Проект«Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников»
проект (старшая группа) на тему
Актуальность и социальная значимость проекта заключается в том, что он направлен на развитие эмоционально-личностного потенциала детей, их индивидуальности, умения видеть окружающих людей и сопереживать им, овладевать разнообразными навыками общения с окружающим миром и методами саморегуляции. Для меня как педагога было важно показать детям разнообразие ощущений, эмоций и чувств, которые может испытывать человек в своей жизни, уметь видеть, ценить, принимать себя таким , какой ты есть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 34.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5 «ТЕРЕМОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Паспорт
социального проекта
«Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников»
Автор проекта:
Ветюгова О.Ю.
педагог-психолог МБДОУ д/с №5 «Теремок»
г. Шахунья
2017г.
Оглавление.- Оглавление……………………………………………………………………….2
- Информационная часть………………………………………………………...3-4
- Актуальность проекта………………………………………………………….4-5
- Сбор и анализ информации по избранной проблеме…………………..5-6
- Этапы реализации проекта…………………………………………………….6-7
- Ожидаемые результаты проекта……………...................................................7-8
- Заключение и выводы………………………………………………………......8
- Литература……………………………………………………………………......9
- Приложение……………………………………………………………………….10-42
- Фотоприложение…………………………………………………………………43-47
Информационная часть
Информационная карта
Наименование проекта | «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников» |
Автор проекта | Ветюгова Ольга Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ д\с №5 «Теремок» |
Обоснование актуальности и социальной значимости проекта | Актуальность и социальная значимость проекта заключается в том, что он направлен на развитие эмоционально-личностного потенциала детей, их индивидуальности, умения видеть окружающих людей и сопереживать им, овладевать разнообразными навыками общения с окружающим миром и методами саморегуляции. Для меня как педагога было важно показать детям разнообразие ощущений, эмоций и чувств, которые может испытывать человек в своей жизни, уметь видеть, ценить, принимать себя таким , какой ты есть. |
Цели и задачи проекта | Цель проекта: вызвать у детей интерес к коммуникативным играм, обогатить их специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения; научить самостоятельно их организовывать. Задачи проекта: 1. Создать в группе условия для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения. 2. Показать детям разнообразные игры на формирование коммуникативных навыков и социального доверия и научить организовывать их самостоятельно. 3. Познакомить педагогов и родителей с теоретическими и практическими основами разработки проблемы коммуникации. |
Краткая аннотация содержания проекта | Данный проект на доступном уровне знакомит детей с коммуникативными играми, обучает их пониманию себя и умению «быть в мире с собой», развивает навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания; вырабатывает у дошкольников положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения. «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья» - девиз этого проекта. |
Сроки выполнения проекта | 2016-2017уч.г. |
Материально-техническая база и предполагаемая стоимость проекта | Проект реализуется на базе МБДОУ д/с №5 «Теремок» комбинированного вида. Материально-техническая база: - музыкальный зал; - тренажерный зал; - социально-эмоциональные уголки в группах; - атрибуты для коммуникативных игр; - методическая литература; - наглядный материал; - картотеки коммуникативных игр; - ИКТ (музыкальный центр, компьютер). Проект не предполагает материальных затрат. |
Актуальность проекта
«Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья»
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.
С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение.
Практически в каждой группе разворачивается сложная и порой драматическая картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, сорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Взрослые иногда не подозревают о той гамме чувств и отношений, которую переживают дети, не придают особого значения детским ссорам и обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Именно по этому в настоящее время одной из актуальных проблем воспитания является проблема развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями, другими людьми.
Большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей отводится коммуникативным играм. Именно в них повышается умственная активность ребенка, формируются самооценка, самоконтроль, организованность и адекватные межличностные отношения. Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу. Коммуникативная игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических проблем.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, поэтому в своей работе я использую именно коммуникативные игры. В них ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам , сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей. Коммуникативные игры являются неотъемлемой частью социально - нравственного воспитания дошкольников. Имея нравственную основу, они учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром, вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем. Коммуникативные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, являются активным средством социализации старших дошкольников.
Коммуникативные игры актуальны и интересны в настоящее время, так как именно они формируют у детей социальные контакты и развивают способность к совместным действиям в быт овых жизненных ситуациях. Их с большим удовольствием и пользой можно использовать на любых занятиях, в повседневной деятельности в детском саду, а так же в свободное время в кругу семьи. Эти игры доступны по содержанию и методам проведения и педагогам, и просто взрослым членам семьи дошкольников.
