Создание мини-музея как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа) на тему
В данной работе описывается реализация педагогического проекта "Белая березка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический проект "Белая березка" | 377.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
«Детский сад № 2»
Создание мини-музея как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Автор: Рябушкина Елена Александровна,
воспитатель МБДОУ №2
Миасс
2017
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Создание мини-музея как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста……………………5
- Организация мини-музея в детском саду……………………………...5
1.2. Принципы создания мини-музея………………………………………...6
Глава 2. Система работы воспитателя по созданию мини-музея «Белая берёзка»……………….………………………………………………………..7
2.1. Этапы реализации проекта……………………………………………….7
2.2.Реализация педагогического проекта «Белая берёзка»….…………….11
Заключение…………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………........18
Приложение……………………………………………………………….......19
Введение
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС дошкольного образования в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения, наблюдать, экспериментировать.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.
Цель: формирование познавательной активности дошкольников с помощью создания мини-музея «Белая берёзка»
Задачи:
1. Обогащать предметно-развивающую среду ДОУ;
2. Обогащать воспитательно-образовательное пространство новыми
формами;
3. Формировать у дошкольников представление о музее;
4. Расширять кругозор дошкольников;
5. Учить детей первым навыкам исследовательской деятельности;
6. Расширять познавательные способности и познавательную
деятельность;
7. Формировать умение самостоятельно анализировать и
систематизировать полученные знания;
8. Развивать творческое мышление.
Объект: познавательное развитие дошкольников.
Предмет: мини-музей «Белая берёзка» как средство развития познавательных способностей дошкольников.
Гипотеза: систематическое и последовательное использование мини-
музея в работе с детьми будет способствовать развитию познавательных способностей старших дошкольников.
Практическая значимость: данная работа может быть использована воспитателями в дошкольных учреждениях.
Планируемый результат:
1. Развитие экологически грамотного поведения человека в природе.
2.Развитие представлений о законах роста и развития живых организмов на примере наблюдений за березой.
3.Развитие у детей стремления к исследовательской деятельности.
4.Развитие познавательного интереса, творческого воображения, мышление, коммуникативных навыков.
5.Развитие представления об искусстве, музыке, поэзии.
База проведения работы: МБДОУ №2 «Умка», дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.
Глава 1. Создание мини-музея как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
- Организация мини-музея в детском саду
Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими руками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции.
Исключительно важное место в работе мини-музея занимают экскурсии (занятия-экскурсии). Большое внимание мы уделяем подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
- родительские собрания;
- консультации
- индивидуальная работа.
2 этап. Выбор места размещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики.
7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.
- Принципы создания мини-музея
При создании мини-музея учитывались следующие принципы:
- Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание основной образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
- Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т.д.).
- Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
- Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
- Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».
- Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
- Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
- Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
- Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
Тематика мини-музеев может быть разнообразной:
- «Город мастеров», «Лучший друг» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, Мини-музей книги - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота; «Мой родной город», «Наша родина — Россия», «Театральные куклы», Картинная галерея и другие.
Глава 2.Система работы воспитателя по созданию мини-музея
«Белая берёзка»
2.1. Этапы реализации проекта
Работу по созданию мини - музея в группе мы организуем в виде
совместного проекта с детьми и родителями, в три этапа:
1 этап - подготовительный,
2 этап - основной практический или этап реализации,
3 этап - заключительный.
Цель первого этапа - подготовка организации мини - музея.
Задачи:
1. Определить тему и название мини-музея;
2. Выбрать место для размещения;
Цель второго этапа - совместная реализация идей.
Работу с детьми и родителями во втором этапе планируем последовательно:
1.Определить цели и задачи мероприятия (родительские собрания,
консультации, индивидуальная работа);
2. Подобрать оборудование для мини - музея;
3.Собрать экспонаты;
4. Оформить мини - музей с учётом эстетических, гигиенических норм
и соблюдением правил безопасности;
5.Разработать тематику и содержание экскурсий и занятий для
ознакомления детей с экспонатами.
