Обращение к коллегам
материал на тему
Не так давно был организован Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Вопросы времени», посвященный 85-летию журнала «Дошкольное воспитание». И мне посчастливилось участвовать в нем.
Вопросы конкурса остаются актуальными до сих пор. То, что написала я – это мое профессиональное вúдение проблем, который затрагивались организаторами конкурса. Но нисколько не сомневаюсь, что вы, наверняка, найдете на эти вопросы свои ответы. Поделитесь своими мыслями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_tak_davno_byl_organizovan_vserossiyskiy_konkurs_pedagogicheskogo_masterstva.docx | 33.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Обращение к коллегам.
Не так давно был организован Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Вопросы времени», посвященный 85-летию журнала «Дошкольное воспитание». И мне посчастливилось участвовать в нем.
Вопросы конкурса остаются актуальными до сих пор. То, что написала я – это мое профессиональное вúдение проблем, который затрагивались организаторами конкурса. Но нисколько не сомневаюсь, что вы, наверняка, найдете на эти вопросы свои ответы. Поделитесь своими мыслями.
Вопросы конкурса.
- Требуется ли для работы в детском саду призвание? Какие качества вы считаете объективным доказательством того, что человек обладает таким призванием?
- Какое ваше личное видение места игры в жизни ребенка?
- Если формирование личности зависит от воспитания, то почему в одинаковых условиях вырастают люди с разными характерами и взглядами?
- В чем особенности трудового воспитания городской и сельской детворы? Что в опыте этого воспитания заслуживает широкого распространения?
- Как воспитатель должен относиться к жалобам детей друг на друга, какими методами разрешать конфликт ребят, воспитывая коллективизм и укрепляя дисциплину? Приведите пример из практики.
- Как вы объясните детям неправильные поступки взрослых, свидетелями которых они становятся?
- Как следует прививать ребенку уважение к старшему поколению? Что для этого должны делать семья и детский сад?
- Как вы представляете себе дальнейшее развитие общественного дошкольного воспитания в нашей стране?
- Как журнал «Дошкольное воспитание» помог в вашем профессиональном становлении и развитии?
1.
«Займись каким - либо делом, в которое ты веришь всем сердцем.
Живи ради него. Умри за него, и ты обретешь такое счастье,
которое ты не представлял, что когда-нибудь будет твоим».
Дейл Корнеги.
В этих словах, на мой взгляд, содержатся основополагающие установки для определения успеха, благополучия, процветания и признания наших талантов на выбранном поприще. Поверьте, для меня это не просто слова. Если ты живешь «ради него» (своего дела), создается впечатление, что благотворные процессы в сознании и подсознании раскручиваются по спирали, захватывая все более и более глубокие пласты событий, человеческих взаимоотношений, причинно-следственных связей. На мой взгляд, создается ситуация, когда успех работает на нас, а не мы на успех. А нам остается только, доверившись мощному потоку, двигаться вместе с течением в том направлении, которое мы сами выбрали.
Воспитатель - это высочайшее призвание человека, для которого нет чужих малышей. Воспитатель как мать, которая каждый день несет свет, тепло, познания дошколятам, растрачивает много духовных сил, чтобы вырастить из маленького человечка личность.
Безусловно, нужно иметь призвание к профессии, и всегда находить что-то новое, увлекательное для детей. А в этом помогает особое образование, чтоб каждый денек пребывания малышей в детском саду был для них праздником.
Вперед, и пусть ничто не сможет разубедить нас в правильности на нашем блистательном творческом пути!
«Скажи, этот путь волнует тебя?
Если да, то это правильный путь, если нет,
то он тебе не нужен». Карлос Кастанеда.
2 . Можно ли сотворить радость?
Каждое время, как и каждый человек, имеет свое представление о счастье. Дошкольное детство должно быть радостным воспоминанием каждого ребенка. Принудительный труд – чтение, счет, письмо – все это придет к детям в свое время. А до семи лет, до начала школьной жизни ребенку нужно дать возможность наиграться. Игра – это эмоциональный заряд, способ скрыться от страхов и неприятностей. Важно помнить, что такого периода жизни, когда воображение завладевает всей нашей деятельностью, больше никогда не будет. Развитие ребенка в дошкольный период – это очень важно, но еще важнее – не перегрузить ребенка, дать ему эмоциональный багаж и заряд сил идти дальше. Именно поэтому нужно не только позволять, но и учить ребенка играть. Приходится очень часто наблюдать неправильные действия родителей в деле руководства игрой. Некоторые родители просто не интересуются игрой своих детей и думают, что дети сами знают, как лучше играть. У таких родителей дети играют, как хотят и когда хотят; сами выбирают себе игрушки и сами организуют себе игру. Другие родители много внимания уделяют игре, даже слишком много, все время вмешиваются в игру детей, показывают, рассказывают, дают игровые задачи, часто решают их раньше, чем решит ребенок, и радуются. Часто у детей таких родителей развивается неуверенность в своих силах, страх перед неудачей. Третьи считают, что самое главное заключается в количестве игрушек. Они расходуют большие деньги на игрушки, забрасывают детей самыми разнообразными игрушками и гордятся этим.
