Подготовка руки к письму посредством оригами
статья (старшая группа) на тему
В статье идет речь о пользе техники оригами при подготовке ребенка к письму и развитии мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«Подготовка руки к письму посредством оригами»
Мирошниченко Ирина Владимировна
Воспитатель МБДОУ 133 общеразвивающего вида.
Г. Кемерово
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идет тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость. Кажется, совсем недавно малыш сделал первый шаг. Нас поражает быстрота его успехов: вчера еще не мог, сегодня уже справился. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действия, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности – все это факторы, характеризующие развитие ребенка.
Проходит 6-7 лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, внимание, память, мышление, должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.
С первых же дней в школе ребенок должен сидеть за партой 40-45 минут, соблюдая определенным позу. Держать определенным образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом.
Подготовка руки ребенка к овладению в школе письмом достигается приемами и упражнениями: Массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика, лепка из пластилина или глины, аппликации, в работе с бумагой в технике «Оригами», в штриховке, рисовании, вырезании, графических диктантах. лабиринты и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и четкого согласования руки и глаза. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем способствует приобретению навыков письма. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.
Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребенка к важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ – искусство, близкое ему и доступное.
Слово «Оригами» - японское. В переводе оно означает – «сложенная бумага» или «складывание бумаги».
Изготовление любой фигурки оригами начинается с определенной заготовки – базовой формы. Все они очень древние. Были придуманы японцами в далекие времена, когда искусство оригами только зарождалось. Каждая базовая форма имеет свое название, всего их двенадцать: треугольник, книжка, дверь, воздушный змей, рыба, дом, катамаран, блинчик, водяная бочка, квадрат, птица, лягушка.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекает детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали, последовательном сгибании бумаги вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам, надрезание, склеивание. Эти действия доступны детям дошкольного возраста. Так как оригами развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, и речь (речевой цент и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека и взаимно влияют друг на друга).
ОРИГАМИ развивает у детей способность работать под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
ОРИГАМИ способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, ведь в оригами нужно точно выполнять действия, соблюдая определенную их последовательность. Поэтому ребенку необходимо сконцентрировать свое внимание на объяснении педагога, чтобы получить желаемый результат.
ОРИГАМИ имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления у детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
ОРИГАМИ стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления. Приемы и способы складывания.
ОРИГАМИ знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
ОРИГАМИ активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
ОРИГАМИ совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
ОРИГАМИ способствует созданию игровых ситуаций. Сложив их бумаги маски животных, дети включаются в игру – драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т.д.
Оригами влияет на формирование личностных качеств ребенка:
- Дисциплинированности (мешая другим, мешаешь себе);
- Целеустремленности (начатое должно быть завершено);
- Самостоятельности (каждый старается сделать свою фигурку сам);
- Активности (работать с желанием, предлагать свои идеи, проявлять знания);
- Любознательности (нужно спрашивать о том, что интересно);
Оригами способствует развитию коммуникативных способностей:
- Чувства причастности к общему делу, ответственности;
- Умения договориться (выслушать других, высказать и доказать свое мнение);
- Заботливости и доброжелательности (желание помочь соседу, умение предложить и правильно оказать помощь, никого при этом не обидев).
И это не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство ОРИГАМИ. Систематические занятия с ребенком ОРИГАМИ – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой самомассаж руки как средство подготовки руки к письму.
Консультация для родителей...
Использование техники оригами для подготовкируки к письму.
Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу....
Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки и подготовки руки к письму для детей старшего дошкольного возраста
В пособии пообраны пальчиковые игры для развития мелкой моторики по темам...
«Подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр, рисования по клеточкам, рисования штрихом».
Целью моей работы является: Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности через:- Развитие мелкой моторики руки ребенка.- Развитие слухового внимания.- Развитие графичес...
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, ориентировки на листе, подготовку руки к письму (подготовка к школьному обучению)
laquo;Волшебные клеточки» или «Графический диктант»Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаг...
Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму через нетрадиционные виды деятельности:пластелинографиясалфеточная аппликацияоригами
Для успешного освоения дошкольниками подготовки руки к письму необходимо:•формировать представления детей о новых способах изображения пластелинографией, работы с салфеткой, оригами•Уметь ан...
Проект « Подготовка руки к письму посредством развития мелкой моторики». Подготовительная группа.
Цель проекта Развитие графических навыков за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, стремления добитьс...