Мой проект направлен на привлечение внимания ребенка к самому себе и окружающим его людям. Участие в проекте убеждает детей в том, что они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение является путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей. Проект подразумевает единение детей, педагогов и родителей, поэтому они должны стать полноправными его участниками.
Сбор и анализ информации по избранной проблеме
Тип проекта: информационный, игровой.
По продолжительности: долгосрочный.
По характеру контактов: внутригрупповой.
По количеству участников: групповой, фронтальный.
Участники проекта: педагог-психолог, дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта: 2016-2017 уч.г.
Проблема.
В нашем детском саду в 2014 -2015 уч. г. я как педагог-психолог занималась с детьми старшего дошкольного возраста с проблемами межличностного общения. По результатам наблюдения за детьми в группах и диагностики стало ясно, что формирование у детей способов бесконфликтного общения является очень важным аспектом воспитания детей в коллективе сверстников. В ходе наблюдений за дошкольниками я отметила их неумение понимать самого себя и регулировать свое эмоциональное состояние, договариваться со сверстниками, приходить к общему решению, учитывать мнение партнера. Кроме этого я поняла, что не все педагоги групп знакомы на достаточном уровне с теоретическими и практическими основами развития коммуникативной деятельности детей; родители не всегда могут помочь своему ребенку благополучно выйти из эмоционально-конфликтной ситуации.
Именно поэтому я решила обратиться к данной теме: «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников».
Гипотеза.
Я считаю, что знание и активное использование детьми коммуникативных игр приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой дети приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию их личности и подготовки к дальнейшей жизни; педагоги и родители приобретут необходимые навыки общения с детьми старшего дошкольного возраста, повысят свой уровень психологических знаний и научатся понимать «маленьких людей».
«Счастье - это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему надо научиться.
Цель проекта: вызвать у детей интерес к коммуникативным играм, обогатить их специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения; научить самостоятельно их организовывать.
Задачи проекта:
1. Создать в группе условия для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения.
2. Показать детям разнообразные игры на формирование коммуникативных навыков и социального доверия и научить организовывать их самостоятельно.
3. Познакомить педагогов и родителей с теоретическими и практическими основами разработки проблемы коммуникации.
Этапы реализации проекта.
Этапы | Содержание деятельности |
I этап Организационный | 1.Изучение методической литературы. 2. Составление перспективного планирования занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков межличностного общения. (Приложение ). 3.Подборка коммуникативных игр в соответствии с возрастом детей. 4.Создание условий для проведения игр в группах (социально-эмоциональные уголки, насыщенные богатым содержанием). 5.Создание развивающей среды в музыкальном зале (изготовление атрибутов для коммуникативных игр); привлечение родителей к предстоящей творческой работе (создание альбома «Игры с детьми и взрослыми » (Приложение ). 6.Игровые задания для домашнего общения. Использование данного вида деятельности позволит вычленить наиболее «наболевшие» вопросы, разглядеть проблему с разных сторон и более вдумчиво подойти к пониманию законов детского развития. 7.Консультация родителей по теме: «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой? », «Самооценка ребенка» (Приложение ). 8.Консультации педагогов по теме «Психогимнастика как средство социализации дошкольников» 9.Организация и проведение тренингов с педагогами на тему «Азбука общения» |
II этап Практический | 1.Формирование у детей элементарных знаний и представлений об основах бесконфликтного общения через активное использование различных этюдов, упражнений, релаксационных пауз, развивающих игр, бесед и др. 2.Обучение детей организации коммуникативных игр в свободной деятельности. 3.Организация и проведение развивающих занятий по формированию навыков межличностного общения. 4.Организация и проведение развлечений «Наши эмоции», «Будь внимателен к другу» (Приложение ). |
III этап. Заключительный | 1.Обобщение опыта работы по теме: «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников» - итоговое занятие «Путешествие в страну Эмоций» (Приложение). |
Ожидаемые результаты проекта.
Прогнозируемый результат:
У дошкольников формируется:
1. Осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка.
2. Способность к произвольной регуляции своей деятельности.
3. Умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми:
- видеть сверстника, чувствовать своё единство с ним;
- согласовывать своё поведение с поведением других детей;
- видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей;
- помогать сверстнику в процессе совместной деятельности, делиться с ним;
- свободно выражать своё эмоциональное состояние, чувства в коммуникативной сфере
У педагогов повышается:
- профессиональный уровень, формируются навыки и умения практического использования методов и приемов развития коммуникативной деятельности детей;
У родителей повышается:
- образовательный уровень через введение их в увлекательный мир коммуникативных игр; развивается система бесконфликтного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателями).
