Организация развивающих прогулок в детском саду
статья на тему

Владимирская Вера Валерьевна

Для воспитателей прогулка – это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, показать опыты, материал для которых представляет сама природа, развивать внимание, память и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_razvivayushchih_progulok_v_detskom_sadu.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

Организация развивающих прогулок в детском саду.

 В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (раздел «Требования к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования и ее объему») подчеркивается, что  в повышении качества дошкольного образования значимое место отводится образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. К наиболее длительным по времени режимным моментам в ДОУ относится прогулка. Она составляет 37% от общего времени пребывания ребенка в детском саду. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой.

   Для воспитателей прогулка – это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, показать опыты, материал для которых представляет сама природа, развивать внимание, память и т.д.

В зависимости от предыдущего занятия и погодных условий изменяется и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если в холодное время с детьми проводили непосредственно образовательную деятельность, требующую больших умственных усилий, усидчивости, на прогулке необходимо вначале организовать свободную игровую деятельность, провести подвижные игры, пробежки, а затем перейти к наблюдениям. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное развитие, то начинать надо с наблюдений, спокойных игр. Любая прогулка должна быть наполнена разнообразной содержательной деятельностью (трудовая, игровая, индивидуальная работа с ребенком, наблюдение).

   Разработаны требования к организации прогулок с детьми. На прогулке с детьми дошкольного возраста необходимо правильно чередовать спокойную и активную деятельность, которая по времени распределяется примерно так: 30-35 минут – спокойная самостоятельная деятельность (сюжетно-ролевые, строительные, дидактические игры) и 40-50 минут – активная деятельность (спортивные игры, трудовая деятельность).

Во время спокойной деятельности целесообразно организовать наблюдения, формирующие у детей мотивацию к исследовательской деятельности, экспериментированию, проводить работу по развитию связной речи, обогащению и расширению словаря.

   В группах с детьми младшего дошкольного возраста следует планировать кратковременные, но часто повторяющиеся наблюдения, так как дети этого возраста быстро утомляются и внимание их неустойчиво.

   В средней группе целесообразно знакомить детей с некоторыми качественными изменениями в природе, используя несложные игры – поручения: «Найди такой же листок, дерево, цветок», «Кто больше всех заметил?» и др. повторяющиеся наблюдения за одним и тем же явлением в природе учат детей замечать происходящие изменения, эмоционально о них рассказывать.

   В старшем дошкольном возрасте наблюдения и исследования проводятся более длительное время, сопровождаются практическими исследованиями, высказыванием выводов, суждений.

   Спокойная деятельность сменяется подвижными играми с элементами спорта, спортивными развлечениями, трудовой деятельностью. Для совершенствования движений детей младшего возраста целесообразно проводить бессюжетные подвижные игры, в которых предусмотрены различные действия с предметами, выполнение конкретных заданий. Со старшими дошкольниками нужно организовывать спортивные игры и соревнования. Для реализации двигательной деятельности детей следует также использовать оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок.

Определяя объем и содержание трудовой деятельности на прогулке, воспитатель наряду с обучением детей практическим навыкам должен предусмотреть знакомство с растениями, животными, правилами ухода за ними, продумать формы организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приемы, способствующие воспитанию чувства ответственности, значимости своего труда

   Затем дети опять возвращаются к спокойной деятельности. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности меняется с учетом конкретных условий дошкольного учреждения, времени года и погоды, возраста детей и характера предшествующей деятельности.

   При организации всех видов деятельности на прогулке следует учитывать индивидуальные особенности детей, состояние их здоровья, активно использовать методы и приемы, направленные на становление нравственных норм и правил поведения, общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Организация развивающей среды в детском саду и дома».

Консультация для родителей, воспитывающих ребенка-дошкольника, о том, как организовать развивающую среду в детском саду и дома....

Организация увлекательных прогулок в детском саду

Как можно весело и легко организовать прогулку летом с ребенком, чтобы ребенок смог развивааться даже гуляя и играя на свежем воздухе....

Организация развивающей среды в детском саду согласно ФГОС ДО

В докладе рассматриваются принципы организации развивающей среды по ФГОС ДО на территории и внутри учреждения.Обозначены требования законодательства к развивающей среде, и практические рекомендации по...

«Организация развивающей работы в детском саду с детьми с расстройствами аутистического спектра»

Аутизм — заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития. При ранней диагностике аутизма у детей лечение может иметь заметные результаты...

Мастер-класс на тему: Использование макетов игрового пространства в организации развивающей среды групп детского сада

Использование макетов игрового пространства в организации развивающей средыгрупп детского сада...

Использование блоков для организации развивающего пространства в детском саду

Для организации предметно-пространственной среды  можно использовать блоки, сделанные своими руками....