проект по познавательному развитию
проект (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ №13 «Вишенка»
Педагогический проект
На тему: «В гости к нам пришла весна».
Выполнила: Полканова Г.Ю.
г. Выкса
2015 год
Содержание
1. Актуальность, паспорт проекта
2. Цель, задачи и условия успешной реализации проекта
3. Ожидаемые результаты проекта
4. Этапы реализации проекта
5. Организация деятельности детей
6. Результаты проекта
Литература
Приложения
- Актуальность
Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту.
На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
Ознакомление младших дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
Знакомство с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями, формирует у малышей такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задач и каждого педагога.
Тема проекта была выбрана в последний месяц зимы. И была разработана для реализации ближе к весне. Так как в конце февраля – начале марта солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети. Причем в беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть какого цвета, формы солнце, какие изменения происходят в природе весной. Хотелось обогатить знания детей об изменениях происходящих весной в природе, природном объекте – солнце. Продолжать развивать связную речь, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, формировать интерес и любовь к природе. В связи с этим была определена такая тема.
Паспорт проекта
Тип проекта: групповой;
По содержанию: познавательный;
По доминирующей деятельности: игровой;
Участники проекта: дети первой младшей группы, родители,
воспитатели, музыкальный руководитель;
Срок реализации: апрель 2015 года
- Цель проекта
Расширение элементарных представлений о весне, сезонных изменениях в природе, через организацию разных видов деятельности: игровой (прежде всего); познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово); продуктивной.
Задачи проекта
1.Познакомить детей с изменениями в живой и неживой природе, в жизни растений и животных весной.
2. Повышать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.
3.Развивать игровые, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
4.Побуждать детей совершенствовать навыки рисования и лепки, воспитывать аккуратность.
5.Развивать мышление, пространственное воображение.
Условия успешной реализации проекта
- Разработка мероприятий по проекту с учетом возрастных особенностей детей.
- Приобщение детей к умению видеть и слышать природу.
- Создание условий для творческой деятельности в рамках проекта детей, родителей, педагогов.
- Осуществление тесного взаимодействия между родителями и педагогами.
- Ожидаемые результаты проекта
Дети:
- Сформированы элементарные представления о времени года - весна;
-Сформировано представление о труде взрослых весной;
- Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы;
- Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.
Родители:
- Взаимодействуют с педагогами по вопросам экологического воспитания;
- Повысился уровень экологической воспитанности родителей;
- Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы;
- Привлекают детей к совместному труду в природе.
Педагоги:
- Ведут активную работу по экологическому воспитанию с детьми первой младшей группы;
- Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей;
- Используют современные педагогические технологии;
- Распространяют и обобщают опыт.
- Этапы реализации проекта
1. Подготовительный:
- Анкетирование родителей на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»;
-Разработка памятки: «Как одеть ребёнка весной»;
- Консультация для родителей на тему: «Экологическое воспитание детей в семье»;
- Консультация с музыкальным руководителем по теме проекта;
-Подбор дидактических игр;
- Подбор наглядного материала;
-Подбор художественной литературы;
- Создание картотеки пальчиковых и подвижных игр;
- Подбор материалов для экспериментирования.
2. Практический:
- Организация деятельности детей.
3. Заключительный:
-Игровое развлечение «Весна красна идет!»;
-Оформление выставки рисунков родителей на тему: «В мире животных»;
-Подготовка презентации проекта по фотографиям.
- Организация деятельности детей
Физическое развитие
1. Игровое упражнение «Ручеек бежит».
Цель: упражнять детей в ходьбе и беге, развивать и укреплять мышцы ног.
2. Подвижная игра «Птички в гнездышках».
Цель: напомнить детям правила игры, упражнять детей в выполнении прыжков на 2-х ногах вверх, развивать мышцы ног, спины.
3. Самостоятельная двигательная деятельность в уголке физического воспитания.
Цель: напомнить детям правила безопасного использования мячей, кеглей, другого инвентаря, показать различные упражнения. Поощрять самостоятельность детей в выборе атрибутов.
4. Подвижная игра «День и ночь».
Цель: способствует двигательной активности, снимает импульсивность, развивает игровые навыки и произвольность поведения.
5. Артикуляционная гимнастика.
Цель: развивает подвижность артикуляционной моторики у детей.
6. Физкультминутка «Барабан».
Цель: помогает развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.
7.Д/игра «Как беречь ноги? ».
Цель: дать представление о том, как беречь свои ноги, какую обувь надо носить.
8. Пальчиковая гимнастика «Игра с Мишкой».
Цель: выполнение движений по ходу стихотворения.
9. Дыхательная гимнастика «Кораблик».
Цель: развивать умение дуть зигзагообразными движениями.
10. Игровая ситуация «Как мишка учился кушать вилкой».
Цель: совершенствовать умение есть самостоятельно, доедать все до конца, проглатывать пищу, не оставляя ее за щекой.
11. Физкультминутка «Солнце».
12. Беседа «Мои ноги».
