НАШИ СОВРЕМЕННЫЕ ДОШКОЛЬНИКИ, КАКИЕ ОНИ?
статья на тему
В статье говорится об уникальности современных детей: появлении детей "индиго", о том, что эти дети обладают уникальными индивидуальными способностями. Также раскрывается суть использования методики Л. В. Свирской, при применении которой выявляются их запросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НАШИ СОВРЕМЕННЫЕ ДОШКОЛЬНИКИ, КАКИЕ ОНИ? | 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
НАШИ СОВРЕМЕННЫЕ ДОШКОЛЬНИКИ, КАКИЕ ОНИ?
Кодинцева Л.И.,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №1 «Сказка»
г. Короча Белгородской области
По словам Б.Н. Никитина, чтобы наши дошколята были способными и талантливыми, нужно им помогать делать неуверенные шаги по крутой лестнице творчества, но главное - не опоздать и вовремя помочь. Наверное, во все времена, и скорее всего, у всех народов нашей планеты, дети – это надежда на будущее. Каждый из родителей думает о том, что ребёнок проживёт более интересную жизнь, не совершит ошибок, будет гораздо умнее своих предков. И с каждым годом эта надежда не угасает, а становится всё ярче, ведь наши дети - наше продолжение. Почему же тогда получается так, что одни дети в детстве обладают яркими способностями, как теперь говорят – одарённые, впоследствии с трудом находят себя в жизни, а другие, обладающие весьма средними талантами, становятся выдающимися людьми, добиваются в жизни высоких целей.
В былые времена в основу воспитания был положен принцип коллективизма. С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), современное дошкольное образование развивается в инновационных условиях, оно направлено на развитие личности воспитуемого. Возникла потребность в личностно – развивающем взаимодействии педагогов и дошкольников.
Почему же мы изменили взгляд на воспитание, изменили сущность вопроса, противопоставили «личность» «коллективу».
Дело в том, что сейчас много говорят и пишут об уникальности современных детей: быстрее, чем раньше развиваются: схватывают всё на лету; впитывают большое количество информации; на «ты» с компьютерами и современными гаджетами. Также появляются дети, которые обладают одарённостью в той или иной образовательной области.
Не надо забывать, что и у государства появилась потребность в неординарных личностях, способных перевернуть науку, шагнуть вперёд в ногу с прогрессом и повести за собой таких же одарённых, талантливых людей.
Но с другой стороны, учёные и педагоги разных стран, изучая проблемы «детей Индиго», одарённых детей, говорят о том, что эти новые, обладающие уникальными интеллектуальными способностями дети, уязвимы в плане физического и психического здоровья. Всё больше появляется детей с ослабленным здоровьем, гиперактивных, тревожных, с нарушением эмоционально – волевой сферы.
Исходя, из собственного опыта работы в дошкольном учреждении можно отметить, что сейчас дети 4 – 5 лет могут легко собрать пазлы больших объёмов, легко построить картинку из 12 кубиков, выполняют задания, которые раньше подходили более старшим детям. Даже песни и танцы плавно усложнились и с удовольствием исполняются четырёхлетками. В то же время мы заметили, что в детях выросли агрессивность, желание доминировать, быть всегда первыми, нежелание прислушиваться к чужому мнению. Возросло число детей с нарушением речи, появилось большее количество гиперактивных детей.
С чем же это связано? Наверное, с тем, что нормой жизненного уклада многих семей является появление нового члена семьи – компьютера. С ним проводят большую часть времени взрослые и дети, а живое общение отошло на второй план. Все учёные твердят в один голос: агрессия у ребёнка возрастает, если нет телесного и душевного контакта с родителями. Родители забывают, что, взрослея, ребёнок нуждается в общении на равных: «Поделись со мной мыслями, эмоциями! Послушай меня! Пойми меня!». Можно ли дождаться понимания и душевного тепла от компьютера? И как же сделать так, чтобы из этих милых, шаловливых «умников» выросли неординарные, волевые личности?
Наблюдая, можно увидеть интересы и индивидуальные потребности дошкольника. В нашем МБДОУ «Детский сад №1 «Сказка» г.Короча педагоги среди широкого спектра средств и методов, позволяющих найти верное решение, используют методику Л.В Свирской. Достаточно просто и доступно каждому воспитателю, даже без большого педагогического опыта работы, в процессе систематических наблюдений за ребятами, выявить их запросы.
Далее проводим разъяснительную работу с родителями одарённых детей. Подсказываем способы реагирования и направления развития, советуем методы работы, соответствующую литературу.
Важна роль и самого воспитателя, владеющего знаниями дошкольной педагогики и психологии, приёмами работы с неординарными личностями. Как мы уже упоминали ранее, такие дети нуждаются в понимании и терпении: «умную» голову часто сопровождает расторможенное поведение. Работая в этом направлении, педагоги нашей организации активизировали индивидуальную и кружковую работу по разным направлениям: изодеятельность, экология, литература, конструирование, театрализованная деятельность. Каждый воспитатель выбрал себе близкое направление и разработал план работы кружковых занятий. Например, в средних группах мы предложили нашим детям неординарный подход к изодеятельности: нетрадиционные техники рисования. В кружке «Семицветик» дети рисуют не только карандашами, но и мятой бумагой, поролоном, тычками, пуговицами, ладашками и. д..
Дети старшей группы в лаборатории «Кроша и Ёжика» проводят разнообразные опыты, умеют организовывать свою работу по интересам, экспериментируют.
В подготовительных группах работает кружок «Петрушкины сказки», который позволяет ребятишкам раскрепоститься, развить актёрские начала, фантазию, воображение, совершенствует речь. Результатом является выступление перед детьми младших групп и своими товарищами.
Конечно, наша работа это маленький шаг большого пути, чтобы раскрыть и реализовать способности наших неординарных дошколят. Но мы не думаем останавливаться на достигнутом…
Подводя итоги, хочется закончить словами В.А.Сухомлинского:
«Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».
Список используемой литературы:
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей / Моск. психолого-соц. ин-т.-2-е изд.-М.: ФЛИНТА, 2001.
- Свирская Л.В. Методика ведения педагогических наблюдений. – СПб.: образовательные проекты; М.:ЛИНКА – ПРЕС, 2010. – 144 с.
- Журнал «Обруч» - 2008 год. Статья «Современный ребёнок: семья плюс детский сад».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный дошкольник, какой он.
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности ...
Родительское собрание "Современный дошкольник: какой он?"
Материал для родительского собрания "Современный дошкольник: какой он?" Включает перечисление характерных черт современного ребенка-дошкольника, раскрывает его слабые черты развития, содержи...
Современные дошкольники: какие они?
Рассматриваются особенности современного ребенка дошкольного возраста...
современный дошкольник, каков он?
основной задачей воспитания наших детей сегодня становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнооб...
Эссе на тему: «Современный дошкольник, какой он?».
Несмотря на изменения в мире, обществе, семье, современные дошкольники продолжают оставаться детьми. Они любят играть, содержание игр и игровые интересы изменились, но на ряду с сюжетно-ролевыми играм...