Игровая ситуация "Путешествие по карте"
материал (подготовительная группа) по теме

Петрова Клара Владимировна

Дети получают письмо от кенгуру и по карте узнают, что кенгуру живет в Австралии. Кенгуру приглашает детей в гости, дети "летят на самолете" в Австралию, по пути знакомятся с другими животными континента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 69 «Радуга»

Игровая ситуация «Путешествие по карте»

для детей подготовительной к школе группе №7

Воспитатель высшей квалификационной категории:

Петрова Клара Владимировна

Музыкальный руководитель первой квалификационной категории

Безухова Марина Львовна

Набережные Челны

2018

Цель: проявление любознательности у старших дошкольников и умение принимать решения, опираясь на свои знания и умения.

Задачи:

Обучающие:

∙сформировать у детей представление об Австралии как части света, познакомить с её ландшафтом, занятиями жителей (овцеводством, охотой аборигенов), животными;

∙упражнять в составлении синквейна;

∙расширять знания о видах транспорта.

Развивающие:

∙развивать с помощью географической карты представления о земном шаре;

∙совершенствовать речь, умение свободно и чётко высказывать мысли;

∙развивать познавательную активность, умение получать информацию из разных источников (во время бесед и дискуссий, входе эксперимента, с помощью книг и т.д.).

Воспитательные:

∙воспитывать уважительное и бережное отношение к представителям животного мира планеты.

Предварительная работа:

чтение художественной литературы – сказки Р. Киплинга «Приключение старого кенгуру;

∙знакомство с профессией корреспондент;

∙беседа о путешественниках, потерпевших кораблекрушение;

∙поиск информации детьми совместно с родителями о животных Австралии: кенгуру, медведе коале, страусе эму, ехидне, утконосе.

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Оборудование: презентация  с использованием ИКТ «Путешествие в Австралию», карта для детей «Животный и растительный мир земли», сундучок с контурными картами  (по количеству детей), иллюстрации с изображениями различных видов транспорта, карточки с изображением типичных представителей флоры и фауны разных частей света (демонстрационный материал), глобус, маркер для прокладывания маршрута на карте, закрытая бутылка с запиской внутри, аудиозапись «Звук взлетающего самолёта», аудио и видеоаппаратура.

Словарная работа: коала, кенгуру, эму, ехидна, утконос, корреспондент.

Индивидуальная работа: способствовать развитию умений  принимать решения, опираясь на свои знания и умения у Миланы, Дениса, Егора, Серафима.

Ход НОД:

1.(На столе в группе лежит бутылка, внутри которой – письмо, часть письма размыта водой.)

Воспитатель: Ребята, кто посмотрел дома информацию о том, чем занимается корреспондент? (Ответы детей) Сегодня я предлагаю вам, ребята, побыть корреспондентами.

  Вчера вечером я прогуливалась по Набережной реки Камы и нашла на берегу вот эту странную бутылку. Ребята, помните, мы с вами беседовали о путешественниках, потерпевших кораблекрушение? Посмотрите на эту бутылку. Там внутри что-то есть. Как вы думаете, что? (Дети высказывают предположения.) Наверно, там письмо. Давайте достанем его. Ой! Часть письма размыта водой. Давайте прочитаем то, что видно: «Здравствуйте, друзья! Пишет вам кенгуру. Я живу на самом большом и красивом острове  в далёкой А…» Здесь часть текста размыта. «Я приглашаю вас к себе в гости познакомиться с нашими растениями и животными. Приезжайте. Ваш кенгуру.» Нас в гости приглашает кенгуру. Но не понятно, где он живёт. Где нам его найти? В нашей стране водится кенгуру?

Дети: нет.

Воспитатель: А где он обитает, как вы думаете? (Если дети затрудняются, воспитатель предлагает рассмотреть карту  «Животный и растительный мир земли»)

Воспитатель: Да, кенгуру обитает в Австралии. А где находится Австралия? Покажите на карте. (Дети показывают на карте Австралию.)

2.Воспитатель: Как вы думаете, кто ещё обитает в Австралии? Кто-нибудь из вас был в Австралии? А хотите побывать? (Дети рассказывают, что они знают об Австралии и откуда.)

