«Подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр, рисования по клеточкам, рисования штрихом».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Целью моей работы является: Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности через:
- Развитие мелкой моторики руки ребенка.
- Развитие слухового внимания.
- Развитие графического воспроизведения.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Обучающие: Развитие тонко координированных движений рук. Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.
Развивающие: Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации.
Воспитательная: Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр, рисования по клеточкам, рисования штрихом».
«Подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр, рисования по клеточкам, рисования штрихом».
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.Дошкольный возраст-время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Поэтому одним из принципов обучения дошкольников является принцип наглядности. Известный психолог Л.С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на « зону ближайшего развития». Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием того, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенного рода внешним воздействиям. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.
На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "страница", не укладывается в общий темп работы.
Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.
Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму.
Целью моей работы является: Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности через:
- Развитие мелкой моторики руки ребенка.
- Развитие слухового внимания.
- Развитие графического воспроизведения.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Обучающие: Развитие тонкокоординированных движений рук. Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.
Развивающие: Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации.
Воспитательная: Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.
Моя работа организовывается во время свободной деятельности детей, после обеденного сна, индивидуально и с подгруппой детей, а так же отдельные элементы включаю на занятиях в соответствии с тематическими неделями.
Рисование по клеточкам.
Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.
На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.
Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении. Например, игры «От дома к дому», «Кто быстрее - кто ровнее?». Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров, вписывание в квадрат различных изображений.
В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие пространственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания. Задания можно выполнять различным материалом: шариковой ручкой, фломастером, простым или цветным карандашами.
Пальчиковая гимнастика.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др.
Штриховка.
Выполнение штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка
Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.
Правила штриховки:
Штриховать только в заданном направлении.
Не выходить за контуры фигуры.
Соблюдать параллельность линий.
Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
В начале работы с детьми, была проведена диагностика.
Диагностика Таблица 1
ФИО ребенка | Умение четко выполнять пальчиковую гимнастику | Умение выполнять штриховку, соблюдая все ее правила | Умение правильно выполнять звуковой диктант | Умение правильно держать в руке ручку | Умение ориентироваться в на листе бумаги | Соблюдение правил гигиенических требований для письма | ||||
Б Антон | В | С | Н | С | Н | С | ||||
В Илья | С | С | Н | С | Н | С | ||||
Г Злата | С | С | Н | С | С | С | ||||
К Амина | Н | Н | Н | С | Н | С | ||||
К Алексей | С | Н | Н | С | Н | С | ||||
К Вероника | - | - | - | - | - | - | ||||
Л Владислав | С | С | Н | С | Н | С | ||||
М Диана | С | С | Н | С | С | С | ||||
М Ксения | В | С | Н | С | Н | С | ||||
Н Ульяна | В | С | Н | С | Н | С | ||||
П Захар | С | Н | Н | С | Н | С | ||||
Р Вика | С | С | Н | С | С | С | ||||
Р Артём | С | Н | Н | С | Н | С | ||||
Р Кирилл | В | С | Н | С | Н | С | ||||
Р Кирилл | В | С | Н | С | Н | С | ||||
Ф Кирилл | С | Н | Н | С | Н | С | ||||
Ф Софья | В | С | Н | С | Н | С | ||||
Х Дамир | - | - | - | - | - | - | ||||
Х Тагир | - | - | - | - | - | - | ||||
К Катя | - | - | - | - | - | - | ||||
Способы проверки знаний, умений, навыков.
Высокий – полностью соответствует критерию.
Средний - частично соответствует критерию.
Низкий – не соответствует критерию.
Выводы: Как показывает практика дети, пяти – шести лет, к сожалению, имеют низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в умении держать в руке ручку, в умении правильно выполнять штриховку, и в других критерия приведенных в таблице 1. Развитию моторики детей следует уделять особое внимание, эту необходимость испытывают не только первоклассники, но и все учащиеся начальных классов. Вот почему необходимо начинать работу по развитию мелкой моторики как можно раньше – уже в дошкольном возрасте.
Для совершенствования тонкой моторики и подготовки руки детей к письму, я разработала:
- Перспективный план по тематическим неделям (приложение № 1).
