РАЗВИТИЕ ПОИСКОВО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ
статья на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
УДК
РАЗВИТИЕ ПОИСКОВО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ
А.Г. Кузьма
МБДОУ «Детский сад №19 «Василёк»
г. Лесосибирск, Россия
В статье проанализирован опыт экспериментальной деятельности по работе с детьми дошкольного возраста.
Ключевые слова: исследователь, экспериментирование,
поисково – познавательная деятельность, умозаключение.
The article analyzes the experience of the experimental activities for working with preschool children.
Keywords: researcher, experimentation,
searchcognitiveactivity, reasoning.
Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на освоение окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Одним из эффективных средств развития исследовательских способностей у детей дошкольного возраста, на мой взгляд, является изучение природы, усвоение представлений о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность, протекающая в форме экспериментальных действий. В отличие от наблюдения, только лишь фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования. По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «…в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».
Процесс познания – творческий процесс, и я стараюсь поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Вместе с детьми проводим опыты и эксперименты с реальными объектами. Реальные опыты с реальными предметами и их свойствами доступны моим воспитанникам, их пониманию. Исследовательскую работу – проведение простейших опытов, наблюдений провожу в непосредственно-организованной деятельности («Мир природы», «Предметное окружение», «Ознакомление с художественной литературой», на прогулках, а также вне занятий в зависимости от интересов, желания и инициативы детей. Опыты вызывают у детей неподдельный интерес, ведь они напоминают чем-то фокусы, они необычны, а главное дети всё проделывают самостоятельно. Например: знакомясь со свойствами воздуха, дети пустой стакан переворачивали вверх дном и медленно опускали его в банку с водой (обращаю внимание, что стакан надо держать ровно!). Затем вместе обсуждаем: попадает ли вода в стакан? Почему нет?Обсуждая с детьми эти вопросы, обязательно выслушиваю их гипотезы, предположения. Вместе делаем вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Стараюсь, чтобы на занятиях каждый из детей имел всё необходимое для проведения работы, ведь детям интересно проделывать всё самостоятельно. Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес детей, их мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать, делать выводы. Поэтому вначале проведения опытов и экспериментов предлагаю детям высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах[3:26]. А в конце работы обязательно обсуждаем их вместе. При этом дети учатся общаться, у них развивается речь. При ознакомлении детей с художественной литературой также необходимы определённые исследования для понимания текста произведения. После чтения рассказа Л.Н. Толстого «Умная галка» решила выяснить, поняли ли дети смысл текста, и предложила им самостоятельно узнать: как получилось, что количество воды в кувшине увеличилось? Дети выдвигали свои предположения, затем совместно решили проверить опытным путём: налили воду в стаканчики и стали класть камушки, фиксируя изменение уровня жидкости, таким образом, дети нашли способ решения проблемы путём экспериментирования.
На занятиях по изобразительной деятельности мои воспитанники изучают свойства материалов, узнают, что гуашь, акварель растворяются в воде, что при смешивании красок можно получить новый цвет, пластилин, глина обладают свойством – пластичностью, а бумага может рваться, мяться, сгибаться и т.д. В результате полученные в ходе поисково-исследовательской деятельности знания и умения дети отражают в своих творческих работах: рисунках, аппликациях. Эксперименты провожу индивидуально, в парах, в малых группах. Творческую атмосферу в работе создаёт стиль общения с детьми: стараюсь выслушать каждого желающего, давать только положительные оценки (интересно, любопытно, необычно).
Ребёнок от природы является почемучкой, задаваемые им вопросы, свидетельствуют о том, что он хочет познать мир вокруг себя. Отвечая на детские вопросы, стараюсь не давать готовый ответ. Сначала пытаюсь понять, на какой стадии понимания находится ребёнок, что он думает сам. Иногда вопросы, которые возникают у детей, требуют наблюдения в специально созданных условиях. Такое наблюдение и экспериментирование помогает узнать о свойствах льда, снега, воды, песка, глины и т.д., выяснить, где находится воздух, как появляется ветер. Вместе с детьми проводим опыты и наблюдения со снегом, льдом и другими объектами неживой природы.
В наблюдениях направляю поиск детей, подталкиваю и к собственным умозаключениям, к установлению причинно-следственных связей и отношений. Опыты позволяют увидеть изменения, происходящие под нашим воздействием. Например, с прогулки приносим снег. На одно блюдце кладём рыхлый белый снег, на другое крепкий, плотный комок, на третье – кусок льда. Сначала рассуждаем, пробуем угадать: что произойдёт через некоторое время? Что растает в первую очередь? Дети высказывают предположения. Наблюдаем за происходящим, затем обсуждаем и объясняем увиденное. Почему лёд сохранился дольше и растаял позднее, чем снег? Да потому что таяние льда зависит от плотности снега. В ходе экспериментирования у детей не только активизируются мыслительные процессы, но и развивается речь, так как им необходимо рассказывать об увиденном, делать выводы.
С целью поддержания интереса к экспериментированию даю задания, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя. Также эксперименты провожу в форме игры, например: «Игра в фокусников». Предлагаю детям достать железную скрепку и пластмассовую палочку из стеклянной баночки, не замочив руки. Скрепку легко достать с помощью магнита, а палочку нет. По наводящим вопросам и увиденному дети самостоятельно делают вывод, что металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические – не притягиваются.
Большое значение при проведении опытов и экспериментов придаю использованию опорных картинок, описывающих свойства различных материалов (прозрачный, сыпучий, лёгкий, тяжёлый, бьётся, рвётся и т. д.). Они используются как в совместной деятельности, так и в самостоятельной для стимулирования познавательной активности детей. Если под рукой фотоаппарат – фотографирую детей во время проведения опытов (опыты с песком и глиной, рассматривание семян, мха через лупу и др.). В последствие дети с удовольствием рассматривают эти фотоснимки.
Развивающая среда способствует накоплению, систематизации, использованию и преобразованию опыта детей в деятельности. В связи с этим в группе оборудован уголок опытов и экспериментирования. Соблюдаем правила безопасности:
1. работа под наблюдением взрослого;
2. сначала спроси – потом экспериментируй;
3. все вещества брать только ложечкой;
4. грязными руками не трогать глаза, рот, нос, не брать ничего в рот.
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях убеждаю родителей в необходимости строить своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, желание вникнуть в сущность предметов и явлений. С этой целью чаще бывать с ребёнком на природе – в лесу, в парке, у реки; посещать музеи, выставки, театр. Родители совместно с детьми изготовили вертушки для определения силы ветра. Прошёл конкурс «Вертушечка» на лучшую вертушку[1:67].
В группе создана лаборатория «Островок Любознаек» для проведения опытно-экспериментальной работы с объектами живой и неживой природы, где дети могут самостоятельно исследовать и экспериментировать. Также имеется альбом с фотографиями «Город леса», «Лесосибирск». Всё это расширяет кругозор дошкольников, активизирует познавательные процессы.В процессе работы опираюсь на методы исследования Александра Савенкова, которые предполагают решение вопросов через приёмы:
Подумай сам!
Спроси у другого человека
Посмотри в книгах
Понаблюдай
Проведи эксперимент
Получи информацию из интернета
Посмотри по телевизору (видеофильм)
Свяжись со специалистом.
Я считаю, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, социально-адаптированной творческой личности [1:4].
Список литературы:
1.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009. – 128 с.
2.Бурнышева М.Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» //Дошкольная педагогика, №3(68)/март/2011, с.24
3. Шемаханова О.А. Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром//Дошкольная педагогика, №4(69)/апрель/2011, с.26
Заявка на участие в VI Всероссийской научно – практической конференции «Социализация личности в образовательномпроцессе»
Фамилия Имя Отчество автора (ов) | Кузьма АльфияГабдрахимовна |
Место работы (полное наименование организации) | МБДОУ «Детский сад №19 «Василёк» |
Должность | Воспитатель |
Должность, кафедра без сокращений, учёная степень, учёное звание (при наличии) | - |
Курс, группа, направление подготовки (для студентов, магистрантов) | - |
Тема доклада (название статьи) | Развитие поисково - исследовательских способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности как один из аспектов социализации |
Адрес рабочий | г. Лесосибирск, ул. 40 лет Октября, 15 |
Адрес домашний с индексом | г. Лесосибирск, ул. Свердлова, 39. 662546 |
Контактный телефон | 89080146945 |
E - mail | nata25gold@mail.ru |
Необходимое оборудование (для выступления) | - |
Очное/заочное участие | Заочное |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах продуктивной деятельности посредством интеграции
интеграция- это обЪединение нескольких учебных предметов в один. интеграция является одной из наиболее благоприятной формой развития творческой способностей детей дошкольного возраста....
Консультация из опыта работы Тема: «Развитие поисково-исследовательских способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности через изучение природы»
Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисков...
Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...
Консультация из опыта работы Тема: «Развитие поисково-исследовательских способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности через изучение природы»
Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, п...
«Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Современный ребенок в современном мире». Секция: Развитие творческих способностей современного ребенк...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...
«Развитие познавательных способностей детей раннего возраста в разных видах деятельности»
Данное выступление предназначено для воспитателей, работающих с детьми в условиях ДОУ....