Портфолио
материал на тему

Колмакова Наталья Вячеславовна

Портфолио учителя-логопеда Колмаковой Натальи Вячеславовны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio.docx233.33 КБ

Предварительный просмотр:

       

                     C:\Documents and Settings\Mufasa\Рабочий стол\РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР\3.jpg                              C:\Documents and Settings\Mufasa\Рабочий стол\эмблема фонда.jpg

Портфолио

учителя-логопеда

Колмаковой Натальи Вячеславовны

I:\выставка  «Здравоохранение Зауралья – сегодня и завтра»\PB250151.JPG

Содержание портфолио

Пояснительная записка

Раздел I. Общие сведения о педагоге

                        1.1. Сведения о базовом профессиональном образовании

                        1.2. Сведения о квалификационной категории

                        1.3. Сведения о стаже работы педагога

                        1.4. Общие сведения о педагогической деятельности

                        1.5. Паспорт логопедического кабинета

Приложение

Раздел II. Инновационно-методическая деятельность педагога

              2.1. Работа по теме самообразования

              2.2. Работа в профессиональных объединениях педагогов

                  2.3. Участие в реализации мероприятий государственной программы

                          Курганской области «Дети Зауралья – заботимся вместе!» на базе

                               ГБУ «Катайский реабилитационный центр»    

              2.4. Участие в курсах повышения квалификации

              2.5. Участие в муниципальных, региональных и всероссийских  

                     профессиональных конкурсах

Приложение

Раздел III. Работа по обобщению и распространению педагогического опыта

              3.1. Сведения о разработанных программах педагогом

              3.2. Сведения о публикациях педагога

              3.3. Сведения о наличии персональной страницы в сети интернет

              3.4. Сведения об участии педагога в организации и проведении

                               методических и научно-методических мероприятиях

                        3.5.Использование инновационных образовательных технологий

                        3.6. Поощрения за профессиональную деятельность

Приложение

Раздел IV. Результаты педагогической деятельности

              4.1.Самоанализ педагогической деятельности

Приложение

Пояснительная записка

Портфолио знакомит с педагогической деятельностью

Колмаковой Натальи Вячеславовны,

учителя-логопеда ГБУ «Катайский реабилитационный центр

для детей и подростков с ограниченными возможностями».

Я, Колмакова Наталья Вячеславовна, учитель-логопед государственного бюджетного учреждения «Катайский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» представляю свое педагогическое портфолио, содержащее ряд документов и материалов, подтверждающих мою профессиональную компетентность и результаты практической деятельности.

Структура портфолио включает в себя следующие разделы:

1. Титульный лист.

2. Содержание портфолио.

3. Пояснительная записка.

4. Общие сведения о педагоге с приложением.

5. Инновационно-педагогическая деятельность педагога с приложением.

6. Работа по обобщению и распространению педагогического опыта с приложением.

7. Результаты педагогической деятельности с приложением.

8. Отзывы о профессиональной деятельности педагога.

В разделе «Общие сведения о педагоге» сведения о том, что я в 2006 году закончила Шадринский государственный педагогический институт по специальностям «Логопедия», «Специальная психология». Общий трудовой стаж 12 лет, педагогический – 11 лет. В ГБУ «Катайский реабилитационный центр» работаю 4 года в должности учителя-логопеда. Имею первую квалификационную категорию (срок окончания 19.12.2018г.).

В приложении раздела представлены документы (должностные инструкции, планы, копии документов), на основании которых я выстраиваю свою педагогическую деятельность по основным направлениям.

В разделе «Инновационно-методическая деятельность педагога» представлена работа по самообразованию по теме «Развитие моторной сферы детей дошкольного возраста с ОНР», над которой работала с 2014 по 2018 год. В приложении можно увидеть методические рекомендации по развитию моторной сферы детей дошкольного возраста с ОНР, а также буклеты.

164 часов – объем курсов за 5 лет.

Сведения о разработанных программах, о публикациях, об участии в организации и проведении методических, научно-методических мероприятий, в инновационной деятельности, об использовании в своей работе инновационных образовательных технологий описываются в разделе «Работа по общению и распространению педагогического опыта» (все статьи прилагаются).

В разделе «Результаты педагогической деятельности» представлен самоанализ педагогической деятельности. В приложении можно увидеть фото, подтверждающие мою педагогическую деятельность.

«Отзывы о профессиональной деятельности педагога» показывают мои профессионально-значимые личностные качества как педагога.

Раздел I. Общие сведения о педагоге

  1. СВЕДЕНИЯ О БАЗОВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Наименование учреждения профессионального образования

Дата

окончания

Специальность

(включая дополнительную)

Присвоенная

квалификация

(включая дополнительную)

Шадринский

государственный

педагогический

институт

Приложение

2006 год

«Логопедия»,

«Специальная психология»

Учитель-логопед,

специальный психолог

  1. СВЕДЕНИЯ О КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

Указание квалификационной

категории

Дата присвоения

(подтверждения)

Должность, по

которой присвоена

квалификационная

категория

Срок, на

который присвоена категория

Первая квалификационная

категория сроком на

пять лет

Первая квалификационная

категория сроком на

пять лет

Приложение

24.12.2008г.

19.12.2013г.

Учитель-логопед

Учитель-логопед

24.12.2008г.-

24.12.2013г.

19.12.2013г –

      19.12.2018г.

