Кружковая деятельность по познавательному развитию детей «Почемучки» (4-5 лет)
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)

Рогова Татьяна Петровна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Кружковая деятельность по познавательному развитию детей «Почемучки» (4-5 лет)» - это итоговая работа по программе повышения квалификации «ФГОС как инструмент общественного управления качеством ДО. Моделирование эффективных механизмов ГОУ качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО. Публичная презентация ДОО опыта общественного участия в управлении качеством ДО»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_rogova_t.p.docx58.53 КБ

Предварительный просмотр:

docendo

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Реализация дополнительных профессиональных программ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по теме: «Кружковая деятельность по познавательному развитию детей «Почемучки» (4-5 лет)»

Разработчик:

Рогова Татьяна Петровна

воспитатель МБДОУ № 10

«Гнездышко»

г. Рубцовска

тел. 4-01-40

г. Барнаул

2015 год

Структура рабочей программы

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.

Пояснительная записка ………………………………………………...

3

1.1.

Цель рабочей программы ………………………………………………

6

1.2.

Задачи рабочей программы …………………………………………….

6

1.3.

Принципы и подходы к организации образовательного процесса ….

7

2.

Планируемые результаты освоения Программы (в соответствии с целевыми  ориентирами ) .......................................................................                                                                          

8

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ  РАЗДЕЛ

1.

Примерная последовательность этапов занятия-исследования...........

9

2.

Формы  и методы организации воспитательно-образовательного процесса в ходе занятий-исследований..................................................

9

3.

Календарно-тематический план..............................................................

12

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  РАЗДЕЛ

1.

Методическое обеспечение программы ................................................

16

        

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка

Рабочая   программа кружковой деятельности по познавательному развитию детей "Почемучки" (далее – Программа) разработана  на основе примерной общеобразовательной программы  дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и  основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 10 «Гнездышко» в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

 Рабочая программа по развитию детей средней группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному направлению.

Нормативно-правовую основу для разработки Программы составляют:

  • Федеральный закон 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему;
  • Конституция РФ, ст. 43, 72;
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
  • Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №10 «Гнездышко»

Актуальность

Есть у нас шестёрка слуг,

Проворных, удалых,

И всё, что видим мы  вокруг,-

Всё  узнаем  от них.

Они по знаку нашему

Являются в нужде.

Зовут их: Как? и Почему?,

Кто?, Что?, Когда? и Где?.     (по стих. Р.Киплинга)

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме.

В свете  принятия Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), данная образовательная программа приобретает особую актуальность.

ФГОС ДО 2013 г. в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

Следует отметить, что ФГОС ДО особое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).

Значительное количество и высокое качество исследований проведенных и опубликованных в последние годы (А.И.Савенков, Л. Н. Прохорова, О. И. Чехонина и др.) так же  свидетельствует об актуальности  проблемы организации детского экспериментирования в детском саду, о значимости исследовательской деятельности дошкольников для своевременного и полноценного развития их познавательных способностей.

Особенности программы

Рабочая программа составлена с учѐтом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.

Рабочая программа предназначена для детей 4-5 лет (средняя группа)

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

Отличительной особенностью данной программы является  комплексное использование элементов ранее известных и современных методик развития детской поисково-познавательной деятельности, структуризация практического материала для дошкольников, а так же использование авторской рабочей тетради ("Рабочая тетрадь ПОЧЕМУЧКИ")  для закрепления полученных знаний.

Данная программа может быть использована  воспитателями дошкольных учреждений при работе с детьми, а также их родителями.

1.1. Цель рабочей программы

Создание условий для всестороннего развития дошкольников,   развитие у детей мотивации к познанию и творчеству,  а   также   способностей   и   компетенций через ознакомление с целостной картиной мира и экспериментирование.

1.2. Задачи рабочей программы

1. Развитие любознательности и познавательной мотивации; опыта эмоционально-чувственного общения с природой и социокультурным окружением

2. Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.

3. Формирование познавательных действий; развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний полученных при взаимодействии с природным и предметным окружением.

Эти задачи реализуются в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной,  познавательно-исследовательской,  продуктивной,  музыкально-художественной, чтения.  

1.3. Принципы и подходы к организации образовательного процесса

Согласно ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013 г. познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Актуальными при работе с детьми являются принципы:

- принцип гуманизациии педагогического процесса - определяющий приоритет не передачи знаний, умений, а развитие самой возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни;

  • принцип развивающего обучения — способствующий не только осмыслению приобретаемых знаний, но и развитию психических процессов, связанных с восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевых и эмоциональных процессов, что в итоге обеспечивает развитие личности ребёнка в целом;
  • принцип индивидуального подхода –предусматривающий  организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребёнка, создание условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребёнка в отдельности;
  • принцип воспитывающего обучения - отражающий необходимость обеспечения в учебном процессе благоприятных условий воспитания ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе;
  • принцип научности обучения и его доступности – означающий, что у детей дошкольного возраста формируются элементарные, но по сути научные, достоверные знания. Представления об окружающей действительности даются детям в таком объеме и на таком уровне конкретности и обобщенности, чтобы это было им доступно, и чтобы эти знания не искажали содержания

2. Планируемые результаты освоения Программы (в соответствии с целевыми  ориентирами )

К целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Планируемые результаты  4 – 5 лет

• Ребенок проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию,  к окружающему миру природы; называет разные предметы, которые окружают его; знает их назначение. Называет признаки и качества предметов.

