Формирование у детей потребности в чтении .
консультация (подготовительная группа) на тему

Каверина Ксения Александровна

Одной из главных задач современного общества является формирование у детей потребности в чтении. Миссия детских библиотек состоит в том, чтобы предоставить детям лучшие условия для культурного развития, удовлетворения их разнообразных потребностей посредством имеющихся в библиотеке информационных ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл noyabr.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

 Формирование у детей потребности в чтении .

Одной из главных задач современного общества является формирование у детей потребности в чтении. Миссия детских библиотек состоит в том, чтобы предоставить детям лучшие условия для культурного развития, удовлетворения их разнообразных потребностей посредством имеющихся в библиотеке информационных ресурсов. Современные детские библиотеки располагают большими возможностями в осуществлении целей и задач читательского развития растущего человека. В библиотеках создается среда для читательского развития детей, начиная с дошкольного возраста. В боле ранних статьях мы отмечали, что информационное пространство Республики Мордовия (РМ) включает такие компоненты как музеи, библиотеки, архивы, издательства и др. [1]. Именно анализу деятельности детских библиотек как центров чтения дошкольников будет отведено внимание в данной статье. В РМ вопросами детского чтения занимается Мордовская республиканская детская библиотека, являющаяся координатором и методическим центром для  всех библиотек, обслуживающих детское население РМ. Детские библиотеки РМ имеют богатый опыт работы с детьми дошкольного возраста. Это подтверждается в созданных ими программах семейного чтения, выступлениях библиотекарей-практиков на различных конференциях, в профессиональной печати и др. Специфика культуры детства диктует необходимость построения особого библиотечного пространства, учитывающего возрастные и психологические особенности детей и соответствующие духовным и познавательным потребностям ребенка. В последние годы библиотечно-информационной работе с детьми, особенно с дошкольниками, придается большое значение. Открываются детские отделения и самостоятельные детские библиотеки, разрабатываются документы, реализуются программы и проекты в поддержку детского чтения во многих странах мира [2]. Особенностью детской библиотеки является создание универсальной среды развития личности. Мы считаем важным определение специфики детской библиотеки, изложенным в Концепции библиотечного обслуживания детей в России: «Самостоятельные детские библиотеки или библиотечные системы, имея статус юридического лица, призваны, прежде всего, защищать интересы детей на получение информации и необходимых документов, создавать условия для их образования, организации осмысленного досуга и общения» [5, с. 10]. Как правило, сотрудники детских библиотек хорошо представляют задачи по развитию читательской компетентности детей. Выбор средств и методов привлечения к чтению должен соответствовать возможностям ребенка. Существует принцип, который используется во многих детских библиотеках: для младших детей нужно использовать больше наглядности. Маленькому ребенку труднее удерживать свое внимание, поэтому ему нужно предлагать больше разнообразных наглядных средств. По мере взросления ребенок может дольше концентрировать внимание, поэтому должна возрастать информативность занятий, бесед и т. д. Специфика работы детской библиотеки определяется контингентом ее пользователей. Именно дети выступают в роли «генерального заказчика», основного потребителя услуг библиотеки. Дети как пользователи библиотеки очень отличаются от взрослых. Для них нужны специальным образом подготовленные информационные продукты, которые учитывают особенности развития детей, то есть нужен фонд книжных и некнижных носителей информации, рассчитанный на понимание детьми разных возрастов. Эту специально подготовленную информацию надо предложить детям так, чтобы ребенку было интересно, комфортно ее воспринимать, чтобы чтение для него стало потребностью, чтобы хотелось читать, смотреть, слушать и заниматься творчеством самому. Для библиотекаря очень важно вступать в диалог с каждым читателем и стараться поддерживать общение. При этом необходимо осознавать, что очень многие дети не могут даже определить, чего хотят, не говоря уже о том, чтобы сформулировать запрос, выделить в нем главное и второстепенное. Поэтому справочный аппарат детской библиотеки (каталоги, картотеки, в том числе электронные, энциклопедии и справочные материалы) должен строиться в расчете на то, что пользоваться им будут читатели, которые пока только овладевают основами поиска. Таким образом, сотрудники