Картотека подвижных игр
картотека по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Картотека
подвижных игр
Карточка №1.
«Птички и кошка»
Задачи: способствовать развитию координационных способностей, развивать вестибулярную устойчивость.
Инвентарь: не требуется.
Место проведения: спортивный зал.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
- «кошка»
-«птички»
|
На земле обозначается круг диаметром 5-6 м. В центре его становится водящий - это «кошка». Остальные дети находятся за кругом - это «птички». «Кошка» засыпает. «Птички» влетают в круг. «Кошка» просыпается, видит «птичек» и начинает их ловить. «Птички» спешат вылететь из круга.
|
Тот, кого коснулась «кошка» в кругу, считается пойманным, он выходит из игры и садится на стул. По окончании игры подсчитывается пойманное количество «птичек». Затем назначается другой ловишка, и игра продолжается. Игра повторяется 3 - 4 раза. |
Следить, чтобы дет- ти не толкались. |
Карточка № 2.
«Найди свой домик»
Задачи: совершенствовать умения бегать легко, в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга,
развивать быстроту реакции и координационные способности.
Инвентарь: обручи (или стульчики).
Место проведения: спортивный зал, улица.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
-домик
-дети |
Каждый ребенок выбирает себе домик. Это может быть плоский обруч, пенек, стульчик, начерченный на земле кружок. По сигналу дети выбегают на площадку и бегают в разных направлениях. На сигнал «Найди свой домик!» занимают свои домики.
|
Каждый ребенок должен забегать только в свой домик. Дети не должны бегать возле домиков, а двигаться по всей площадке. |
В домик забегать только по сигналу. Следить, чтобы дети не толкались и соблюдали правила игры. |
Карточка № 3.
«Ловишка с мячом»
Задачи: развивать быстроту реакции, внимания, развивать умения действовать по сигналу.
Инвентарь: мяч.
Место проведения: спортивный зал.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
-дети
-ловишка |
Дети находятся на площадке. Ловишка становится в центре площадки, с мячом в руках. По сигналу «Раз, два, три, лови!» дети начинают бегать по площадке, а ловишка старается попасть мячом.
|
Тот, до кого дотронулся мяч, становится ловишкой, и игра продолжается. Когда раздастся свисток, игра прекращается. Игра повторяется 3 - 4 раза. |
Следить за тем, чтобы дети не толкались. Мяч бросать не в полную силу, стараться попадать по ногам. |
Карточка № 4.
«Караси и щука»
Задачи: способствовать развитию координационных способностей, внимания, развивать умения действовать по сигналу.
Инвентарь: не требуется.
Место проведения: спортивный зал, улица.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
-караси
-щука
- камешки |
Одного ребенка выбирают щукой. Остальные играющие распределяются на две группы: одна из них образует круг - это камешки, другая - караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом. По сигналу воспитателя «Щука!» ребенок, изображающий ее, вбегает в круг и старается поймать карасей. Караси прячутся за камешки - приседая за кем-нибудь из играющих, стоящих по кругу.
|
Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться, и уводит их за круг. После 2 - 3 повторений подсчитывают количество пойманных. Выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра продолжается.
|
Щука должна выбегать по сигналу. Следить, чтобы раньше времени дети не выбегали из круга. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.
|
Карточка № 5.
«Удочка»
Задачи: учить прыгать на двух ногах подтягивая ноги к себе, способствовать развитию силы ног.
Инвентарь: не требуется.
Место проведения: спортивный зал.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
- дети
-водящий | Дети стоят по кругу. Воспитатель - в центре круга. Он держит в руках шнур, на конце которого привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног.
| Если мешочек задел ребенка, то он выходит из игры. Побеждает только один ребенок. | Подпрыгивать, сильно отталкиваясь с двух ног и подтягивать их к себе. Приземлятся на полусогнутые ноги. |
Карточка № 6.
«Бездомный заяц»
Задачи: обучить умению прыгать на одной ноге, способствовать развитию скоростно-силовых способностей.
Инвентарь: скакалки.
Место проведения: спортивный зал.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
- ведущий -заяц | Дети-зайцы делают из скакалок, сложенные кольцом домики. По сигналу зайцы выбегают из домиков, скачут друг за другом, прыгают на одной ноге. Зайцы спешат занять любой домик. | Если не хватает домика, ребенок становится «бездомным зайцем». Теперь он выступает в роли ведущего, произнося: Зайцы в поле побежали, По полянке поскакали... Дети выбегают и резвятся на площадке.Игра продолжается. | Во время прыжков игроки не должны задевать друг друга. Следить, чтобы дети прыгали на одной ноге.
|
Карточка № 7.