Воспитатель: Давайте мы сейчас отправимся на родину кенгуру.

3.Воспитатель: Прежде чем отправиться в путешествие, нужно наметить маршрут. Сначала найдём на карте место, где мы сейчас находимся – это пункт отправления. Покажите на карте нашу республику Татарстан и город Набережные Челны. (Дети показывают.)

Воспитатель: Отметим маркером точку отправления. А вторая точка – это Австралия – это пункт прибытия. Проложим маршрут от пункта отправления до пункта прибытия маркером.

4.Воспитатель: Давайте подумаем, на чём можно добраться до Австралии? (Показ  карточек с изображением разных видов транспорта.) Может, на машине?

Дети: Нас  много, в машину все не поместимся.

Воспитатель: Может на автобусе или поезде?

Дети: Нет, автобус и поезд идут только по суше, а между нами и Австралией – океан. Значит, поплывём на лодке?

Воспитатель: На лодке или на корабле?

Дети: На корабле, потому что океан большой и лодка может затонуть.

Воспитатель: А на каком транспорте добраться до Австралии будет быстрее всего?

Дети: На самолёте.

Воспитатель: Правильно. Давайте все вместе отправимся в аэропорт. (Дети садятся на свои места.) Представьте, что мы на борту самолёта и готовимся  к отлёту. Пристегнули ремни безопасности. Во время взлёта и набора высоты нельзя вставать с мест и отстёгивать ремни. Лететь до Австралии несколько часов! Полетели!

Физминутка «Полёт в Австралию»:

(Дети вслед за воспитателем проговаривают текст и выполняют соответствующие движения.)

Воспитатель: В понедельник или в среду (вращают руками, изображая моторы)

                       Я в Австралию поеду! (машут руками)

                       Подружусь я с кенгуру, (складывают руки в замочек)

                       Поиграю с ним в игру! (хлопают ладонями, поочерёдно по коленям)

                       Мышцы с ним понапрягаю, (не разжимая кулаки, вытягивают пальцы)

                       Попугаев попугаю! (сжимают и разжимают кулаки)

                       По тропинкам по горячим (бегают пальчиками по столу)

                       Побежим мы и поскачем! (топают ногами)

5. (Презентация «Путешествие в Австралию»)

Воспитатель: Мы долетели до пункта назначения. Австралия – самый большой в мире остров и самый маленький континент. Её берега омываются двумя океанами: Индийским и Тихим Сейчас мы познакомимся с растительным миром Австралии. В Австралии большие по протяжённости эвкалиптовые леса. Они насчитывают 600 разных видов эвкалиптовых деревьев. Эвкалипт называют «зелёным великаном»: он огромного размера, высота его более 100 метров (примерно 25-этажный дом). Эвкалипт очень быстро растёт: за 1 год он вырастает на 5 метров. Это удивительное дерево, так как на разных ветках растут листья разной формы: на молодых ветках – округлой, а на ветках постарше – жёсткие, продолговатые, причём они ребром повёрнуты к солнцу. Дерево долго может хранить в себе влагу. Эвкалипт – вечнозелёное растение (как наша ель), но раз в году он меняет кору. После жаркого лета кора становится бурой, отходит от древесины ствола и падает на землю. После этого ствол становится гладким и отсвечивает различными цветами радуги.

Воспитатель: А теперь познакомимся с животными Австралии. Послушайте стихотворение и отгадайте, о каком животном в нём говорится:

                          Заброшена Австралия почти на край земли,

                          Поэтому Австралию не так давно нашли.

                          А чтоб не потеряли их навек или на сутки,

                          Все жители Австралии с собою носят сумки.

                          Большие или маленькие, авоськи или сетки,

                          Ведь важно, чтобы маленькие не потерялись детки. (А. Усачёв)

Какое животное носит с собою сумку?

Дети: кенгуру!

Воспитатель: Правильно! Поэтому его называют сумчатым животным. Кенгуру – символ Австралии. А что вы знаете о кенгуру? Как он выглядит, передвигается? Как ухаживает за детёнышами? Чем питается?