Цель: дать представление детей о строении и значении ног в нашей жизни.
13. Д/игра «Научим мишку правильно умываться».
Цель: продолжать закреплять умение мыть руки, лицо, не разбрызгивать воду. Закреплять умение пользоваться носовым платком.
Познавательное развитие
1. Рассматривание альбома «Весна».
Цель: расширить представление детей о весенних признаках.
2. Д/игра «Рассматривание комнатных растений и веток деревьев с почками».
Цель: помочь вспомнить названия знакомых растений. Рассмотреть ветку с почкой. Рассказать, что растения живые: пьют воду, растут, их надо поливать.
3. Д/игра «Перелетные птицы».
Цель: расширять представление детей о зимующих и перелетных птицах.
4. Д/упражнение: «Кто что делает».
Цель: уточнить представления о трудовых действиях взрослых, называть эти действия, профессии и некоторые орудия труда.
5. Д/игра «Как дует ветер, листочки колышет».
Цель: продолжать знакомить с природными явлениями – ветром.
6. Игра - опыт «Почему текут ручьи? »
Цель: ознакомить со свойствами некоторых материалов (камень, щепочка, палочка).
7. Ознакомление с качествами предметов.
Цель: уточнить представление о качествах: «широкий», «узкий», использовать в речи прилагательные широкий, узкий.
8. Беседа «Снег тает».
Цель: развивать зрительное, слуховое внимание и память.
9. Настольная игра «Разрезные картинки».
Цель: развивать у детей конструктивные навыки.
10. Д/игра «Сколько птичек вылупится из яиц».
Цель: устанавливать отношения «поровну» при сравнении двух множеств.
11. Д/игра «Еще одну».
Цель: проверить, понимает ли ребенок правильно комментирующую речь взрослого и руководствуется ли ею для объединения одинаковых предметов во множество (каждому предмету – мячику – соответствует слово «еще», которое помогает выделить отдельный предмет и отметить увеличение количества предметов).
Социально-коммуникативное развитие
1. Д/игра «Расскажем зайке, как покупают товары».
Цель: рассказать детям как покупатели просят показать товар, платят деньги. Продавцы вежливо разговаривают с покупателями.
2. Обучающая игра «Что сегодня сделал мишка? »
Цель: совершать определенные действия с игровыми предметами.
3. Д/игра «Учим мишку обращаться с просьбой».
Цель: закреплять словесные формы вежливого обращения с просьбой к взрослым и детям.
4. Обучающая игра «Накорми животных».
Цель: познакомить с питанием домашних животных.
5. Беседа «Мы вежливые дети».
Цель: способствовать развитию привычки спокойно вести себя в помещении и на улице.
6. С/ролевая игра Магазин «Игрушки».
Цель: закрепить понятие «игрушка», овладение и закрепление навыками сюжетно – ролевой игры, использовать в игре не только игрушки группы, но и игрушки, сделанные руками родителей.
7. Коллективная п/игра «Ой, что за народ по пятам за мной идет? »
Цель: продолжать развивать у детей общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве, соблюдать правила коллективной подвижной игры.
8. Спортивная игра «Кегли».
Цель: развивает глазомер и точность движений.
9. Пальчиковая игра «Сорока - белобока».
10. Д/игра «Что у меня в мешке? »
Цель: закрепляет знания о звуках, издаваемых животными.
11. Обучающая игра «Белый – черный».
Цель: понимать названия цветов «белый» и «черный», развивает мышление.
12. Пальчиковая игра «Пальчик – зайчик».
13. Д/игра «Чего весной не стало? »
Цель: составлять коллективный рассказ по серии картинок.
14. Упражнение «Кораблик».
Цель: уточнить основные признаки весны (тает снег, бегут ручьи, дети пускают кораблики).
15. Д/игра «Разноцветные камушки».
Цель: закрепляет умение группировать предметы по цветам.
16. Д/игра «Чудесная коробочка», упражнение «Отгадай».
Цель: отрабатывать правильное произношение звуков в словах. Правильно называть предметы, узнавать предмет, опираясь на слово воспитателя, раскрывающее его назначение.
17. Пальчиковый театр по сказке «Лиса и журавль».
Цель: внимательно слушать текст, передавать действия персонажей при помощи пальчиковых кукол, проговаривать реплики героев сказки. Способствовать развитию выразительности речи, поддерживать интерес к театрализованным играм.
18.«Покажем Карлсону, как нужно раскладывать ложки.
19.«Уборка участка от мусора».
20.«Протираем пыль с листочков».
21.«Где лежит игрушка? »
22.«Поливаем цветы».
23.«Вот какой у нас участок».
Беседы с детьми на темы:
«Осторожно, микробы».
«Как беречь свои ноги? ».
«Ну, а как беречь свой ротик и ухаживать за ним? ».
«Не уходи с участка».
«Во время прогулки надо дышать носом, а не ртом».
«Осторожно, лужа».
Художественно - эстетическое развитие
1. Музыкальная игра «Медведи и бабочки».
Цель: прислушиваться к звучанию разных музыкальных инструментов, различать звуки по высоте: высокое и низкое звучание пианино.
2. Музыкальная игра «Что звучало? »
Цель: развивает слуховое восприятие, воспитывает интерес к музыкальным инструментам.
3. Песня «Солнышко».
4. Д/игра «Угадай, на чем играю».
Цель: развитие у детей слуховых восприятий.
5. Танец с флажками.
6. Песня «Ладушки – оладушки».
7. Танец «Греет солнышко теплее».
8. Рассматривание музыкальных инструментов (дудка, гармошка, бубен, барабан).
9. Хороводная игра «Ходит Ваня».
Цель: выразительно выполнять движения, ритмично двигаться под музыку. Развивать чувство ритма, музыкально – слуховые представления.
10. Лепка «Слепим солнышко».
Цель: лепить шары круговыми движениями ладоней, расплющивать их пальцами, активизировать словарь, развивать речь, память, мышление, моторику, ориентировку в пространстве.
11. Рисование «Свисают с крыши сосульки».
Цель: рисовать разные по длине сосульки, мазками изображать капли.
12. Рисование пальчиками «Нарисуем лучи солнышку».
Цель: проводить наклонные прямые линии, активизировать словарь по теме.
13. Конструирование «Построим кораблик».
Цель: развивать конструктивные навыки, правильно располагать на месте бумаги готовые детали.
14. Лепка «Украсим шапку помпоном».
Цель: скатывать шар круговыми движениями ладоней, расплющивать пластилин пальцами, активизировать словарь и диалогическую речь, развивать память, мышление, зрительное восприятие, моторику, ориентировку в пространстве.
15. Лепка «Цветок».
Цель: скатывать шарики круговыми движениями ладоней и расплющивать их пальцами. Активизировать словарь по теме, развивать память, мышление, моторику.
16. Рисование «Одежда весной. Нарисуй ленты к шапке».
Цель: проводить вертикальные линии, активизировать словарь и диалогическую речь, развивать память, мышление, зрительное восприятие, моторику, ориентацию в пространстве, умение группировать предметы по цвету.
Речевое развитие
1. Рассказывание русской народной сказки «Маша и Медведь».
Цель: помочь понять содержание сказки. Отвечать на вопросы по ее содержанию.
2. Беседа «Одежда весной. Знакомство с демисезонной одеждой».
Цель: познакомить с предметами демисезонной одежды, уточнить и расширить словарь по теме, развивать диалогическую речь, память, мышление, зрительное восприятие, моторику.
3. И. Токмакова «К нам весна шагает».
4. Чтение стихотворения Л. Квитко «Лемеле хозяйничает».
Цель: помочь детям понять, что не так сделал герой, ответить на этот вопросы с опорой на иллюстрации.
5. Потешка «Водичка, водичка».
- Результаты проекта
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
1.Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественно-речевую).
2.Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с признаками весны, дети проявляли интерес и желание участвовать в экспериментах, наблюдениях.
3.Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.
4.Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
5.Было проведено совместно с музыкальным руководителем игровое
развлечение «Весна красна идет!»
6. Подготовлена презентация по теме проекта.
Литература
1. А. Ануфриева, О. Митюкова «Игры и занятия для малышей»
2. Власенко О. П. «Комплексные занятия по программе М. А. Васильевой»
3. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей»
4. Картушина М. Ю. «Праздники здоровья для детей 2-3 лет»
5. Кислинская Т. А. «Гениальность на кончиках пальцев»
6. Лобынько Л. В., Швецова Т. Ю. «Игры – занятия для детей раннего возраста»
7. Смирнова Л. Н. «Развитие речи у детей 2 – 3 лет»
8. Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами»
9. Тимофеева Е. А. «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Наши друзья — книги» Номинация: проект по познавательному развитию
Данный проект является реализованным. Проект направлен на воспитание у детей интереса и любви к книге. Не секрет, что в настоящее время дети с каждым годом всё меньше интересуются чтением. Но благодар...
Методическая разработка. Проект по познавательному развитию на тему: "Игры и задания по формированию познавательных знаний у детей дошкольного возраста"
Интерес дошкольников к окружающему миру, желание познать и освоить все новое – основа формирования этого качества. На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошк...
Паспорт проекта Краткосрочный проект по познавательному развитию «Потешки»
Актуальность проекта: В дошкольном детстве происходит очень важный , уникальный для развития ребенка процесс овладения родным языком. В период младшего дошкольного возраста фольклор приобретает особую...
Познавательный проект по познавательному развитию «Безопасная дорога»
Актуальность проекта:Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детям, начиная с самого детства, следует на примере и наглядно показать последствия неправиль...
Познавательно-творческий проект по познавательному развитию
Паспорт проекта.Геометрическии фигуры....
Проект по познавательному развитию "Фантазёры"(развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством конструирования)
Конструирование - важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. Современные дети живут в эпоху активной информат...
Педагогический познавательно - исследовательский проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
laquo;Развитие основ логического мышления у детей старшей группы через дидактические игры »...