«Охотники и зайцы»
Задачи: закрепить умение метания в цель, способствовать развитию координационных способностей и внимания.
Инвентарь: мяч.
Место проведения: спортивный зал, улица.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
-охотники - зайцы | Чертят или выкладывают шнуром круг. Дети распределяются на две подгруппы. Одна становится в круг - это зайцы. Другая равномерно распределяется за кругом - это охотники. У одного из охотников мяч. Он бросает мяч, старается попасть в зайца. | Тот в кого попали мячом, выходит из круга. Затем дети меняются ролями. Когда дети усвоят правила игры, можно охотникам дать 2 - 3 мяча. | Диаметр круга 5 - 6 м. Бросать мяч в туловище или ноги. Следить за правилами выполнения.
|
Карточка № 8.
«Салки парами»
Задачи: способствовать развитию скоростных способностей, воспитывать самостоятельность и активность.
Инвентарь: не требуется.
Место проведения: спортивный зал, улица.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
-1 команда -2 команда | Дети делятся на две команды, которые строятся в две шеренги на расстоянии трех шагов одна от другой. Каждый игрок выбирает себе пару. По сигналу: «Беги!» - игроки первой шеренги убегают, а игроки второй догоняют и пятнают свою пару. |
Догонять игроков только своей пары. Нельзя пятнать игроков, которые пересекли линию финиша. Потом команды меняются ролями. |
Расстояние до линии финиша - 8 - 9 метров. Следить за тем, чтобы дети не толкались. |
Карточка № 9.
«Цветные автомобили»
Задачи: способствовать развитию координационных способностей в пространстве, воспитывать внимательность.
Инвентарь: разноцветные кольца по количеству игроков.
Место проведения: спортивный зал.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
синие авто. - зеленое авто. - красное авто. | Игроки - «автомобили» держат в руках цветные «рули»-кольца. «Автомобили» распределяются по разным «гаражам» в зависимости от цвета «руля». |
Кода поднимают «руль» зеленого цвета - из «гаража» выезжают зеленые «автомобили» и бегают врассыпную. Если «руль» опускают - зеленые «автомобили» бегут в свой гараж. Затем руководитель поднимает руль другого цвета и игра повторяется. Отмечаются самые внимательные. |
Можно поднимать одновременно несколько цветов или быстро менять цвета. Следить чтобы дети не толкались. |
Карточка № 10.
«Заморозка»
Задачи: способствовать развитию скоростных и координационных способностей.
Инвентарь: не требуется.
Место проведения: спортивный зал, улица.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
-игроки -заморозка | Игроки находятся на площадке, водящий - «Заморозка» - в стороне от игроков. По команде игроки разбегаются по площадке, а «заморозка» старается их догнать и запятнать. |
Тот, кого коснулся водящий, превращается в «льдинку» и остается на месте. Кого не словили могут «оттаивать» «льдинки». Кода всех словят игра повторяется и выбирается самый ловкий водящим. |
Следить за тем, чтобы дети не толкались. Пятнать только ладошкой. |
Карточка № 11.
«Два мороза»
Задачи: способствовать развитию скоростных способностей, развивать умение действовать по сигналу.
Инвентарь: не требуется.
Место проведения: спортивный зал, улица.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
- -«Красный» -«Синий» -дети | Играющие стоят по кругу. Выбирается водящие - «Мороз-Красны нос» и «Мороз-Синий нос». Они становятся в центр круга и произносит слова: « Я - Мороз-Красный нос. Я - мороз -Синий нос. Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься?» Играющие хором отвечают: «Не боимся мы угроз , И не страшен нам мороз». После слова «мороз» дети разбегаются, а водящий догоняет их, касаясь рукой - «заморозить».
|
Кого «заморозили» останавливаются на том месте, где до них дотронулись водящие, и до окончания игры стоят, не двигаясь. |
«Замораживать» легким касаниям руки. Не толкать друг друга. Следить, чтобы дети не бегали, если их словили. |
Карточка № 12.
«Котята и щенята»
Задачи: закрепить лазанье, способствовать развитию силовых способностей.
