проект по познавательному развитию
проект (младшая группа) на тему

Полканова Галина Юрьевна

проект " В гости к нам пришла весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vesna.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ №13 «Вишенка»

Педагогический проект

На тему: «В гости к нам пришла весна».

                         Выполнила: Полканова Г.Ю.

                                                                 

г. Выкса

2015 год

Содержание



1. Актуальность, паспорт  проекта

2. Цель, задачи и условия  успешной  реализации  проекта

3. Ожидаемые результаты проекта

4.  Этапы реализации проекта

5. Организация деятельности детей

6. Результаты проекта

Литература

Приложения

  1. Актуальность

     Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту.

     На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.

     Ознакомление младших дошкольников  с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

     Знакомство с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями, формирует  у малышей такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задач и каждого педагога.

     Тема  проекта была выбрана в последний месяц зимы. И была разработана для реализации ближе к весне. Так как в конце февраля – начале марта солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети. Причем в беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть какого цвета, формы солнце, какие изменения происходят в природе весной. Хотелось обогатить знания детей об изменениях происходящих весной в природе, природном объекте – солнце. Продолжать развивать связную речь, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, формировать интерес и любовь к природе. В связи с этим была определена такая тема.

Паспорт  проекта

Тип проекта:  групповой;

По содержанию:  познавательный;

По  доминирующей деятельности:  игровой;

Участники проекта:  дети  первой  младшей   группы,  родители,

воспитатели,  музыкальный руководитель;

Срок  реализации: апрель 2015 года

  1. Цель  проекта

     Расширение  элементарных представлений о весне, сезонных изменениях в природе,  через организацию разных видов деятельности: игровой (прежде всего);  познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово); продуктивной.

Задачи проекта

1.Познакомить детей с изменениями  в живой и неживой природе, в жизни растений и животных весной.

 2. Повышать  познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.

3.Развивать игровые,  сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

4.Побуждать детей совершенствовать навыки рисования и лепки,  воспитывать аккуратность.

5.Развивать мышление, пространственное воображение.

Условия  успешной  реализации  проекта

- Разработка мероприятий по проекту с учетом возрастных особенностей детей.

- Приобщение детей к умению видеть и слышать природу.

- Создание условий для творческой деятельности в рамках проекта детей, родителей, педагогов.

    - Осуществление тесного взаимодействия между родителями и педагогами.

  1. Ожидаемые результаты проекта

Дети:

- Сформированы элементарные представления о времени года - весна;

-Сформировано представление о труде взрослых весной;

- Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы;

- Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.

Родители:

- Взаимодействуют с педагогами по вопросам экологического воспитания;

- Повысился уровень экологической воспитанности родителей;

- Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы;

- Привлекают детей к совместному труду в природе.

Педагоги:

- Ведут активную работу по экологическому воспитанию с детьми  первой младшей группы;

- Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей;

- Используют современные педагогические технологии;

- Распространяют и обобщают опыт.

  1. Этапы реализации проекта

1. Подготовительный:

- Анкетирование родителей на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»;

-Разработка памятки: «Как одеть ребёнка весной»;

- Консультация для родителей на тему: «Экологическое воспитание детей в семье»;

- Консультация с музыкальным руководителем по теме проекта;

-Подбор дидактических игр;

- Подбор наглядного материала;

-Подбор художественной литературы;

- Создание картотеки пальчиковых и подвижных игр;

- Подбор материалов для экспериментирования.

2. Практический:

- Организация деятельности детей.

3. Заключительный:

-Игровое  развлечение  «Весна красна идет!»;

-Оформление выставки рисунков  родителей на тему: «В мире животных»;

-Подготовка презентации проекта  по фотографиям.

  1. Организация деятельности детей

Физическое развитие

1. Игровое упражнение «Ручеек бежит».

Цель: упражнять детей в ходьбе и беге, развивать и укреплять мышцы ног.

2. Подвижная игра «Птички в гнездышках».

Цель: напомнить детям правила игры, упражнять детей в выполнении прыжков на 2-х ногах вверх, развивать мышцы ног, спины.

3. Самостоятельная двигательная деятельность в уголке физического воспитания.

Цель: напомнить детям правила безопасного использования мячей, кеглей, другого инвентаря, показать различные упражнения. Поощрять самостоятельность детей в выборе атрибутов.

4. Подвижная игра «День и ночь».

Цель: способствует  двигательной активности, снимает импульсивность, развивает игровые навыки и произвольность поведения.

5. Артикуляционная гимнастика.

Цель: развивает подвижность артикуляционной моторики у детей.

6. Физкультминутка «Барабан».

Цель: помогает развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.

       7.Д/игра «Как беречь ноги? ».

Цель: дать представление о том, как беречь свои ноги, какую обувь надо носить.

8. Пальчиковая гимнастика «Игра с Мишкой».

Цель:  выполнение  движений  по ходу стихотворения.

9. Дыхательная гимнастика «Кораблик».

Цель: развивать умение  дуть зигзагообразными движениями.

10. Игровая ситуация «Как мишка учился кушать вилкой».

Цель: совершенствовать умение есть самостоятельно, доедать все до конца, проглатывать пищу, не оставляя ее за щекой.

11. Физкультминутка «Солнце».

12. Беседа «Мои ноги».

Цель: дать представление детей о строении и значении ног в нашей жизни.

13. Д/игра «Научим мишку правильно умываться».

Цель: продолжать  закреплять умение мыть руки, лицо, не разбрызгивать воду. Закреплять умение пользоваться носовым платком.

Познавательное развитие

1. Рассматривание альбома «Весна».

Цель: расширить представление детей о весенних признаках.

       2. Д/игра «Рассматривание комнатных растений и веток деревьев с почками».

Цель: помочь вспомнить названия знакомых растений. Рассмотреть ветку с почкой. Рассказать, что растения живые: пьют воду, растут, их надо поливать.

3. Д/игра «Перелетные птицы».

Цель: расширять представление детей о зимующих и перелетных птицах.

4. Д/упражнение: «Кто что делает».

Цель: уточнить представления о трудовых действиях взрослых, называть эти действия, профессии и некоторые орудия труда.

5. Д/игра «Как дует ветер, листочки колышет».

Цель: продолжать знакомить с природными явлениями – ветром.

6. Игра - опыт «Почему текут ручьи? »

Цель: ознакомить со свойствами некоторых материалов (камень, щепочка, палочка).

7. Ознакомление с качествами предметов.

Цель: уточнить представление о качествах: «широкий», «узкий», использовать в речи прилагательные широкий, узкий.

8. Беседа «Снег тает».

Цель: развивать зрительное, слуховое внимание и память.

9. Настольная игра  «Разрезные картинки».

Цель: развивать у детей конструктивные навыки.

10. Д/игра «Сколько птичек вылупится из яиц».

Цель:  устанавливать отношения «поровну» при сравнении двух множеств.

11. Д/игра «Еще одну».

Цель: проверить, понимает ли ребенок правильно комментирующую речь взрослого и руководствуется ли ею для объединения одинаковых предметов во множество (каждому предмету – мячику – соответствует слово «еще», которое помогает выделить отдельный предмет и отметить увеличение количества предметов).

Социально-коммуникативное развитие

1. Д/игра «Расскажем зайке, как покупают товары».

Цель: рассказать  детям как покупатели просят показать товар, платят деньги. Продавцы вежливо разговаривают с покупателями.

2. Обучающая игра «Что сегодня сделал мишка? »

Цель: совершать определенные действия с игровыми предметами.

3. Д/игра «Учим мишку обращаться с просьбой».

Цель: закреплять словесные формы вежливого обращения с просьбой к взрослым и детям.

4. Обучающая игра «Накорми животных».

Цель: познакомить с питанием домашних животных.

5. Беседа «Мы вежливые дети».

Цель:  способствовать развитию  привычки спокойно вести себя в помещении и на улице.

6. С/ролевая игра Магазин «Игрушки».

Цель: закрепить понятие «игрушка», овладение и закрепление навыками сюжетно – ролевой игры, использовать в игре не только игрушки группы, но и игрушки, сделанные руками родителей.

7. Коллективная п/игра «Ой, что за народ по пятам за мной идет? »

Цель: продолжать развивать у детей общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве,  соблюдать правила  коллективной подвижной игры.

8. Спортивная игра «Кегли».

Цель: развивает глазомер и точность движений.

9. Пальчиковая игра «Сорока - белобока».

10. Д/игра «Что у меня в мешке? »

Цель: закрепляет знания о звуках, издаваемых животными.

11. Обучающая игра «Белый – черный».

Цель:  понимать названия цветов «белый» и «черный», развивает мышление.

12. Пальчиковая игра «Пальчик – зайчик».

13. Д/игра «Чего весной не стало? »

Цель:  составлять коллективный рассказ по серии картинок.

14. Упражнение «Кораблик».

Цель: уточнить основные признаки весны (тает снег, бегут ручьи, дети пускают кораблики).

15. Д/игра «Разноцветные камушки».

Цель: закрепляет умение группировать предметы по цветам.

16. Д/игра «Чудесная коробочка», упражнение «Отгадай».

Цель: отрабатывать правильное произношение звуков в словах.  Правильно называть предметы, узнавать предмет, опираясь на слово воспитателя, раскрывающее его назначение.

17. Пальчиковый театр по сказке «Лиса и журавль».

Цель:  внимательно слушать текст, передавать действия персонажей при помощи пальчиковых кукол, проговаривать реплики героев сказки. Способствовать развитию выразительности речи, поддерживать интерес к театрализованным играм.

18.«Покажем Карлсону, как нужно раскладывать ложки.

19.«Уборка участка от мусора».

20.«Протираем пыль с листочков».

21.«Где лежит игрушка? »

22.«Поливаем цветы».

23.«Вот какой у нас участок».

Беседы с детьми на темы:

 «Осторожно, микробы».

         «Как беречь свои ноги? ».

         «Ну, а как беречь свой ротик и ухаживать за ним? ».

 «Не уходи с участка».

 «Во время прогулки надо дышать носом, а не ртом».

 «Осторожно, лужа».

Художественно - эстетическое развитие

1. Музыкальная игра «Медведи и бабочки».

Цель:  прислушиваться к звучанию разных музыкальных инструментов, различать звуки по высоте: высокое и низкое звучание пианино.

2. Музыкальная игра «Что звучало? »

Цель: развивает слуховое восприятие, воспитывает интерес к музыкальным инструментам.

3. Песня «Солнышко».

4. Д/игра «Угадай, на чем играю».

Цель: развитие у детей слуховых восприятий.

5. Танец с флажками.

6. Песня «Ладушки – оладушки».

7. Танец «Греет солнышко теплее».

8. Рассматривание музыкальных инструментов (дудка, гармошка, бубен, барабан).

9. Хороводная игра «Ходит Ваня».

Цель:  выразительно выполнять движения, ритмично двигаться под музыку. Развивать чувство ритма, музыкально – слуховые представления.

10. Лепка «Слепим солнышко».

Цель:  лепить шары круговыми движениями ладоней, расплющивать их пальцами, активизировать словарь, развивать речь, память, мышление, моторику, ориентировку в пространстве.

11. Рисование «Свисают с крыши сосульки».

Цель:  рисовать разные по длине сосульки, мазками изображать капли.

12. Рисование пальчиками «Нарисуем лучи солнышку».

Цель: проводить наклонные прямые линии, активизировать словарь по теме.

13. Конструирование «Построим кораблик».

Цель: развивать конструктивные навыки,  правильно располагать на месте бумаги готовые детали.

14. Лепка «Украсим шапку помпоном».

Цель:  скатывать шар круговыми движениями ладоней, расплющивать пластилин пальцами, активизировать словарь и диалогическую речь, развивать память, мышление, зрительное восприятие, моторику, ориентировку в пространстве.

15. Лепка «Цветок».

Цель:  скатывать шарики круговыми движениями ладоней и расплющивать их пальцами. Активизировать словарь по теме, развивать память, мышление, моторику.

16. Рисование «Одежда весной. Нарисуй ленты к шапке».

Цель: проводить вертикальные линии, активизировать словарь и диалогическую речь, развивать память, мышление, зрительное восприятие, моторику, ориентацию в пространстве, умение группировать предметы по цвету.

Речевое развитие

1. Рассказывание русской народной сказки «Маша и Медведь».

Цель: помочь понять содержание сказки.  Отвечать на вопросы по ее содержанию.

2. Беседа «Одежда весной. Знакомство с демисезонной одеждой».

Цель: познакомить с предметами демисезонной одежды, уточнить и расширить словарь по теме, развивать диалогическую речь, память, мышление, зрительное восприятие, моторику.

3. И. Токмакова «К нам весна шагает».

4. Чтение стихотворения Л. Квитко «Лемеле хозяйничает».

Цель: помочь детям понять, что не так сделал герой, ответить на этот вопросы с опорой на иллюстрации.

5.  Потешка «Водичка, водичка». 

  1. Результаты проекта

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

1.Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественно-речевую).

2.Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с признаками весны, дети проявляли интерес и желание участвовать в экспериментах, наблюдениях.

     3.Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на   самостоятельную игровую деятельность детей.

  4.Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

  5.Было проведено совместно с музыкальным руководителем игровое                    

  развлечение  «Весна красна идет!»

6. Подготовлена презентация по теме проекта.

Литература

1. А. Ануфриева, О. Митюкова «Игры и занятия для малышей»

2. Власенко О. П. «Комплексные занятия по программе М. А. Васильевой»

3. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей»

4. Картушина М. Ю. «Праздники здоровья для детей 2-3 лет»

5. Кислинская Т. А. «Гениальность на кончиках пальцев»

6. Лобынько Л. В., Швецова Т. Ю. «Игры – занятия для детей раннего возраста»

7. Смирнова Л. Н. «Развитие речи у детей 2 – 3 лет»

8. Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами»

9. Тимофеева Е. А. «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Наши друзья — книги» Номинация: проект по познавательному развитию

Данный проект является реализованным. Проект направлен на воспитание у детей интереса и любви к книге. Не секрет, что в настоящее время дети с каждым годом всё меньше интересуются чтением. Но благодар...

Методическая разработка. Проект по познавательному развитию на тему: "Игры и задания по формированию познавательных знаний у детей дошкольного возраста"

Интерес дошкольников к окружающему миру, желание познать и освоить все новое – основа формирования этого качества. На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошк...

Паспорт проекта Краткосрочный проект по познавательному развитию «Потешки»

Актуальность проекта: В дошкольном детстве происходит очень важный , уникальный для развития ребенка процесс овладения родным языком. В период младшего дошкольного возраста фольклор приобретает особую...

Познавательный проект по познавательному развитию «Безопасная дорога»

Актуальность проекта:Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детям, начиная с самого детства, следует на примере и наглядно показать последствия неправиль...

Проект по познавательному развитию "Фантазёры"(развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством конструирования)

Конструирование - важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. Современные дети живут в эпоху активной информат...

Педагогический познавательно - исследовательский проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

laquo;Развитие основ логического мышления у детей старшей группы через дидактические игры »...