Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Образные упражнения и музыкально-пластические импровизации в детском саду»
консультация на тему
Использование образных упражнений и музыкально-пластических импровизаций в музыкальной образовательной деятельности, их роль в развитии дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 781.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка Детский сад № 2 «Рябинка»
Семинар-практикум для воспитателей
по теме:
«Образные упражнения и музыкально-пластические импровизации в детском саду»
Подготовила и провела
музыкальный руководитель:
Рябцева Ирина Алексеевна.
г. Москва, г. о. Троицк
октябрь 2015 года.
Образные упражнения и музыкально-пластическиеимпровизации
Образные упражнения
Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной легкостью заменяют слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движения и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Здесь трудно переоценить значение образных упражнений.
Образные упражненияпредставляют собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных действий, с имитацией поведения птиц, зверей и т.д.
Для детей дошкольного возраста предлагается следующая последовательность использования образов:
- знакомые детям животные и птицы;
- интересные предметы;
- растения и явления природы;
- люди, профессии.
В младших группах при создании музыкальных образов у детей происходит простейшая имитация движений (воробушек машет крыльями, зайчик скачет, медведь топчется). В старших группах появляются повышенные требования к сходству, переживанию образа, требуется более эмоциональная выразительность движений.
На музыкальных занятиях можно использовать образные рассказы, которые предлагаются детям проинсценировать. Например: «Сейчас я расскажу вам одну историю. Жили-были на дворе курочки и петушок. Как-то раз, когда курочки еще спали в своем курятнике, проснулся петушок, выглянул на улицу: Уже утро! Вышел петушок во двор, стал важно так вышагивать, крыльями хлопать. Вдруг видит, на земле зернышки лежат. Обрадовался петушок и стал курочек звать: «Ку-ка-ре-ку!» Услышали его курочки, весело выбежали изкурятника, побежали по двору. Показал им петушок зернышки и стали они вместе их клевать. Вот как было! Послушайте про все это музыку»
Исполняется произведение «Курочки и петушок» (русская народная мелодия в обработке Г.Фрида).Педагог говорит детям: «Теперь вы все превращаетесь в курочек. А кто хочет быть петушком-золотым гребешком?» Показывается шапочка петушка. Выбирается петушок. Игра проводится 2-3 раза, каждый раз с новым исполнителем роли петушка. Вместе с детьми оцениваются действия исполнителей. Нужно не пропустить и отметить удачно найденное ребенком новое движение в игровом образе.
В работе с дошкольниками можно использовать следующие образные упражнения:
- Упражнение «Маленькие кустики»
Музыкальный руководитель показывает зайца, который ищет кустики, чтобы спрятаться от лисы. Детям предлагается помочь зайчику - сделать так, чтобы было много кустиков. Музыкальный руководитель спрашивает: «Кто хочет стать кустиком?.. Где у тебя, кустик, веточки? Как они на ветру качаются? Как ты укроешь зайчика от лисы?» Упражнение выполняется под «Вальс» Ф.Шопена.
- Упражнение «Сварим кашу»
Музыкальный руководитель спрашивает детей, какую кашу каждый любит, и предлагает сварить кашу «Ассорти». Дети «превращаются» в выбранную каждым крупу, воспитатель - вода. Имитируя «кипящую воду», взрослый приглашает в кастрюлю (ею может быть обруч) «крупу», которая«пыхтит»:
Данное упражнение можно проводить, используя стихотворение И.Мазина «Гречневая каша»
Если печка, то печет.
Если сечка, то сечет.
Ну, а гречка? То гречет?
Вот и нет, она растет.
Если гречку собрать
И в горшок положить,
А потом эту гречку
Водою залить.
А потом еще долго,
Долго варить.
То получится каша,
Любимая каша!
В стихотворении, по желанию детей, меняется название крупы.
Упражнение можно выполнять под «Польку» М.Глинки.