• Предпринимает попытки самостоятельного обследования предметов, используя знакомые и новые способы, при этом активно применяет все органы чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние, сенсорно-моторные действия).

Способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач.

•Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе) и элементарные правила обращения с разными материалами (веществами).

Мониторинг уровня познавательной активности и любознательности детей проводится по методикам Л.Н. Прохоровой «Маленький исследователь»  и А.И. Ивановой «Маленький исследователь».  Методы диагностики: наблюдения за реальным поведением ребенка в разных видах деятельности (коммуникативной, игровой, познавательной, продуктивной, двигательной).

Данные мониторинга являются основанием для планирования индивидуальной работы с конкретным ребёнком и оптимизации работы с группой детей.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ  РАЗДЕЛ

 Работа кружка проводится в форме занятий-исследований

1. Примерная последовательность этапов занятия-исследования:

  1. актуализация культурно-смыслового контекста, «наводящего» детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы
  2. обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;
  3. уточнение правил безопасности в ходе опыта, эксперимента;
  4. обсуждение алгоритма действий, выбор оборудования и опытная проверка предположений;
  5. Анализ и обобщение, фиксация  полученных результатов;
  6. подбор предметного материала, обеспечивающего продолжение «исследования» в свободной деятельности детей в группе или дома с родителями.

2.  Формы  и методы организации воспитательно-образовательного процесса в ходе занятий-исследований

Ведущий метод -экспериментирование – форма поисковой познавательно-исследовательской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Игра - средство активного обогащения личности ребенка. В процессе игры  ребенок систематизирует информацию, упорядочивает, расширяет и закрепляет ее.  Используемые  игры:  дидактические,  подвижные,  словесные,  игры имитационного характера и др.

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игра в дошкольном детстве существует как особая деятельность и форма организации жизнедеятельности. Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, именно игра обеспечивает особенности и вариативность дошкольного воспитания, связанные с культурным развитием ребенка.

 Рассматривание представляет собой целенаправленное и мотивированное восприятие ребенком наглядных средств: картин, иллюстраций, рисунков, слайдов, мультфильмов, видеофильмов, телепередач  и т.д.; позволяет формировать у детей наглядные образы знакомых и незнакомых предметов, тех, которые дети не могут непосредственно воспринимать в жизненных ситуациях.

Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие предметов или явлений окружающего, обогащает представление ребёнка, направляет мыслительную деятельность, способствует совершенствованию познавательных психических процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, речи).

Проблемные ситуации -  это противоречия, которые, воздействуя на эмоциональную сферу ребенка, вызывают удивление, недоумение. Они побуждают включиться в поиск, проявить исследовательскую активность.

Тактика активизации познавательной деятельности детей в процессе обучения может быть реализована путем создания проблемной ситуации. В основе инновационных методик, используемых в обучении дошкольников, лежит идея проблематизации содержания социокультурного опыта (В.Т.Кудрявцев, В.А.Петровский, А.Н.Поддьяков). В дошкольном обучении в качестве объектов, ситуаций для проблематизации можно выбирать новые ситуации для детей, а также – учить видеть необычное в уже известном (А.Н.Поддьяков).

Беседа, диалог – форма организации познавательной деятельности, в которой через диалогическое общение расширяются, уточняются и систематизируются представления ребенка о предметах и явлениях окружающего, актуализируется личный опыт.

Познавательное развитие естественно связывают с процессом учения, характер которого состоит в направленности на развитие и саморазвитие субъекта в процессе активного познания окружающей действительности. Отсюда основным механизмом развивающего обучения является диалог. Диалоговые ситуации классифицируются следующим образом: педагог-ребенок, ребенок-ребенок, ребенок-группа детей. Диалогичность в процессе обучения создает условия для проявления познавательной активности детей. Именно в диалоге ребенок высказывает свое мнение, свою точку зрения, которые выслушиваются и принимаются педагогом.

Слушание  литературных произведений. Правильно подобранный литературный материал  (поговорки, загадки, познавательные сказки, рассказы, стихи...) - развивает эмоциональное отношение детей к природному и социальному окружению, обогащает  и расширяет их знания, развивает  воображение, заставляет строить логические цепочки и умозаключения.

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд), в результате которой ребенок получает определенный продукт. При этом в этой деятельности заложено познавательное начало: ребенок познает форму, величину, цвет, пространственные отношения, особенности различных материалов.

Коллекционирование – форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определенную ценность для ребенка. Коллекционирование поддерживает индивидуальные познавательные предпочтения детей.