  1. СВЕДЕНИЯ О СТАЖЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА

Общий трудовой

стаж

Педагогический

стаж

Стаж работы в данном

образовательном

учреждении

12 лет

11 лет

4 года

  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление

основной

деятельности

учителя-логопеда

Категория людей, с

которыми работает

учитель-логопед

Содержание

Организационно-диагностическое

Дети

     Скрининг-диагностика речи детей для выявления нуждающихся в помощи логопеда.

     Проведение углубленной диагностики речи детей с целью определения направления коррекционно-развивающей работы.

     Заполнение речевых карт.

     Проведение повторного обследования в конце заезда для выявления динамики развития речи детей.

Коррекционно-педагогическое

Дети

     Комплектование подгрупп, составление индивидуальных программ логопедического сопровождения.

     Проведение индивидуальных занятий.

     Проведение подгрупповых занятий.

     Обогащение предметно-развивающей среды кабинета.

     Проведение бинарных открытых занятий.                    Реализация государственной программы Курганской области «Дети Зауралья – заботимся вместе!» подпрограмма «Разные дети – равные возможности» Модульная программа комплексного развития детей раннего возраста «Школа трехлетки»

Организационно-методическое

     Планирование коррекционно-логопедической работы: разработка и реализация перспективного плана работы, календарно-тематических планов, индивидуальных программ коррекционной работы.

     Заполнение речевых карт, журнала посещаемости детьми логопедических занятий.

     Участие в городских, областных семинарах.

     Участие в ПМПк.

     Подбор материала по теме самообразования.

Консультативно-профилактическое

Родители, педагоги

     Систематическое информирование педагогов, работающих с детьми о состоянии речи детей с целью осуществления мониторинга за речью детей.

     Консультирование родителей посещающих КРЦ.

     Взаимодействие со специалистами с целью выработки единых требований в осуществлении коррекционно-развивающей работы с детьми.

    Взаимодействие с медицинскими работниками с целью осуществления контроля за физическим состоянием детей, нормализацией мышечного тонуса и нервной системы.

    Пропаганда навыков чистой культурной речи среди взрослых через:

     - Консультации.

     - Наглядную агитацию (буклеты, памятки, методички).

     - Статьи на сайте ГБУ «Катайский реабилитационный центр» (по основным направлениям работы: звуковой анализ и синтез слов, звукопроизношение, лексика, моторика, письменная и связная речь, слоговая структура слова, фонематический слух, чтение), а также на сайтах maam.ru и nsportal.ru

    Оформление стенда «Для вас, родители».

  1. ПАСПОРТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

Зоны

Оснащение

Зона индивидуальной коррекции речи

  • Зеркало большое и зеркала индивидуальные (6 шт.).
  • Шпатели (деревянные).
  • Зонды постановочные.

Зона методического, дидактического и игрового сопровождения

  • Наглядный материал для исследования речи (альбомы; предметные, сюжетные картинки, серии картинок).
  • Дидактические игры для наращивания и расширения словарного запаса («Геометрическое лото», «Ботаническое лото»), звуковые плакаты («Профессии», «Геометрические фигуры»).
  • Пособия для исследования интеллекта, дидактические игры для развития памяти, внимания, мыслительной деятельности: кубики разного размера и цвета, разрезные картинки разной конфигурации, пазлы, трафареты; счетный материал в пределах 10; наборы картинок на лексические темы; набор геометрических форм и предметов; набор сюжетных картинок; набор мнемокартинок; игра по развитию тактильной памяти; игры на соотношение фигур и цвета; игра «Поиграй, подбери, подумай»; матрешка; пирамидки; различные фигурки домашних и диких животных.
  • Пособия по формированию слогового анализа и синтеза: игра «В мире звуков»; логопедическое лото»; методическое пособие по автоматизации звука [Р]; игра «Найди слово» («Трудные звуки. Звук [Р]»); игра «Собери слово» («Трудные звуки. Звук [Р]»); игра «Сложи слово».
  • Картотеки: загадок; скороговорок; пальчиковой гимнастики; упражнений для развития дыхания; автоматизации звуков; заданий по формированию звуковой культуры речи; заданий по развитию слогового и звукового анализа и синтеза; заданий по развитию речевого дыхания, слухового внимания, силы и высоты голоса.
  • Пособия для развития речевого дыхания: «Снежинки», «Бабочки», «Трубочки».
  • Пособия для развития слухового внимания: звучащие игрушки.
  • Пособия для развития мелкой моторики:  «Мозаика»; мягкие головоломки; д/и «Собери бусы»; разноцветные прищепки; различные шнуровки; резиновые массажные игрушки; д/и «Волшебный коврик»; д/и «Спички и палочки».
  • Игрушки для девочек-куклы, игрушки для мальчиков-машинки.

Зона технических средств обучения

  • Персональный компьютер.
  • Микрофон.
  • Видеотека.
  • Комплекс речевой БОС
  • Логопедический тренажер «Дэльфа-142»

Игровая зона для самых маленьких

Предназначена для проведения развивающих игр, способствующих развитию неречевых процессов.

  • Дидактические игры для развития памяти, внимания, мышления, мелкой моторики.

Зона логопедического массажа

  • Кушетка.
  • Масло для массажа.
  • Стерильные салфетки.