6.Разработать перспективный план работы с детьми, родителями,
включая конкурсы, выставки, материалы для проведения опроса и
анкетирования, составление семейных коллекций, изготовление макетов и игр.
Целью третьего этапа - является проверка уровня знаний детей по теме. Для изучения уровня знаний детей по теме нашего проекта «Белая берёзка» нами были использованы следующие методы: беседы с детьми, игры, наблюдения.
Материалы диагностики предполагают выявление уровня знаний о жизни растения как живого существа (оно растет, развивается, размножается, может быть здоровым, больным), о строении, функциях и назначении частей дерева (корень, кора, ствол, листья), о развитии дерева и связи его с другими живыми организмами; об экологически грамотном поведении человека в природе; представление об искусстве, музыке, о березе как о символе страны, национальном дереве.
В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста, 25 человек детского сада № 2 г. Миасс.
В процессе педагогической деятельности были использованы такие методы как:
1. Познавательная беседа на тему: «Берёза строить и жить помогает». Цель: уточнить знания детей о применении берёзы на Руси и в наши дни.
2. Исследование «Полезные и лечебные свойства березы» (березовый сок, березовый веник, косметика и прочее). Цель: дать представление о целебных свойствах березы, использовании их в косметике и в быту.
3. Дидактическая игра «Угадай дерево по листочку». Цель: учить по описанию листьев, определять о каком дереве идет речь.
4.Дидактическая игра «Когда это бывает?» (использование поэзии, искусства). Цель: уточнить представления о внешнем виде берёзы в разное время года, развивать внимание, быстроту мышления, так же уточнить знания об искусстве, поэзии.
5. Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» (строение дерева). Цель: закрепить знания детей о строении дерева.
Результаты обработки данных детей по беседе «Берёза строить и жить помогает» на начало проекта (Рис. 1)
Рис. 1. Процентное соотношение данных по беседе «Берёза строить и жить помогает» на начало проекта
На рисунке 1 мы видим, что на начало проекта только 23% - 6 человек имеют высокие значения. Это говорит о том, что дети знают, как использовали березу раньше на Руси, (посуду, игрушки, жилье и тому подобное) и как ее используют в наше время.
31% - 8 человек имеют средний показатель. Дети отвечают на вопросы с помощью воспитателя.
У 46% - 12 человек низкий уровень знаний. Дети не знают, как береза может использоваться людьми в быту.
Результаты обработки данных детей по исследованию «Полезные и лечебные свойства березы» на начало проекта (Рис. 2)
Рис. 2. Процентное соотношение данных по исследованию «Полезные и лечебные свойства березы» на начало проекта
На диаграмме видно, 68%-17 человек имеют низкие показатели. Они не знают о полезных и лечебных свойствах березы.
20%-5 человек имеют средний показатель. Дети отвечают на вопросы с помощью воспитателя. Знают только о березовом венике и березовом соке.
У 12%-3 человека высокий показатель по исследованию. Они знают, какие полезные и лечебные свойства имеет береза.
Результаты обработки данных детей по дидактической игре «Угадай дерево по листочку» на начало проекта (Рис. 3)
Рис 3. Процентное соотношение по дидактической игре «Угадай дерево по листочку» на начало проекта
При рассмотрении рисунка № 3 мы видим, что у 52% - 13 человек низкий уровень знаний, дети не знают, к какому дереву относятся те или иные формы листьев.
28% - 7 человек имеют средний уровень. Они могут определить отношение листьев к определенному дереву, но частично.
У 20% - 5 человек высокий уровень знаний. Дети уверенно распределяют листья к определенным деревьям.
Результаты обработки данных детей по дидактической игре «Когда это бывает?» (использование поэзии, искусства) на начало проекта (Рис. 4)
Рис. 4. Процентное соотношение по дидактической игре «Когда это бывает?» на начало проекта
На рисунке № 4 видно, что 12% - 3 ребенка имеют высокий уровень знаний по дидактической игре «Когда это бывает». Дети легко определяют березу в разных временах года и знают некоторых поэтов написавших о березе (С. Есенин, А. Прокофьев).