Считаю, что если бы родители более вдумчиво и более осторожно относились к руководству игрой своих детей, то от этого выиграли бы и те и другие. Ведь ребенок приносит в игру свою увлеченность, инициативность, доброжелательство. В игре он искренен и открыт. Через игру можно не только много интересного узнать о маленьком человечке, но и воспитать в нем необходимые качества для последующей взрослой жизни. Ведь все родители мечтают видеть своего ребенка в дальнейшем успешным и счастливым!
Игра – любимица детей! И если ребенок «впускает» нас в этот мир, доверяет нам, то наше взаимопонимание с ним обеспечено. А ведь без взаимопонимания взрослого и ребенка могут не сложиться совместные доверительные отношения. И тогда в воспитании такого маленького человечка могут возникнуть осложнения. А зачем нам осложнения, когда можно прожить и без них!
Побуждаем ребенка к тому, чтобы он строил, комбинировал, сочинял; учим не бросаться от одной задачи к другой, не окончив первой; формируем в игре его представления о тех или иных явлениях, событиях; ненавязчиво учим порядку. Подсказываем, объясняем, входим в роль, играем роль, смеемся, обмениваемся мнениями, спорим, ищем альтернативу, находим ее, фантазируем, беседуем, радуемся нашему единению и играем, играем, играем!
Можно ли сотворить радость? Конечно можно! Надо только захотеть!
3. Формирование личности зависит не только от воспитания. В её становлении присутствуют еще два фактора, которые в равной степени, как и в воспитании, играют роль – это наследственность и социальная среда. А еще в основе характера лежит тип высшей нервной деятельности: сангвинистический, флегматический, холерический и меланхолический. Они – то и являются основой формирования характера, при воспитании нужно это обязательно учитывать. Нельзя воздействовать одинаковыми методами, например, на человека с холерическим темпераментом и с меланхолическим. Холерика они только подхлестнут, а на меланхолика будут действовать угнетенно. Каждая личность индивидуальна и нет похожих.
Каким же образом в результате одинаковых социальных условий возникают неповторимые индивидуально-своеобразные свойства характера? Почему даже в одной и той же семье дети отличаются по характеру? Объясняют это тем, что одно и то же отношение к личности может осуществляться в совершенно различных индивидуальных действиях.
В каких именно индивидуально-своеобразных способах действия выразится отношение личности, зависит от врожденных особенностей нервной системы и приобретенных индивидуальных особенностей психики. Почему одни и те же социальные условия и обусловленные ими социально-типичные отношения личности определяют совершенно разные индивидуально-своеобразные свойства характера? Вместе с тем одни и те же индивидуальные качественные особенности психики возможны при различном, даже противоположном отношении личности.
Страстными или спокойными, терпеливыми или нетерпеливыми, порывистыми или плавными в движении могут быть люди и добросовестные и недобросовестные. Поэтому индивидуальные качественные особенности психики только тогда определяют свойства характера, когда сочетаются с соответствующими социально-типичным отношением личности.
Активная деятельность в формировании характера имеет тоже немаловажную роль. Именно в ней образуются те индивидуально-своеобразные способы действия, в которых выражается характер. Но для того чтобы примененные человеком действия в процессе деятельности стали устойчивыми и постоянными, чтобы они всегда применялись в типичных обстоятельствах, эти действия должны приобрести особое качество. Они должны стать автоматизмами.
Большое значение в происхождении свойств характера имеют конфликтные ситуации. В исследованиях было установлено, какие глубокие, длительные и устойчивые изменения характера происходят благодаря конфликтам, пережитым в детстве. Характер не только яснее всего обнаруживается в трудных, критических обстоятельствах, но и формируется в них.
Формирование характера эффективно только в той степени, в какой человек сам создает его своими поступками на протяжении всей своей жизни.