Продукты реализации проекта:
- Разработка тематических бесед и консультаций по теме « Коммуникативные игры с детьми и взрослыми»;
- Составление картотеки коммуникативных игр.
- Оформление альбома «Игры с детьми и взрослыми».
- Итоговое занятие « Путешествие в страну Эмоций».
Оценка результатов проекта
По окончании работы над проектом педагог-психолог, педагоги групп повысили профессиональную компетентность в вопросах развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста; все участники проекта стали активно использовать составленную мной систему игр по развитию межличностных отношений дошкольников на практике; дети старшего дошкольного возраста овладели на достаточно высоком уровне навыками бесконфликтных форм общения, т.е. конфликтов в группе между детьми стало меньше.
Заключение и выводы
Обучая навыкам общения в различных жизненных ситуациях – со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми, - коммуникативные игры вырабатывают у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения. По моим наблюдениям детям было интересно участвовать в проекте, им это было нужно, а значит моя работа не прошла даром. Мы вместе с педагогами, детьми, родителями попытались с помощью коммуникативных игр побывать в чудесной стране под названием ОБЩЕНИЕ, попытались понять законы этой страны, узнали, как нужно и можно видеть и понимать себя, видеть и понимать окружающих людей, весь это странный и сложный мир под названием ЖИЗНЬ.
Дети, как маленькие росточки, тянутся к солнцу, любви, доброте, познанию таинственного мира, в котором каждый должен найти свое место, то есть считаю, что мой проект должен быть полезен всем по своему: и детям, и педагогам, и родителям.
В результате изучения информационных источников, литературы было собрано много интересного и познавательного материала, который был переработан специально для детей старшего дошкольного возраста.
Результатом практической части является создание альбома «Игры с детьми и взрослыми», а также картотеки коммуникативных игр, проведение развлечений и итогового занятия «Путешествие в страну Эмоций».
Итак, коммуникативные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования социально адаптированной, гармонически развитой личности.
Литература.
- Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. - М.: Книголюб, 2003. - 56с.
- Дьяченко В., Мещерякова Л., Гузенко О. Тайна моего дарования. // Обруч, 2005, №5 - c. 15-17.
- Дружинин В. Н. Психология семьи. - М.: КСП 1996. - 158 с.
- Захаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей. // Вопросы психологии. 1982.№1. - С. 59-68.
- Захаров А. И. Детские неврозы. - С.-П.: Респекс, 1995. - 190 с.
- Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. -240с.
- Князева О.Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 168с.
- Колесник Н. Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - М., 1999. - 15с.
- Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. - М.: Прометей; Книголюб, 2003. - 64с.
- Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. - М.: Педагогика, 1990. - 268с.
- Мамаева В. Экспертная оценка в детском саду. // Обруч. 2004.№5 - С. 12-1
- Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 384с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
- Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. -М.: АРКТИ, 2001. - 48с.
- Нифонтова О. В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - Курск. 1999. - 16с.
- Пазухина И. А.. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 - 6 лет: Пособие практических работников детских садов. - СПб: Детство - Пресс,2004. - 272 с.
- Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 160с.
- Разживина Л. Азбука настроений. // Обруч. 2002, №3 - С.26.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1996. - 523с.
- Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2003. - 72с.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2003. -160 с.
- Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. 1999.№10. - С. 29-
- Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) - СПб.: Детство-Пресс, 2000. -384с.
- Философский энциклопедический словарь. // Под ред. Л. Ф. Ильичёва, П. Н. Федосеева. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840с.
- Хобсон К. Ф. Мир входящему: развитие ребёнка и его отношений с окружающими. - М.: Центр общечеловеческих ценностей; 1992. - 510с.
- Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002. - 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность – средство социализации старших дошкольников.
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игра рассматривается как деятельность, имеющая очень ...
проект «Коммуникативные танцы-игры – как средство социальной компетенции ребенка» «Танцуем вместе»
проект «Коммуникативные танцы-игры – как средство социальной компетенции ребенка» «Танцуем вместе»разработала музыкальный руководитель Давлеткулова Е.В....
Проект: «Конструктор «Мультикрути», как средство социализации старших дошкольников».
Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе в его социальном развитии. Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода реб...
Методический семинар по теме "Виртуальная экскурсия, как средство социализации старших дошкольников"
С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах ДОУ.Мы все любим путешествовать! Но можем ли мы попасть в любую точку мира как тольк...
Творческий игровой проект «Коммуникативные танцы-игры, как средство социальной компетенции ребенка. Танцуем вместе»
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входя...
Проект «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников» старшая группа
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство д...
Проект «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников»
Большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей отводится коммуникативным играм. Именно в них повышается умственная активность...