детской библиотеки должны быть нацелены на то, чтобы развивать информационные потребности детей, художественный вкус; заложить фундамент грамотной работы с текстом, который может быть представлен как в печатной, так и в электронной форме, – то есть вырастить из них настоящих читателей. Это работа стратегического значения, которая направлена на сохранение традиций книжной культуры нашего общества. В детских библиотеках РМ накоплен богатый опыт в организации общения между детьми, родителями, педагогами, библиотекарями и др. Являясь методическими центрами по библиотечно-информационному обслуживанию читателей-детей и продвижению читательской культуры, детские библиотеки РМ ведут многогранную работу с дошкольными учреждениями и различными категориями руководителей детского чтения по множеству тематических направлений и форм деятельности. Базовой составляющей методического обеспечения всех категорий руководителей детского чтения дошкольных учреждений в республиканском масштабе являются методико-библиографические пособия, издаваемые ГБУК «Мордовская республиканская детская библиотека» по различным формам – рекомендации, сценарии, дайджесты, библиографические указатели, путеводители, справочники, сценарии и др. Информационная поддержка дошкольных коллективов осуществляется различными способами. Так, например, в структуре ГБУК «Мордовская республиканская детская библиотека» имеется специализированный отдел руководителей детского чтения, где родители, воспитатели и педагоги могут получить квалифицированную помощь по проблемам воспитания и образования детей, наиболее востребованным и актуальным педагогическим методикам. Специалисты оказывают информационную поддержку педагогическому сообществу республики и в массовом масштабе. Сотрудники библиотеки  принимают участие в ежегодных августовских конференциях учителей; республиканских курсах воспитателей детских образовательных учреждений; городских семинарах педагогов-организаторов и др. Детские библиотеки Мордовии накопили определенный опыт работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие ребенка как читателя и создание для этого всех необходимых условий являются главными задачами, которые решают детские библиотекари РМ, организуя работу с детьми, в том числе и дошкольниками. Все детские библиотеки уделяют большое внимание организации библиотечного пространства для малышей. Так, в Кадошкинской ЦДБ обновляются стеллажи для детей дошкольного и младшего школьного возраста «1 класс и дошколята, эти книжки вам, ребята», где вместе с книгами размещены игрушки, привлекающие внимание малышей. Все мероприятия для читателей этого возраста проходят с использованием игр, кукол. Обновляются уголки для читателей младшего возраста «Почитаем – поиграем», организованные в Ельниковской и Ардатовской детских библиотеках. Дошкольники и дети младшего школьного возраста – активные эмоциональные зрители и слушатели, поэтому детские библиотекари стремятся организовать для них яркие, театрализованные мероприятия, например: -     праздник «В царстве славного Салтана» (Темниковская ДБ); -     литературная игра «По дорогам сказок» (Чамзинская ЦДБ); -     экологический праздник «Мы – друзья твои, природа» (Б. Игнатовская ДБ); -     вечер-портрет «Любимый детьми В. И. Чарушин» (Ардатовская ЦДБ); -     театрализованное представление «Посиделки у бабушки Варвары» (Ичалковская ДБ); -     утренник «Сказочный калейдоскоп Е. Шварца» (Лямбирская ЦДБ); -     театрализованные представления «По страницам добрых сказок», «Сказки из кузовка Кузеньки» (г. о. Саранск); игра-путешествие «Земля – наш общий дом» (г. Рузаевка, филиал №6) [3,4.]. Задачу привлечения детей к чтению детские библиотеки республики решают по-разному, в различных объективных реалиях. В основе успеха всегда находятся многочисленные варианты оптимальной организации работы с читателями. В ряде библиотек задачи решаются путем проведения публичных акций, которые, по мнению многих специалистов, способствуют продвижению книги в среду нечитающих и малочитающих детей и показывают положительные результаты. Среди самых популярных акций назовем: «Пришло время читать и играть», «Библиотека без стен», «+1, или В библиотеку с другом», «Что читали в детстве известные личности города», «С днем рождения, читатель!». Проведение акций нашло большое место в практике работы детских библиотек МБУК «ЦГБС для детей» г. о. Саранск. Среди них акция для дошколят «Библиосад», летний читательский марафон «Читай – и ты победишь!» и др. Еще одним адресом положительного использования масштабных форм в организации работы с читателями является детский отдел Межпоселенческой библиотеки МБУ «Центр культуры» Краснослободского муниципального района. Здесь была организована и успешно проведена акция «Библиосумерки – 2014». На протяжении четырех часов дети и взрослые принимали активное участие в различных конкурсах, театрализованных представлениях, занимались в «Школе волшебников», посещали «Литературное кафе», слушали стихи, читали собственные литературные произведения. Участниками акции стали более 200 детей и взрослых [4]. Активная работа ведетсяс читателями младшего возраста в ЦДБ Рузаевского района. Принцип деятельности этой библиотеки – как можно раньше приобщить малышей к миру книг. Для этого проводятся занятия в школе раннего развития «Вместе с книгой мы растем», целью которых были активизация и расширение кругозора детей с помощью книг и информационных ресурсов по разным областям знаний. На занятиях дети не только знакомились с книгами, но и рисовали, лепили, придумывали различные истории, т. е. занимались тем, что позволяет развивать у детей память, мышление, логику. Все занятия проводились в игровой форме. Анализ деятельности детских библиотек РМ показывает, что число библиотек, стремящихся создать на своей базе информационно-познавательные «школы» для детей младшего возраста, увеличивается. «Школа вежливых ребят» работает в Темниковской ДБ, школа безопасности «Шагай осторожно» – в Лямбирской ЦДБ, школа информационной культуры «Путешествие в Библиоград» – в Рузаевской детской библиотеке-филиале №3, «Школа экологии» – в Инсарской ЦДБ. Интересные встречи с книгой проходят у дошкольников в клубах «Сказочник» (Инсарская ЦДБ), «ЛюПиКС» – «Любим поэзию, классику, сказку» (Ичалковская ДБ), «Юный сказочник» (Лямбирская ЦДБ), «В гостях у юбиляра» (г. о. Саранск, ЦБ), «Здоровячок»     (г. о. Саранск, ЦБ), «Волшебный мир игрушки» (г. о. Саранск, филиал №3), «Доброе чтение» (г. о. Саранск, филиал №8), «Отдыхаем вместе» (г. Рузаевка, филиал №3) и литературно-экологическом агентстве «Лесовичок и Ко» (г. о. Саранск, филиал №7) и др.   Одним из первых социальных институтов, где ребенок приобщается к чтению, является семья. Именно семья способна воспитать в ребенке любовь к книге, к красоте звучащего слова, приобщить его к процессу творческого чтения. В читающей семье – читающий ребенок. Основными задачами детских библиотек являются укрепление связи поколений через общность интересов к книге и чтению, формирование читательской консолидации семьи, возрождение семейных традиций. Анализ деятельности детских библиотек Мордовии показывает, что многие из них ведут активную работу с семьей, координируя свою деятельность со школами, детскими садами, домами культуры и детского творчества, центрами социального обслуживания населения, инспекциями по делам несовершеннолетних, отделами образования и другими организациями. По многим направлениям детские библиотеки сотрудничают с семьями: оказывают информационную поддержку в психологических, правовых вопросах, формируют педагогическую и читательскую культуру родителей; ведут  индивидуальные и групповые консультации по вопросам воспитания и развития детей, приобщения к чтению и организации семейного чтения и досуга. Во многих детских библиотеках оформляются уголки семейного чтения. Особенно плодотворная работа с родителями ведется в детской библиотеке-филиале № 2 им. Н. А. Некрасова «ЦГБС для детей» г.о. Саранск, в которой с 2011 г. начал функционировать Центр семейного чтения. За прошедшее время здесь было подготовлено и проведено 12 литературно-семейных воскресников, на которых присутствовали 37 семей, зарегистрировано 58 семейных формуляров, выдано 3858 книг для семейного чтения. В рамках Центра работал семейный арт-клуб «Кузенька», который подготовил 19 новых театральных постановок на русском и мордовских языках для детей и родителей [4]. С целью систематического информирования пользователей о новинках периодических изданий и книг организовываются выставочные экспозиции «Для вас, мамы и папы», «Семья вместе, и душа на месте», «Подсказка для мам и пап», «Чтение на диване», «Островок семейных сокровищ». Сотрудниками Центра были подготовлены и проведены Дни библиографии «Ступеньки чтения», где родителям была рекомендована литература для чтения дошкольникам по возрастам: «Учимся читать», «Читаем по слогам», «Читаем с подсказками», «Читаем сами». Особым спросом у мам и пап, бабушек и дедушек пользовались новые журналы «Первоклассные родители», «Игра и дети». Были составлены 2 тематические картотеки: «Семья – начало всех начал» и «Альманах семейного     чтения» [3]. Детская библиотека-филиал № 6 (г. Рузаевка) активно работает по программе «Читающая семья» (по организации досуга детей и родителей). В ее рамках были проведены интерактивный праздник «Что я знаю о себе» и семейный праздник «Где любовь и свет, там и горя нет». В библиотеке был оформлен «Уголок полезной информации» для учителей и