4. В городских детских садах пытаются рассказывать детям об основах экономики. Не везде, конечно. Но количество учреждений практикующих работу по программам «Экономика для малышей», позволяет говорить о некоторой закономерности. Почему? Возможно, взрослые пытаются научить детей тому, что должно в будущем привести их к успеху. Но, может быть, преподавая детям основы экономики, они объясняют что- то самим себе. Ведь не случайно говорят: лучший способ научиться самому – научить другого.
Детей знакомят с такими понятиями как «потребности», «экономика», «планирование». В свои игры дети привносят свой жизненный опыт общественных, социальных, экономических отношений. В подготовительных группах организовываются занятия, на которых изучается появление денежных единиц, какие предметы использовались вместо денег в разных странах, как экономить природные ресурсы, воду, электроэнергию. Дети самостоятельно организовывают игры, в которых активно используют запомнившиеся экономические понятия и термины.
А что же на селе? Финансирование детских садов на несколько порядков ниже, чем городских. Сельские больницы повсеместно закрываются. Какая уж тут экономика! Хотя выход всегда можно найти. Например, провести с детьми детского сада беседу.
Воспитатель. Чтобы одному человеку хватило яблок, сколько ему надо вырастить яблонь?
Дети. Одну.
Воспитатель. А чтобы свою семью прокормить?
Дети. Целый сад.
Воспитатель. Значит, для семьи нужно вырастить яблонь больше, чем для одного человека. А еще я подумала: один человек вырастил большой урожай яблок. Но ведь ему не только яблоки нужны, но и другие продукты, вещи, одежда. А другой человек умеет шить одежду, но не умеет выращивать яблоки. Как сделать так, чтобы у них было и то, и другое? (Дети предлагают им поменяться яблоками и одеждой) Да, вы нашли верный способ. И уже давным-давно люди стали договариваться об обменах. Так зародилась торговля. Сначала люди обменивали один товар на другой, затем появились деньги. И деньги, и торговля (обмен товарами) относятся к области экономики…
Опыт городских детских садов заслуживает широкого распространения на селе. Может быть, тогда опустевшие сельские фермы, свинарники, коровники вновь наполнятся своими обитателями! А мы ответим на вопрос: «Что можно сделать, когда сделать ничего нельзя?»
5. К сожалению, нередко педагоги ограничиваются лишь эпизодическим вмешательством, направленным на устранение возникшего между детьми конфликта, причем вмешательство это не нацелено на выявление подлинной причины конфликта. Это вызывает отрицательное эмоциональное состояние, обратившегося к ним ребенка. Систематическое же невнимание к конфликтным ситуациям, требующим помощи педагога, часто приводит к накоплению отрицательных эмоций и возникновению отрицательного эмоционального самочувствия, определяемое в психологии как эмоциональное неблагополучие. Помощь же воспитателя в решении этого или иного конфликта способно поддержать положительное, эмоциональное состояние в группе, развить доверие и доброжелательность во взаимоотношениях между детьми, установить взаимный контакт с ними.
Мальчики строят из кубиков многоэтажные гаражи. Саша плохо владеет навыками конструирования, и его гараж разрушается. На лице ребенка досада. Другие мальчики начинают смеяться над ним. Он жалуется воспитателю по этому поводу. Воспитатель, наводивший порядок с группой детей в кукольном уголке, улыбается и говорит: «Попробуй еще раз». Опять неудача – постройка рушится. Мальчики смеются еще громче. Саша плача ломает их гаражи. Начинается драка. Воспитатель, выслушав объяснения мальчиков, раздраженно говорит Саше, что недоволен им, и сажает его на стул. Саша явно недоброжелательно смотрит на воспитателя и детей и до конца дня остается возбужденным, агрессивным.
В чем же причина конфликта? Саша стремился к достижению результата, но не справился с этим из-за недостаточной сформированности навыков конструирования. А воспитатель, во-первых, не показал приемы конструирования, во- вторых не воздействовал на тех мальчиков, которые смеялись над Сашей. В результате у ребенка появилось отрицательное эмоциональное состояние.
