Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений (с использованием приёмов и методов ТРИЗ)»
консультация на тему
Цель: Ознакомление педагогов дошкольных учреждений с игровыми приемами ТРИЗ, используемыми в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_s_ispolzovaniem_priemov_triz.docx | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
дошкольных образовательных учреждений
(с использованием приёмов и методов ТРИЗ)»
Цель: Ознакомление педагогов дошкольных учреждений с игровыми приемами ТРИЗ, используемыми в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Задачи:
Познакомить педагогов дошкольных образовательных учреждений с теоретическими основами ТРИЗ
Дать представление о многообразии игровых приемов ТРИЗ
Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ
Современная математика - один из важнейших учебных предметов в школе, А математическое развитие –это изменения в познавательной сфере личности , которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Чтобы подготовить детей к усвоению современной математики необходимо уже в дошкольном возрасте давать основные знания о числе, величине , форме предметов, развивать пространственные и временные представления с учетом возрастных особенностей.
Интеллектуальная деятельность , основанная на активном поиске способов действий , уже в дошкольном возрасте может стать привычной и естественной если все усилия направлены на воспитание у ребенка потребности испытывать интерес к самому процессу познания , самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.
Важными показателями умственного развития ребенка к концу дошкольного возраста являются : сформированность образного и основ словесно-логического мышления ,воображения , творчества, овладение умениями классифицировать, обобщать, схематизировать, моделировать , отражая и контролируя результаты познавательной деятельности в диалоге и монологе.
ТРИЗ-направление (теория решения изобретательских задач) появилось во 2-ой половине 20-го века . Его основоположником является Г.С. Альтшуллер, немецкий изобретатель.Он считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности , надо только познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать изобретательские задачи.
Методика ТРИЗ, адаптированная для применения в дошкольном детстве, является эффективным средством для развития интеллектуальных, сенсорных, и творческих способностей. Важнейшая цель при этом – помочь ребенку в переходе от нерефлексивного к осознанному овладению последовательностью умственных операций.
Выбор проблемы обусловлен , прежде всего , стратегией работы дошкольного учреждения в направлении интеллектуального развития дошкольников . Таким образом , работа в этом направлении призвана помочь дошкольникам в усвоении новых знаний, а также направлена на совершенствование основных интеллектуальных операций в соответствии с их возрастными возможностями. Основной критерий в работе с детьми можно сформулировать так: доходчивость и простота в подаче материала и формулировке сложной, казалось бы ситуации.
Приемы ТРИЗ я использую в качестве дополнительных методов в работе над основной образовательной программой: при проведении непосредственной образовательной деятельности- чтобы переключить внимание детей на другой вид работы или в качестве сюрпризных моментов , для обыгрывания различных ситуаций, в которые попадают герои, в качестве дополнительных приемов при изучении или закреплении материала; или просто играем в сюжетную или развивающую игру.
Например, такое упражнение «Нарисуй добрую Бабулечку –ягулечку», где детям предлагается изменить образ Бабы-яги и превратить ее в добрую Бабулечку-ягулечку, затем придумать для нее дом и воплотить этот образ на бумаге. Или , например, «Дорисуй изображение» ,где детям предлагается какое –либо незаконченное изображение , или лоскуточек ткани, наклеенный на бумагу. Задание заключается в том , чтобы дети представили себе ,что бы это могло быть и дорисовали изображение.
Можно предложить детям наборы геометрических фигури создать из них какой либо образ
Еще один вариант развивающей деятельности , который я использую в своей работе с детьми – это игры с бумагой или «оригами « . Детям нравятся превращения листка бумаги , когда из него в результате складывания получается какое-то изделие (лебедь, роза ,лотос , собака, заяц).Один из вариантов «оригами» я вам предложу позже. Такой вид деятельности я использую как сюрпризный момент (квадратный листок бумаги складываем и превращаем в розу , цветок, лотос и т.д.). Данный прием хорошо использовать также и в качестве поощкения детей , например, за хорошо проведенный день в детском саду.
