Компоненты коммуникативной компетентности педагога
консультация на тему

Потапова Наталия Владимировна

В сообщении рассматриваются структурные компоненты коммуникативной компетентности педагога. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компоненты коммуникативной компетентности педагога

Информация для педагогов, старших воспитателей

Материал для сообщения подготовлен

с использованием интернет-ресурсов.

Одной из важных профессиональных компетентностей педагога, является коммуникативная компетентность, позволяющая осуществлять эффективное взаимодействие с детьми, и создавать условия для их сотрудничества с окружающим социумом.

Высокий уровень коммуникативной компетентности позволяет оптимизировать обучение, моделировать безопасные ситуации общения, транслировать адекватные, гибкие и вариативные модели коммуникативного поведения.

От педагога требуется владение техниками вербального и невербального общения, умение создавать социально-педагогические ситуации, в которых обучающиеся практикуются в установлении контактов с окружающими, в обращении к ним за помощью, советом, выстраивая правильную коммуникацию. От успешности межличностного взаимодействия, способности увлечь в совместную деятельность зависит эффективность образовательного процесса.

Педагог, должен обладать достаточным уровнем коммуникативной компетентности, быть способным реализовать личностно ориентированные образовательные и коммуникативные технологии и готовым гибко управлять образовательным процессом

Рассмотрение различных аспектов коммуникативной компетентности отражено в работах Б.З. Вульфова, Ю.Н. Емельянова, И.А. Зимней, Ю.М. Жукова, С.А. Игнатьева, Н.В. Кузьминой, Л.А. Петровской, Г.В. Селевко, В.Д. Ширшова, Т.Н. Щербаковой и др.

В современных исследованиях продолжается теоретический анализ понятия «коммуникативная компетентность» и осмысление данной категории, расширяется ее содержательное наполнение. В настоящее время категория «коммуникативная компетентность» рассматривается достаточно широко, и до сих пор нет однозначного взгляда на содержательное наполнение данного понятия, на то, чем является коммуникативная компетентность: способностью, свойством, совокупностью знаний, умений и навыков или качествами личности.

Понятие «коммуникативная компетентность» рассматривается разными исследователями как:

  • система внутренних ресурсов, которые необходимы для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия;
  • такой уровень сформированности межличностного опыта, то есть обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе;
  • владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения как сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности;
  • способность к эффективному решению коммуникативных задач, определяющая индивидуально-психологические особенности личности и обеспечивающая эффективность ее общения и взаимодействия с другими людьми;
  • способность к эффективному общению и сформированность коммуникативных умений;
  • владение сложными коммуникативными навыками и умениями, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность;
  • умение вступать в коммуникацию, непринужденно общаться;
  • интегральное, относительно стабильное, целостное психическое образование, стабильное, представляющее систему коммуникативных свойств, коммуникативного потенциала и коммуникативного ядра личности;
  • компетентность в общении: устное, письменное общение, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента. Опыт и готовность к общению в разных коммуникативных ситуациях: переживание удовлетворения от общения как ценности. Умение начинать, направлять, контролировать коммуникативный процесс.

Таким образом, «коммуникативная компетентность» представляет собой целостное, интегративное, многокомпонентное психическое образование, определяющее эффективность общения.

Коммуникативная компетентность педагога рассматривается как способность к успешному и эффективному педагогическому взаимодействию со всеми участниками образовательного пространства и с социальным окружением для решения широкого круга педагогических задач.

При выделении структурных компонентов коммуникативной компетентности также отсутствует единый подход к данной проблеме (Н.Б. Буртовая, Е.М. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.А. Петровская и др.).

Выделяют следующие компоненты коммуникативной компетентности педагога  /по модели И.А. Зимней/:

1)мотивационно-ценностный компонент представлен профессиональной мотивацией, входящей в состав мотивации учения, самой педагогической деятельности и ее ценностями, готовностью педагога к профессиональному совершенствованию; отражает интерес к инновационной деятельности, стремление к саморазвитию и самореализации, потребность в профессиональном росте;

2) когнитивный компонент предполагает наличие знаний о сущности и роли коммуникативной компетентности, способность решать проблемы, которые возникают в процессе общения;

3) операционно-деятельностный (поведенческий) компонент отвечает за коммуникативные умения, необходимые педагогу в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях, способность педагога к личностно ориентированному взаимодействию во время образовательного процесса, умение сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом, владение ораторским искусством, грамотной устной и письменной речью, умение выработать тактику, технику и стратегию активного взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для того, чтобы достичь определенных социально значимых целей, умение объективно оценивать ситуацию взаимодействия субъектов образовательного процесса, прогнозировать и обосновывать результат эффективности взаимодействия.

Все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Высокий уровень коммуникативной компетентности предполагает развитие всех ее компонентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Семинар-практикум для педагогов "Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов"

Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях  внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов....

Педагогический практикум для педагогов "Культура речи- основа коммуникативной компетентности педагога"

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами - лучшая опора, самое верное подспорье, самая надежная ...

Конспект коммуникативного тренинга «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями ДОУ»

Формированиепредставления о коммуникативной компетентности как важнейшем условии эффективности образовательного процесса....

«КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА. Культура речевого общения педагога»

Великий мудрец Эзоп, говорил «Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета! Что ...

Практическая консультация для педагогов «Повышение коммуникативной компетентности педагога в условиях внедрения ФГОС»

Цель: познакомить педагогов с основными теоретическими подходами по проблеме развития навыков эффективной коммуникации; отработать навыки презентации, эффективного владения навыками вербальной и невер...

Доклад-презентация для педагогов на тему "Креативность, как один из компонентов профессиональной компетентности педагогам ДОУ"

Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Что же означает поняти...