(Дети рассказывают, что знают о кенгуру. Воспитатель обобщает их ответы.)

Воспитатель: Кенгуру скачет на задних лапах, которые крупнее и сильнее, чем передние. Если кенгуру никуда не торопится, то передвигается на 4-х лапах. Хвост у него длинный, толстый у основания. Во время прыжка кенгуру удерживает СС его помощью равновесие, а в спокойном состоянии опирается на него.  У него рождается 1 или 2 детёныша, которые 6 – 8 месяцев проводят в сумке у мамы. Питается кенгуру травой.

Посмотрите, кто изображён на следующей картинке

Дети: Медведь коала (рассказ ребенка - корреспондента о коале).

Воспитатель: А кто на этой картинке?

Дети: Утконос (рассказ ребенка – корреспондента об утконосе).

Воспитатель: Кто на этой картинке?

Дети: Дикая собака динго (рассказ ребенка – корреспондента о дикой собаке динго).

Воспитатель: Как она выглядит? Чем отличается от остальных собак? (Дети рассказывают, что знают о собаке динго. Воспитатель обобщает их ответы.)

Воспитатель: Динго – дикая собака. В Австралии запрещено держать динго в качестве домашних животных. Они не умеют лаять, но способны рычать и выть. Это хищные животные, питаются ящерицами, птицами, кроликами, нападают на кенгуру. Любят овец, поэтому австралийские фермеры борются с ними.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (Воспитатель показывает детям 4 картинки с изображением животных: собака динго, жираф, коала, кенгуру. Дети находят лишнюю и объясняют почему.)

Воспитатель: Ребята! На память об Австралии её жители подарили нам вот такой сундучок.

 (Дети возвращаются из Австралии домой на самолёте.)

6.Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Что нового узнали об Австралии?  (Дети отвечают.)

Воспитатель: Давайте в конце путешествия составим синквейн об Австралии. Что такое синквейн? (Дети отвечают, воспитатель обобщает и дополняет их ответы.)

Воспитатель: Синквейн (от французского слова пять) – это стихотворение, состоящее из 5 строк. В нём нет рифмы, но есть смысл. Он учит правильно использовать понятия и высказывать своё отношение к ним всего в 5 строках. Другими словами, всё, о чём мы сегодня с вами говорили, нужно представить в 5 строках. Про кого будем составлять синквейн?

Например:

1-я строка – существительное-ключевое слово синквейна

кенгуру

2–я строка- два прилагательных-описание темы

быстрый, забавный

3-я строка-три глагола-описание действия темы

прыгает, опирается, питается

4-я строка-короткое предложение из 4-х слов-суть темы

носит своего детёныша в сумке

5-я строка-слово-синоним к 1-ому слову-ассоциация

млекопитающее

7.(Воспитатель выносит сундучок.)

Воспитатель: Посмотрите, какой интересный сундучок! Его нам подарили жители Австралии. Как вы думаете, что там? (Дети высказывают предположения. Воспитатель достаёт контурные карты.)

Возьмите эти контурные карты домой и закрасьте на них вместе с родителями Австралию. Потом нарисуйте животных или растений. Попросите родителей помочь вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр картинок "Лесенка" и музыкально- игровая программа для детей младшего возраста

Программа позволяет не токо посмотреть театральное представление, но и поиграть....

"Игровой массаж" в картинках

Рекомендованна для детей второй младшей и средней группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ 1.Кто быстрее? Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения. Материал для игры: карточки с изображе

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ 1.Кто быстрее?Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растенияИгровая задача: найти картинку с изображением ...

Технологическая карта № 1, игрового упражнения "Купание малышей-голышей" с использованием набора "Мытье рук" из серии игровых упражнений Практической жизнью М. Монтессори.

Карточка разработана для более успешного, адаптированного использования игровых  упражнений Практической жизнью по методике М.Монтессори.Целью подготовки материала является: 1) простота и удобств...

Конспект игрового тренинга "Песочные картинки"

Игровой тренинг в старшей группе с элементами песочной - терапии...

Учебно-методическое игровое пособие «Разрезные картинки»

Игра расширяет представления детей о животном мире при помощи метода моделирования....