

Ноябрь

6.

«Основы правильного произношения»:

артикуляционная гимнастика,

правила ее проведения.

Правила поощрения детей с ОВЗ.

Занятие с родителями.

Консультация

на сайте группы

Ноябрь

7.

«Логопедический массаж как одна из основ правильного произношения».

Обучение конструированию детей с ОВЗ.

Мастер – класс.

Декабрь

8.

«Мяч и речь»:

развитие речевого дыхания и психологической базы речи;

развитие мелкой моторики пальцев рук;

развитие общей моторики.

Занятие с родителями.

Консультация

на сайте группы

Январь

9.

«Автоматизация поставленных звуков»:

этапы автоматизации звуков;

специальные приемы автоматизации звуков.

«Развитие внимания у детей с ОВЗ».

Занятие с родителями.

Февраль

10.

«Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье».

«Развитие внимания у детей с ОВЗ».

Консультация в папке – передвижке.

Февраль

11.

«Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков»:

специальные приемы дифференциации звуков;

игры на дифференциацию звуков с использованием ИКТ.

Пальчиковый театр.

Занятие с родителями и

консультация на сайте группы

Март

12.

«Развитие фонематического слуха».

Правила подготовки руки к письму.

Занятие с родителями.

Апрель

13.

«Как развивать фонематический слух?»

Правила подготовки руки к письму.

Рекомендации

в папке – передвижке, на сайте группы

Апрель

14.

«Автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи».

Обучающая игра «Фантики».

Занятие с родителями.

Консультация на сайте ДОУ

Май

15.

Подведение итогов работы «Родительского клуба». Рекомендации логопеда на лето. Составление древа группы.

Круглый стол.

Июнь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительская встреча в рамках родительского клуба "Диалог" - "Азбука родительской любви"

Работа с родителями. Гармонизация детско-родительских отношений, самообразование родителей в области педагогических знаний...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ, ПО СРЕДСТВАМ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА РАЗВИТИЯ И ДОСУГА «КЛУБ МОЛОДОЙ СЕМЬИ»

Сегодня перед педагогами детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Современная семья ...

Сценарий заседания детско-родительского клуба "Безопасное колесо"; Заседание детско-родительского клуба "Весёлые приключения, в королевстве Считая второго"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад №88» Кировского района г.Казани       Сценарий заседания детско-родит...

Детско-родительский клуб "Клуб веселых математиков" (старший дошкольный возраст)

Детско-родительский клуб "Клуб веселых математиков" (старший дошкольный возраст)...

Круглый стол ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «ЗДОРОВЯЧОК» «Выбор эмблемы клуба»

Цель: выбор и утверждение эмблемы клуба; знакомство с элементами самомассажа, с играми позволяющими развивать коммуникативные способности, и играми которые учат передавать различные эмоцион...

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

семейный клуб "ладошки" . Родительский клуб — форма эффективного взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС .

Кадукова Наталья  ВасильевнаРодительский клуб — форма эффективного взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в дет...