Инвентарь: не требуется.
Место проведения: спортивный зал.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
-котята - щенята |
«Котята» бегают по лужайке. По сигналу «щенята» догоняют «котят», которые прячутся от «щенят» на деревьях (шведская стенка). |
Когда всех «котят» словят. Игра повторяется, дети меняются ролями. |
На шведскую стенку залазить не толкаясь.
|
Карточка № 13.
«Золотые ворота»
Задачи: способствовать развитию координационных способностей, воспитывать умения работать в коллективе.
Инвентарь: не требуется.
Место проведения: спортивный зал, улица.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
- дети | Два игрока поднимают вверх руки и изображают золотые ворота. А остальные игроки становятся паровозиком, и пробегаю в ворота. При этом все игроки проговаривают текст: Золотые ворота Пропускают не всегда. Первый раз прощается, Второй раз запрещается, А на третий навсегда Закрываем ворота. Когда слова заканчиваются, ворота «запирают» - опускают руки. |
Тот игрок, которого удалось поймать, также поднимает свои руки и создает ворота вместе с предыдущем игроком. Когда остается один человек, он объявляется победителем. |
Стараться пробегать через «ворота» быстро, не разрывая паровоз.
|
Карточка № 14.
«Мяч капитану»
Задачи: совершенствовать бросания мяча в цель, способствовать развитию силы рук, воспитывать умения работать в команде.
Инвентарь: мяч.
Место проведения: спортивный зал, улица.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
- водящие -дети в колонне | Играющие становятся в 3 - 4 колонны. На расстоянии от первых игроков в колоннах - водящие с мячом стоят лицом к детям. Для водящих и игроков колонны обозначается линия, за которую нельзя заступать. По сигналу водящие бросают мячи первым игрокам колонны, а те возвращают их обратно и перебегают в конец колонны. Следующий в колонне передвигается к исходной линии. |
Когда первым в колонне окажется игрок, начавший выполнять задание, он поднимает руку вверх. Определяется команда-победитель. |
Расстояние до первых игроков 1,5 м. Следить, чтобы игроки не выходили за линию. Мяч бросать двумя руками. |
Карточка № 15.
«Прыгай-хлопай»
Задачи: способствовать развитию скоростных и координационных способностей.
Инвентарь: не требуется.
Место проведения: спортивный зал, улица.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
| Дети строятся напротив друг друга в две шеренги. По сигналу воспитателя дети одной шеренги начинают ритмично хлопать, а дети другой - прыгать на двух ногах на месте (ноги вместе или врозь). |
После 12 - 16 прыжков шеренги меняются ролями.
|
Прыгать на носках мягко. Слушать ритм хлопков и прыгать под него. Можно ускорять или замедлять темп. |
Карточка № 16.
«Змея»
Задачи: Способствовать развитию ловкости, быстроты реакции, согласованности движений.
Инвентарь: не требуется.
Место проведения: спортивный зал, улица.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
- голова - хвост | Пять-шесть детей строятся в колонну друг за другом и держатся руками за впередистоящего. Вся колонна - это «змея»; первый ребенок - «голова», последний - «хвост». По сигналу воспитателя (хлопок, свисток, удар в бубен) «голова» должна поймать «хвост», который от нее убегает. Когда первый ребенок поймает последнего, то переходит в конец колонны, и игра продолжается.
|
Дети должны крепко держаться друг за друга; если «хвост» или «голова» оторвутся, то они выбывают из игры |
Не наталкиваться друг на друга. Держаться прямыми руками друг за друга. Удерживать равновесие. |
Карточка № 17.
«Медведи и пчелы»
Задачи: способствовать развитию ловкости и быстроты.
Инвентарь: не требуется.
Место проведения: спортивный зал.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
- медведь - пчелы | Две команды. Одна команда - «медведи», вторая - «пчелы». «Пчелы» стоят в «доме» - на возвышении. На расстоянии 3м. отмечается «дом медведей» - «лес». На противоположной стороне - «луг». По сигналу «пчелы» выбегают на «луг». В это время медведи залазят в «улей» и лакомятся медом. По сигналу: «Медведи!» - «пчелы» летят в «улей» и «жалят» «медведей», которые не успели убежать. |
Пойманные «медведи» остаются в игре. При повторении игры дети меняются ролями. |
Следить, чтобы дети не толкались и выполняли правила игры. Выбегать только по сигналу. |
Карточка № 18.