У 32% - 8 человек имеют средний уровень. Это говорит о том, что дети определяют березу в разном времени года, но писателей стихов назвать затрудняются.
У 56% - 14 человек, низкий уровень знаний. Дети с трудом справляются с поставленными перед ними задачами.
Результаты обработки данных детей по дидактической игре «Что сначала, что потом?» (строение дерева) на начало проекта (Рис. 5)
Рис 5. Процентное соотношение по дидактической игре «Что сначала, что потом?» (строение дерева) на начало проекта
На рисунке № 5 видно, что на начало проекта только 36% - 9 человек самостоятельно могут собрать рисунок дерева, березы.
16% - 4 человека имеют средний показатель. Это означает, что дети допускают ошибки при выполнении задания.
У 48% - 12 человек - уровень знаний низкий. Дети не могут выполнить задание с первого раза.
Таким образом, видно на начало проекта, что большинство детей не имеют достаточных знаний о березе, ее лечебных свойствах, о ее применении, о березе в поэзии и живописи.
Для того, что пополнить знания детей, развить познавательный интерес, творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки. Расширить кругозор детей и познакомить с деревом – береза, нами был разработан педагогический проект «Белая берёзка».
2.2. Реализация педагогического проекта «Белая берёзка»
Вид проекта: творческо – исследовательский.
Срок реализации: июнь-август 2017 года
Участники проекта: дети старшей групп, воспитатель, специалисты, родители воспитанников.
Цель проекта: приобщение детей к русской культуре, воспитание основ экологического мышления детей, проявляющегося в гуманном отношении к представителям растительного мира как к живым, неповторимым организмам.
Задачи:
Сформировать представления о:
- жизни растения как живого существа (оно растет, развивается, размножается, может быть здоровым, больным);
- строении, функциях и назначении частей дерева (корень, кора, ствол, листья);
- развитии дерева и связи его с другими живыми организмами;
- экологически грамотном поведении человека в природе;
- расширять знания о законах роста и развития живых организмов на примере наблюдений за березой;
- поддерживать и развивать у детей стремление к исследовательской деятельности, желание находить самостоятельно ответы на возникшие вопросы;
- развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки. Расширять кругозор детей, знакомство с деревом - береза.
- развивать представление об искусстве, поэзии. Береза – это символ страны, национальное дерево.
Предполагаемые результаты:
- использование в жизни полученных знаний о березе;
- развитие патриотических чувств у детей;
- умение организовывать творческие, народные игры, водить хороводы;
- чтение наизусть отрывков из стихотворений русских писателей: А.Прокофьева, С.Есенина, «Береза» С. А, Васильевой и др.;
- выставка продуктов детской творческой деятельности;
- мини - музей «Белая берёзка»;
- совместные проекты родителей и детей.
Этапы работы:
Подготовительный.
- Определение объекта изучения.
- Сбор информации, подбор художественного слова и музыки.
- Диагностика.
Основной - исследовательский.
- Вхождение в игровую ситуацию.
- Наблюдение за березой.
- Изучение роста, развития и ухода за деревом. Объединение детей в рабочие группы.
- Работа по образовательным областям
Заключительный.
- мини-музей «Белая берёзка»
- Презентация проекта «Белая берёзка»
Перспективное планирование работы с детьми
Направления работы | мероприятия | задачи |
Социально-коммуникативное развитие | Оформление мини-музея «Белая берёзка» (открытие экспозиции изделий из бересты). НОД «Береза – символ России». Заготовление спилов и бересты (использовать только погибшие деревья). Сбор листьев для гербария. Дидактические игры «Узнай дерево по листочку», «Когда это бывает?» «Что сначала, что потом?» (строение дерева) «Найди пару». НОД «Спасем березку» | Формировать представления о музее, расширять кругозор, развивать познавательные способности. Поддерживать и развивать у детей стремление к исследовательской деятельности, желание находить самостоятельно ответы на возникшие вопросы; Учить детей создавать коллекции и работать с экспонатами. Учить по описанию определять о каком дереве идет речь. Уточнить (закрепить) знания о внешнем виде берёзы в разное время года, развивать внимание, быстроту мышления. Уточнить знания детей о последовательности сезонного развития берёзы. |
Познавательное развитие | Наблюдение «Необыкновенная «одежда» березы». Прогулка – открытие «Почему березку называют белоствольной». Исследование «Полезные и лечебные свойства березы» Березовый сок, березовый веник, косметика. Познавательная беседа на тему: «Берёза строить и жить помогает». | Закрепление и обобщение знаний детей о назначении коры деревьев. Знакомство с верхним слоем коры березы – берестой: внешнем видом, строением и применением. Познакомить детей с порошкообразным веществом – бетулином, придающем береcте белый цвет. Поддерживать у детей познавательный интерес к открытию тайн живой природы. Дать детям знания о том, что живые клетки стволов берез дышат при помощи чечевичек – темных отдушин. Способствовать формированию у детей позиции исследователей «тайн» живого мира. Дать представление о целебных свойствах березы, использовании их в косметике и в быту. Познакомить детей с применением берёзы в наши дни. |
Речевое развитие | Чтение русской народной сказки «Как коза избушку построила» Отгадывание загадок о березе. Чтение стихотворений и заучивание стихов о березе Речевое упражнение «Скажи красивые слова о березах». | Учить детей рассказыванию о дереве по предметно-схематической модели. |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование нетрадиционным способом «Березка» Лепка из пластина «Березовая роща». Объемная аппликация «Белые березы» Пение и слушание песни, хоровод «во поле береза стояла» Знакомство с русским народным фольклором Фотовыставка «Русская красавица» Выставка детских работ «Береза» Коллективная работа из спилов березы: Герои мультфильма «Винни Пух и все, все, все» | Познакомить с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой; |
Физическое развитие | Физкультминутка «Веселая береза». дыхательная гимнастика «Берёзка» Хороводная игра «Во поле березка стояла». Игра «Детки на ветке» Эстафета «Будь здоров!» | |
Работа с родителями | Родительское собрание. Доклад «Приобщение к русской культуре» Консультация «Расскажи детям об исконно русской культуре». Прогулка в лес, парк. Папка передвижка «Читайте вместе с детьми о березе (загадки,стихи)». «Зеленая аптека». Изготовление поделок используя спилы и кору березы Высадка берез на участке группы | Расширять знания о деревьях, воспитывать интерес. Способствовать совместной деятельности родителей и детей. |
Результаты обработки данных детей по беседе «Берёза строить и жить помогает» на начало и конец проекта (Рис. 6)
Рис 6. Процентное соотношение данных по беседе «Берёза строить и жить помогает» на начало проекта и конец проекта
При анализе рисунка №6 видно, что на начало и конец проекта имеются видимые изменения. Высокий уровень знаний детей увеличился с 6 до 17 человек. Средний уровень стал ниже, а низкий уровень снизился с 12 до 3 человек.
Результаты обработки данных детей по исследованию «Полезные и лечебные свойства березы» на начало и конец проекта (Рис. 7)
Рис 7. Процентное соотношение данных по исследованию «Полезные и лечебные свойства березы» на начало и конец проекта
При анализе данной гистограммы мы видим изменение показателей. Высокий уровень знаний дошкольников значительно повысился с 3 до 19 человек. В свою очередь средний и низкие показатели так же изменились 17 до 2 человек.
Результаты обработки данных детей по дидактической игре «Угадай дерево по листочку» на начало и конец проекта (Рис. 8)
Рис 8. Процентное соотношение данных исследования по дидактической игре «Угадай дерево по листочку» на начало и конец проекта
При рассмотрении рисунка №8 видно, что низкий процент знаний детей понизился с 12 до 1 человека. Средний и высокий повысились. Высокий с 5 до 20 человек.
Результаты обработки данных детей по дидактической игре «Когда это бывает?» (использование поэзии, искусства) на начало и конец проекта (Рис. 9)
Рис 9. Процентное соотношение исследования по дидактической игре «Когда это бывает?» (использование поэзии, искусства) на начало и конец проекта
При анализе данного рисунка видно, что высокий уровень вырос с 3 до 16 человек. Средние показатели снизились с 8 до 5 человек, низкий с 14 до 4 человек.
Результаты обработки данных детей по дидактической игре «Что сначала, что потом?» (строение дерева) на начало и конец проекта (Рис. 10)
Рис 10. Процентное соотношение исследования по дидактической игре «Что сначала, что потом?» (строение дерева) на начало и конец проекта
На рисунке № 10 видно, что имеются значительные изменения между данными на начало и конец проекта. Высокий уровень с 9 до 22 человек. Средний уровень знаний с 4 до 12 человек. А низкий уровень знаний по данному исследованию отсутствует.
Таким образом, на основании полученных данных мы можем говорить об эффективности разработанного и внедренного проекта « Белая березка». Поставленные нами цели и задачи достигнуты.
- дети получили знания о березе;
- научились организовывать творческие, народные игры, водить хороводы;
- заучили наизусть отрывки из стихотворений русских писателей: А.Прокофьева, С.Есенина, В.Степанова;
- участвовали в выставке продуктов детской творческой деятельности;
- в создании мини - музей «Белая берёзка»;
- в совместных проектах родителей и детей.
Заключение
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт в познавательной и исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали березу, отметили роль как лекарственного сырья и ее влияние на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.
Обработка материала по данному проекту позволил создать мини-музей «Белая берёзка». Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке.
Мы сделали вывод, что для русского человека нет роднее и любимее дерева, чем белоствольная береза. О ней поют песни, складывают сказки, пишут стихи... Где бы ни росла берёзка, всюду она приносит людям радость и свет. Любит наш народ свою зелёную красавицу и за красоту, и за пользу, которую она приносит. Вот почему нет для россиян более любимого и прекрасного дерева, чем берёза. Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!
Список литературы
1. Авдеев, Н.С. Русские пословицы и поговорки [Текст]/Н.С.Авдеев.- Детская литература, 1996.
2. Брыкина, Н.Т. Нестандартные и интегрированный уроки [Текст]/Н.Т. Брыкина. - М.: Вако, 2004.
2. Грибовской, А.А. Коллективное творчество дошкольников:метод. пособие [Текст]/А.А. Грибовская. - Москва, 2007.
3. Дрязгунова, В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: метод. пособие [Текст] /В.А.Дрязгунова. - Москва, 1990.
4. Коломина, Н.В. Занятия по экологии в детском саду: метод. пособие [Текст]/Н.В.Коломина. - Москва, 2010.
5. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников [Текст] /Т.С. Комарова. – М.: Пед. общ. России, 2005. – 390 с.
6. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа [Текст] /О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Питер, 2011. – 304 с.
7. Кравченко, И.В., Долгова,Т.Л. Прогулки в детском саду[Текст] /И.В.Кравченко, Т.Л.Долгова. - Москва, 2011г.
8. Кульневич,С.В., Лакоценина,Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: программа [Текст] /С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. - Воронеж, 2001.
9. Машкова, С.В. Познавательно - исследовательские занятия с детьми: метод. пособия [Текст] /С.В.Машкова.- Волгоград, 2012
10. Поликарпова, Т. Две берёзы на холме [Текст] /Т.Поликарпова.- Детская литература, 2003.
11. Рутковская, А.А. Рисование в начальных классах[Текст] /А.А.Рутковская.-Спб.: Дон Нева,2001
12. Рыжова, Н.Н. Экологическое воспитание в детском саду[Текст] /Н.Н.Рыжова. – М.: 2001г.
13. Тихомирова, Е.М. Сценарии школьных праздников[Текст] /Е.М.Тихомирова.//Дошкольная педагогика. - 2006.- №4.- С.12.
14. Шорыгина,Т.А. Деревья. Какие они? [Текст] /Т.А.Шорыгина. - М.: ГНОМ, 2003.
Приложение
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Береза – символ России».
Образовательная область: познавательное, речевое, художественно-эстетическое (продуктивная, конструктивная деятельность)
Цель: познакомить детей с деревом береза, воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.
Задачи:
Образовательная - пополнить знания и представления детей о берёзе как уникальном дереве; с помощью синтеза изобразительного, поэтического и музыкального искусства формировать эстетический образ берёзы.
Развивающая - развивать речь детей, умение находить нужные прилагательные для передачи образа берёзы, видеть ассоциацию берёзы с «девушкой».
Воспитательная - вызвать эмоционально-положительное отношение к берёзе, желание любоваться ею, заботиться о ней и беречь.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением природы различных углов нашей Родины; рисование на тему «Белая береза» с участием родителей; разучивание пословиц о Родине.
Методы и приемы: игровой, двигательный, коммуникативный, наглядный, практическая деятельность детей, дидактическая игра.
Материалы и оборудование: береза украшенная конфетами, пряниками, ленточками, народные костюмы, выставка рисунков «Белая береза»; аудиозапись русской народной песни «Во поле береза стояла»; репродукции картин: И. Левитан «Золотая осень», И. Аргунов «Портрет крестьянки в русском костюме», Б. Кустодиев «Масленица».
Ход НОД:
Воспитатель: «Ребята! посмотрите на картины. Что общего есть в картинах художников? (Береза) Как вы думаете, почему на картинах художников есть стройные белоствольные березки? (Ответы детей.) Конечно же, это не случайно. Какой русский человек не любит березку – красавицу! Давайте посмотрим, какой может быть береза.
Из каких частей она состоит. (Используется дидактические игры «Собери дерево», «Узнай дерево по листочку», «Найди пару».
Дыхательная гимнастика: «Берёзка» (Поднять руки вверх и делать наклоны туловища вправо-влево в такт музыке. Дыхание спокойное.)
Воспитатель: береза – символ России. Вспомните загадку про березу:
Стоит Алена-платок зеленый
Тонкий стан, белый сарафан.
Дети: береза.
Воспитатель: с кем на Руси сравнивали красавицу березу?
Дети: с девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.
( Дошкольник читает стихотворение «Береза» С. А. Васильевой.)
В белых платьицах подружек
Из русской выросли земли.
На лесной стоят опушке
Листья в косы заплели
В мае россыпью сережек
Их украсится наряд
Много исходив дорожек,
Я всегда березе рад.
Физическая минутка «Весёлая берёза»
Березка в белом сарафане (шаги на месте) Весною водит хоровод (руки на поясе) Звенит сережками тихонько (повороты в правую и левую строну) И птичек в гости всё зовёт (ритмичные взмахи руками к себе) Раскроет свои руки-ветки (руки в стороны)
Опустит ветки-пальцы вниз (сводят руки к центру вниз)
Подставит солнышку листочки (ритмичное покачивание рук) Чтоб лучик на ветвях повис (над головой)
Воспитатель: о белоствольной русской красавице сложено много стихов, песен. Песню «Березонька» пели девушки на Руси в праздник Семик. Праздник этот приходился на июнь и считался девичьим праздником. Утром яркая красочная толпа направлялась к березовой роще. Девушки выбирали одну из березок и украшали ее, привязывая к ветвям цветные лоскуты, ленты, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг украшенной березке водили хоровод и исполняли песню « Березонька». Потом вокруг березы плясали, заводили игры. А какие русские народные песни вы знаете и можете исполнить?
Дети: «Во поле береза стояла».
Дети инсценируют русскую народную песню «Во поле береза стояла».
Воспитатель: ребята, а сейчас мы с вами попробуем сделать коллективную работу из пластилина «Березовую рощу» Проходите и садитесь на свои места.
На доске показаны образцы различных березок.
Самостоятельная работа детей.
Подведение итогов.
Воспитатель: ребята, чем больше всего понравилось заниматься?
Дети: отгадывать загадки, играть в игру «Узнай дерево по листочку», «Найди пару».
Воспитатель: что вызвало затруднение?
Дети: лепить листики к березке.
Воспитатель: ребята вы сегодня очень постарались и ваши березки словно живые.
Дети размещают работы на общее панно.
Приложение
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Спасем Березку»
Образовательная область: познавательное, речевое развитие.
Цель: активизация мышления, речи в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.
Задачи:
Образовательная: развивать поисковую деятельность детей, способствовать к определению задач, на основе поставленной проблемы, умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.
Развивающая: познакомить детей с внешним видом берёзы, подвести детей к выводу, что она растет в определенной среде, развивать эмоционально-чувственное восприятие природы, умение видеть, слышать.
Воспитательная: формировать желание бережного отношения к растениям, поддерживать интерес к звучащему слову, способствовать словотворчеству.
Предварительная работа: чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций о природе, деревьях, знакомство с деревом береза на территории детского сада.
Методы и приемы: игровой, наглядный, вопросы к детям, словесный, дидактические игры, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: иллюстрации, макет.
Ход НОД
Введение в игровую ситуацию.
В группу входит девочка (Вика).
Девочка :"Здравствуйте, ребята! Я вчера была в роще и видела, как погибает молодая берёзка. Она мне сказала, что ей тяжело расти в грязной роще. Она может погибнуть. Как ей помочь я не знаю?"
Воспитатель: ребята, поможем Вике?
Дети: да, конечно поможем.
Воспитатель: начнем мы с разминки. Поразмышляем не спеша! Нас ждет игра «Когда это бывает?»
Детям раздаются шапочки с изображением листьев березы в определенное время года, читается отрывок стихотворения о березе в разные времена года и дети должны подойти каждый к своей березе.
Воспитатель: дети, что нужно березке, чтобы она росла?
Дети: чистый воздух, вода, солнечный свет, тепло.
Воспитатель: правильно, молодцы, вы назвали все что нужно для того, чтобы дерево росло. Я хочу вам прочитать рассказ о березе, который называется «Передышка», написал этот рассказ Г.А.Скребицкий.
Воспитатель: дети, как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы помочь берёзе?
Дети: не ломать ветви деревьев, бережно относиться к лесу, не затаптывать молодые ростки деревьев.
Воспитатель: правильно ребята. И мы сегодня посадим с вами молодые деревца березок на нашем участке и будем ухаживать за ними. А они будут радовать нас своей красотой.
Итоговое мероприятие «Посади березку»
Рассказ о берёзе «Передышка»
Автор: Г.А.Скребицкий
От деревни до ближайшего леса дорога шла через широкое поле. Идёшь по нему в летний день — солнце печёт, жара. Кажется, конца-краю нет этому полю. Но как раз на половине пути у самой дороги росла зелёная развесистая берёза.
Кто бы из леса в деревню или обратно ни шёл, обязательно сядет и отдохнёт в прохладной тени под старым деревом. И так это славно бывало: кругом всё поле даже блестит от солнца, а под густой берёзой свежо, прохладно. Над головой зелёные листья шумят, будто зовут присесть и передохнуть немножко.
Вот и прозвали эту берёзу местные жители «Передышкой».
Ранней весной только пригреет получше солнце, а Передышка уже зазеленела, стоит среди поля нарядная, сплошь усыпанная клейкими молодыми листочками.
А осенью Передышка становилась вся жёлтая. Подует ветер, и полетят с дерева золотые листья.
Целые стаи перелётных птиц садились передохнуть на берёзу.
И так уж, бывало, заведено, из года в год, много лет: человек ли идёт из леса в деревню, птица ли откуда-то издали прилетит — для всех берёза посреди поля отдыхом служит.
Но вот однажды осенью возвращались ребята домой с вязанками хвороста. Дошли до берёзки и, как полагается, отдохнуть уселись.
Кругом по-осеннему неприютно: поле пустое, серое, давно уже с него хлеб убрали, только сухое жнивьё жёсткой колючей щёткой торчит. А у самой дороги картофельные гряды темнеют. Ботва на них почернела, дожди да ветры прибили её к самой земле.
Посидели ребята немного под деревом, а потом кто-то из них предложил: «Давайте костёр разведём, погреемся и картошку в золе испечём».
Сказано — сделано. Наломали сухих палок из хвороста, стали костёр разводить, а он не горит, ветром огонь задувает.
— Постойте! — кричит один мальчуган. — Тащите-ка сучья к берёзе. Вон у самых корней будто печурка, там уж костёр не задует.
Так и устроили.
С тех пор ребята приладились между корнями берёзы костёр разводить, картошку печь. И огонь разжигать было очень удобно: надерут коры с той же берёзы, она жарко горит, в один миг костёр разгорится.
Всю кору внизу с дерева поободрали. А между корнями огонь выжег большую чёрную дырку — настоящую печь.
* * *
Наступила зима. Ребята перестали ходить в лес.
Всё кругом — и поля и леса — засыпал снег. Посреди белого поля виднелась одна только берёза. Её ветви обледенели, покрылись инеем. И, когда утром вставало солнце, берёза казалась нежно-розовой, будто нарисованной тонкой кистью на синем фоне морозного неба. Только внизу, у самых корней, по-прежнему чернела обугленная дыра. Но и она теперь не очень была заметна — снаружи её слегка припорошил снег.
Но вот и зима прошла. Потекли ручьи, запестрели в поле проталины, всё кругом зацвело, зазеленело.
И только одна Передышка в эту весну не покрылась густой зелёной листвой. Она стояла голая, потемневшая. Ветер поломал у неё сухие ветви и оставил лишь крючковатые толстые сучья.
— Засохла наша берёзка, не будет теперь Передышки, — говорили в деревне.
А потом однажды приехали на дрогах люди с топором и пилою, свалили сухое дерево и увезли на дрова.
Остался от Передышки один только пень, а внизу под ним — чёрная обугленная дыра.
* * *
Шёл как-то раз лесник из деревни к себе в сторожку, и ребята с ним тоже шли в лес по ягоды. Дошли до середины поля. Жарко, а укрыться от солнца негде, один пень у дороги торчит.
Поглядел на него лесник, рукой махнул.
— У кого ж это, — говорит, — хватило совести Передышку сгубить? Выжгли дыру у самых корней да ещё всю кору со ствола ободрали…
Стыдно стало ребятам. Вот ведь они что по незнанию наделали. Переглянулись между собой и рассказали обо всём леснику.
Тот покачал головой.
— Ну, — говорит, — что было, того не воротишь, а теперь надо вам вашу вину исправлять.
Ребята обрадовались. Только как же её исправить?
— А вот как, — сказал старик, — осенью приходите ко мне в сторожку. Выкопаем мы молодых кустов да берёзок, всю дорогу ими обсадим.
Так и решили. Было это лет десять назад.
А теперь от деревни до леса вся дорога деревьями и кустами обсажена. А посредине пути торчит старый широкий пень.
В этом месте по-прежнему все садятся передохнуть. Сидят кто на пне, а кто просто так, на земле, под тенью густых молодых берёзок. И это место зовётся по-прежнему «Передышка»
Подвижная игра «Детки на ветке» (4-6 лет)
Каждому из играющих детей дают шишку, или желудь, или орех и т. п. Затем воспитатель показывает какую-либо ветку и говорит: «У кого детки этой ветки?» Тот, у кого данный плод, поднимает руку, показывает его и подходит к воспитателю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Лэпбук– как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"
Данная консультация была разработана с целью ознакомления родителей с иновационной педогигической технологией Лэпбук, как средство обучения....
"Лэпбук, как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"
Выступление на окружном мастер-классе "Музейная педагогика на новом уровне (ИКТ-технологии)"...
презентация "Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"
Эта презентация поможет логопедам и воспитателям разобраться в том как самомтоятельно сделать интерактивную папку для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Лэпбук - это современное средство д...
Лепбук - как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно - воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно зан...
"Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"
Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы на основе использования лэпбука....
Индивидуальный план развития профессиональной компетентности «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Актуальностью данной темы является то, что лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта, тематической недели или предмета исследования.Цель: 1. Изучение нов...
Консультация для родителей на тему "Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»"
Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале путирядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди вего жизни – родители.ФГОС ориентирует педагогов ДОУ...