мастер - класс для педагогов ДОУ
методическая разработка на тему

Яковенко Галина Анатольевна

Человеческий разум имеет три ключа, открывающих всё: знания, мысль и воображение. В Гюго

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_po_voobrazheniyu.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ        УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД  № 33» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

413111, г. Энгельс, ул. Одесская, д.60, ИНН 6449019417, КПП 644901001

Мастер -  класс

«Развитие воображения, как необходимое условие формирования творческой личности ребёнка. Использование инновационных технологий для развития воображения у дошкольников».

Составил: педагог – психолог

I квалификационной ктегории

Яковенко Галина Анатольевна

г. Энгельс 2018 г.

Цель проведения: мастер - класса является представление опыта работы по развитию творческого воображения у детей и знакомство аудитории с наиболее результативными методическими приёмами, позволяющими активно развивать творческий потенциал у детей дошкольного возраста.

Задачи: обобщить знания аудитории о воображении, как психическом процессе;

Используя методы активного социально – психологического обучения, расширить знания аудитории по развитию воображения у детей  старшего дошкольного возраста.

Материалы и оборудование: игровые пособия В. В. Воскобовича « Чудо – лепестки», « Черепашки», « Чудо – соты», « Чудо – крестики», мягкие поля для моделирование « Мини – ларчик».

Мультимедийная аппаратура, видео и музыкальные файлы.

План:

Часть мастер - класса

Деятельность ведущего

Деятельность участников

вводная

Теоритические вопросы по теме необходимости развития процесса воображения у дошкольников.

Просмотр презентации

Основная

Игра « Ассоциации»

Игра « методы и приёмы»

Игровые моделирующие ситуации с использованием пособий В. В. Воскобовича  « Подарки фей»

Участие всех слушателей

6 участников

Заключительная

 рефлексия

Участие всех слушателей

 Ход мастер – класса:

Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий.

Процесс создания образов воображения проходит два основных этапа: аналитический и синтетический. На первом (аналитическом) этапе происходит расчленение имеющихся у человека представлений на составляющие. Осуществляется абстрагирование как самого объекта, то есть отделение его от других объектов, так и абстрагирование его составных частей.

На втором (синтетическом) этапе происходит соединение и всевозможное комбинирования абстрагированных на первом этапе элементов представлений. Имеют место преобразования двух типов. Во-первых, образуются новые сочетания и соединения абстрагированных элементов представлений. Во-вторых, новым образам может придаваться совершенно новый смысл.  Просмотр видеосюжета « Работа по схеме».

Физиологический процесс воображения представляет собой актуализацию нервных связей, их распад, перегруппировку и объединение в новые системы. Таким образом, возникают новые образы, отличные от образов, имеющихся в памяти человека.

Ряд психологов фактически отказывали этому процессу в самостоятельной позитивной роли в развитии познания. Парадоксально, что, подчеркивая большое место фантазии, воображения в жизни ребенка, они рассматривали фантазирование как преходящий этап в развитии, как некоторое несовершенство познавательной сферы. Так, К. Бюлер (1930) указывал на отсутствие связи фантазирования с основной линией познавательного развития, выделяя такую особенность воображения, как выход за пределы реальности. Он считал, что первая ступень в развитии воображения - это возраст от 2-" до 4-х лет, когда в жизни ребенка господствуют мнимое толкование действительности. От 4-х лет до 6-х лет-это возраст сказок, упражнений в фантазировании. По мнению Э. Меймана (1914), практически все дошкольное детство ребенок проводит в мире фантазий, а Дж. Селли (1909) называл душевную жизнь ребенка "комнатой снов".

Произвольное ( воссоздающее, творческое, мечта)

Непроизвольное ( сновидения)

По степени активности воображение делят на пассивное и активное.

К активному воображению относят все формы произвольного воображения.

К пассивному - грезы (образы, не связанные с жизненными потребностями человека), сон и дремотное состояние.

Память

Восприятие и ощущения

Мышление

Эмоциональные переживания

Воля

Органические процессы

Двигательные функции

1. Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

2. Регулирование эмоциональных состояний.

3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события.

4. Формирование внутреннего плана действий - способность выполнять их в уме, манипулируя образами.

5. Планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Важная роль воображения состоит в том, что оно позволяет человеку представить результаты труда до его начала.

Игра « Подбери ассоциацию»

Игра « Методы и приёмы»

Из опыта работы – просмотр видео и фото материалов .

Игровые моделирующие ситуации « Подарки фей»

Рефлексия.

Методическая литература :

  1.  Ануфриева Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 12. — 120 с.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. -398с.
  3. Борисенко М.Г. Диагностика развития ребенка. СПб.: Паритет, 2007. – 96с.
  4. Бродская С.Л. Возрастная психология в вопросах и ответах. М.: КноРус, 2006. - 255с.
  5. Выготский Л. С. Собрание сочинений в шести томах. Детская психология. Том 4. – // М., Педагогика, 2012. – 563 с.
  6.  Григорьева О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников / О. А. Григорьева // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 568-569.
  7. Т. Г. Харько «Сказки Фиолетового леса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....