библиотекарей, проводились обзоры газет и журналов «Педсовет», «Последний звонок», «Читаем, учимся, играем». Практически в каждой детской библиотеке работают книжные выставки: -          «Расти, семья, с книгой» (Лямбирская ЦДБ); -          «Прочитайте вместе с детьми» (Кочкуровская ДБ); -          «В семье наши корни» (Ельниковская ДБ); -          «Мудрость воспитания» (Б. Игнатовская ДБ) и др. Во всех детских библиотеках регулярно проводятся литературные праздники к Международному женскому дню, Дню семьи: -          «Согреты теплом твоих лучистых глаз» (Лямбирская ЦДБ); -          «Самая дружная семья» (Кочкуровская ДБ); -          «Мама, папа, я – счастливая семья» (Ельниковская ДБ); -          «Детство – счастливая пора» (З. Полянская ЦДБ); -          «Семья – это всё, что нужно для счастья» (Темниковская ДБ); -          «Эбинем алтыным минем ин якыным» («Бабушка золотая моя и самая близкая» (Лямбирская ЦДБ). Сотрудники детских библиотек РМ часто выступают на родительских собраниях в школах и детских садах. Положительно были одобрены родителями и такие комплексные мероприятия, как Дни открытых дверей и Дни информации. В течение года они регулярно проводятся в Атюрьевской и Теньгушевской ДБ, в детских библиотеках Рузаевского муниципального района. Таким образом, детские библиотеки РМ уделяют большое внимание работе с семьей, семейному чтению, потому, что именно родители читают ребенку его первые книжки, рассматривают вместе с ним картинки, переживают его радость узнавания и удивления, его счастье и горе, связанные с приключениями и судьбами первых любимых литературных героев. Родители, семья оказывают во многом решающее влияние на формирование круга чтения, вкусов и предпочтений детей.     Чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями. Благодаря чтению развиваются смысловое восприятие, внимание, память, мышление и воображение ребенка. Воспитание начинается в семье с совместного чтения вслух. Но не всегда семья готова к  «семейному чтению», тогда чтение и разговор о книге можно начать в библиотеке. Библиотекарь призван помочь родителям наладить общение с детьми, подсказать книги, которые заинтересуют и взрослых, и детей, объединят их и подтолкнут к разговору о прочитанной литературе. Привить ребенку любовь к чтению – в этом видят свою основную цель сотрудники детской библиотеки.  Ведь формирование духовной культуры личности и потребность в книге закладывается в раннем детстве, всегда осуществляется через чтение.  Очень важно, когда ребенок приходит в библиотеку вместе с взрослыми, когда они вместе выбирают книгу, а затем вместе читают ее. Такое общение, сближающее людей разных возрастов, воспитывает порой больше, чем прямое назидательное слово. Чтобы формировать хороший вкус у детей, заниматься воспитанием эстетически развитых читателей надо соблюдать некоторые правила: –  точно выбирать «объект», то есть, прежде всего, важно, что читать, какие книги; – уметь заинтересовать детей предлагаемой для чтения книгой; – точными вопросами помогать видеть главное – как в содержании, так и в способе его художественного воплощения; – уважать и учитывать мнение детей, добиваться от них обоснования собственной точки зрения, умения отстаивать ее, спорить, если необходимо; – вдохновлять детей на продолжение чтения, расширяя их кругозор, постоянно ссылаясь на другие, уже известные им произведения или интригуя новыми, завлекая, заманивая в «следующие круги», в свою очередь, расширяющие их духовное пространство. Семейное чтение – это не только чтение для детей и с детьми, но и сам круг чтения, составленный из произведений классических, любимых несколькими поколениями читателей, проверенных временем. Здесь нужно применять рекомендательную библиографию (то есть рекомендательные списки литературы для детей и родителей). Они способствуют развитию и углублению читательских интересов, как детей, так и  взрослых – руководителей детского чтения. Стараясь привлечь наибольшее число новых пользователей, необходимо применять новые формы работы и совершенствовать прежние, традиционные. Тесный контакт библиотеки с детскими садами и родителями, несомненно, активизирует в дошкольнике будущего читателя. Мы предлагаем в детских библиотеках РМ проводить анкетирование, которое позволит выявить успехи и недостатки в этой работе, принимать решения для повышения эффективности обслуживания. Эти анкеты предлагать заполнять родителям, пришедшим вместе со своим ребенком-дошкольником в библиотеку. Цель – ответы анкеты помогут составить представление о новом читателе – ребенке и среде, в которой он находится дома, планировать дальнейшую работу с ним; заполнение анкеты станет для родителей поводом для размышления о роли книги и чтения в их семье, в развитии детей. Задача детской библиотеки – убедить родителей дошкольников в том, что семья и библиотека совместными усилиями могут воспитать одаренного читателя – человека 21 века: обратить внимание родителей на значение домашней библиотеки в воспитании и развитии их детей; узнать, что ожидают родители от общения ребенка с библиотекой. В современный период семья рассматривается во всем мире как социальная ценность.  