Детский исследовательский проект "Облака-загадки"
творческая работа учащихся (старшая группа) на тему
Все дети в том или ином возрасте думают, что облака можно потрогать. Уж очень они похожи на кусочки ваты, плавающие на синей тарелке неба. Свой вклад в представление об облаке, как о твердом теле, вносят сказки и мультфильмы. Помните песенку "Белые кораблики"? А волшебные тучки, получившиеся из скорлупок яиц в "Шляпе волшебника" Туве Янсон? Маленьким детям трудно представить себе те грандиозные расстояния, которые мы видим на небе. То облачко, до которого кажется «рукой достать», на самом деле находится на расстоянии несколько километров от нас! Самый лучший способ показать ребенку, что такое облака и как выглядит небо, это полететь на самолете. Незабываемое впечатление, когда выныриваешь из пасмурной погоды аэропорта сквозь серые сплошные облака к солнцу! К сожалению, этот способ объяснения – увидеть облака вблизи своими глазами, - не всегда доступен. В то же время, мы можем провести ряд опытов, и создать свой проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Детский исследовательский проект | 117.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс научно-исследовательских работ и творческих проектов воспитанников
и обучающихся муниципальных образовательных организаций.
Конкурс творческих проектов среди дошкольников
«Я – юный исследователь»
«ОБЛАКА - ЗАГАДКИ»
Исполнитель:
Домнина Юлия,
воспитанница старшей группы
МАДОУ «Улыбка»
Руководитель:
Гульбис Татьяна Николаевна,
педагог дополнительного образования МАДОУ «Улыбка»
г. Лабытнанги
2015 г.
Аннотация
Все дети в том или ином возрасте думают, что облака можно потрогать. Уж очень они похожи на кусочки ваты, плавающие на синей тарелке неба. Свой вклад в представление об облаке, как о твердом теле, вносят сказки и мультфильмы. Помните песенку "Белые кораблики"? А волшебные тучки, получившиеся из скорлупок яиц в "Шляпе волшебника" Туве Янсон? Маленьким детям трудно представить себе те грандиозные расстояния, которые мы видим на небе. То облачко, до которого кажется «рукой достать», на самом деле находится на расстоянии несколько километров от нас! Самый лучший способ показать ребенку, что такое облака и как выглядит небо, это полететь на самолете. Незабываемое впечатление, когда выныриваешь из пасмурной погоды аэропорта сквозь серые сплошные облака к солнцу! К сожалению, этот способ объяснения – увидеть облака вблизи своими глазами, - не всегда доступен. В то же время, мы можем провести ряд опытов, и создать свой проект.
Данный проект проведен с целью: дать ребенку представления о том, что такое облако, как оно образуется и почему облака бывают разные.
В ходе исследовательской деятельности была изучена литература, интернет ресурсы по данной теме, проведены опыты и наблюдения, сделаны выводы. Также в процессе проекта создано наглядное пособие об облаках.
Содержание
Введение.
Заключение. Список литературы. | 4 5 5 5 7 7 8 8 8 8 10 |
Введение
Вечером я с мамой смотрела передачу «Спокойной ночи малыши!» и там показывали мультик, а в конце мультика звучала песенка про облака – лошадки, на которых можно покататься. Мне стало интересно, а можно ли и вправду покататься на облаках, и почему они не всегда похожи на лошадок?
Облака очень высоко и далеко. Мне нравится за ними наблюдать. То облачко, до которого кажется «рукой достать», на самом деле находится на расстоянии несколько километров от нас! Самый лучший способ увидеть, что такое облака и как выглядит небо, это полететь на самолете. Незабываемое впечатление, когда выныриваешь из пасмурной погоды аэропорта сквозь серые сплошные облака к солнцу! К сожалению, этот способ – увидеть облака вблизи своими глазами, - не всегда доступен (я только один раз летала на самолете).