Жалоба сигнализирует о дискомфортном состоянии ребенка, о его отрицательных эмоциях, вызванных несовпадением позиций ребенка с позицией других людей. Взрослый должен всегда «принять участие» в жалующимся ребенке. Другое дело, что он, как профессионал, должен определить тип жалобы (конкретно – эмоциональная, практически – действенная, познавательно – этическая, личностная) и варьировать свое отношение к ней в соответствии с ее характером. В одних случаях достаточно приласкать ребенка, чтобы он перестал хныкать, жалуясь на несуществующие боли, а на самом деле тоскуя по ласке близких. В других следует удовлетворить потребность ребенка в положительной оценке, в уважительном к себе отношении, предварительно дав образцы соответствующего адекватного поведения и сняв, таким образом, тенденцию к «доносам». В-третьих – помочь организовать взаимодействие со сверстниками и т. д. Во всех случаях участие взрослого поможет ребенку правильно ориентироваться в действительности и овладеть системой человеческих взаимоотношений.
6. Хочу начать с того, что один и тот же неправильный поступок взрослого разными детьми может быть оценен по-разному. Если с ранних лет взрослые сознательно вызывали у малыша интерес и привлекали его внимание к разнообразию и красоте окружающей природы, то взрослый, сломавший молодую березу на растопку костра, вызовет у такого ребенка негодование. А другой – сочтет это нормальным, ведь костер надо чем – то разжигать!?
Все зависит от воспитания ребенка, от правильного воспитания. Что это такое? Можно сказать, что это повышение уровня его личности. У каждого ребенка есть свои ресурсы, возможности. Их сочетание, их соотношение во многом уже определено с самого начала, с первых месяцев его жизни. И задача близких – как можно скорее определить главные, доминантные черты характера своих детей. Что-то в ребенке развить, а что-то сгладить, облагородить. И тогда упрямец станет упорным, выскочка – лидером, а жадный – бережливым.
Ребенок ищет ориентиры, чтобы начать строить мир в своей душе и одновременно встраивать себя в этот мир. И, конечно, ему трудно приходится, когда он становится свидетелем неправильных поступков взрослых. Если взрослые не могут быть примером для ребенка или перестают им быть, ребенок теряет компас. Как давать взрослым оценку? Они же взрослые! Правы? Неправы? А как? А почему? Нельзя! Или можно? Неужели?! И кто знает, какие еще возникают вопросы в голове ребенка при этом!
Необходимо объяснить ему, что есть добро и зло, белое и черное, свет и тьма, правда и ложь. Свет противоречит тьме, а правда – лжи. В жизни встречается жестокость, ужасы; как, впрочем, и любовь, и жалость. Зло единично и случайно, подобно облачку, которое не может надолго затуманить небесную синеву. А мир, в котором мы живем в целом светлый и дружный.
Наша задача состоит в том, чтобы ребенок в любой ситуации, иногда вопреки тому, что он видит и слышит, придерживался норм культурного поведения и речевого этикета.
7. О культуре общества можно судить по тому, насколько в нем молодежь уважает старших. Сегодня на лицо нехватка воспитанности со стороны молодежи. Причем она наблюдается также у детей дошкольного возраста. В связи с этим многие родители чувствуют обеспокоенность по этому поводу и все чаще задаются вопросом: «как же научить своего ребенка уважению?». Во-первых, нужно начать с самих себя. Как говорил великий гуманист и воспитатель Василий Александрович Сухомлинский: «Ребенок является зеркалом семьи; как в водяной капле отражается солнце. Так в малыше отражается нравственная чистота матери и отца».
Сколько бы вы ни говорили о том, что нужно делать, зачем, почему и как. Ребенок мало что воспримет, если не будет видеть Вашего примера. Если Вы не уступаете место пожилым в транспорте, то и он этого не станет делать. Если Вы будете неуважительно говорить со своими родителями или неодобрительно отзываться о них, то не ждите от него заботы и уважения, когда сами состаритесь. Зачем ему вести себя правильно, если он видит, что для Вас норма поведения совсем другая! Однако, хотя пример окружающих имеет большое значение в воспитании ребенка, одного примера совершенно недостаточно. Надо активно упражнять ребенка в положительных поступках и действиях. В процессе повседневной жизни надо приучать ребенка уважать и ценить труд людей: «Вытирай ножки, видишь. Мама вымыла пол»; «В комнате было так чисто, а ты разбросал игрушки, убери их на место», «Какое красивое платье сшила тебе бабушка, иди поцелуй ее и скажи спасибо», «Папа починил тебе игрушечную коляску, а ты опять садишься на нее и снова сломаешь» и т.п.
