Родителям на заметку.Речевое общение.
консультация на тему
Родителям на заметку.
Речевое общение – высшая форма взаимодействия с людьми, – предполагает овладение языком. Без словесной оболочки невозможно существование каких-либо понятий. Именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение, является «пусковым» моментом появления речи.
Формирование речи происходит, прежде всего, в диалоге. Говорящий и слушающий всё время меняются ролями, соблюдая принцип кооперации: каждый стремится понять, что хочет сказать другой. Первый партнёр ребёнка в диалоге – взрослый. Постарайтесь, чтобы стечение обстоятельств жизни «спровоцировало» ребёнка на высказывание, на ответ. Поощряйте речевую реакцию ребёнка в любом случае – как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением, не настаивайте на чёткости произношения.
Критерий правильного ответа – понимание ситуации. Замена слов адекватными жестами свидетельствует о желании общаться, но в то же время и о несформированности механизма порождения речи.
Инсценировки.
Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов, диалогов, сказок, особенно если вы сделаете иллюстрации к ним. Когда ребёнок затрудняется дать ответ с помощью вербальных средств, он может показать картинку. А вы обязательно сопровождайте чтение стихотворения, пение песенки жестами, превращая это занятие в маленький спектакль, серию сценок.
Вопросы.
Продумайте серию вопросов – ответов с выделенной, эмоционально окрашенной интонацией. Их хорошо использовать вовремя режимных моментов, на прогулке, в совместной с ребёнком деятельности, в игре, при рассматривании картинок, при самостоятельных попытках рисовать, лепить, конструировать.
Первая серия вопросов предполагает всего два варианта ответов – «да» или «нет». Их задают в реальных, часто повторяющихся ситуациях (дома, на прогулке). Например: «Хочешь есть?», «Идём спать?», «Давай играть?», «Дать тебе сок?», «Ты не замёрз?».
Вторая серия вопросов – усложнённый вариант игры «Да» – «нет». Ребёнка вводят в ситуацию, когда реальные действия предполагают отрицательный ответ. Например: «Ты сидишь?» (Когда ребёнок идёт); «Ты не играешь?» (Когда ребёнок играет). Эти вопросы активизируют речемыслительные процессы. При отборе речевого материала для занятий с ребёнком следует начинать с одно- и двусложных слов, потом перейти к трехсложным.
Третья серия вопросов предполагает осмысление ответов на вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Кто там пришёл?», «Кто летит?», «Кто идёт?», «Что тут растёт?». На начальном этапе у ребёнка могут возникнуть трудности не только в звуковом оформлении слов, но и в воспроизведении их ритмического рисунка. Взрослый, принимая любой вариант ответа, сам должен дать правильный ответ.
Четвёртая серия вопросов включает вопрос «Что делает?». Он ставит ребёнка перед необходимостью использовать глаголы – основу будущего высказывания.
Пятая серия вопросов направлена на появление в речи ребёнка указательных местоимений. Например, на вопрос: «Где мама?» Ожидаются ответы: «Там», «Тут», «Здесь».
Домашний театр.
Для домашнего кукольного театра нет необходимости в декорациях. Вначале ребёнок пытается повторить то, что ему показывает взрослый, затем он начинает копировать интонации, отдельные слова.
- «Куклы разговаривают». Сделайте простейшие куклы. Возьмите пару носков и пришейте на них пуговицы – глазки. Пусть куклы поговорят между собой.
- «Кормление зверей». Объясните ребёнку, что кошка любит молоко, собака – косточки, мишка – мёд и т. д. Предложите ему накормить игрушечных животных.
- «Магазин». Играйте в магазин. Меняйтесь ролями продавца и покупателя.
Стихи.
Заучивание стихов способствует не только формированию ритмических способностей, но и стимулирует потребность проговаривать отдельные слова. Запоминание стихов улучшает память, обогащает речь детей устойчивыми словосочетаниями. Выучите стихи и повторяйте их с ребёнком на прогулке, в гостях, в транспорте.
Фраза.
Речевое развитие нельзя считать полноценным, пока словарь включает только слова – названия предметов. Овладение языком протекает в основном в виде усвоения разного типа предложений. Чтобы ребёнок научился строить высказывание, необходимо учить его словам-действиям, которые являются каркасом высказывания. Слова-команды желательно превращать в предложения из двух или трех слов, присоединяя к ним дополнения и определения: дай мяч, неси куклу, читай эту книгу и т. п. Как только речь ребёнка пополнится такими предложениями, необходимо следить за правильным порядком слов, за появлением падежных окончаний и предлогов.
- Учите детей образовывать множественное число имён существительных, глаголов: стол – столы, гриб – грибы, кукла – куклы, идёт – идут, поёт – поют.
- Упражняйте в употреблении уменьшительной формы имён существительных: нос – носик, дом – домик, петух – петушок, мяч – мячик.
- Вводите в речь детей прилагательные: большой – маленький, грустный – весёлый, горький – сладкий, высокий – низкий, холодный – горячий.
- Расширяйте глагольный словарь: входит – выходит, закрыта – открыта, наливает – выливает, причесывает– причесывается, одевается – одевают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam_na_zametku.docx | 15.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Родителям на заметку.
Речевое общение – высшая форма взаимодействия с людьми, – предполагает овладение языком. Без словесной оболочки невозможно существование каких-либо понятий. Именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение, является «пусковым» моментом появления речи.
Формирование речи происходит, прежде всего, в диалоге. Говорящий и слушающий всё время меняются ролями, соблюдая принцип кооперации: каждый стремится понять, что хочет сказать другой. Первый партнёр ребёнка в диалоге – взрослый. Постарайтесь, чтобы стечение обстоятельств жизни «спровоцировало» ребёнка на высказывание, на ответ. Поощряйте речевую реакцию ребёнка в любом случае – как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением, не настаивайте на чёткости произношения.