Но, все-таки, мы сможем увидеть облако рядом! Более того, это совсем не сложно. Например, туман – чем не облако, легшее на землю? В туманный день разглядите воздух внимательно – он весь состоит из мельчайших капелек воды, которые парят и клубятся в воздухе. Значит, облака – это множество мельчайших капелек воды, которые собрались вместе. Эти капельки могут высохнуть под лучами солнца, и тогда облако "растает". А могут и наоборот, начать сливаться друг с другом, становиться крупнее. А еще облака всегда разные, то они похожи на лошадок или кусочки пушистой ваты. На другой день облака висят низко и они уже не белые, а серые и похожи на слои пирога, или как будто художник мазнул белой краской высоко в небе. Почему облака разные?
Об этом я спросила на следующий день нашего педагога Татьяну Николаевну. Татьяна Николаевна предложила мне самой все узнать, а она мне поможет.
Мы предположили (гипотеза), что – различные формы облака принимают под воздействием погодных условий.
Целью нашей работы является изучение взаимосвязи между погодными условиями и образованием облаков различных форм.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить познавательную литературу об образовании облаков и их видах.
- Просмотреть видеоматериалы и фотоматериалы по данной теме.
- Провести экспериментальную деятельность и наблюдения за погодой.
- Создать вспомогательное пособие для наблюдения за облаками.
В своем исследовании мы использовали следующие методы:
- Сбор информации.
- Наблюдение, экспериментирование.
- Анализ полученных данных дневника наблюдения за погодой.
- Разработка пособия для наблюдения за облаками.
Исследование проводилось с 15 октября 2015 г. по 01 ноября 2015 г.
- Теоретическая часть
- Определение понятия «Облако»
Облака — взвешенные в атмосфере продукты конденсации водяного пара, видимые на небе с поверхности Земли.
Облака состоят из мельчайших капель воды или кристаллов льда (называемых облачными элементами). Капельные облачные элементы наблюдаются при температуре воздуха в облаке выше −10 C; от −10 до −15 C облака имеют смешанный состав (капли и кристаллы), а при температуре в облаке ниже −15 C — кристаллические.
При укрупнении облачных элементов и возрастании их скорости падения они выпадают из облаков в виде осадков. Как правило, осадки выпадают из облаков, которые хотя бы в некотором слое имеют смешанный состав (кучево-дождевые, слоисто-дождевые, высоко-слоистые). Слабые моросящие осадки (в виде мороси, снежных зёрен или слабого мелкого снега) могут выпадать из однородных по составу облаков (капельных или кристаллических) — слоистых, слоисто-кучевых.
Когда солнце нагревает поверхность земли - влага с земли переходит в газообразное состояние и поднимается в воздух. Этот процесс называется испарение. Поднимаясь вверх, насыщенный влагой теплый воздух охлаждается, а пар превращается в капельки воды, вместе образуя облака. Вода из облаков выпадает на землю в виде дождя или снега. А затем вода опять превращается в пар. Этот процесс называют - круговорот воды в природе.
- Виды облаков
Облака бывают самые разные. В хмурый дождливый день их плотные серые слои низко висят над землей, мешая пробиться солнечным лучам. Летом по голубому небу бегут друг за дружкой причудливые «барашки».
При определении формы облаков учитывается прежде всего их внешний вид и структура. Облака могут быть расположены в виде отдельных масс или сплошного покрова, их строение может быть различным, нижняя поверхность — ровной, расчленённой или изорванной. Облака могут быть плотными или тонкими, просвечивать небо, звёзды, Солнце или Луну. Все вышеперечисленные признаки характеризуют форму или внешнее строение облаков. В зависимости от высоты нижнего основания различают 3 яруса облаков: верхний, средний и нижний.
Ученые, занимающиеся изучением погоды (метеорологи), различают около десяти видов облаков, которые получаются как производные от этих трех основных видов. Кроме того, изредка еще можно наблюдать необычные виды облаков: перламутровые облака (на высоте 20-25 км) и серебристые облака (на высоте 70-80 км).
Очень приблизительно все облака по форме можно разделить на три основных вида:
- Перистые облака (как будто кто-то протянул по небу тонкие длинные нити или сделал несколько несмелых мазков белой краской);
- Кучевые облака (самые интересные облака, которые плывут по небу огромными белыми горами, похожими на волшебные замки или сказочных животных);
- Слоистые облака (самые скучные облака – они обычно повисают осенью и зимой, застилая собою все небо серой пеленой).
