Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности "Его величество уголь"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Наумова Татьяна Николаевна

Занятие проводится с детьми подготовительной группы. Цель данного занятия - развитие способностей видеть многообразие мира. Формировать интерес к культурным ценностям и природным богатствам родного края, чувство гордости за свою малую родину, уважительное отношение к людям труда. Развивать инициативность, самостоятельность, расширять кругозор. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.konspekt.docx41.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад «Аленка»»

Конспект

интегрированной непосредственно образовательной деятельности

Интеграция образовательных областей

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»

Тема: «Его величество уголь»

Возрастная группа: подготовительная

                 

                   

                                                               

                                                                Подготовила:

                                                             Воспитатель

                                                                                         Наумова Татьяна Николаевна

     МБДОУ «Детский сад «Аленка»

п. Тюльган – 2017 г.

Тема «Его величество уголь»

Возрастная группа: подготовительная  (6- 7 лет)

Цель: Создать условия для развития поисково – познавательной деятельности. Развивать способность видеть многообразие мира. Формировать интерес к культурным ценностям и природным богатствам родного края, чувство гордости за свою малую родину, уважительное отношение к людям труда. Развивать инициативность, самостоятельность, расширять кругозор

Задачи:

Развивающие: познакомить детей со свойствами бурого угля (имеет черный или бурый цвет), твердый (от удара рассыпается на куски); пачкается, не растворяется в воде и ни в какой из жидкостей)

Образовательные: закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности, используя сигнальные карточки;

Воспитательные: испытывать радость от экспериментирования, открывать новое в знакомом, развивать у воспитанников интерес и любовь к родному краю, формировать бережное и ответственное отношение к миру природы

Работа над словарем: Полезные ископаемые, детская научная лаборатория, исследователи, шахта.

Материалы и оборудование: ИКТ, посылка с каменным углем и письмо от хозяйки Медной горы, запись музыки на физкультминутку и голос за кадром, загадка про уголь, подносы с каменным углем на каждого ребенка, стаканчики с водой и палочки (по количеству детей), молоток, влажные и сухие салфетки, мольберт, магниты, камень, сигнальные карточки.

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:  
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД:  
  3. Приемы организации практической деятельности детей:  
  4. Приемы поддержания интереса у детей:  
  5. Приемы оценки и самооценки.

Форма организации обучения детей:

- индивидуальная работа,

- подгрупповая работа.

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая: разгадывание загадок, перевоплощение в ученых

Коммуникативная: беседа о буром угле, просмотр презентации про Тюльганский бурый угль.

Экспериментальная: опыты с бурым углем;

Здоровьесберегающая.

Планируемые  результаты:

Личностные: умение  поддерживать беседу о буром угле, проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со сверстниками, расширение словарного запаса, умение действовать самостоятельно.

Интеллектуальные: высказывает свою точку зрения.

Критерии оценки деятельности детей в НОД

  1. Активность  
  2. Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
  3. Сопереживание.
  4. Эмоциональность
  5. Проявление волевых усилий
  6. Самооценка  

Интеграция образовательных областей:

Области

Интеграция  

Решаемые задачи

Познавательное развитие

Просмотр презентации «Тюльганский бурый уголь», проведение опытов

Проявлять интерес к своему родному  краю

Принимать активное участие в образовательном процессе.

Исследовать предмет с помощью разных органов чувств

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная  игра «Станем рядышком, по кругу»

Закреплять умение подчиняться правилам в  играх, вызывать эмоционально    - положительный отклик на игровое действие. Снятие напряжения.

Речевое развитие

Отгадывание загадок, словарная работа по сигнальным карточкам

Формировать умение строить высказывания, поддерживать беседу, поощрять попытки высказывать свою точку зрения.  Формировать умения делать выводы, умозаключения.

Художественно-эстетическое развитие

 Слушание музыки

Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальное произведение, развивать воображение.

Физическое развитие

Физминутка, пальчиковая гимнастика, трудовое поручение

Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.

Аннотация

Занятие проводится с детьми  подготовительной группы. Цель данного занятия - развитие способностей  видеть многообразие мира. Формировать интерес к культурным ценностям и природным богатствам родного края, чувство гордости за свою малую родину, уважительное отношение к людям труда. Развивать инициативность, самостоятельность, расширять кругозор.