Зона песочной терапии

  • Столик с песком

Раздел II. Инновационно-методическая деятельность педагога

2.1. РАБОТА ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема самообразования

и сроки выполнения

Ожидаемые результаты и основные целевые

индикаторы

Полученные результаты

«Развитие моторной сферы детей дошкольного возраста с ОНР»

2015-2018г.

     1.Составление серии игр и игровых упражнений для детей дошкольного возраста с ОНР, направленных на повышение уровня развития моторной сферы (общей произвольной моторики, мимической, мелкой и артикуляционной моторики, чувства ритма) и отразить в методических рекомендациях для педагогов и родителей.

     2.Составление буклетов по данной теме.

     3.Методические рекомендации и буклеты опубликовать на персональных страницах сети интернет.

     4. Пройти курсы логопедического массажа, который будет способствовать развитию мимической и артикуляционной моторики.

     1.Разработано методическое пособие для педагогов и родителей.

Приложение

   

     2.Составлены буклеты по данной теме.

Приложение

     3.Все рекомендации

отражены на персональных страницах сети интернет.

     4.Пройдены курсы

повышения квалификации

«Логомассаж: метод и технологии коррекционно-педагогического воздействия на мышцы лица и артикуляционного аппарата».

Приложение

2.2. РАБОТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ПЕДАГОГОВ

Наименование профессионального объединения

Статус (функция, роль педагога в объединении)

Содержание деятельности

(выполняемая/выполненная) работа

Педагогический совет

ГБУ «Катайский реабилитационный центр»

Член объединения

Методическое объединение педагогов ГБУ «Катайский реабилитационный центр»

Член объединения

ПМПк

Член объединения

     В начале каждого заезда

предоставление списков зачисленных детей на логопедические занятия и результатов диагностики речи детей.

2.3. УЧАСТИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ «ДЕТИ ЗАУРАЛЬЯ – ЗАБОТИМСЯ ВМЕСТЕ!» НА БАЗЕ ГБУ «КАТАЙСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР»

1. Реализация мероприятий государственной программы Курганской области «Дети Зауралья – заботимся вместе!»

1.1 Подпрограмма «Разные дети-равные возможности»

Мероприятие

Краткое содержание

Деятельность учителя-логопеда

Модельная программа комплексного развития детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) «Школа трёхлетки»

Приложение

 

     Целью данной программы является своевременное выявление, коррекция отклонений психоэмоционального, психомоторного, речевого и интеллектуального состояния детей раннего дошкольного возраста.

    Вся деятельность осуществляется по программе «Речевое развитие детей раннего возраста».

     В начале каждого заезда проходит диагностика речевого развития каждого ребенка раннего дошкольного возраста. Детям, нуждающимся в логопедической помощи, составляется индивидуальная программа работы по коррекции речи. С каждым родителем проводятся консультативные беседы, даются рекомендации.

     

Внедрение технологии биологической

обратной связи (БОС)

Приложение

    Речевой комплекс БОС используется на индивидуальных занятиях на компьютере и обеспечивает:

  1. Постановку речевого дыхания.
  2. Произношение аффрикатов.
  3. Произношение сонорных.
  4. Произношение шипящих.
  5. Произношение свистящих.
  6. Произношение гласных.
  7. Изучение слого-звуковых схем.
  8. Чтение одно- двух- и трёхсложных слов.
  9. Ускорение темпа речи.
  10. Чтение скороговорок, чистоговорок.
  11. Чтение как диктор.
  12. Обучение речевой структуре речи — основы высокой понятийности.
  13. Чтение стихов и прозы для различных возрастных групп.

Использование речевого 

КомплексаБОС на  логопедических занятиях дает возможность сократить сроки в формировании правильного речевого дыхания, которое помогает в постановке и автоматизации звуков, а также успешно формировать новый, устойчивый стереотип речи.

1.2 Подпрограмма «Лига помощи: профилактика социального сиротства, лишения родительских прав»

Служба «Выездная

игротека» по формированию

развивающей среды для детей-

инвалидов в домашних условиях

Приложение

     Служба «Выездная игротека» является формой социального сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, посредством организации в домашних условиях развивающей среды для детей с нарушением в развитии и вовлечения их родителей в процесс реабилитации. Целью деятельности службы является обеспечение непрерывности процесса реабилитации детей с нарушением развития, а также оказания социальной помощи их родителям.

     «Игровой автобус» В рамках реализации целевой программы Курганской области «Лига помощи» наш центр, получил новый микроавтобус, что позволило нам в мероприятиях выездной игротеки успешно применить новую технологию организации досуга игровой автобус для детей, проживающих в отдаленных сёлах района. В автобусе предусмотрено место для досуга детей и проведения индивидуальных консультаций специалистов для родителей.

Консультирование родителей:

02.12.15г. – выезд в д. Шутиха;

07.12.16г. – выезд в

с. Верхнеключевское.

08.12.16г. – выезд в

с. Петропавловское.

  1. Целевая программа Курганской области

«Доступная среда для инвалидов на 2011-2015 гг.»

Арт-клуб для родителей «Мир добра»

Приложение

     Целью деятельности организаторов арт-клуба «Мир добра» является создание условий для благоприятного психоэмоционального климата, создание активной жизненной позиции в семьях детей с проблемами в развитии с ориентацией на ценности культуры, искусства, творчества.