В старшем дошкольном возрасте коллекция музыкальных образов значительно пополняется:
- Упражнение «Клоуны»
(«Канкан», муз.Ж. Оффенбаха)
Поговорить с детьми о том, что делают в цирке клоуны: прыгают; скачут с ножки на ножку; строят рожицы; жонглируют; дразнятся (делают длинный нос); выполняют различные наклоны, махи руками; кривляются. Можно надеть детям колпачки и клоунские носы, предложить им сыграть в цирк. 2-4 клоуна танцуют, остальные зрители. Можно предложить такой вариант: на одну музыкальную фразу танцуют клоуны с синими носами, на другую - с красными.
- Упражнение «Птицы»
(«Очарование», муз. Ф. Маршетти)
Повторить с детьми движения, характерные для птиц:
- плавные махи руками в стороны-вверх, вперед-назад;
- энергичные махи руками;
- легкие потряхивающие движения кистями, опустив руки-крылья вниз назад;
- волнообразные движения поочередно каждой рукой и двумя одновременно;
- плавные движения одной рукой (как бы рисуя узор в воздухе), затем другой, обеими руками;
- выполнять все вышеперечисленные движения руками, одновременно делая полуприседания, небольшие пробежки, легкое кружение на носочках;
- движение «ласточка» с последующей пробежкой, кружением, приседанием;
- кружение друг с другом парами;
- резко подниматься и опускаться на носочках; опускаться вниз, одновременно стремительно взмахивать руками («взмывать в небо»)
Предложить детям «превратиться» в птиц и под музыку отправиться в дальнее путешествие.
- Упражнение «Пьеро»
(«Песня без слов», муз. Ф. Мендельсона)
Вспомнить с детьми сказку А. Толстого «Золотой ключик» и одного из героев - Пьеро.
Что может делать Пьеро:
- ходить, безвольно опустив руки (как две веревочки), плечи и голову;
- прижимать руки к сердцу, возносить их к небу, как бы моля о том, чтобы на него обратили внимание;
- держась руками за голову, раскачиваясь, передавать грусть и безысходность;
- прижимать поочередно ладони тыльной стороной ко лбу, подчеркнуто горестно вздыхать;
- закрывать лицо руками, покачиваться из стороны в сторону;
- делать грустное, печальное выражение лица.
Перед выполнением образного упражнения музыкальный руководитель читает текст - историю несчастной любви Пьеро: «Давным-давно всказочном кукольном королевстве жил очень добрый и хороший мальчик по имени Пьеро. Его все любили за то, что он был самый вежливый, послушный и застенчивый мальчик во всем королевстве. Однако его очень жалели, потому что этот вежливый и послушный мальчик всегда был чрезвычайно грустный и печальный. Из его прекрасных глаз без конца капали горькие-горькие слезы. Пьеро ходил, плакал и пел печальную песню: «Мальвина, Мальвина, принцесса моя! Мальвина, Мальвина, мне жизнь не мила!» Пьеро (а об этом знало все королевство) был влюблен в прекрасную девочку с голубыми волосами, которую звали Мальвина. Но он не мог признаться ей в любви, потому что был очень застенчивый. Что ему оставалось делать?! Только петь и плакать, плакать и петь».
- Упражнение «Оживший цветок»
Дети из подготовительной группы очень любят передавать образ «оживающего цветка»: дети приседают, голова наклонена вперед, руки свободно опущены. Вдруг закапал дождь, цветок начал оживать: Мне нравится делать это упражнение под музыку Э. Грига «Утро». Или каждый ребенок по очереди изображает бытовые предметы: например, закипающий чайник со свистком, скрипучую дверь, настольную лампу или торшер.
Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У дошкольников отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение (зажим) всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому важно использовать упражнения на попеременное напряжение и расслабление отдельных групп мышц, до полного расслабления всего тела, лежа на полу. Например:
- Упражнение «Кукла-марионетка»
Ребята представляют, что к каждому их суставчику привязана нить. С начала все нити натянуты: «куклы» стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно «отрезать ножницами» нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда «отрезаю» нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше «отрезаю» ниточки от головы, спины, коленей. Наша «марионетка» совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол.
Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время занятия - большое удовольствие для малыша.
- Упражнение «Шалтай-Болтай»
Руки свободно, расслабленно следуют за движением корпуса.
- Упражнение «Большие камни»
Ребенок имитирует поднятие большого камня, напрягая все тело, затем «бросает» его, расслабляясь.
Музыкально — пластические импровизации
Целью музыкально-пластических импровизаций является передача в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.
Латинское слово "improvisus" - означает "непредвиденный".
Импровизировать - значит играть, одновременно сочиняя, или вернее, сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочиненное.
Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела фантазируют и создают мини-спектакль (этюд) на заданную тему, соответствующий характеру музыки.
В работе с дошкольниками можно использовать следующие музыкально-пластических импровизации:
- «Осенние листья»
(«Осенний сон», муз.А. Джойса)
Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.
- «Бабочки»
(«Мотылек», муз.Д. Кабалевского)
На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются своими крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся в своем радостном танце.
- «В стране цветов»
(«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», муз.П.Чайковского)
В стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои
движения, выражая общее радостное настроение.
- «В царстве золотой рыбки»
(«Аквариум» из «Карнавала животных», муз.К.Сен-Санса)
В морском царстве Золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается раковина, быстро перемещается по дну краб.
- «В замке спящей красавицы»
(«Романс», муз.Д. Шостаковича)
В заколдованный замок, где жизнь замерла и все обитатели которого,превращенные в статуи, застыли в разных позах, попадает принц. Ондотрагивается до спящей принцессы, и все вокруг оживает: потягивается иподнимается кошка, просыпается огонь в камине, слуги накрывают на стол,гости, очнувшись ото сна, начинают двигаться и танцевать.
Заключение
В заключении хочется сказать, чтов каждом ребенке самой природой заложено творческое начало. Нет детей, лишенных воображения, но есть дети с фантазией закрепощенной, как бы спрятанной от посторонних глаз. На музыкальных занятиях с помощью игры и сказки нужно учить их раскрепощаться, самовыражаться через музыку, пусть сначала примитивно, непрофессионально, не музыкально, постепенно повышая их уровень, чтобы у ребенка была осознанная потребность добиваться каких-либо результатов.
Ребенок должен поверить в себя, в свои силы и возможности, и гордиться тем, что он уже умеет (а вчера еще не умел!).
Известный детский писатель ДжанниРодари писал: «Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему…»
Глоссарий
Ритмический рисунок (в музыке) - последовательность длительностей звуков (отвлеченная от их высоты). Один из компонентов мелодии (наряду с звуковысотным рисунком).
Творчество - процесс человеческой деятельности по созданию качественно новых материальных и духовных ценностей или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность результата.
Фраза (в музыке) - относительно завершенная часть мелодии, темы.
Список литературы
1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/. -М.: Музыка, 2000.
2. Бессонов П. А. Детские песни. -М, 2008
3.Василенко В.А. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество/. -М.: Педагогика, 2000.
4.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка - М., 2008.
5. Комарова Т. С. Дети в мире творчества/. –Линка - Пресс., 2011.
6. Медушевский В. В. Дух музыки и дух музыкального воспитания – Линка - Пресс.: 2009.
7.Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. - С.-П.:Невская нота, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум «Пути повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в ДОУ, через взаимодействие всех специалистов детского сада»
laquo;Пути повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в ДОУ, через взаимодействие всех специалистов детского сада»...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...
Семинар-практикум «Логопедическое ассорти». «Деловая игра для педагогов МБДОУ» (организация коррекционно-логопедической работы в детском саду)
Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педаг...
семинар - практикум для молодых воспитателей на тему: «Играем вместе»
Цель: Расширение компетентности педагогов по организации совместной деятельности в образовательной области «Физическое развитие»...
Семинар-практикум для старших воспитателей по теме: Экологическое воспитание
Опыт работы старшего воспитателя с педагогами по теме Экологическоре воспитание в ДОУ....
Семинар -практикум для педагогов «Развитие творческих способностей детей с помощью применения методов ТРИЗ в детском саду»
Данный семинар - практикум направлен на систематизизацию знаний педагогов в области ТРИЗ – педагогики, познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ....
"Образные упражнения и музыкально-пластические импровизации в детском саду"
Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной легкостью заменяют слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движения и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошко...