Развитие фантазии у детей дошкольного возраста
презентация к уроку (старшая группа) по теме
Развитие фантазии у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_diplom.pptx | 122.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель исследования : выявить особенности развития фантазии у детей дошкольного возраста. Объект исследования : развитие фантазии дошкольников. Предмет исследования : организация процесса развития фантазии у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования : развитие фантазии в дошкольном возрасте может осуществляться в процессе слушания музыки при специально организованной деятельности, которая предполагает: - организацию обогащенной музыкальной среды группы; - накопление музыкального опыта детей, развитие изобразительной деятельности, активизацию творческого воображения и фантазии; - организацию самостоятельной продуктивной деятельности детей.
Перед нами стал ряд определённых задач по данной проблеме: Рассмотреть понятие фантазии в трудах зарубежных и отечественных учёных. Исследовать уровень развития фантазии у детей старшего дошкольного возраста. Разработать и апробировать программу по развитию фантазии детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования : теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за воспитательным процессом, исследовательская работа, статистический метод обработки данных.
Теоретический анализ проблемы развития фантазии у детей дошкольного возраста Фантазия [греч. Phantasia — воображение] — 1) способность к творческому воображению; 2) продукт воображения, мечта, выдумка, нечто неправдоподобное; 3) в искусстве — импровизация на какую-то тему. Фантазия изменяет облик действительности, отображенной в сознании, для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в силу этого обладает огромной художественной и научно познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазию, в значительной мере спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека, складывающимися в процессе деятельности.
Особенности развития фантазии в процессе восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент) Цель констатирующего эксперимента – изучение особенностей развития фантазии старших дошкольников в процессе слушания музыки. Задачи констатирующего эксперимента: Изучить особенности фантазии детей; Выявить уровень развития фантазии детей в условиях специально организованного процесса восприятия музыки; Определить особенности организации процесса восприятия музыки с детьми с целью развития фантазии;
Для решения первой задачи используется диагностика, включающая две методики. 1. Методика « Дорисовывание » 2. Методика «Нарисуй что-нибудь» Вторая задача решалась с помощью диагностического метода экспериментальной ситуации, целью которой было выявление особенности фантазии детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки. В ходе решения третьей задачи была проведена очередная серия диагностик. 1 . Наблюдение за организацией воспитателями процесса слушания музыки старшими дошкольниками в группах. 2. Анализ предметно-развивающей среды группы .
Выводы по констатирующему эксперименту Развитие фантазии детей старшего дошкольного возраста находится в стадии формирования. Констатирующий эксперимент показал, что у большинства детей данной выборки наблюдается хорошо развитые качества – беглость, гибкость и оригинальность. В целом по выборке большинство детей имеют средний уровень развития по показателю «характер рисунка» и средний уровень креативных способностей, однако девочки показали высокий уровень развития беглости и оригинальности как важных показателей креативности . В целом по выборке большинство детей имеет средний уровень развития фантазии, однако девочки показали высокий уровень развития фантазии в отличие от мальчиков. Основа взаимосвязи слушания музыки и рисования заключается во взаимодействии выразительных средств: сначала осуществляется процесс выделения выразительных средств в музыке, а затем процесс осмысливания, обдумывания, как эти образы можно передать в рисунке. Процесс восприятия музыки влияет на проявление фантазии, но только тогда, когда организованна работа по накоплению у детей музыкального опята и умений изобразительной деятельности ,разработаны формы работы для активизации творчества и созданы элементы развивающей среды группы, направленной на развитие фантазии детей дошкольного возраста в процессе слушания музыки .
Программа развития фантазии детей старшего дошкольного возраста ( формирующий эксперимент) Первый этап: Организуем музыкально обогащенную музыкальную среду группы; Второй этап: Способствуем накоплению музыкального опыта детей, развитию изобразительной деятельности, активизировать творческое вооружение и фантазию; Третий этап: Организуем самостоятельную продуктивную деятельность детей.
Организация совместной деятельности Каждое занятие включает в себя: 1. Ритуал приветствия — снятие эмоционального напряжения у детей. Установление контакта. 2. Основную часть мероприятия, которая направлена на достижение цели программы и задач каждого занятия (решение проблемных ситуаций, изобразительная деятельность, придумывание сказок, загадок и др.) 3. Игру на повышение двигательной активности. 4. Релаксационные дыхательные и мышечные упражнения. 5. Ритуал прощания. Сначала подводят итог занятия (что запомнилось, что понравилось), затем — сам ритуал прощания, и все вместе (дети с педагогом-психологом) поднимаются в группу и там уже прощаются. При необходимости детям дается домашнее задание.
Сравнительный анализ уровня развития фантазии у детей старшего дошкольного возраста ( контрольный эксперимент) контрольный срез и его анализ обнаружили, что после проведенных занятий в рамках развивающей программы у детей старшего дошкольного возраста зафиксированы более высокие показатели по всем диагностируемым параметрам.
ВЫВОДЫ Анализируя проделанную работу в ходе формирующего эксперимента можно сделать вывод, что научные данные, собственные наблюдения и исследования, дифференцированный подход к каждому воспитаннику, с учетом его эмоционально-личностных особенностей являются оправданными как с теоретической, так и с практической точки зрения. Основываясь на данных контрольного эксперимента, который продемонстрировал более высокий уровень развития фантазии детей старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод, что фантазия активно развивается в процессе слушания музыки. Следовательно, целесообразно оптимизировать педагогические условия за счет разнообразия используемых приемов, обогащения содержания специально организованных занятий-тренингов, включения разнообразных игр и различных форм организации детской деятельности. Понимания важности данных условий открывает широкие возможности для создания различных интегративных технологий, обеспечивающих перспективное построение процесса развития фантазии дошкольников и личности каждого ребенка в целом.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческие игры по рисованию на развитие воображения, фантазии у детей дошкольного возраста.
Основой творчества является деятельность воображения. Воображение, фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся чело...
Использование методов ТРИЗ для развития воображения и фантазии у детей дошкольного возраста
для воспитателей ДОУ...
Творческие игры по рисованию на развитие воображения, фантазии у детей дошкольного возраста
Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций.Задача педагогов и родит...
Методическая разработка по теме" Развитие фантазии у детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность"
Методическая разработка...
Педагогическая технология «Цветные фантазии» «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (старшая группа «Ягодка»).
1. Актуальность«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника.Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде». Роде.«Это правд...
«Манная фантазия». Развитие и бучение детей дошкольного возраста в игре
Воспитательная практика...