- Комплексы пальчиковой гимнастики (приложение № 2).
-Рисование по клетке. Комплекс графических диктантов, выполняемых на слух (приложение № 3).
-Упражнения на развитие навыков штриховки (приложение № 4).
После работы с детьми, была проведена повторная диагностика по тем же критериям, что и входящая. В результате контрольной диагностики полученные данные можно представить в следующей таблице 2.
Таблица 2
ФИО ребенка | Умение четко выполнять пальчиковую гимнастику | Умение выполнять штриховку, соблюдая все ее правила | Умение правильно выполнять звуковой диктант | Умение правильно держать в руке ручку | Умение ориентироваться в на листе бумаги | Соблюдение правил гигиенических требований для письма | ||||
Б Антон | В | В | С | В | С | С | ||||
В Илья | В | В | С | В | С | С | ||||
Г Злата | С | С | Н | С | С | С | ||||
К Амина | С | С | С | С | С | С | ||||
К Алексей | В | С | С | С | С | С | ||||
К Вероника | Н | Н | Н | Н | Н | Н | ||||
Л Владислав | В | В | С | С | С | С | ||||
М Диана | В | С | С | С | С | С | ||||
М Ксения | В | В | В | В | С | С | ||||
Н Ульяна | В | С | В | С | С | С | ||||
П Захар | С | С | С | С | С | С | ||||
Р Вика | В | С | С | С | В | С | ||||
Р Артём | С | С | С | С | С | С | ||||
Р Кирилл | В | В | С | С | С | С | ||||
Р Кирилл | В | В | С | С | С | С | ||||
Ф Кирилл | С | С | С | С | С | С | ||||
Ф Софья | В | В | С | С | С | С | ||||
Х Дамир | С | Н | С | С | Н | С | ||||
Х Тагир | С | Н | С | С | С | С | ||||
К Катя | - | - | - | - | - | - | ||||
Выводы:
В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Ещё раз хочется подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Упражнения позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес детей к учебным мероприятиям. Результаты экспериментального исследования развития мелкой моторики у школьников показали, что проблема является актуальной.
Мелкая моторика в жизни и деятельности, выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.
Присущие младшим школьникам нарушение мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса.
Проведенная работа на констатирующем этапе показала, что у детей старшей группы страдает развитие мелкой моторики, но не у всех детей одинаково. Многие дети не в состоянии активно переключать внимание, другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию.
На формирующем этапе были использованы специально подобранные упражнения для развития мелкой моторики у детей.
Основная задача тренировочных упражнений состояла в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук.
Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого, к более сложным заданиям.
Сравнивая результаты этих двух этапов, мы увидели, что они становились более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их деятельность приобретала осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Пальчиковые игры помогли подготовить руку к письму, развить координацию движений, дети свободно общаются. С помощью этих упражнений пальцы стали крепко сжиматься, легко расслабляться, растягиваться в разные стороны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и воспитателей «Организация графической деятельности и подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста».
В данной работе предлагаются рекомендации для родителей и воспитателей по организации графической деятельности детей. Целью данной консультации является знакомство с упражнениями и играми дл...
Консультация для педагогов «Нетрадиционные способы рисования как средство подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Материал предназначен для педагогов детских садов...
Подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста
Подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста...
Выступление на тему: Подготовка руки к письму в старшем дошкольном возрасте.
Презентация по теме "Подготовка руки к письму" знакомит родителей и молодых специалистов с основными направлениями развития мелкой моторики пальцев рук и со структурой занятия по подготовке ...
Методическая разработка программы работы кружка по подготовке руки к письму для старшего дошкольного возраста
Программа работы кружка по подготовке руки к письму для старшего дошкольного возрастаОрлова Ольга Викторовна Актуальность«История письма ребенка начинается значительно раньше того...
Нетрадиционные способы работы с пластилином, как средство подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста
Всем известно высказывание В. Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»....
Проект «Развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста - одно из условий успешного обучения в школе» (подготовительная группа)
Проект исследовательский, практико–ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года.В проекте участвуют дети группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет, педагог-психолог, воспи...