Для того , чтобы показать как я использую приемы ТРИЗ для развития познавательного интереса посредством развивающих игр, в качестве примера мною была выбрана игра «Теремок», которая , на мой взгляд , является одним из эффективных способов развития ребенка в познавательной сфере и способствует развитию познавательного интереса у дошкольников. Вообще эта игра является универсальной и способствует развитию познавательной сферы ребенка в о всех направлениях: и в математическом, и в развитии речи , и творческих способностей , а также активизирует мыслительные процессы, развивает фантазию, воображение , последовательность в выполнении заданий; учит взаимопомощи .Для игры можно использовать карточки с изображением различных по назначению предметов, а не только тех , которые предлагаю вам я. Даже если ребенок затрудняется в решении задания , в качестве варианта , предлагаю подумать над ним дома , вместе с мамой или с папой. И результат не заставляет себя ждать: на следующий день ребенок приходит в детский сад со словами : «А мы вчера с мамой подумали над вашим заданием ,. Оказывается у кружки и у удочки есть ручка за которую их можно держать!» Или уже после игры , хорошо подумав, подходят и говорят: «Вы знаете , а сумку и стол ставят на пол; или в сумку и на стол можно положить продукты с магазина!» Много раз замечала , как дети начинают играть между собой:»Я буду книга , а ты – карандаш» (берут книгу и карандаш и начинают фантазировать: « У тебя есть черные буквы, а у меня черный стержень; в книге есть рисунки , которые рисует карандаш») , и т.д. Существует несколько вариантов данной игры (где один хозяин , или каждый гость становится хозяином , я вам предлагаю один из ее вариантов.
Игра «Теремок».(старший дошкольный возраст)
Цель: тренировать аналитическое мышление детей ,учить выделять общие признаки предмета , путем сравнения его с другим предметом.
Оборудование: карточки с изображением разных объектов ,например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, карандаш, удочка и т.д.(для каждого ребенка –один рисунок).Теремок- чисто условный объект (шкафчик, коврик, или просто часть комнаты).
Предварительная работа: вспомнить сказку «Теремок» и предложить участникам сыграть в нее по –иному.
Ход игры.
До начала игры игроки вместе с ведущим вспоминают сказку «Теремок» , такой, какой ее знают все. Далее ведущий предлагает игрокам сыграть эту сказку по –иному.
Каждый игрок получает один рисунок (карточку) и играет роль изображенного на нем предмета.
Ведущий назначает одного игрока хозяином теремка, а остальные «дети» по очереди подходят к нему и ведут следующий диалог:
-Тук-тук, кто в теремочке живет?
-Я…(называет себя –например ,гитара). А ты кто?
-А я …(называет себя- например, удочка). Пустишь меня в теремок?
-Если скажешь , чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка , выявить общие признаки и назвать их. (Например, и гитара , и удочка сделаны из дерева; или и у гитары и у удочки есть струна или веревочка). После этого гость заходит в теремок и становится хозяином. И так, пока все игроки не войдут в теремок. Если кто-то не может ответить «хозяину», остальные игроки помогают. Чем больше общих признаков , даже самых невероятных, будет названо , тем игра будет интереснее.
В заключение игры ведущий- воспитатель подводит итог всей игре , сообщая игрокам о том , что , оказывается , даже самые непохожие друг на друга предметы имеют какое-то сходство или общий признак.
Заключение. Предложенный Вам мой опыт работы с детьми с применением ТРИЗ метода, показывает, что такие приемы доступны и интересны дошкольнику. Все подобные упражнения , игры наполняются содержанием различной степени сложности , в зависимости от особенностей детей и возможностей педагога.
Элементы ТРИЗ – упражнений можно использовать в различной игровой форме не только как материал для дополнительного обучения детей , но и в качестве интеллектуальных разминок,; как проверку на усвоение различных понятий; для совершенствования психических процессов , обеспечивающих успешное всестороннее развитие ребенка.
2я часть: выполнение практической работы в технике оригами «Лотос»
В заключениее – рефлексия: нарисовать свое настроение на схематично вырезанных из бумаги лицах мальчиков и девочек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Работа предназначена для воспитателей, учителей-логопедов, родителей....
Текст выступления на конкурсе "Мастер-класс для молодых специалистов дошкольных образовательных учреждений"
Представленные доклады содержат инфомацию по обмену опытом в рамках конкурсного проекта "Мастер-класс для молодых специалистов дошкольных учреждений". На конкурс были представлены следующие материалы:...
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»
Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...
Конспект мастер-класса для воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений по теме: «Создание дидактических игр в программе PowerPoint посредством переключателей»
Конспектмастер-класса для воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений по теме:«Создание дидактических игр в программе PowerPoint посредством переключателей»...
Презентация "Стандартизация образования: повышение компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в использовании игровых технологий"
Презентация " Стандартизация образования: повышение компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в использовании игровых технологий"...
Мастер - класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Говорящая стена, как современный метод развития познавательной активности и самостоятельности дошкольников"
Цель мастер – класса: повышение профессиональной компетентности педагогов в проектировании игрового пространства ДОУ.Задачи мастер-класса:Познакомить педагогов с технологией «Говорящ...
Мастер – класс для педагогического сообщества дошкольных образовательных учреждений
Тема: «Приемы развития логического мышления на основе моделирования - декодирования и кодирования информации о предметах»...