«Море волнуется»
Задачи: Воспитание творчества.
Инвентарь: не требуется.
Место проведения: спортивный зал, улица.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
фигуры | Игроки стоят на площадке и говорят: Море волнуется - раз, Море волнуется - два, Море волнуется - три, Морская фигура на месте - замри!» С последними словами останавливаются и замирают, приняв различные позы. |
Отмечаются самые интересные фигура. У кого лучшая фигура, становится ведущим. |
Можно придумывать фигуры в парах или тройках. |
Карточка № 19.
«Падающая палка»
Задачи: развивать быстроту реакции, умения действовать по сигналу, воспитывать внимательность и выдержку.
Инвентарь: гимнастическая палка.
Место проведения: спортивный зал, улица.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
- дети -водящий | Игроки рассчитываются по порядку, запоминают свои номера и встают в круг. Первый игрок становится в середину круга и ставит палку вертикально, придерживая ее рукой. Потом он называет какой-нибудь номер и бежит к краю круга. |
Игрок, чей номер был назван, должен добежать до палки и схватить ее так, чтобы она не упала. |
Длина палки - 70 - 90 см. В кругу стоят лицом к центру. Палку хватать сверху. Называть номера можно произвольно. Раньше не выбегать. |
Карточка № 20.
«Угадай, чей голосок?»
Задачи: развивать вестибулярную устойчивость, воспитывать умения согласовывать действия с произносимым текстом.
Инвентарь: не требуется.
Место проведения: спортивный зал.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
- дети -водящий | Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В середине круга - водящий с закрытыми глазами. Играющие говорят слова и действуют в соответствии с ними: Мы составили все круг - идут по кругу. Повернем разом вдруг - идут в противоположную сторону. Скажем дружно - « Скок, скок, скок, Отгадай, чей голосок?» - остановка. Кто-либо из детей называет водящего по имени. |
Если водящий отгадывает, кто его позвал, то меняется с этим ребенком местами. Если не отгадал, то игра продолжается с прежним водящим. |
Следить, чтобы дети не подглядывали. Выполнять движения согласно текст |
Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3 – 4 лет.
«Быстрые жучки»
Ползание на четвереньках между предметами с опорой на ладони и колени.
Зайки-прыгуны.
Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед по прямой до кубика. Дистанция 2,5 м. Ребенок изображает зайца на лужайке.
Прокати мяч.
С одной стороны (от исходной черты) ребенок прокатывает мяч в прямом направлении, подталкивая его двумя руками перед собой до обозначенных предметов (кубиков). Затем он берет мяч в руки и поднимает его над головой. Задание проводится 2 раза. Дистанция – 4 – 5 м.
Попади в круг.
Ребенок становится в одну шеренгу на исходной черте (шнур), в руках у него мешочек (второй лежит у ног). На расстоянии 1,5 м. от ребенка положены обручи. По сигналу «Бросили!» ребенок метает мешочек в цель, затем бросает второй мешочек.
Кто дальше бросит.
Ребенок становится на исходную линию (за условной чертой), в руках у него мешочек. По сигналу «Бросили!» ребенок метает мешочек вдаль. Ориентиром при метании могут быть различные предметы – кегли, кубики, мячи и т.д. Около ног ребенка можно положить несколько мешочков, чтобы увеличить количество бросков за один подход. По окончании метания ребенок бегут за мешочками.
Прокати и догони.
Ребенок становится на исходную линию (шнур) с мячом большого диаметра в руках. Нужно прокатить мяч вперед, а затем догнать его и поднять над головой. Упражнение повторяется 2-3 раза.
Поймай комара.
На конец небольшого прута или палочки привязывают шнурок (или веревку) и к нему прикрепляют вырезанного из картона комара. Взрослый вращает прут над головой ребенка. Ребенок подпрыгивает на двух ногах, стараясь дотронуться до комара - поймать его.
Прокати и сбей.
У ребенка в руках мяч большого диаметра. На расстоянии 2 м. от него ставится кегля. Ребенок прокатывает мяч, стараясь сбить кеглю.
Через ручеек.
Из шнуров (или веревок) выкладывается несколько ручейков (3-4 шт.). Ширина каждого - 25 см. Ребенок прыгает через каждый ручеек.
Брось мяч о землю и поймай.