В формировании  личности человека большое влияние оказывает организация семейного досуга, передача от поколения к поколению лучших,  в том числе и традиций семейного общения. Благодаря совместной работе с родителями, у детей формируется определенное представление об окружающем мире и детской литературе, возрождению семейного чтения и поддержки родителей. Работа с семьей в детских библиотеках является одним из приоритетных направлений, нарабатываются новые формы общения, расширяются сферы сотрудничества библиотек с другими заинтересованными учреждениями и организациями, увеличивается число читающих семей. Таким образом, в силу специфики своей деятельности детская библиотека является одним из центров формирования чтения детей. Детская библиотека, как хранилище культурного наследия многих веков и народов, позволяет всем детям, в том числе и дошкольникам, активно включаться в процесс интеграции, раскрывая границы, казавшиеся непреодолимыми. Специалисты отмечают, что чтение детей – это ключ к их дальнейшей жизни в информационном обществе. Ведь именно чтение помогает детям построить свою индивидуальность, выбрать из мировой культуры именно то, что поможет им сформировать собственный мир культуры. Исходя из особенностей дошкольного возраста, задачи библиотечных специалистов заключаются в том чтобы: – показать библиотеку как место, в котором интересно находиться, где можно узнать много нового; – организовать пространство, окруженное книгами и ресурсами мультимедиа, созданными специально для детей этого возраста; – предоставлять родителям материалы, которые могут помочь в дальнейшем развитии ребенка и др. При организации работы с дошкольниками важно помнить, что дошкольники нуждаются в особом внимании, задача библиотекарей и других специалистов заключается в том, чтобы предоставить дошкольнику широкий спектр книжной и медиа- продукции, отвечающей его интересам. Список литературы 1. Булычева А. А. Информационный потенциал республики Мордовия в контексте социокультурных преобразований финно-угорского мира // А. А. Булычева, М. И. Ломшин. – Научное мнение. – 2014. – № 10. – С. 75–79. 2. Веденяпина М. А. Новая Концепция библиотечного обслуживания детей в России // Информационный бюллетень РБА [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rba.ru/content/resources/bulletin/ib73/rba73.pdf 3. Детские библиотеки Мордовии в 2013 году (по материалам отчетов). – Саранск, 2014. – 36 с. 4. Детские библиотеки Мордовии в 2014 году (по материалам отчетов). – Саранск, 2015. – 39 с. 5. Концепция библиотечного обслуживания детей в России на 2014–2020 гг.: принята Конференцией Российской библиотечной ассоциации г. Рязань, 22 мая 2014 г. [Электронный ресурс] // Информ. бюл. РБА. – 2014. – № 70. – С. 24–37 // Российская библиотечная ассоциация : сайт. URL. – Режим доступа: http://www.rba.ru/content/about/doc/koncept_bibl.pdf 

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Булычева А. А. Развитие дошкольников как читателей детской библиотеки (на примере Республики Мордовия) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56816.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА И ПОТРЕБНОСТИ В ЧТЕНИИ (ВОСПРИЯТИИ КНИГ) У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Представлен опыт работы с семьей по формированию интереса и потребности в чтении (восприятии книг) у дошкольников....

Развлечение по формированию интереса и потребности в чтении у детей младшего возраста "Клепа".

Формирование интереса и потребности в чтении художественной литературы, интерес к книгам.Развивать чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формировать звуко и слово произношение.Сове...

"Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг у старших дошкольников".

Хорошая книга – это друг и воспитатель, она развивает способность воспринимать прекрасное. Можно с упоением перечитывать А. Толстого, М. Шолохова, Н. Островского, но есть особая литература – литератур...

«Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг у старших дошкольников»

Хорошая книга – это друг и воспитатель, она развивает способность воспринимать прекрасное. Можно с упоением перечитывать А. Толстого, М. Шолохова, Н. Островского, но есть особая литература – литератур...

Формирование интереса и потребности в чтении у детей раннего возраста.

Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно...