Конспект образовательной деятельности
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Денисова Юлия Николаевна

Знакомство с историей часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pro_chasy.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад №4 «Буратино» р.п. Кузоватово.

Конспект интегрированной оод

в подготовительной к школе группе

«Из истории часов»

Подготовила :

воспитатель: Денисова Юлия Николаевна.

Конспект интегрированной оод

в подготовительной к школе группе

подготовила воспитатель: Денисова Юлия Николаевна.

«Из истории часов»

Задачи:

Познавательное развитие:

  - Познакомить детей с историей часов, их назначением.

-  Закрепить умение выделять особенности предметов (форму, размер, части); порядковый счёт.

   -  Развивать логическое мышление детей.

  -   Воспитывать способность беречь время.

Речевое развитие:

 - Развивать словарный запас; умение рассуждать.

- Активизировать в речи слова: солнечные часы, песочные, настольные, настенные, наручные и т.д.

- Побуждать детей к активному использованию в повседневной жизни пословицы и поговорки.

Художественно – эстетическое развитие:

- Развивать творческий потенциал, способности конструировать из готовых частей.

Материал: предметные картинки с изображением часов, различные часы, готовые части для изготовления часов.

Предварительная работа: Беседа о времени, Чтение сказки «О потерянном времени», разучивание пословиц и поговорок о времени.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое часов. И начнём его вот отсюда. (подходим к водяным часам). Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей).

- Правильно, это водяные часы. Это одни из первых часов придуманных человеком. Видите? На бутылке  деления – каждое деление – это пять минут. Эти часы рассчитаны ровно на 30 минут – это ровно столько, сколько длится наше занятие. Как вытекает вода из бутылки, так и утекает время. Именно с тех пор о прошедшем времени говорят: «Сколько воды утекло».

- Ребята, скажите пожалуйста, какие ещё вы знаете пословицы о времени?

(Ответы детей:  Минута час бережёт.  Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.  Поспешишь, людей насмешишь.  Всему своё время.  Пропущенный час годом не нагонишь.)

- Правильно. Как помните в сказке «О потерянном времени», что случилось с ребятами, которые не берегли время?

(Ответы детей: Дети превратились в стариков ).

- С помощью чего они стали снова детьми?

(Ответ детей: С помощью часов. Они повернули стрелки назад на 77 кругов).

-  Скажите мне пожалуйста, что было бы с ребятами если бы не было часов?

(Ответы детей: они остались бы навсегда стариками)

- Что будет, если у нас пропадут все часы?

(Ответы детей)

Воспитатель: Да, видимо, нам всем будет очень трудно. Опоздаем на работу, в детский сад, не посмотрим мультфильмы и т.д.

- А скажите, часы всегда были или было время, когда не было часов?

Воспитатель: Было время, когда не было часов.

- А как люди определяли, когда надо вставать, когда ложиться спать?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, люди определяли время по солнцу. Солнышко вставало, и люди просыпались; солнышко закатывалось – ложились спать.

- Подумайте и скажите, когда они больше спали – летом или зимой?

 (Ответ детей: Люди спали больше зимой, потому, что солнце зимой встает позже, чем летом.)

Воспитатель:

- А знаете ли вы, что по солнцу можно определить время достаточно точно?

Когда солнце светит, от деревьев отходит тень. Тень длиннее, когда солнце только встает или, когда оно скоро зайдет за горизонт, а днём она короче. Значит, тень от солнца длиннее, утром и вечером, а днем короче. Вот проснулся человек и увидел тень от солнца.

- Как он определял время суток?

(Ответ детей: Утром тень в одной стороне, вечером в другой.)

Воспитатель: Когда человек заметил это свойство тени, то он придумал солнечные часы (Показ картинки).

- Как вы думаете, хорошо было человеку с такими часами?

(Ответ детей:)

- А что плохого в этих часах? Что хорошего?

(Эти часы работали только тогда, когда было солнце. Ночью и в пасмурную погоду, они не работали.)

- Как вы думаете, какие часы тогда придумал человек?

Воспитатель:

С тех пор прошло немало лет,

И люди поняли ответ,

Что лишь песок, он есть один

И бог, и царь, и господин.

Человек изобрел песочные часы (показ песочных часов).

- Что в них было хорошо, а что плохо?

Конечно, эти часы надо было все время переворачивать. Часы, которые я вам показала, рассчитаны на 3 минуты. Нужно через каждые 3 минуты их переворачивать. Поэтому их нельзя брать с собой, когда уходишь из дома.

- Представьте себе, что будет, если вы возьмете такие часы с собой?

- А как вы думаете, 3 минуты – это много или мало? Что можно сделать за 3 минуты?

Сейчас мы проверим, много ли это – 3 минуты.

Физминутка:

Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Ну, как? Долго ли мы играли?

(Ответ детей)

- А хотите, проведем еще один опыт?

(Да)

Вы сами согласились. Я предлагаю вам помолчать ровно 3 минуты.

- Играем? – Да!

Игра «Молчанка» (под музыку)

Дети молчат ровно 3 минуты, пока сыплется песок.

- А теперь 3 минуты – это много или мало? – много.

- Как вы думаете, почему, когда мы играли в подвижную игру, время проходит быстро, а когда мы просто сидели и молчали, время тянулось долго?

(Ответ детей)

Воспитатель: Правильно, время долго тянется, когда делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро. Поэтому, есть такая пословица «Скучен день до вечера, когда делать нечего».

 Ребята, продолжаем говорить о часах.

Пользовались вместо часов свечкой, на которую были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась в размере и по делениям – можно было определить, сколько сейчас время.

- Как вы думаете, что плохого было в этих часах?

(Ответ детей)

- Вы сказали правильно. Все эти часы – солнечные, песочные, водяные – были не очень удобными, и человек придумал простой механизм. Смастерили большой механизм и повесили его на высокую башню. Каждый час, эти часы били и люди знали, который час. Но все-таки, эти часы, тоже были неудобны. Почему?

(Ответ детей)

Их было видно не из всех домов. Надо было выходить на улицу и смотреть, который час. И люди придумали другие часы, какие? – которые, можно было повесить в каждом доме.

Появились разные часы.

- Как называются часы, которые висят на стене? – настенные часы.

- Которые стоят на полу? – напольные.

- Которые стоят на столе? – настольные.

- Которые человек носит на руке? – наручные.

Но и у них есть недостатки. Их надо часто заводить и пружинка, которая есть в них, ломается. Если забудешь завести эти часы, они останавливаются. Поэтому человек придумал электронные часы, они работают на батарейках. Это – чудо часы. Их можно поставить на то время, которое нужно и они подадут вам сигнал. Такие часы так же есть и в сотовых телефонах, и на компьютере.

Ребята, а сейчас я предлагаю вам пройти и посмотреть на нашу выставку часов. Это лишь малая часть того что было придумано.

Ребята, а хотите мы с вами изготовим собственные часы?

(Да)

Проходим за столы.

Конструирование часов.

- Ребята, обратите внимание, что лежит на столах. Это отдельные части наших будущих часов. Посмотрите на цифры на циферблате. Здесь всё в порядке? Или чего - то не хватает?  

(Ответ детей: Цифр.)

Игровое упражнение «Разложи по порядку».  

- Возьмите цифры, что лежат перед вами на столе и разложите по порядку на циферблате. Разложили? Теперь приклеиваем. Закончили? Возьмёмся за стрелки. Берём кусочки пенопласта, отклеиваем бумажечку и приклеиваем этот квадратик к циферблату с обратной стороны в центре, теперь возьмём палочки, одеваем на них стрелки и соединяем с циферблатом. Ставим часы на подставку. Часы готовы. Теперь давайте установим на них время.  Молодцы. Спасибо вам.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по рисованию. Тематический цикл «Дикие животные». Тема образовательной деятельности: "Кто в лесу живёт?"

«… Дети —творцы даже тогда,когда просто с восторгом, высунув язык,размазывают прямо ладошкойпластилин по куску обоев.»Джон Аллан«Ландшафт детской души»Это конспект комплексного занятия для детей ...

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»

Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.

Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа,  рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»

Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»

Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...