Программа эксперимент
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
Пограмма по экспериментированию создана.чтобы дети могли ответить на самые различные задаваемые вопросы"Почему?..." , проводя опыты и эксперименты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_eksperiment.docx | 36.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
по экспериментированию
для детей старшего дошкольного возраста
Составитель: Баранова Ирина Владимировна
Содержание:
1.Пояснительная записка ……………………3
2.Цель. Задачи. Ожидаемый результат …………………………..5
3.Методическое обеспечение программы …………………………6
4.Методические рекомендации …………………………………..7
5.Перспективно-тематическое планирование по детскому экспериментированию ………………………………………8
6.Библиографический список ………………………………………16
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошел ».
К.Е. Тимирязев.
Пояснительная записка:
Мы живем в стремительном меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мильной связи, интернета, поэтому сюжетно-ролевая игра уходит на задний план. Согласно китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму» - усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Детям пяти-шести лет все интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Свои вопросы они задают сегодня и не хотят ждать, когда им преподнесут сведения о явлениях природы. Ребенка в один и тот же день в одинаковой мере занимают наблюдением за Солнцем и поведением кошки. В наших возможностях дать ребенку «инструмент» для познания мира. Если ребенок получает достаточно интеллектуальных впечатлений, интересов, то ребенок вырастет интеллектуально активным. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Особой формой исследовательской деятельности является детское экспериментирование, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н.Н. Подъяков).
Эксперимент (от латинского проба, опыт.) в научном методе – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Физический эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.
В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Актуальность темы. Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 в детских садах утверждены и введены в действие ФГТ. На современном этапе к выпускнику - дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском экспериментировании интегративные качества ребенка развиваются.
Новизна программы заключается в постановлении самой проблемы, как предмета специального изучения. Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Использование регионального компонента в экспериментальной деятельности, позволяет ввести детей в многообразный окружающий мир, раскрывает региональные особенности и традиции народов Крайнего Севера. Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых, включает комплекс тем.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.
Целью данной программы является:
- создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.
Задачи:
- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света)
- формировать у детей элементарные географические представления;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов
- развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней.
- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Отличительной особенностью данной программы является организация детей старшего дошкольного возраста с учетом особенностей региона.
Основными формами реализации программных задач является наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, опыты, исследовательская деятельность. По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экспериментальной деятельности. Поэтому участниками реализации программы являются дети 5-6 лет. Срок реализации программы 1 год.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
- представления о свойствах веществ
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования
- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать
- расширять знания об объектах и их свойствах
Мониторинг усвоения знаний осуществляется на основе методике Н.А. Рыжовой в начале и конце учебного года. Используется такие формы обследования как блиц – опрос, беседа с детьми, анкетирование родителей. Основными условиями детского экспериментирования являются:
- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);
- использование разных видов деятельности;
- четкое определение содержания экологического воспитания;
- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.
- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;
- создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);
- экологическая грамотность самих взрослых.
Методы и приёмы, используемые при реализации программы
Приёмы организации детей в процессе обучения:
- работа небольшими группами;
- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
Приёмы активизации умственной активности детей:
- включение игровых упражнений;
- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
- выполнение нетрадиционных заданий;
- решение проблемных ситуаций;
- моделирование и анализ заданных ситуаций
Приёмы обучения:
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
- вопросы к детям.
Методические рекомендации:
Программа по детскому экспериментированию построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме работы ребёнок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.
Обучение по программе состоит в систематизации, углублении, в осознании связей и зависимостей.
Основные принципы, заложенные в основу работы:
- научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);
- динамичности (от простого к сложному);
- интегративности (синтез искусств);
- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)
- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)
- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует « зону ближайшего развития»).
- возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);
- наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);
- здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности)
Перспективно – тематический план по экспериментированию 5 -6 лет.
Библиографический список:
1. Программа Т.Н. Дороновой «Из детства - в отрочество» Москва «Просвещение» 2007.
2. «Наш дом – природа» Н.А. Рыжова. Москва 1998.
3.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. 2007. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е.
4. Материалы интернет – сайтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа познавательно – речевого развития детей через игры – эксперименты.
Учиться играя и экспериментируя - эта идея увлекала многих педагогов. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми и разнообразными умениями и навыками, а также и речью, - их этому надо уч...
ПРОГРАММА институционального эксперимента «Сетевое взаимодействие структур, заинтересованных в реализации профилактических программ сохранения здоровья воспитанников как условие реализации требований ФГОС ДО»
Краткая аннотация ОЭР Гипотеза исследования:Апробация профилактических модели и программы ДОО, соответствующих требованиям ФГОС ДО и об...
Программа по самообразованию. Тема: "Опыты и эксперименты в природе, как одно из условий воспитания экологической культуры старших дошкольников"
Формировать способность к творческому развитию...
Дополнительная общеразвивающая программа "Комплексная программа студии раннего развития дошкольников "Эксперимент"
Комплексная программа Студии раннего развития дошкольников «Эксперимент»Объединение, в котором реализуется программа – Студия раннего развития дошкольников «Эксперимент»;составитель Гаркуша Д. Е.педаг...
ПРОГРАММЫ ДОУ А.И. ИВАНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОГРАММЫ ДОУ А.И. ИВАНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕНАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ДЕТСКОМ САДУлМетодическое пособие 2-е издание...
Рабочая программа кружка «Чудеса на песке» игры-эксперименты с песком Программа рассчитана для детей раннего возраста (2-3 года)
Рабочая программа кружка«Чудеса на песке»игры-эксперименты с пескомПрограмма рассчитана для детей раннего возраста(2-3 года)...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЭКСПЕРИМЕНТЫ»
Данная программа носит опытно-экспериментальную и познавательно-исследовательскую направленность, которая определена особой актуальностью познавательного развития дошкольников в современны...