Участвовала в организации арт-клуба по следующим темам: «Дети аутисты», «Счастливая семья», «Мастер-класс приготовления праздничного блюда для детей от родителей»,

2.4. УЧАСТИЕ В КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Наименование учреждения ДПО и сроки прохождения курсов

Форма (дистанционные, инновационные и др.)

Тема курсов

Объем курсов

«Институт развития образования и социальных технологий»

г.Курган

14.04.2014-25.04.2014г.

Приложение

Плановые

«Современные подходы к диагностике и коррекционно-развивающие аспекты сопровождения детей с нарушениями речи»

72ч.

«Волгоградская Гуманитарная Академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы»

г. Волгоград

24.08.2016-08.09.2016г.

Приложение

Дистанционные

«Логомассаж: метод и технологии коррекционно-педагогического воздействия на мышцы лица и артикуляционного аппарата»

72ч.

«Институт биологической обратной связи»

г. Санкт-Петербург

25.10.2016г.

Приложение

«Речевой комплекс биологической обратной связи»

12ч.

ЭНОБ «Современные образовательные технологии в социальной сфере»

Приложение

Дистанционные

«Приемы проведения логопедического самомассажа органов артикуляционного аппарата»

8ч.

2.5. УЧАСТИЕ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ, ВСЕРОССИЙСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСАХ

Конкурс

Дата участия

Уровень

Результат

Конкурс для воспитателей и специалистов ДОУ «Доутесса»

Блиц-олимпиада: «Дефекты произношения при разных формах речевых патологий»

Приложение

30.08.16г.

Всероссийский

Диплом

II место

Ежемесячный конкурс «Лучший конспект» на международном образовательном портале MAAM.RU

Приложение

10.08.17г.

Международный

Диплом

Участник

Раздел III. Работа по обобщению и распространению педагогического опыта

3.1. СВЕДЕНИЯ О РАЗРАБОТАННЫХ ПРОГРАММАХ ПЕДАГОГОМ

Наименование методического «продукта», программы

Дата разработки

Общая характеристика методического «продукта», программы

Сведения о внедрении, распространении, эффективности

Модульная программа комплексного развития детей раннего возраста «Кроха». Модульный раздел программы «Речевое развитие детей раннего возраста»

Приложение

Январь 2016г.

Программа предназначена для работы с детьми 0-3 лет.

Целью программы является развитие всех компонентов речевой системы у детей раннего возраста.

На основе программы организуется вся работа с детьми раннего возраста.

Методическое пособие «Развитие моторной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Приложение

Ноябрь 2014г.

Описаны теоретические основы развития моторной сферы детей дошкольного возраста с ОНР; организация и методы исследования моторной сферы; упражнения и игры для развития моторной сферы.

Игры и упражнения используются в работе учителя-логопеда. Методичка также служит как консультативный материал в работе с педагогами и родителями.

Буклет «Особенности нарушений процесса чтения и пути их преодоления»

Приложение

Ноябрь 2014г.

Значение речи в жизни подрастающего поколения. Как речевой (фонематический) слух влияет на овладение процессом чтения.

Игры на развитие фонематического слуха.

Консультативный материал для педагогов и родителей.

Буклет «Особенности нарушений письменной речи и пути их преодоления»

Приложение

Ноябрь 2014г.

Понятие «дисграфия»; виды дисграфии; упражнения для развития звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза.

Консультативный материал для педагогов и родителей.

Буклет «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Приложение

Ноябрь 2014г.

Закономерности развития словарного запаса старших дошкольников в онтогенезе; комплекс коррекционно-развивающих упражнений для обогащение словарного запаса.

Консультативный материал для педагогов и родителей.

Буклет «Дыхательная гимнастика»

Приложение

Январь 2015г.

Рекомендации и упражнения для отрабатывания правильного речевого дыхания.

Консультативный материал для педагогов и родителей.

Буклет «Особенности развития речи детей 3-го года жизни»

Приложение

Март 2015г.

Как помочь ребенку овладеть чистой речью; формирование у детей правильного произношения.

Консультативный материал для педагогов и родителей.

Буклет «Артикуляционная гимнастика (комплекс упражнений для свистящих звуков С, З, Ц)

Приложение

Май 2015г.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики; артикуляция свистящих звуков; артикуляционные упражнения.

Консультативный материал для педагогов и родителей.

Буклет «Артикуляционная гимнастика (комплекс упражнений для шипящих звуков Ш, Ж)

Приложение

Август 2015г.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики; артикуляция свистящих звуков; артикуляционные упражнения.

Консультативный материал для педагогов и родителей.

Буклет «Артикуляционная гимнастика (комплекс упражнений для звука Р)

Приложение

Сентябрь 2015г.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики; артикуляция свистящих звуков; артикуляционные упражнения.

Консультативный материал для педагогов и родителей.

Буклет «Артикуляционная гимнастика (комплекс упражнений для звука Л)

Приложение

Сентябрь 2015г.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики; артикуляция свистящих звуков; артикуляционные упражнения.

Консультативный материал для педагогов и родителей.

Буклет «Совершенствование грамматического строя речи у детей»

Приложение

Январь 2016г.

Понятие грамматического строя речи; упражнения для развития грамматического строя речи.

Консультативный материал для педагогов и родителей.

Буклет «Подготовка детей к обучению элементам грамоты»

Приложение

Март 2016г.

Упражнения для развития звукового анализа слова.