Стойка ноги на ширине плеч, мяч в согнутых руках перед собой. Надо бросить мячу носков ног и поймать его двумя руками.
Литература:
1. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., «Просвещение», 1978.
2. Поздняк Л.В., Бондаренко А.К. Организация работы детского сада. М.: Просвещение, 1995.
Подвижные игры и игровые упражнения
для детей 4 – 5 лет.
«Зайчата»
Ребенок изображает зайчат. Ребенок прыгает на двух ногах и произносит слова:
Скачут зайки
Скок, скок, скок,
На зеленый на лужок.
Скок, скок, скок, скок.
«Не задень»
Вдоль зала в одну линию ставятся кегли (5 – 6 штук), расстояние между ними 40 см.
Надо, прыгая на двух ногах между предметами змейкой, не задеть их.
«Кто дальше бросит»
Ребенок становится на исходную линию (за черту), в руках у него по одному мешочку (второй лежит у ног на полу). По сигналу «Бросили!» ребенок метает мешочки на дальность. Ориентиром могут быть кубики, кегли или другие предметы.
«Медвежата»
Ребенок ползает на четвереньках, опираясь на ладони и ступни, как медвежата, до корзины, затем берет из корзины мяч большого диаметра, встает и поднимают мяч вверх над головой.
«Пингвины»
Взрослый предлагает ребенку зажать мешочек между коленями и прыгнуть на двух ногах, продвигаясь вперед, как пингвины (дистанция 2 м).
Игровые упражнения с мячом.
Ребенок выполняет броски мяча вверх и ловля его двумя руками, броски о землю и ловля его двумя руками.
«Школа мяча»
Виды движений:
- Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками.
- Подбросить мяч вверх и, пока он совершает полет, хлопнуть в ладоши перед собой.
- Ударить мяч о землю и поймать его двумя руками.
- Ударить мяч о землю, одновременно хлопнуть в ладоши перед собой и поймать его двумя руками.
«Прокати обруч»
Взрослый становится напротив ребенка на расстоянии 3 м. В руках у взрослого обруч. Нужно обруч поставить ободом на пол, левую руку положить сверху обода, а ладонью правой руки оттолкнуть обруч так, чтобы он покатился.
«Перешагни – не задень»
На пол кладутся короткие шнуры (6 - 8 шт.) на расстоянии двух шагов ребенка. Взрослый предлагает ребенку перешагивать правой и левой ногой попеременно через каждый шнур. Задание развивает координацию движений.
«Пройди – не задень»
Задание на сохранение устойчивого равновесия на повышенной опоре: ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове, руки в стороны (или на поясе).
«Попади в корзину»
Ребенок встает на расстоянии 1,5 метра от корзины. Метает мешочки в корзину - способ правой (левой) рукой снизу, одна нога впереди, другая сзади.
«Сбей кеглю»
Ребенок располагается на исходной черте в 2 м. от кегли, в руках у него по одному мячу большого диаметра. По сигналу: «Покатили!» ребенок прокатывает мяч, стараясь сбить кеглю.
«Прыжки через короткую скакалку»
Ребенок выполняет прыжки через короткую скакалку - на двух ногах.
«Через ручеек»
Из шнуров выкладывается ручеек шириной 50 см. Ребенок перепрыгивает через учеек, поворачивается кругом и снова прыгает.
Литература:
1. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., «Просвещение», 1978.
2. Поздняк Л.В., Бондаренко А.К. Организация работы детского сада. М.: Просвещение, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Подвижные игры для младшей группы (картотека подвижных игр)
Подвижные игры для младшей группы Пузырь"Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.П...
КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И МАЛО ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО ВСЕМ ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ
Картотека игр разработанна с целью укрепления и развития физических навыков детей дошкольного возраста....
Авторская картотека подвижных игр « Подвижная математика»:
Подвижные игры с использованием математических задач...
Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста "Подвижные игры Народов севера"
Материал поможет обоготить поедставления детей о народах севера России. Даст возможность поиграть в подвижные игры....
Картотека подвижных игр малой степени подвижности (средняя группа)
В материале представлена подборка игр с предметами и без для проведения в заключительной части физкультурного занятия....
Картотека подвижных игр малой степени подвижности (подготовительная группа)
В представленном материале собраны подвижные игры для детей подготовительной группы, которые можно использовать в заключительной части физкультурного занятия....