В детском саду в ситуации «Едем в автобусе» мы учим детей вести себя культурно, тихо, уступать место взрослым. Обращаем внимание на то, что при выходе из автобуса принято обращаться к тому, кто стоит впереди, так: «Вы выходите?.. Пропустите меня, пожалуйста.» В ситуации «Делаем покупки в магазине» учим детей тому, что пожилых людей нужно пропускать без очереди. «У меня зазвонил телефон»- объясняем, как вежливо разговаривать с бабушкой и дедушкой. Ситуация «С днем рождения!» учит детей поздравлять с днем рождения сверстников, взрослых и пожилых людей (дедушку, бабушку), благодарить за приглашение в гости. И не устаем напоминать, что вежливость – первая и самая приятная добродетель.
Воспитывая ребенка, совершенно необходимо заниматься не только его физическим и умственным развитием, но не менее важно позаботиться и о формировании его поведения, о его нравственном воспитании. Повседневные, незаметные на первый взгляд влияния на ребенка со стороны близких людей (родители, воспитатели) являются по существу очень действенными. Они создают у него те или другие черты характера, формируют его поведение, мировоззрение. Кроме того, нужно уважать и своего ребенка тоже, сколько бы лет ему не было. Он такой же человек, как и Вы, и точно так же заслуживает уважения. Если он это почувствует, то будет отвечать Вам тем же.
На Руси издревле утро начиналось с того, что дети кланялись своим родителям, поскольку видели, как папа и мама кланялись бабушке и дедушке. Никто не притрагивался к пище раньше старших членов семьи. Духовная культура служения окружающим учила ценить не вещи, а мудрость, жизненный опыт и возвышенные качества. В этих традициях детей учили уважать старших и служить им, а также прививали любовь к добрым поступкам и красоте души. Такие люди с возрастом обретали богатый внутренний опыт и действительно заслуживали то уважение, которым были окружены. В ответ на уважение старшие делились своей мудростью и любовью.
8. Развитие общественного дошкольного воспитания в нашей стране неразрывно связано с Национальной стратегией, разрабатываемой с учетом Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2013-2015 годы. Предполагается реализация пяти стратегических целей: продвижение стандартов работы с детьми; развитие качественных услуг и равного доступа к ним в сфере здравоохранения, образования, социальных услуг, правосудия и пр.; борьба с любыми формами насилия, дискриминации в отношении детей; защита прав и интересов социально уязвимых категорий детей.
В нашей стране должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организация профилактической помощи семье и ребенку.
Должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по восстановлению и обеспечению соблюдения прав ребенка.
В России мнение ребенка при принятии решений, определяющих его жизнь, должно быть услышано и, с учетом его возрастных, психологических особенностей, принято во внимание.
Нужно создавать условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости.
Необходимо внедрение эффективных технологий социальной работы, предполагающих опору на собственную активность детей, предоставление им права участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами.
В Российской Федерации политика и практика в области детства должна основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере.
Политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства и общественно-профессиональной экспертизы, участия бизнес - сообщества, привлечения неправительственных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей.
9. Вот уж правду гласит русская народная пословица: «Не знаешь, где найдешь - где потеряешь»!
После школы я непременно хотела пойти по стопам мамы и стать филологом (мама преподавала в школе русский язык и литературу). Но родители не желали для меня «участи» постоянного пропадания в школе, по ночам проверки сочинений учеников и т.д. «Хватит в нашей семье одного учителя-трудоголика» - сделала заключение мама.
Я не очень расстроилась, так как к тому времени закончила музыкальную школу (с детства была запевалой во всех хороводах и очень любила музыку), поступила в Московское музыкальное училище, а после его окончания уехала на Дальний Восток в г. Охотск (по месту службы мужа, он был военным пограничником). Там и началась моя самостоятельная жизнь: первая работа в детском саду музыкальным руководителем и первое знакомство с журналом, который, как оказалось потом, скорректировал всю мою дальнейшую жизнь.
В восьмидесятые годы в магазинах не было такого выбора музыкальной литературы, какой есть сейчас. Тем более в маленьком далеком городке Охотске. Поэтому журнал «Дошкольное воспитание», который приходил по почте на наш детский сад, я ждала всегда с большим нетерпением. На его последних страницах всегда печатались сценарии утренников и музыкальный материал, статьи о композиторах и размышления о развитии творческих способностей детей. В общем, все то, что так необходимо было мне, начинающему специалисту, в моей работе. Не надо объяснять, что в те далекие годы, в маленьком дальневосточном городке, «Дошкольное воспитание» был для меня как «соломинка для утопающего».