Консультативный материал для педагогов и родителей.

Буклет «Развитие навыков звукового анализа и синтеза»

Приложение

Май 2016г.

Понятия «звук», «буква», «предложение», «слово», «гласные и согласные звуки»; пример звукового анализа.

Консультативный материал для педагогов и родителей.

Буклет «Нужен ли ребенку логопед?»

Приложение

Август 2016г.

Что дети должны знать и уметь к 5-ти годам.

Консультативный материал для педагогов и родителей.

Методическое пособие «Формирование слоговой структуры слова у детей»

Приложение

Октябрь 2016г.

Что такое слог; развитие слоговой структуры слова в норме; типы нарушений слоговой структуры слова; работа над слогами.

Консультативный материал для педагогов и родителей.

Буклет «Речевой комплекс БОС»

Приложение

Ноябрь 2016г.

Правильное дыхание; возрастные нормы оптимального дыхания; описание речевого комплекса БОС.

Консультативный материал для педагогов и родителей.

Буклет «Логопедический самомассаж лица»

Приложение

Февраль 2017г.

Что такое самомассаж лица; упражнения и их описание.

Консультативный материал для педагогов и родителей.

Буклет «Взаимодействие логопеда и родителей при коррекции звукопроизношения»

Приложение

Апрель 2017г.

Основные правила для родителей на этапе автоматизации звуков; как работать над звукаи.

Консультативный материал для педагогов и родителей.

Буклет «Развиваем мелкую моторику»

Приложение

Январь 2018г.

Что такое мелкая моторика? Зачем необходимо развивать мелкую моторику рук у детей? Игры, направленные на развитие мелкой моторики рук

Консультативный материал для педагогов и родителей.

3.2. СВЕДЕНИЯ О ПУБЛИКАЦИЯХ ПЕДАГОГА

п/п

Наименование работы

Форма работы

Выходные данные

1.

«Развитие моторной сферы у детей с общим недоразвитие речи»

Приложение

Доклад

«Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований»

Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции / под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2013. – 166с.

2.

«Песочная терапия как метод развития мелкой моторики рук детей»

Приложение

Опубликовала

материал

MAAM.RU

3.

«Логопедический самомассаж лица»

Приложение

Опубликовала

материал

nsportal.ru

4.

«Методические рекомендации: комплекс упражнений для развития моторной сферы у детей с ОНР»

Приложение

Опубликовала

материал

nsportal.ru

3.3. СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ ПЕРСОНАЛЬНОЙ СТРАНИЦЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

п/п

Адрес сайта

Наличие персональных страниц

1.

http://гукатаискрц.рф/

Сведения об образовании;

Курсы повышения квалификации;

Участие в мероприятиях;

Опубликованы консультации по направлениям работы: Развитие звукового анализа и синтеза слов, звукопроизношения, лексики, моторики, письменной речи, связной речи, слоговой структуры слова, фонематического слуха, чтения.

2.

http://www.maam.ru/users/
760688

Приложение

Сведения о педагоге;

Публикации;

Фотографии;

Участия в конкурсах.

3.

https://nsportal.ru/kolmakova-natalya-vyacheslavovna

Приложение

Сведения о педагоге;

Публикации по направлениям: логопедия, материалы для родителей, развитие речи.

Грамоты, сертификаты, удостоверения и др.

Альбомы: «инновационно-методическая деятельность», «Выставка Здравоохранение Зауралья - сегодня и завтра», «Участие в мероприятиях проводимые в РЦ», «Организация и содержание профессиональной деятельности».

3.4. СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАСТИИ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Форма методического или научно-методического мероприятия

Наименование (тема, проблема) мероприятия

Место проведения мероприятия

Дата проведения

Содержание деятельности педагога, форма представления опыта, тема выступления

Конференция

Приложение

VI Международная научно-практическая конференция «Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований»

Г. Новосибирск

20.09.2013г.

Участник

Доклад «Развитие моторной сферы у детей с общим недоразвитием речи»

Семинар

Приложение

«Организация комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра»

Г. Курган

01.10.2015г.

Слушатель

Конференция

Приложение

II Международная научно-практическая конференция «Аутизм. Выбор маршрута»

Г. Воронеж

6-8 октября 2016г.

Слушатель

Областная выставка

Приложение

«Здравоохранение Зауралья – сегодня и завтра»

Г. Курган

25.11.2016г.

Участник

«Речевой комплекс БОС»

3.5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Название технологии

Цели, задачи, функции, направления технологии

Традиционные технологии

Технология логопедического обследования

     Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребёнка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой деятельности.

Технология коррекции звукопроизношения

     Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно.

     1. Подготовительный этап

     Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.

     2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

     2.1 Постановка звука.

     Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.

     2.2 Автоматизация звука.

     Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.

     2.3 Дифференциация звуков.

     Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

     3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

     Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

Технология формирования слоговой структуры слова

     Коррекционная работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Работа делится на два этапа:

     1.Подготовительный.

     Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

     2. Коррекционный

     Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи

     Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи осуществляется по следующим направлениям:

     - развитие объёма словаря;

     - формирование структуры значения слова;

     - развитие лексической системности и семантичности полей;

     - формирование парадигматических и синтагматических связей слов;

     - развитие словообразования;

     - уточнение грамматического значения слова.

Технология развития связной речи

     Формирование связной речи детей способствует развитостью речи, умению  правильно и четко выражать свои мысли.