Здесь изображены высота уровней над Землей, где находятся облака определенного вида.
- Практическая часть
Для того чтобы подтвердить верность нашего предположение, мы составили план мероприятий:
- изучить литературу;
- подобрать и провести подходящие опыты,
- понаблюдать за погодой, оформить дневник наблюдения за погодой.
А для того, чтобы можно было поделиться полученными знаниями с другими детьми, мы решили все оформить в виде какой-нибудь книжки или пособия.
Итак, мы приступили к осуществлению нашего проекта. Вначале мы узнали, как ученые определяют облака. Оказывается, облака состоят из тысяч капелек воды или льдинок, таких маленьких, что мы их не видим, и настолько легких, что они могут парить в воздухе. Это происходит, когда солнце нагревает поверхность земли. Влага с земли переходит в газообразное состояние и поднимается в воздух. Этот процесс называется испарение.
Поднимаясь вверх, насыщенный влагой теплый воздух охлаждается, а пар превращается в капельки воды, вместе образуя облака. Вода из облаков выпадает на землю в виде дождя или снега. А затем вода опять превращается в пар. Этот процесс называют - круговорот воды в природе.
С Татьяной Николаевной мы провели опыт и создали «облако» в банке.
2.1. Опыт №1. «Облако в банке»
Для проведения опыта необходимо:
- Большая стеклянная банка, крышка, горячая вода, кусочки льда.
Мы налили в банку горячей воды и оставили на некоторое время. Затем воду вылили, оставив немного воды на дне банки. Закрыли банку крышкой, а на крышку положили кусочки льда и стали наблюдать. В банке образовался туман очень похожий на облако. Когда сняли крышку, на обратной ее стороне собрались капельки воды. И так мы наблюдаем процесс образования облака.
Что же происходит? Остатки горячей воды начали испаряться и капельки воды подниматься наверх. Кубики льда наверху остужают крышку, а капельки воды поднимаясь наверх, так же остужаются и скапливаются. Значит, вода испаряясь поднимается наверх, а так как наверху холодно, то капельки воды скапливаются вместе и образуют облако. Очень интересно было наблюдать, когда в банке получился туман, а потом на крышке собрались капельки воды. Такой опыт можно проводить и дома.
Потом мы создали «маленькую Землю» с помощью «Био-купола», посадили там растения, полили их и несколько дней наблюдали круговорот воды.
2.2. Опыт №2. «Круговорот воды»
Для данного опыта были приготовлены:
- Прибор «Био-купол», земля, песок, кусочки мха, комнатные растения, вода.
Замечательный прибор «Био-купол»! Это как будто бы наша Земля, только совсем маленькая! И вот эту маленькую Землю мы вначале засыпали почвой и песком, затем посадили комнатные цветы и полили растения. И наконец, нашу маленькую планету мы закрыли куполом-небом. Для того, чтобы наша «планета» получала тепло и свет, мы поставили ее около окна.
Вначале весь «Био-купол» затягивался туманом очень похожим на настоящее облако, затем водяные пары собирались в капельки и стекали вниз как во время дождя. В куполе воздух становился прозрачным. Через несколько дней опять возникал туман, а затем «дождь». Так мы создали на нашей маленькой «планете» круговорот воды в природе.
Если ярко светило солнце, то туман и дождь появлялись часто. Из чего можно сделать вывод, что в ясную погоду испарение происходит быстрее.
Облака всегда очень разные. Чтобы понять, почему они разные и важно ли какая погода на улице, мы оформили дневник наблюдения за погодой и каждый день отмечали в нем - ясно или пасмурно, есть ли ветер, идет ли дождь и какие в этот день образуются облака.
2.3. Опыт №3. «Наблюдение за погодой и облаками»
Для проведения данного наблюдения нам понадобилось:
- Термометр уличный, флюгер, дневник наблюдений, рамка с образцами облаков.
Анализируя наши записи в дневнике наблюдения за погодой, мы заметили, что в ясные тихие и морозные дни облака были кучевые или высокие перистые. В пасмурную погоду, когда солнце совсем не видно – облака были слоистыми. Часто вместе со слоистыми облаками дул ветер или шел снег, а воздух становился теплее. Значит кучевые и перистые облака бывают только в ясную погоду, но при этом - воздух холодный. Слоистые облака приносят снег, и воздух становиться теплее.
2.4. Изготовление наглядного пособия - лэпбук
В процессе наблюдения за облаками мы создали «Ловушку для облаков», которая помогает определить вид того или иного облака. Для ее изготовления нам потребовались:
- Картон.
- Линейка.
- Фотографии различных видов облаков.
- Клей.
Вначале необходимо расчертить картон на 9 одинаковых квадратов, затем центральный квадрат вырезать – это будет «окошко», в которое «ловится» наблюдаемое облако. Вокруг «окошка» в квадратики вклеиваются картинки с видами облаков и подписями к ним. Наша «ловушка для облаков» готова. С помощью такой «ловушки» можно быстро и удобно определять вид облака.
Заключение
Наблюдать за облаками очень интересно. Еще интереснее оказалось их изучать. В познавательной литературе объясняется, как происходит образование облаков, а с помощью опыта можно облако создать самому. Облака – это скопление водяного пара. А, значит, на нем нельзя прокатиться.
Чтобы понять, почему облака всегда разные мы наблюдали за облаками и погодой в течении нескольких дней. А результат наблюдения записывали в дневник. Затем проанализировали записи и сделали вывод, что форма и вид облаков зависит от погоды. В ясную и холодную погоду преобладают – кучевые и перистые, а в теплую и пасмурную – слоистые облака. Таким образом, мы считаем, что наша гипотеза подтвердилась – действительно, форма и виды облаков зависят от погоды.
Что бы поделиться своими наблюдениями и полученными знаниями с другими детьми, Татьяна Николаевна предложила оформить лэпбук – сравнительно новое средство обучения из Америки. Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини-книжки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, белочек, стрелочек и т.д.), в которых организован и записан изучаемый материал. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала.
Создавать такое интересное средство обучения оказалось делом увлекательным. С нами вместе оформляла лэпбук моя мама, Наталья Владимировна. Теперь я могу не только рассказать об облаках другим детям, но и поделиться с ними знаниями через авторскую разработку.
Список использованной литературы
- Земля. Полная энциклопедия/ Ананьева Е.Г., Мирнова С.С. –М.: Эксмо, 2007.
- Большая книга «Почему». пер. с итальянского О.А.Живаго – М.: «РОСМЭН», 2005.
- Погода и климат. Фиона Уотт, Френсис Уилсон. - М.: «РОСМЭН»,1997.
- Научные опыты. М.: «Издательская группа «Контэнт», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская исследовательская деятельность по ознакомлению с организмом человека (пищеварительная и дыхательная системы человека)
Исследовательский материал, можно использовать в работе с детьми подготовительной к школе группы....
Групповой детский исследовательский проект "Воздух - невидимка"
исследовательская деятельность с участием родителей...
презентация детского исследовательского проекта "Круговорот воды в природе" Чистякова Кирилла и воспитателя МАДОУ детский сад г.Нытва, Пермский край
После знакомства с темой "Вода в природе", у одного из моих воспитанников в старшей группе возникли вопросы и он пытался в своих риунках найти ответ. Его частые вопросы меня натолкнули на создан...
Детский исследовательский проект «Наш любимый детский сад»
Участники проекта: дети подготовительной к школе, родители воспитанников, воспитатели Сроки реализации проекта: 2 недели (24.09.19 г. – 05.10.19 г.) Актуальность: Формирование чувства ...
Научно-практическая конференция детских исследовательских проектов «Творчество народов России» Тема исследовательского проекта: «Кукла-оберег»
Краткая аннотацияТряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими ру...
Цикл презентаций детских исследовательских и проектных работ на тему «Исследовательская находка»
Протокол Педагогического совета...
Доклад на тему: «ДЕТСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «МОЙ ПАПА - ВОДОЛАЗ»: ИНИЦИИРУЕМ ЛЮБОПЫТСТВО РЕБЕНКА, СТИМУЛИРУЕМ СТРЕМЛЕНИЕ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
в данном докладе описана реализация проекта о профессии родителя - водолаз.На мой взгляд метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать и синте...