Создание познавательной среды в группе раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему

Васильева Дарья Сергеевна

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено оно, на умственное развитие ребёнка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешного обучения ребёнка в дальнейшем.

Все мы знаем, что в современном мире родители мало внимания уделяют своим детям. Им проще, включить телевизор или компьютер, чем поиграть, почитать, или даже просто пообщаться со своим ребёнком. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности ложится на плечи воспитателя.

Известно, что ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно её интеллектуального развития. Именно в этом возрасте закладываются основы интеллекта, мышления, высокой умственной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_poznavatelnoy_sredy_v_gruppe_rannego_vozrasta.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общего вида №101»

муниципального образования города Братска

Консультация

 «Создание познавательной среды в группе раннего возраста»

Подготовила:

 воспитатель                                         Васильева Дарья Сергеевна

Братск

Консультация:

Тема: «Создание познавательной среды в группе раннего возраста»

План:

Введение

1. Основные достижения раннего возраста

2. Образовательные задачи

3. Рекомендации по организации занятий по развитию познавательной сферы с детьми раннего возраста

Выводы

Введение

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено оно, на умственное развитие ребёнка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешного обучения ребёнка в дальнейшем.

Все мы знаем, что в современном мире родители мало внимания уделяют своим детям. Им проще, включить телевизор или компьютер, чем поиграть, почитать, или даже просто пообщаться со своим ребёнком. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности ложится на плечи воспитателя.

Известно, что ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно её интеллектуального развития. Именно в этом возрасте закладываются основы интеллекта, мышления, высокой умственной активности.

  1. Основными достижениями раннего возраста являются:
  • овладение телом;
  • овладение речью;
  • развитие предметной деятельности.

В ранний период жизни ведущим видом деятельности ребёнка является предметная деятельность. Именно она оказывает наибольшее влияние на его развитие. Благодаря действиям с предметами у ребёнка происходит накопление чувственного опыта, который ребёнок ещё не может выразить словами, но он практически осваивает окружающий мир.

Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности. Предметный мир существует для ребенка в контексте его субъективности, значимости этого мира для него лично. Ребенок открывает мир для себя, обозначая тем самым значимость своей субъективности и субъективности в художественном, образном, целостном понимании себя и мира. Освоение предметного мира носит пристрастный характер, у ребенка складывается «картина мира, картина свойств вещей в их отношениях к нему и друг к другу.

Самым важным приобретением на третьем году жизни является осознание ребенком себя как личности. Ребенок становится самостоятельным. Повышается его самооценка. В три года появляется любознательность. Любознательность является жизнеутверждающим качеством человека. Доверие к миру складывается в раннем детстве. Уверенность в себе формируется в процессе общения со взрослыми, в предметной деятельности. Целенаправленность, или целенаправленная деятельность является особым приобретением в раннем детстве. Настойчивость заключается в умении добиваться поставленной цели. Творческое воображение также впервые проявляется в раннем детстве. Ребенок познает мир, исследуя его и экспериментируя, манипулируя его предметным содержанием, познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю.

  1. В раннем детстве на первый план выдвигаются следующие образовательные задачи:
  • Создавать условия для сенсорного, наглядно-действенного познания окружающего мира;
  • Содействовать развитию интереса к предметам, окружающим детям;
  • Способствовать появлению элементарных представлений о природных объектах, которые ребёнок может видеть дома и на картинках.
  • Учить различать не только предметы, но и их свойства.

В этот период жизни с 2 до 3 лет особое внимание уделяется развитию активного словаря. Как это делать? И на что обращать внимание? Прежде всего, следует развивать способность понимать речь окружающих, учить расширять ориентировку в окружающем, воспитываем внимание и интерес к явлениям природы, к разнообразным предметам, учить находить их изображение на картинках и обозначать их словами. Всё это способствует формированию первичных представлений об окружающем мире, установлению простейших связей между предметами и явлениями.

Так же необходимо развивать разговорную речь детей, используя любые поводы для разговора с ними: во время прогулки, говорить с детьми во время одевания и раздевания, во время кормления и умывания, во время игры, побуждать детей к высказыванию своих мыслей, своего мнения, учить отвечать на вопросы, обращаться с вопросами к взрослому.

Познавательное развитие ребенка раннего и младшего дошкольного возраста невозможно без рационально организованной, насыщенной разнообразными сенсорными раздражителями, игровыми материалами развивающей предметной среды. Только в яркой, интересной и доступной среде возможно познавательно – речевое развитие детей.

С целью создания эффективной, развивающей предметной среды группах раннего возраста создаются: уголок познавательного развития, в котором имеется художественная литература, разнообразные дидактические, настольно печатные игры, пазлы, игры на развитие мелкой моторики рук, настольный театр по русским народным сказкам.

Для развития ролевой речи дети имеют возможность играть в «Шоферов», «Больницу», «Дочки – матери».

Так же хочется выделить разные виды игр, передающие детям определенные знания и умения: дидактические, сюжетно – дидактические, игры- драматизации, музыкально – коммуникативные, игры – забавы. Например, в сюжетно-дидактической игре «Научим куклу одеваться» побуждаем детей к произношению названий предметов одежды, их частей и действий. Похожие игры «Напоим куклу чаем», «Мишка заболел», «Кукла в гости к нам пришла».

Уровень развития детей раннего возраста находится в прямой зависимости от развития движений пальцев рук. Для развития мелкой моторики рук используем пальчиковые игры, мозаики, шнуровки, разнообразные конструкторы.

Ведущим познавательным процессом малышей является восприятие. Это слух, зрение, осязание, обоняние, вкус и сенсорные действия. И, конечно же, без дидактических игр, рассматривания картинок, чтения книг, слушания песен здесь не обойтись. Всё это помогает детям запомнить предметы, явления и одновременно их словесные обозначения.

Таким образом, развивая познавательную сферу ребенка создаются такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать стать полноценным членом социума и развиваться в дальнейшем как личность.

Литература

1)  Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова, Л.Н. Голубева программа «Из детства – в отрочество» — М: Детям 21 века, 2006 г.

2) Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина «Раннее детство: познавательное развитие» М: Мозайка-Синтез Творческий Центр Сфера, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

создание предметно-развивающей среды в группе раннего возраста

доклад о создании предметно-развивающей среды в группе раннего возраста...

Подходы к созданию развивающей среды в группах раннего возраста

о создании эмоционально-развивающей среды в группах раннего возраста...

Подходы к созданию развивающей среды в группах раннего возраста

о создании эмоционально-развивающей среды в группах раннего возраста...

СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Материалы и условия необходимые для организации предметно-развивающей среды в младшей группе...

Доклад на тему: «Создание предметно-развивающей среды в группе раннего возраста»

Предметная среда - это не только набор тематических зон, самое главное - это "среда обитания" малыша, в которой он находится большую часть времени....

"Создание предметно-развивающей среды в группе раннего возраста"

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда об...

Создание предметно-пространственной среды в группах раннего возраста

Данные методические рекомендации представляют собой рекомендации по созданию предметно - пространственной среды в группах раннего возраста с учетом ФГОС ДО. В них отражено как предметное сод...