Логопедический массаж

     Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия.
    Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Нетрадиционные технологии

Речевой комплекс БОС

Речевой комплекс БОС используется на индивидуальных занятиях на компьютере и обеспечивает:

  1. Постановку речевого дыхания.
  2. Произношение аффрикатов.
  3. Произношение сонорных.
  4. Произношение шипящих.
  5. Произношение свистящих.
  6. Произношение гласных.
  7. Изучение слого-звуковых схем.
  8. Чтение одно- двух- и трёхсложных слов.
  9. Ускорение темпа речи.
  10. Чтение скороговорок, чистоговорок.
  11. Чтение как диктор.
  12. Обучение речевой структуре речи — основы высокой понятийности.
  13. Чтение стихов и прозы для различных возрастных групп.

Песочная терапия

Способствует:
• совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
• обогащению словарного запаса;
• развитию связной речи;
• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
• развитию фантазии и образного мышления.

Здоровьесберегающие технологии

Дыхательная гимнастика

Стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы.

Зрительная гимнастика.

Снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.

Релаксация.

Снимает напряжение, чувство беспокойства.

Мимическая гимнастика

Способствует коммуникации, эмоциональному развитию.

Динамические паузы в сочетании с

речевым материалом.

Развитие общей моторики, координации движений и речи, снятие мышечного напряжения.

Гимнастика для пальчиков

Развитие мелкой моторики и навыков самообслуживания, манипуляции с предметами, ручной умелости, снятие синкенезий и мышечных зажимов.

Сказкотерапия при выполнении

артикуляционной гимнастики.

Нормализация речевой моторики, эмоциональное развитие.

Биоэнергопластика.

Активизация интеллектуальной деятельности, развитие координации, мелкой и артикуляционной моторики.

Самомассаж

Стимулирование и активизация мышечного тонуса.

Информационные компьютерные технологии

Логопедаческий тренжер «Дэльфа-142»

     Логопедические тренажеры "Дэльфа-142.1"  позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь), работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ребенка, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.

Интернет-сайты с логопедическими онлайн-играми

Технология игрового обучения

    В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи включаются игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей (игры на развитие речевого слуха, фонематического слуха; игры для формирования правильного звукопроизношения; дидактические игры, творческие игры, театрализованные и сюжетно-ролевые игры, игры- драматизации; подвижные игры, игры на развитие общей моторики, мелкой моторики; игры, направленные на развитие логического мышления, внимания, памяти, воображения)

3.6. ПООЩРЕНИЯ ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Год

Форма поощрения

Уровень

2017

Благодарственное письмо

за профессиональное мастерство, в связи с профессиональным праздником – Днем социального работника.

Районный

Раздел IV. Результаты педагогической деятельности

  1. САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Катайский реабилитационный центр - профильное учреждение системы социальной защиты, предназначенное для реабилитации детей с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте от рождения до 18 лет, а также семей, в которых дети воспитываются.

В состав учреждения входят медико-социальное отделение и отделение психолого-педагогической помощи дневного и стационарного пребывания, предоставляющие услуги детям в условиях стационарного, полустационарного пребывания и надомного обслуживания.

За курс реабилитации (21 день) в стационарной группе проходят 17 детей – инвалидов, в группе дневного пребывания – 26 детей, 5 детей – инвалидов получают услуги центра в домашних условиях, имеется палата мать и дитя.

Ежегодно в учреждении комплексная помощь предоставляется 545 детям в т.ч. со сложной структурой дефекта, хромосомной патологией, речевыми, эмоционально-волевыми нарушениями, парааутистическими расстройствами, детям с ОВЗ, из них более 60% - дети-инвалиды из г. Катайска и районов области.

Для успешной интеграции детей-инвалидов в общество в центре проводятся занятия психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования, инструктора по труду, а также логопеда.

Ведущей целью своей логопедической работы считаю: создание оптимальных условий для преодоления речевых проблем, позволяющих максимально быстро добиваться положительных результатов.

Основными задачами моей деятельности являются:

- в рамках профилактической работы обследование речи детей, посещающих учреждение и выявление детей, имеющих нарушения речи;

- изучение уровня речевого развития и определение основных направлений и содержания работы;

- раннее выявление детей с отклонениями в развитии;

- коррекция нарушений устной и письменной речи детей;

- вовлечение родителей в процесс логопедической коррекции и оказание им консультативной помощи в организации полноценной речевой среды.

Достижение положительных результатов в решении этих задач зависит от многих составляющих. Это и своевременное выявление речевых нарушений, и грамотное построение коррекционного процесса, и заинтересованность окружающих ребенка взрослых, и уверенность в успехе самого ребенка.

     Особое внимание  я уделяю диагностической деятельности,  результаты которой влияют на всю систему коррекционно-образовательного и воспитательного процессов. Для того, чтобы понять, проанализировать и в дальнейшем правильно спланировать работу с каждым ребенком, в зависимости от его личностных особенностей, я использую следующие методы диагностики:

- наблюдение за ребенком в процессе разных видов деятельности и при выполнении специальных диагностических заданий;

- изучение истории его раннего общего, речевого развития и условий семейного воспитания;

- беседы с родителями;

- специальные диагностические задания;

- изучение рекомендаций других специалистов (невропатолог, отоларинголог, психолог).

