Подготовка руки к письму посредством оригами
статья (старшая группа) на тему

Мирошниченко Ирина Владимировна

 В статье идет речь о пользе техники оригами при подготовке ребенка к письму и развитии мелкой моторики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Подготовка руки к письму посредством оригами»

Мирошниченко Ирина Владимировна

Воспитатель МБДОУ 133 общеразвивающего вида.

Г. Кемерово

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идет тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость. Кажется, совсем недавно малыш сделал первый шаг. Нас поражает быстрота его успехов: вчера еще не мог, сегодня уже справился. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действия, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности – все это факторы, характеризующие развитие ребенка.

Проходит 6-7 лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, внимание, память, мышление, должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.

С первых же дней в школе ребенок должен сидеть за партой 40-45 минут, соблюдая определенным позу. Держать определенным образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом.

Подготовка руки ребенка к овладению в школе письмом достигается приемами и упражнениями: Массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика, лепка из пластилина или глины, аппликации, в работе с бумагой в технике «Оригами», в штриховке, рисовании, вырезании, графических диктантах. лабиринты и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и четкого согласования руки и глаза. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем способствует приобретению навыков письма.  В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребенка к важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ – искусство, близкое ему и доступное.

Слово «Оригами» - японское. В переводе оно означает – «сложенная бумага» или «складывание бумаги».

Изготовление любой фигурки оригами начинается с определенной заготовки – базовой формы. Все они очень древние. Были придуманы японцами в далекие времена, когда искусство оригами только зарождалось. Каждая базовая форма имеет свое название, всего их двенадцать: треугольник, книжка, дверь, воздушный змей, рыба, дом, катамаран, блинчик, водяная бочка, квадрат, птица, лягушка.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекает детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали, последовательном  сгибании бумаги вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам, надрезание, склеивание.                       Эти действия доступны детям дошкольного возраста. Так как оригами развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, и речь (речевой цент и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека и взаимно влияют друг на друга).

ОРИГАМИ развивает у детей способность работать под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

ОРИГАМИ способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, ведь в оригами нужно точно выполнять действия, соблюдая определенную их последовательность. Поэтому ребенку необходимо сконцентрировать свое внимание на объяснении педагога, чтобы получить желаемый результат.

ОРИГАМИ имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления у детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

ОРИГАМИ стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления. Приемы и способы складывания.

ОРИГАМИ знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

ОРИГАМИ активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

ОРИГАМИ совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

ОРИГАМИ способствует созданию игровых ситуаций. Сложив их бумаги маски животных, дети включаются в игру – драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т.д.

Оригами влияет на формирование личностных качеств ребенка:

  • Дисциплинированности (мешая другим, мешаешь себе);
  • Целеустремленности (начатое должно быть завершено);
  • Самостоятельности (каждый старается сделать свою фигурку сам);
  • Активности (работать с желанием, предлагать свои идеи, проявлять знания);
  • Любознательности (нужно спрашивать о том, что интересно);

Оригами способствует развитию коммуникативных способностей:

  • Чувства причастности к общему делу, ответственности;
  • Умения договориться (выслушать других, высказать и доказать свое мнение);
  • Заботливости и доброжелательности (желание помочь соседу, умение предложить и правильно оказать помощь, никого при этом не обидев).

И это не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство ОРИГАМИ. Систематические занятия с ребенком ОРИГАМИ – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование техники оригами для подготовки руки к письму.

Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу....

«Подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр, рисования по клеточкам, рисования штрихом».

Целью моей работы  является: Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности  через:- Развитие мелкой моторики руки ребенка.- Развитие слухового внимания.- Развитие графичес...

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, ориентировки на листе, подготовку руки к письму (подготовка к школьному обучению)

laquo;Волшебные клеточки» или «Графический диктант»Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаг...

Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму через нетрадиционные виды деятельности: пластелинография салфеточная аппликация оригами

Для успешного освоения дошкольниками подготовки руки к письму необходимо:•формировать представления детей о новых способах изображения пластелинографией, работы с салфеткой, оригами•Уметь ан...

Проект « Подготовка руки к письму посредством развития мелкой моторики». Подготовительная группа.

Цель проекта Развитие графических навыков за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, стремления добитьс...