Критерий правильного ответа – понимание ситуации. Замена слов адекватными жестами свидетельствует о желании общаться, но в то же время и о несформированности механизма порождения речи.
Инсценировки.
Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов, диалогов, сказок, особенно если вы сделаете иллюстрации к ним. Когда ребёнок затрудняется дать ответ с помощью вербальных средств, он может показать картинку. А вы обязательно сопровождайте чтение стихотворения, пение песенки жестами, превращая это занятие в маленький спектакль, серию сценок.
Вопросы.
Продумайте серию вопросов – ответов с выделенной, эмоционально окрашенной интонацией. Их хорошо использовать вовремя режимных моментов, на прогулке, в совместной с ребёнком деятельности, в игре, при рассматривании картинок, при самостоятельных попытках рисовать, лепить, конструировать.
Первая серия вопросов предполагает всего два варианта ответов – «да» или «нет». Их задают в реальных, часто повторяющихся ситуациях (дома, на прогулке). Например: «Хочешь есть?», «Идём спать?», «Давай играть?», «Дать тебе сок?», «Ты не замёрз?».
Вторая серия вопросов – усложнённый вариант игры «Да» – «нет». Ребёнка вводят в ситуацию, когда реальные действия предполагают отрицательный ответ. Например: «Ты сидишь?» (Когда ребёнок идёт); «Ты не играешь?» (Когда ребёнок играет). Эти вопросы активизируют речемыслительные процессы. При отборе речевого материала для занятий с ребёнком следует начинать с одно- и двусложных слов, потом перейти к трехсложным.
Третья серия вопросов предполагает осмысление ответов на вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Кто там пришёл?», «Кто летит?», «Кто идёт?», «Что тут растёт?». На начальном этапе у ребёнка могут возникнуть трудности не только в звуковом оформлении слов, но и в воспроизведении их ритмического рисунка. Взрослый, принимая любой вариант ответа, сам должен дать правильный ответ.
Четвёртая серия вопросов включает вопрос «Что делает?». Он ставит ребёнка перед необходимостью использовать глаголы – основу будущего высказывания.
Пятая серия вопросов направлена на появление в речи ребёнка указательных местоимений. Например, на вопрос: «Где мама?» Ожидаются ответы: «Там», «Тут», «Здесь».
Домашний театр.
Для домашнего кукольного театра нет необходимости в декорациях. Вначале ребёнок пытается повторить то, что ему показывает взрослый, затем он начинает копировать интонации, отдельные слова.
- «Куклы разговаривают». Сделайте простейшие куклы. Возьмите пару носков и пришейте на них пуговицы – глазки. Пусть куклы поговорят между собой.
- «Кормление зверей». Объясните ребёнку, что кошка любит молоко, собака – косточки, мишка – мёд и т. д. Предложите ему накормить игрушечных животных.
- «Магазин». Играйте в магазин. Меняйтесь ролями продавца и покупателя.
Стихи.
Заучивание стихов способствует не только формированию ритмических способностей, но и стимулирует потребность проговаривать отдельные слова. Запоминание стихов улучшает память, обогащает речь детей устойчивыми словосочетаниями. Выучите стихи и повторяйте их с ребёнком на прогулке, в гостях, в транспорте.
Фраза.
Речевое развитие нельзя считать полноценным, пока словарь включает только слова – названия предметов. Овладение языком протекает в основном в виде усвоения разного типа предложений. Чтобы ребёнок научился строить высказывание, необходимо учить его словам-действиям, которые являются каркасом высказывания. Слова-команды желательно превращать в предложения из двух или трех слов, присоединяя к ним дополнения и определения: дай мяч, неси куклу, читай эту книгу и т. п. Как только речь ребёнка пополнится такими предложениями, необходимо следить за правильным порядком слов, за появлением падежных окончаний и предлогов.
- Учите детей образовывать множественное число имён существительных, глаголов: стол – столы, гриб – грибы, кукла – куклы, идёт – идут, поёт – поют.
- Упражняйте в употреблении уменьшительной формы имён существительных: нос – носик, дом – домик, петух – петушок, мяч – мячик.
- Вводите в речь детей прилагательные: большой – маленький, грустный – весёлый, горький – сладкий, высокий – низкий, холодный – горячий.
- Расширяйте глагольный словарь: входит – выходит, закрыта – открыта, наливает – выливает, причесывает– причесывается, одевается – одевают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Книга-помощник в общении с ребенком
Книга – величайшее достижение культуры, произведение искусства, могучее средство воспитания. Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий...
Консультация для родителей "Родитель и ребёнок. Проблемы общения "
Консультация для родителей старшей, подготовительной группы...
консультация для родителей"Рекомендации родителям по развитию навыков общения у детей"
в статье даны рекомендации родителям по совершенствованию навыков общения в домашних условиях...
Практикум для родителей Тема: Проблемы в общении родителей и ребенка 6-7 лет или как общаться с будущим школьником?
Тема: Проблемы в общении родителей и ребенка 6-7 лет или как общаться с будущим школьником?...
ПСИХОЛОГО ¬– ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ»
Застенчивость -это сложное комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз. Во-вторых, это может быт...
«Современные формы взаимодействия педагогов с родителями. Как организовать виртуальное общение с родителями»
Подготовила: Александрова Татьяна Юрьевна,воспитатель МАДОУ Д/С 11 В системе дошкольного образования накоплен достаточно большой опыт по организации взаимодействия детского сада и семьи. Однако в...