Викторины, конкурсы и т.д.  - это  познавательная деятельность с использованием  информационно-развлекательного содержания. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в других формах познавательной деятельности. Эти методы используются для подведения итогов работы по теме.

 

3. Календарно-тематический план

Организация поисково-познавательной работы с детьми строится по пяти взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

1. Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).

2. Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок их свойства, планета Земля – её рельеф, климат, природные явления, Космос и Солнечная система).

3. Человек (человек –живой организм, человек – пользователь природы)

4. Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество и т.д.)

5. Рукотворный мир (материалы и их свойства, предмет – результат деятельности человека, преобразования предметов и т.д.)

Направление

Темы

направлений

Живая природа

Характерные особенности сезонов

Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде

Неживая природа

Вода, воздух

Песок, глина, камни

Человек

Человек –живой организм

Физические явления

Свет, цвет

Магнетизм

Вес, притяжение

Звук

Теплота

Рукотворный мир

Материалы и их свойства

ОКТЯБРЬ

Тема

Цели:

1 неделя

Солнечные зайчики

Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях; научить пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом).

2 неделя

Что отражается в зеркале?

познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

3 неделя

Почему все звучит?

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Дать понятие об охране органов речи.

4 неделя

Спичечный телефон

Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.

НОЯБРЬ

Тема

Цели:

1 неделя

Воздух повсюду

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства – невидимость.

2 неделя

Воздух работает

Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).

3 неделя

Зачем зайчику другая шубка?

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

ДЕКАБРЬ

Тема

Цели:

1 неделя

Вода, вода...

Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, имеет вес; принимает форму сосуда, в который она налита.

2 неделя

Что растворяется в воде?

Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

3 неделя

Тающий лед

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерз., а также принимает форму емкости, в которой находится.

4 неделя

Звенящая вода

Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

ЯНВАРЬ

Тема

Цели:

2 неделя

Свет повсюду

Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусств. изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

3 неделя

Свет и тень

Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение, создать с помощью теней образы.

4 неделя

Волшебные лучи

Объяснить, что свет — это поток световых лучей; познак. с тем, как можно увидеть луч света; понять, что световое пятно (или тень) на стене будет более ярким и четким, если источник света ближе к стене, и наоборот.

ФЕВРАЛЬ

Тема

Цели:

1 неделя

Бумага, ее качества и свойства

Продолжать знакомить детей с бумагой , вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

2 неделя

Угадай-ка

Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

3 неделя

Мы — фокусники

Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

4 неделя

Каждому камешку свой домик

Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

МАРТ

Тема

Цели:

1 неделя

Ткань, ее качестваи свойства

Продолжать знакомить детей с тканью, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

2 неделя

Раскрасим радугу

Продолжать знакомить с цветами радуги. Получить оранжевый, зеленый, фиолетовый,  голубой -  смешением двух цветов.

3 неделя

Песочная страна

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

4 неделя

Волшебный материал

Научить узнавать вещи из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

АПРЕЛЬ

Тема

Цели:

1 неделя

Звенящая вода

Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

2 неделя

Реактивный шарик

Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

3 неделя

Вертушка

Закрепить знания детей о том, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

4 неделя

Таинственные картинки

Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

МАЙ

Тема

Цели:

1 неделя

Почемучки все умеют

развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний полученных в течении года

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  РАЗДЕЛ

Методическое обеспечение программы

  1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Шемаханова О. А.  Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром (из опыта работы). (Дошкольная педагогика №4(69)/апрель/2011)
  4. Волкова Е.В., Микерин С.Л. Играем в ученых. Проводим опыты с водой, магнитом, движением, весом: Практическое пособие. /Авт.-сост. Е.В.Волкова, С.Л.Микерин. – Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2008. – 256с. – (Серия «Играем»).
  5. Шапиро А.И. Секреты знакомых предметов. Зеркало. Бумага. Опыты и эксперименты для детей.  (Сетевые исследовательские лаборатории "Школа для всех" http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/259)
  6. Сикорук Л.Л. Физика для малышей.  Изд. Педагогика , 1983г.
  7. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.
  8. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет / Автор-составитель: Зубкова Н. М. — СПб.: Речь, 2006.
  9. Дошкольникам о природных сообществах: конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром/ сост. Т.А. Литвинчик. - Мозырь: Содействие, 2010.
  10. Занимательные опыты с бумагой : пер. с англ. / Стивен У. Мойе. — М.: ACT: Астрель, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Мы - исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарст...

Программа кружковой деятельности по познавательному развитию детей дошкольного возраста (5-7 лет) "ХОЧУ! ВСЁ! ЗНАТЬ!"

Программа для развития познавательной потребности ребенка, которая находит отражения в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на «открытие» нового, которая развивает п...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию (окружающий мир) «Правила безопасности для малышей дома».

КонспектНепрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитию детей среднего дошкольного возрастапо познавательному развитию (окружающий мир)«Правила безопасносКонспектНепрерывной ...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей второй младшей группы (познавательно-исследовательская деятельность) «Ледяная история»

Цель:  познакомить детей с одним из свойств воды (лёд); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лёд - замерзшая вода); продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действ...