 Занятие по данной теме «Этот удивительный угль» помогает детям развивать интерес и способствует общему развитию, проявляет любознательность, стремление  к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действий, развивает мышление, настойчивость, целеустремленность. Кроме того, оно требует от ребенка решительности, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.  Способствует созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Чтобы полностью реализовать данный вид деятельности используется следующий демонстрационный материал: посылка с каменным углем и письмо от хозяйки Медной горы, запись музыки на физкультминутку и голос за кадром, загадка про уголь, подносы с каменным углем на каждого ребенка, стаканчики с водой и палочки (по количеству детей), молоток, влажные и сухие салфетки, мольберт, магниты, камень, сигнальные карточки.

Конспект составлен на основе интеграции нескольких образовательных областей (коммуникация, познание, физическая  культура, здоровье, социализация), что соответствует федеральным государственным требованиям к построению современной системы дошкольного образования.

Благодаря интересному сюрпризному моменту, разнообразному пособию, современным  ИКТ,  дети были активны, показали хорошие знания.

План НОД

  1. Вводная часть:  3 мин.

- психологический настрой на занятие, снятие напряжения;

-  создание мотива для деятельности детей;

-определение цели.

  1. Основная часть: 20 мин

 Беседа о буром угле

           Проблемная ситуация

         Просмотр презентации «Тюльганский бурый уголь»

         Физкультминутка 

Опытно-экспериментальная деятельность

Пальчиковая гимнастика

Работа с сигнальными карточками

  1. Заключительная часть: 7 мин.

Оценка деятельности детей и самооценка

Подведение итогов НОД

Длительность НОД-30  минут.

Ход

интегрированной непосредственно образовательной деятельности

Части НОД  

Содержание

Области

1. Вводная часть.                                                           Психологический настрой на занятие, снятие напряжения.

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

- Здравствуйте дорогие ребята! Меня зовут Татьяна  Николаевна.

Давайте поприветствуем, друг друга. (Воспитатель и дети становятся в круг и выполняют упражнение)

Воспитатель: Встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

                 (Игра на общение)

В станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО!

Вот на такой ноте мы начнём наше занятие. И я желаю, чтобы этот день стал для всех нас добрым, удачным и счастливым. (Дети садятся на коврик)

Воспитатель: -  Ребята пока вы рассаживались, я заметила  посылку. Как проверить, действительно ли она предназначена нам? (высказывания детей).

 - Верно, по адресу. Кто знает, как называется ваш  детский сад? Кто помнит название вашей группы?

 - Значит посылка для нас. Хотите узнать, что в посылке? (открывает посылку, достает конверт показывает детям и читает)

«Здравствуйте, дорогие дети! Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить вам посылку с предметом неживой природы. А чтобы получить  этот  предмет, вы должны отгадать  загадку, и выполнить все мои задания.  Желаю удачи! Хозяйка Медной горы».

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

2.Основная часть.

Беседа о буром угле

 Проблемная ситуация

Просмотр презентации «Тюльганский бурый уголь»

 Физкультминутка Опытно-экспериментальная деятельность

Пальчиковая гимнастика

Работа с сигнальными карточками

 

Воспитатель: Так кто нам прислал письмо? Ребята мы готовы выполнить задания хозяйки Медной горы (ответы детей). Тогда пройдемте на стульчики

– Что ж, слушайте загадку:

С виду неприглядный камень, 
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его поднять, 
Надо в шахте побывать.
Под землёю огоньки - 
Это в шахте горняки.
Отбивают молотками
Этот очень нужный камень.
Он имеет чёрный цвет, 
Всем даёт тепло и свет.

Воспитатель. - Догадались, о каком камне идёт речь? Вот он какой, бурый  уголь.

(слайд 1) 

Воспитатель. (Слайд 2)Смотрите ребята,   Хозяйка Медной горы приглашает нас в маленькое путешествие в наш родной край.

Ребята как вы думает, а зачем она нас пригласила в наш маленький родной Тюльган? (ответы детей)

Просмотр презентации про Тюльганский бурый уголь.

Воспитатель: Так вот почему она нас пригласила, потому что в Тюльгане у нас добываю….(дети продолжаю)

На слайде голос «Молодцы ребята, первое задание выполнили, теперь вам нужно выполнить следующее задание - проделать опыты с бурым углём. Желаю удачи»

Воспитатель: Ну что ребята готовы справиться со следующим заданием? (дети отвечают) А где делают опыты? Ребята, а как называются люди, которые все изучают? да, ученые (исследователи)

Воспитатель: Тогда отправляемся в детскую научную лабораторию для проведения опытов.

(Физкультминутка (Песня «Вместе весело шагать»)

Воспитатель: Вот мы и на месте!
Сегодня мы  побываем с вами исследователями

 (Дети проходят за столы)

 Так как вы исследователи и я тоже, я вас буду называть коллегами, согласны? Перед вами уважаемые коллеги, все необходимое для работы, посмотрите.
Вот бурый уголь, что вы можете о нем сказать?
-какого он цвета? (черный, коричневый)
-я как ваш помощник, буду вам помогать, и все найденные свойства буду фиксировать на доске в виде сигнальных карточек.

