Статья "Инновационные формы работы с родителями"
консультация на тему

В данной статье я делюсь опытом с коллегами нетрадитонными формами работы с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Васильева Марина Вячеславовна, воспитатель высшей категории

Китовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Ивановская область, Шуйский район

Нетрадиционные формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

                                                                                     Семья – поистине высокое творенье.

                                                                                      Она заслон надежный и причал

                                                                                      Она дает призванье и рожденье.

                                                                                      Она для нас основа всех начал.

                                                                                                                        (Е.А.Мухачева)

        Исходя из своего большого педагогического опыта, я с уверенностью могу сказать, что работа с семьей является, пожалуй, самой непростой во всем процессе воспитания и образования детей. И если раньше общение с родителями ограничивалось консультациями, традиционными родительскими собраниями, индивидуальными беседами, то сейчас сотрудничество детского сада и семьи вышло на новый, современный уровень. В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает.        

        Мы должны решить ряд вопросов:  как организовать взаимодействие семьи и детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь таких занятых и далеких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в жизни ребенка в детском саду? Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали все мероприятия, проводимые в ДОУ? Что нужно сделать, чтобы им в детском саду было интересно?

        Задачи, стоящие сегодня перед системой образования повышают ответственность родителей за результаты учебно-воспитательного процесса, так как именно они непосредственно заинтересованы в повышении качества образования и развития своих детей. Взаимодействие педагогов и родителей невозможно без учета интересов и запросов семьи.

        Наша цель – вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.

 Задача детского сада – «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании и образовании ребенка; работать в одной «команде».

Сотрудничество педагогов и семьи – это совместное определение целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств, контроль и оценка результатов работы, прогнозирование новых целей и задач. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга.

В связи с этим можно выделить принципы взаимодействия с родителями:

  • Позитивный настрой на общение, доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями.
  • Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и с родителями. Общаясь с родителями необходимо чувствовать ситуацию, настроение родителей.
  • Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители – люди грамотные, любой интересующий их вопрос они могут найти в социальных сетях. Наша задача – помочь им теоретические знания применить на практике.
  • Динамичность. Детский сад сегодня находится в режиме развития, а не функционирования. Поэтому необходимо быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.

 В нашей группе мы используем разнообразные инновационные формы работы с родителями.

Одной из таких форм являются «Родительские уроки». Это своего рода мастер-классы, которые проводят сами родители с детьми группы. Участвуя в родительских уроках, дети получают новый положительный опыт, а родители являются не только источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Мне кажется, это наиболее интересная форма партнерства семьи и дошкольного учреждения. В моей группе есть родители – педагоги, которые с удовольствием помогают мне внедрить в образовательный процесс данную инновационную форму работы с семьей.

«Совместные проекты» помогают объединить усилия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. Вместе с родителями мы подготовили несколько проектов: «Минутки здоровья», «Покормим птиц зимой», «Наша маленькая родина», «Моя родословная». Результаты проектов оформили в виде презентаций. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги и на добровольной основе вовлекаются родители. Роль взрослых – создать условия для реализации познавательной деятельности детей, помочь найти информацию по теме. Наши родители помогли создать развивающую среду по данным темам (подготовили нетрадиционное спортивное оборудование для реализации первого проекта, соорудили кормушки вместе с детьми, принесли корм для птиц, развесили кормушки на ветки деревьев на территории нашего участка). С помощью пап и мам мы совершили экскурсию по селу, много интересного узнали о его истории и достопримечательностях.

Каждый год наша группа активно участвует в конкурсе «Снежных дел мастер».  Несмотря на сложные климатические условия, родители проявили фантазию, творчество и оригинальность. Цель данного мероприятия – создание условий для разнообразной познавательной и двигательной деятельности детей, укрепление их здоровья и формирование положительного эмоционального настроя.

Также в нашей группе традиционными стали «Дни Добрых дел». Это покраска оборудования участка, подготовка группы к новому учебному году, помощь в создании предметно-развивающей среды, расчистка участка от снега. Родители активно откликаются на просьбы о помощи, часто сами предлагают свои услуги и это плюс в моей работе. Родители стали непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом. Ответственно отнеслись они  к серьезному и нужному делу – изготовлению кормушек, как традиционных (из фанеры, коробок, пластиковых бутылок), так и нетрадиционных – (из овощей, фруктов, семечек), проявив смекалку и творчество. Такие совместные работы больше сближают родителей и детей.

Самые активные родители группы представляют «Опыт семейного воспитания», выпустив альбомы, в которых запечатлели интересные моменты жизни своих детей. Они делятся опытом проведения совместного отдыха на природе, воспитания трудовых навыков детей, рассказывают о традициях своей семьи. Эти альбомы находятся в доступном для остальных родителей месте, они могут внимательно изучить и взять для себя что-то полезное и нужное.

В своей группе мы создали «Родительскую почту». Это просто ящик, который стоит в приемной, рядом помещены бумага и ручки.  Родители могут задать любой вопрос в письменной форме воспитателям группы, заведующей, специалистам и получить конкретный вопрос на интересующие их темы. Данная почта не замещает и не может заменить непосредственного общения, но служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным, насыщенным, так как у родителей постоянная нехватка времени, да и некоторые вопросы они просто стесняются спросить.

Получить положительные эмоции, сюрпризы, улыбки, дать всем почувствовать свою значимость и необходимость помогают «Совместные праздники». Мы приглашаем родителей на все праздники и предлагаем им быть не просто пассивными зрителями, активно снимающими на мобильные телефоны и камеры своих детей, а быть участниками праздничного действия. Это очень нравится детям, они гордятся своими родителями и в своей памяти, я уверена, навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания, много радостных и волнующих минут. Особенно хочется отметить театрализованную деятельность, которая в нашем детском саду поставлена на высоком уровне. Доказательство тому – многочисленные грамоты, дипломы на муниципальном, областном и всероссийском уровне. Какова здесь заслуга родителей? В постановке сказок, спектаклей в одиночку (я имею ввиду педагогов) добиться хороших результатов очень сложно. Изготовление декораций, шитье костюмов, участие в постановках, съемка, монтаж – вот масштаб деятельности мам и пап.

На каждого ребенка группы я завела «Индивидуальные блокноты». Это своеобразный дневничок малыша, куда записываю успехи детей по разным видам деятельности, их достижения, интересные высказывания, записи детской речи. Родители могут также делать небольшие пометки об успехах ребенка дома, его впечатлениях от увиденного.

У нас есть свой «сайт». Электронная переписка – это, конечно, не книга жалоб. Устанавливается обратная связь с родителями и есть возможность отследить и характер проблем родителей, и уровень их удовлетворенности нашей деятельностью, и обсудить перспективы развития. Принципы эффективного информирования – актуальность, конкретность, позитивность, регулярность.

Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они активные участники в жизни своего ребенка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования инновационных форм в работе с родителями.

        

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Форма: коллективные формы работы с родителями Тема: ТАКИЕ ВЗРОСЛЫЕ ТРЕХЛЕТКИ! (Родительское собрание № I, сентябрь)

Цель мероприятия:     Информировать родителей о психологических особенностях развития детей трех лет. Раскрыть понятие «кризис трех лет».Помочь родителям осознать причины капризов ...

Охарактеризуйте традиционные формы работы ДОУ с родителями. Требования к организации и проведению. Представьте конспект одной из форм работы с родителями.

Нормативно-правовые документы:«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ  № 1155 от 17.10.2013).Федеральный закон от  29.12.2012 №273-Ф...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Дебаты, как одна из форм работы с родителями (интерактивные формы работы с родителями)

В настоящее время работа с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Включение семьи как партнера...

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...