Диагностику речевых нарушений детей дошкольного возраста осуществляю по методике Г.А Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей». Данная методика рассматривает речь как сложную многоуровневую систему, составные части которой зависят одна от другой и  дополняют друг друга, что позволяет выявить взаимодействие неречевых и речевых процессов. В ходе обследования использую

дидактические пособия  Коноваленко В.В «Экспресс–обследование звукопроизношения», Смирновой И.А. « Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи» и «Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи», Нищевой Н.В. «Картинный материал к Речевой карте ребенка».

Для выявления речевых нарушений у младших школьников использую  материал из методического пособия Грибовой О.Е., Бессоновой Т.Т. «Технология организации логопедического обследования в общеобразовательной школе».

Данные методики позволяют более углубленно изучить особенности речевого развития каждого ребенка, уточнить структуру дефекта и оценить степень выраженности нарушения.

Такое комплексное обследование помогает выявить не только речевые нарушения, но и изучить личностные особенности ребенка. Это имеет важное значение при составлении индивидуального плана работы  и, в свою очередь, положительно влияет на конечный результат логопедического процесса.

Итак, логопедическое обследование проводится в начале каждого заезда, после чего на детей, нуждающихся в логопедической помощи, составляется индивидуальный план работы. В конце заезда опять проводится логопедическое обследование, подводятся результаты работы и заполняется профиль-график динамики по направлению развития речи за весь заезд (приложение III раздела).

Результаты диагностики за межаттестационный период

2015

год

2016

год

2017

год

Всего обследовано (% от общего числа детей)

286

(100%)

297

(100%)

328

(100%)

Выявлено с нарушениями речи (% от общего количества обследованных)

183

(64%)

199

(67%)

267

(81%)

% от количества выявленных с нарушениями

ФФНР

6

(3%)

4

(2%)

9

(4%)

ФНР

44

(24%)

69

(35%)

78

(29%)

ОНР

39

(21%)

29

(15%)

49

(18%)

НВ ОНР

8

(5%)

6

(3%)

12

(4%)

ЗРР

19

(10%)

20

(10%)

21

(8%)

Темпо-ритм. нарушения

2

(1%)

3

(2%)

5

(1%)

Нарушения чтения и письма

9

(5%)

11

(5%)

18

(7%)

СНР

56

(31%)

57

(28%)

75

(29%)

Взаимодействие с детьми носит системный и конструктивный характер, реализуется через различные организационные формы: занятия (индивидуальные, подгрупповые);  игры (обучающие, познавательные, развивающие, продуктивные, сюжетные, ролевые, подвижные и т.д.); нетрадиционные  занятия (логосказки, путешествия по песочной стране, с использованием ИКТ).

На любом занятии, независимо от формы, проводится работа по:

- развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- формированию пространственно - временных представлений;

- коррекции дефектного звукопроизношения;

- развитию фонематического слуха и фонематического восприятия;

- уточнению и расширению словарного запаса;

- усвоению грамматических категорий.

Все занятия проходят с соблюдением метода обучения произношению, который характеризуется как:

- аналитико-синтетический – позволяющий производить анализ и синтез элементов целого слова (слог, звук);

- концентрический – предусматривающий использование базовых звуков для постановки нарушенных;

- полисенсорный – предполагающий максимальное использование слуха, зрения, тактильно-вибрационных ощущений ребенка.

На занятиях по предупреждению и исправлению дисграфии особое внимание уделяю формированию полноценных фонематических представлений, навыков анализа и синтеза звукового состава слова, развитию навыков грамматически правильного письма, формированию умений у детей работать в макро и микрогруппе, в паре; умению слушать и слышать товарища. В конце занятия обязательно даю объективную оценку деятельности каждого ребенка. Чаще всего использую оценки в форме эмоционального отношения или оценочного суждения. Стараюсь также привлекать к участию в оценке учебной деятельности самих детей, так как это развивает  аналитическую деятельность мозга, критичность, осмысленность усвоения материала.

В соответствии с требованиями времени мною используются компьютерные игры. Использование ИКТ считаю наиболее современным средством повышения эффективности логопедической работы.  С  целью успешного использования данной технологии была проделана следующая работа:

1. Создана база электронных образовательных ресурсов (авторских и из сети Интернет) по различным лексическим темам, разделам программы.  

2. Подобран и систематизирован лексический материал для коррекционной работы.

3. Разработаны и используются в работе компьютерные дидактические игры (мультимедийных презентации).

4.  Подобраны физкультминутки, упражнения для глаз.

5.  Сделана подборка детских музыкальных произведений.

6. Систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда в электронном виде.

7.  Начат сбор библиотеки (в электронном виде)  книг по развитию речи.

8. Используется в работе  «Речевой комплекс БОС».

9. Используется логопедаческий тренжер «Дэльфа-142».

Надо сказать, что уровень познавательного интереса детей ко всем формам проведения занятий разный. Есть дети с низкой мотивацией учебной деятельности, чаще всего это дети с интеллектуальной недостаточностью. И над этим приходится много работать, ведь для успешного продвижения к поставленной цели необходимо, чтобы каждый ребенок испытывал радость от занятия. А это возможно только тогда, когда ребенку интересно, когда у него что-то получается, и он знает, что его понимают и воспринимают таким, каков он есть. Поэтому я стараюсь предлагать ребенку такие задания, выполняя которые  он будет иметь успех, отмечаю малейшие продвижения ребенка в процессе становления правильной речи, тем самым стимулирую его желание двигаться дальше. Все это вместе взятое создает положительную мотивацию у ребенка в отношении к занятиям и позволяет добиваться хороших результатов к концу коррекционного обучения.

Исходя из данных приведенной ниже таблицы видно, что процент детей с речевыми  нарушениями  достаточно велик и составляет примерно 64% от общего количества обучающихся. Это говорит о том, что практически каждый второй  ребенок в учреждении имеет те или иные проблемы  в развитии речи.

Количество детей, покинувших логопункт с исправленной речью примерно 82%. Оставшиеся 101% - это случаи сложных речевых расстройств, обусловленных органическими поражениями центральной нервной системы или  нарушения  письма и чтения  неясной  этиологии, а также результаты коррекционной работы, требующей продолжения. Тем не менее, все оставленные для дальнейшей работы дети имеют положительную динамику развития речи. Самое главное: у детей исчезают или значительно снижаются болезненные переживания, связанные с дефектами речи, что способствует успешной социализации их в коллективе.

Результативность коррекционной работы за межаттестационный период

2015

год

2016

год

2017

год

Зачислено на логопедические

занятия (% от общего количества выявленных с нарушениями речи)

183

(100%)

199

(100%)

267

(100%)

Выпущено с исправленной речью

82

(45%)

89

(45%)

102

(39%)

Рекомендовано продолжить коррекционные занятия

101

(55%)

110

(55%)

165

(61%)

Специалистами ГБУ «Катайский реабилитационный центр» разработана модульная программа комплексного развития детей раннего возраста «Кроха», которая включает в себя модуль, составленный мною – «Речевое развитие детей раннего возраста». Логопедическая работа по данной программе направлена на предупреждение нарушений в развитии устной речи детей раннего возраста: выявление неговорящих детей, консультирование воспитателей и родителей данных детей. Малыши так же зачисляются на логопедические занятия, которые, в основном, направлены на стимулирование речевых и неречевых реакций ребенка, обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи, развитие моторной сферы.

Участвую в составе группы надомного обслуживания. Курс реабилитации для таких детей 90 дней. На протяжении этих дней по запросу родителей детей-инвалидов приезжают специалисты. Мною так же проводилась коррекционная работа с детьми-инвалидами на дому  в форме логопедических занятий или логопедического массажа.

Результаты коррекционной работы были бы намного ниже, если бы не заинтересованность в успехе педагогов и родителей. Поэтому, с целью привлечения внимания взрослых к речевым проблемам детей, я ежегодно провожу консультативно-просветительскую работу по распространению специальных знаний в области логопедии:

- разработка методических рекомендаций и памяток для педагогов и родителей по работе с детьми разного возраста, имеющими проблемы в развитии речи;

- предоставление воспитателям информационных листов с рекомендациями  по использованию и проведению артикуляционных и лексико-граммматических упражнений.

Что касается участия родителей в логопедическом процессе, то активность многих из них зачастую снижена. Это объясняется низким уровнем познания особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. При этом длительность коррекционной работы увеличивается, а качество снижается, ведь такие родители равнодушны к проблемам детей и халатно относятся к выполнению рекомендаций логопеда. Чтобы избежать этих трудностей, а также учитывая потребности родителей, я активно  работаю в этом направлении:

- в логопедических уголках размещаю информацию по проблемам речевого развития детей разного возраста;

- привлекаю родителей к участию в логопедических занятиях;

- предлагаю раздаточный материал в виде буклетов для домашних занятий по развитию артикуляционной, мелкой моторики и лексико-грамматического строя речи;

- участвую в службе «Выездная игротека». Консультирование родителей проходит в отдаленных селах района;

- участвовала в мероприятии «Школа одного дня». Выступала перед группой родителей и специалистами других учреждений с материалом «Речевой комплекс БОС» и «Логопедический самомассаж».

Считаю, что главная цель моей деятельности достигается. В дальнейшем  планирую строить свою работу  исходя из поставленных задач. Будет продолжаться поиск новых эффективных приемов и методов логопедического воздействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация портфолио

Презентация портфолио воспитателя...

Электронное портфолио, как форма представления педагога

 Профессиональное развитие пе­дагога дошкольного учреждения — это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала.Не секрет, что сов...

Портфолио дошкольника

Это портфолио моей дочери Арсении. Для заставок рубрик использованы материалы  портала "Солнышко". ...

Портфолио воспитателя дошкольной группы "Солнышко" "Мое портфолио"

используемые технологии, успехи и достижения детей...

Методическая разработка образовательной деятельности. Подход к проектированию портфолио детей как формату мониторинга развития и соответствующий вариант портфолио ребенка.

Методическая разработка образовательной деятельности. Портфолио для детей дошкольного возраста, которое можно использовать для педагогического мониторинга. Составил воспитатель: Ахвледиани Т.А....

Консультация для воспитателей «Портфолио воспитателя. Портфолио дошкольника»

Значение портфолио – это совокупность («портфель») учебной информации и индивидуальных образовательных достижений, полученных на обучающих курсах, семинарах, в процессе самообра...

«Портфолио воспитателя. Портфолио дошкольника»

Значение портфолио – это совокупность («портфель») учебной информации и индивидуальных образовательных достижений, полученных на обучающих курсах, семинарах, в процессе самообра...