В течение тринадцатилетних переездов по разным городам (Магадан, Вентспилс, Клайпеда) этот дружочек – журнал был всегда со мною рядом: учил, помогал, поддерживал. И не только в работе, но и в воспитании моих собственных детей. Материал рубрики «Вокруг семьи» (так она тогда называлась) я всегда систематически перечитывала несколько раз. Сколько же там было нужной, полезной разнообразной и интересной информации, знакомство с которой помогло мне в решении различных проблем! В «Дошкольном воспитании» всегда можно было найти ответ на многие интересующие меня вопросы. От родственников я жила далеко, так что журнал был для меня советчиком и направляющее звено в воспитании моих детей.
Некоторые статьи тех девяностых настолько запали в душу, что я помню до сих пор некоторые названия: «Как мы разговариваем с детьми» Анатолия Маркуши, «Учить детей жить среди людей» (автора не помню), «Быть матерью не так-то просто как обычно думают» - изумительные высказывания различных авторов о материнстве.
Журнал читала, как говорится, от корки до корки. Порфирий Иванов однажды сказал: «Мысль не отделяй от дела. Прочитал - хорошо, но самое главное - делай!» Все в этом журнале нужно и интересно, и водоворот этого интересного «унес» меня в Клайпедский педагогический университет на факультет «Педагогика и психология дошкольников» с последующим переводом в Московский государственный педагогический университет на дефектологический факультет.
Один мудрец сказал (Платон, греческий философ IV в. до н. э): «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает крыльями, способствует полету воображения». Логопедия - это та же музыка, только музыка звуков, музыка красивой и правильной речи! Уже 26 лет я работаю учителем-логопедом и не перестаю радоваться, что нашла себя в такой гуманной и нужной профессии. Занимаюсь тем, что вдохновляет меня.
В 2012 году сосредоточила свою творческую и жизненную энергию на защите диссертации на базе МГУТУ им. К.Г. Разумовского и получила звание мастера психологии.
Приобретенные знания очень помогают мне в моей профессии. Живу с уверенностью в своих силах, это очень приятно. Тем более, одна из моих трех дочерей в этом году получает второе образование (первое – Сестринское дело), заканчивает педагогический университет по специальности «Психология». И журнал «Дошкольное воспитание» мы уже давно читаем вместе.
Я никогда раньше не задумывалась над тем, почему выбрала именно эти ступеньки для строительства своей жизни. И лишь, прочитав девятый вопрос конкурса, сделала для себя открытие, что у меня есть готовый ответ. Вся жизнь в одно мгновение пронеслась перед глазами. Источником, из которого на протяжении всей своей жизни я брала силы для самосовершенствования и саморазвития, был ни кто иной, как журнал «Дошкольное воспитание». Низкий ему за это поклон!
С праздником! Здоровья, счастья всем его создателям! И новых читательских открытий в нашем журнале!
Дорогие коллеги! Доброта, самопожертвование, искренность, верность и любовь делают чудеса!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
коллегам посвящается!
Воспитатель - что это за слово, почему так названо оно?На слух кажется такое простое, но сколько смысла вложено в него!Для начала Воспитатель - это, прежде всего, просто человек,Любовь к д...
Анкета «Учитель-логопед глазами коллег»
Анкета «Учитель-логопед глазами коллег» МДОУ «Детский сад № ________» Учитель – логопед: ________________________ № п/п Критерии оценки Количество от...
Обращение ребенка к родителям Выдержки из стихотворения Ольга Козинская «Обращение ребенка к родителям»
Обращение ребенка к родителямВыдержки из стихотворения Ольга Козинская«Обращение ребенка к родителям»...
Презентация "Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми"
В последнее время участились случаи нарушения законных прав и интересов ребенка, основными из которых, к сожалению, являются жестокое обращение с детьми и уклонение родителей от воспитания собственных...
Выступление на августовской научно – практической конференции педагогических работников: «Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми».
В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:- совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социаль...
Отзывы коллег о моей работе. об открытых мероприятиях для коллег.
Отзывы коллег на мою профессиональную деятельность....
В МБДОУ № 3 проведена акция "Друзья Земли". Цель: создание комплексной системы экологических мероприятий в области обращения с ТКО для формирования у детей осознанного подхода к собственному потреблению и обращению с отходами.
В МБДОУ № 3 проведена акция "Друзья Земли". Цель: создание комплексной системы экологических мероприятий в области обращения с ТКО для формирования у детей осознанного подхода к собственному...