Воспитатель. Какого цвета уголь? (он чёрный). Вывешивается на доску карточка

Воспитатель. Уголь твёрдый или мягкий? Как вы поняли, что бурый уголь твёрдый? - Пробовали надавить на него или сжать в руке (карточку выставить).

Воспитатель. Как вы думаете, бурый уголь прочный? (ответы детей выслушать). Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт (ударяю по куску угля молотком - он рассыпался на несколько мелких кусочков). - Какой вывод можно сделать?

Дети. – Бурый уголь твёрдый, но не такой прочный, как камень.

Воспитатель. - Как думаете, что произойдёт, если ударить молотком по камню? (предположения детей). - Давайте проверим (ударяю по камню, с ним ничего не происходит, показываю детям результат, они делают вывод). 

Дети. - Камень прочнее, чем уголь (выставить карточку).

Воспитатель. Посмотрите на свои руки, что можно сказать про уголь? Он пачкается (выставить сигнальную карточку).

 Положите уголь и вытрите руки салфеткой

Воспитатель: Чтобы ваши пальчики были послушными, сделаем для них гимнастику: (пальчиковая гимнастика)

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний, 
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок 
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.

Воспитатель. – Бурый уголь - это не простой камень, это полезное ископаемое. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют, превращаются в торф, а из него через много-много лет образуется бурый уголь.

Воспитатель. Как вы думаете, он растворяется или нет? Как это можно проверить? (помешать воду палочкой). - Меняет ли цвет вода? Так растворяется уголь или нет?

Дети. Не растворяется. (Поместить карточку).

Воспитатель. Запомните, бурый уголь не растворяется ни в одной из жидкостей. Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов? (обращается к сигнальным карточкам)

Дети и Воспитатель. Уголь чёрный, он твёрдый, но при ударе рассыпается на мелкие куски, он пачкается, не растворяется в воде и других жидкостях.

Воспитатель: Молодцы ученые!

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

3.Заключительная часть. 

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Воспитатель. Юные ученые, какое настроение у вас от проделанной работы?

Какие слова вы бы хотели сказать угольку?

Слайд_(голос Хозяйки) «Молодцы ребята!  Вы выполнили все задания, и можете возвращаться  в группу, я для вас приготовила сюрприз»

Воспитатель. – Ребята пора нам возвращаться в группу. Но сначала надо навести порядок на ваших рабочих местах. (Дети наводят порядок на столах, возвращаются в группу под музыку паровозиком).

Воспитатель. (Дети садятся на палас, воспитатель открывает коробку. Где была посылка, а там подарок кусочки бурого  угля (в пакетиках), 

- Я вам сейчас их раздам на память о нашем занятии. Только скажите, где мы сегодня были, что делали? А кто запомнил, что добывают у нас в Тюльгане. (Ответы детей) Молодцы! Вы дома поделитесь своими знаниями со своими родителями. (Раздать бурый уголь)

И знайте, дети, что Земные ресурсы не бесконечны, люди должны бережно относиться к тому, что им даёт природа.

Рефлексия: Мы большие молодцы. Давайте все вместе похлопаем в ладоши. Спасибо Вам за занятие!

социально-коммуникативное развитие

Длительность НОД: 30 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе (образовательная область «Познание», «Безопасность», «Коммуникация») «Все работы хороши».

«Все работы хороши» ( игра – викторина) позволяет в занимательной игровой форме закрепить у детей представления о разных профессиях....

КОНСПЕКТ Интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе (образовательная область "Познание" и "Физическая культура") "Прогулка в зимний лес".

НОД "Прогулка в зимний лес".Образовательные задачи:1.Уточнить и расширить представление детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, лось, медведь) зимой.2.Обобщить знания детей о типичных повадк...

Конспект Интегрированной непосредственно образовательной деятельности Направление деятельности: «Художественно-эстетическое» Образовательная область «Познание», «Художественное творчество» Тема: «Рябинка для снегирей"для детей второй младшей группы

Интегрированное занятия по художественно-эстетическому направлению по теме «Рябинка для снегирей» проводятся с детьми второй младшей группы, в рамках образовательной области  «Познания» с интегра...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий. « Путешествие в город Здоровья» Конспект интегрированной непосредственной образоват

Цель: Укрепление физического здоровья детей через интеграцию образовательных областей. Формирование двигательных умений и навыков, физических качеств ребёнка. Привитие интереса к физку...