современный дошкольник, каков он?
презентация к уроку по логопедии (младшая группа)
основной задачей воспитания наших детей сегодня становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_rebenok.pptx | 193.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагоги дошкольных учреждений «нарисовали» портрет современного ребенка исходя из собственных наблюдений Положительные характеристики: развитый; любознательный; умный; эрудированный; раскрепощенный; свободный. Отрицательные характеристики : импульсивный; капризный; плаксивый; драчливый; агрессивный; педагогически запущенный; воспитан на телевизоре, компьютере и телефоне.
Особенности современных детей дошкольного возраста (по мнению специалиста в области раннего языкового развития Н.А. Горлова: преобладание системно- смыслового сознания над системно –структурным; повышение тонуса организма; повышение настойчивости; повышение требовательности; повышение чувствительности ; повышение эмоциональности; повышение потребности к восприятию информации ; возбудимость; гиперактивность ; тревожность; агрессивность.
дети хорошо информированы; у большой информированности есть оборотная сторона . Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей пяти лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок-дошкольник говорит много (если говорит), но плохо.
По данным ЮНЕСКО 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю. «Подрастают первые потомки «экранных» детей». Влияние просмотров телевизионных передач на психическое развитие детей проявляется: в задержке речевого развития (отмечается примитивность и бедность речи); речь, исходящая с экрана, остается мало осмысленным набором чужих звуков, она не становится своей (поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками ил жестами); неконтролируемый информационный поток ведет к недостаточности эмоционально-личностного и эмоционально делового общения с матерью в младенчестве и раннем детстве, что приводит к увеличению количества детей, не усваивающих программы обучения в детском саду и школе; неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком0либо занятии, отсутствие заинтересованности делом (это вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперактивностью , ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью).
Современные дети находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. дети гиперактивны (в организованных видах деятельности зачастую не могут сосредоточиться, им по-прежнему нужны игровые и заинтересовывающие моменты; время произвольной концентрации внимания, характерное для возраста , не увеличилось (подрастающее поколение обладает «клиповым сознанием», вскормленной рекламой и музыкальными роликами; резко е снижение фантазии и творческой активности детей (дети теряют способность и желание чем-то занять себя).
Общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать или спорить; они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений; хотя современные дошкольники технически «подкованы», легко управляются с телевизором, компьютером, смартфонами, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем не опережая. Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6-7 лет показали, что наивысшего уровня развития (по Даниилу Борисовичу Эльконину – советский психолог) игра не достигает. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить взаимоотношения.
Среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, Давид Иосифович Фельдштейн называет (советский и российский педагог и психолог): ориентацию общества и, соответственно, детей на потребление; маргинализацию (маргинал – это человек, мировоззрение, принципы и образ жизни не соответствуют порядкам и нормам , принятым в обществе); рост девиаций ( отклонение по своим мотивам, ценностным ориентациям и результатам от нормативных стандартов); ограничение детской самостоятельности родителями. Итог: «омоложение» болезней, лечащихся антидепрессантами, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроли поведение и развитие зависимости.
Академик Д.И. Фельдштейн обозначил круг из 16 значимых изменений у современных детей и подростков. 1. Резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста. Когнитивное развитие - это развитие всех видов мысоительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображения и логики. 2. Рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий. 3. Уход из жизни сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение производительности и мотивационно-потребностной сферы. 4. Снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий. 5. Недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе, отвечающих за произвольность. 6. Значительное снижение эмоциональной компетенстности и самостоятельности в принятии решений.
7. Рост «экранной зависимости». 8. Ограниченное общение со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянность, неверие в себя. 9. Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами. 10. Снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков. 11. Астенизация телосложения (психофизиологическое истощение) и снижение мышечной силы. 12. Рост каждые десять лет на 10-15% основных форм психических заболеваний. 13. Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. 14. Увеличение численности одаренных детей. 15. В подростковом возрасте – рост индивидуализации, критичности по отношению к взрослым, поиск смысла жизни и утверждение своей уникальности. 16. Изменение в ценностных ориентациях подростков ( I место – интеллектуальных, образованность; II место – волевые, ориентированность на достижения; III место – соматичность , хорошее здоровье, презентабельная внешность).
Одним из актуальных вопросов активно обсуждаемых в профессиональной среде (как в России, так и за рубежом) – это вопрос о новых детях, об их уникальных и интеллектуальных и даже телепатических способностях, о том, что они «пришли в этот мир, чтобы изменить его, сделать лучше и добрее». Сегодня дети дошкольного возраста (по последним данным психолого-педагогических исследований): умные, настойчивые, требовательные; обладают повышенной чувствительностью и эмоциональностью; ярко выражен рефлекс свободы; имеют повышенный тонус организма, а также вобудимость и гиперактивность ; демонстрируют повышенную потребность к восприятию информации; демонстрируют повышенную тревожность к агрессии; настойчивы и требовательны.
Таким образом, можно констатировать, что мы имеем дело с «новым детством». В связи с этим возникает ряд проблем: Проблема исследования особенностей развития современных детей состоит в том, что традиционные методы и методики диагностики устарели и не отражают «актуального» уровня развития детей. Исследовать особенных современных детей необходимо с разных позиций: социально-экономических, культурно-образовательных, политических, информационно-технологических, биологических. В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни, будет завесить от условий воспитания и обучения. Поведение современных дошкольников вызывает тревогу и непонимание, так как «те методы и приемы воспитания, которые применяли раньше, сейчас «не работают».
Исходя из выше сказанного, актуальными направлениями научно-практических разработок для современной практики дошкольного образования могут стать: разработка программ исследования (пакет диагностических методик, методических рекомендаций для специалистов, программ повышения); квалификация педагогов дошкольного образования с целью определения уровня сформированности познавательных процессов (требования ФГОС ДО) с одной стороны и для выбора оптимальных форм и методов деятельности воспитателей для реализации ФГОС ДО с другой. разработка инновационных педагогических технологий, форм, методов работы с современным дошкольником по развитию навыков адаптации к постоянно изменяющимся условиям социокультурной среде в условиях поликультурности и многоязычии ; разработка моделей развивающий предметно-пространственной среды ДОУ (ФГОС ДО) для создания много мерного образовательного пространства способствующего созреванию психических процессов личности ребенка; разработка новых педагогических технологий подготовки специалистов новой формации дошкольного образования.
Современный дошкольник – это яркий, многогранный, неопознанный мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный дошкольник, какой он.
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности ...
НАШИ СОВРЕМЕННЫЕ ДОШКОЛЬНИКИ, КАКИЕ ОНИ?
В статье говорится об уникальности современных детей: появлении детей "индиго", о том, что эти дети обладают уникальными индивидуальными способностями. Также раскрывается суть использования ...
Родительское собрание "Современный дошкольник: какой он?"
Материал для родительского собрания "Современный дошкольник: какой он?" Включает перечисление характерных черт современного ребенка-дошкольника, раскрывает его слабые черты развития, содержи...
Современные дошкольники: какие они?
Рассматриваются особенности современного ребенка дошкольного возраста...
Эссе на тему: «Современный дошкольник, какой он?».
Несмотря на изменения в мире, обществе, семье, современные дошкольники продолжают оставаться детьми. Они любят играть, содержание игр и игровые интересы изменились, но на ряду с сюжетно-ролевыми играм...