Доклад на тему : "Образовательное пространство в ДОУ, его организация и содержание (средний возраст)"
статья (средняя группа) на тему

Организовываем пространственную среду в ДОУ согласно ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Образовательное пространство в ДОУ, его организация и содержание».

( средний возраст)

ЧДОУ №99 ОАО «РЖД»

воспитатель Межлумян Л.В.


В соответствии со  Стандартом, одним  из  аспектов  образовательной  среды  для  ребёнка  дошкольного возраста  является   предметно-пространственная развивающая образовательная среда.

 Организация развивающей среды  в  ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Развивающая пространственная среда должна быть:

 содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование;

 трансформируемой – обеспечивать возможность, изменений  развивающей пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

 полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих развивающей среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

  доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

  безопасной – все элементы развивающей пространственной среды должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно- эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Предметно-развивающая  среда в нашей группе (средний возраст) организована в соответствии с требованиями программы, с учетом ведущего вида детской деятельности - игры, с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований, соответствует возрастным особенностям детей 4-5 лет и теме недели, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Образовательное пространство оснащено игровым, спортивным и оздоровительным оборудованием, инвентарём. В группе созданы условия для разных видов деятельности детей. Предметы для игр хранятся на открытых полках  и стеллажей.

Направление: Речевое развитие.

Уголок «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Книги  меняются в зависимости от темы недели и чтения по программе.

Уголок «Грамотности»  

В нем находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотношение, разрезные сюжетные картинки,  мнемотаблицы.

Направление: Познавательное развитие.

Уголок «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. Данный уголок содержит в себе различные виды комнатных растений  и  схемы ухода за ними ; инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и  палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др.  В данном уголке присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала  муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.

Уголок опытно-экспериментальной деятельности.

 В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности:  лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения.

Уголок «Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки.  При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры Воскобовича, «Монгольские игры», Палочки Кюизенера, «Разрезной квадрат» Никитина, «Логические блоки Дьенеша» и др.

В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

В «Нравственно-патриотическом» уголке  помещена  государственная символика и флаг родного края. В нем находятся пособия, художественная литература отражающие многонациональность нашей Родины. Сделан макет избы. Оформлен уголок родного края, где   работа ведется по направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город». Имеются тематические папки с иллюстрациями,  фотографии, открытки, альбомы.

«Строительный» (конструктивный) уголок, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Здесь в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Мобильность данного уголка позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

Направление: художественно-эстетическое развитие.

Уголок  художественного творчества  с разными видами бумаги,  книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками и трафареты,  штампы, геометрические формы, краски, кисти,  салфетки. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т.д.

Уголок театрализации с различными видами театров: плоскостной, кукольный, пальчиковый, теневой, настольный, театр игрушек; присутствует малая ширма,  шапки-маски.

Музыкальный уголок с детскими музыкальными инструментами,  а также музыкальные игры  «Музыкальный колпачок», « Музыкальная лесенка»,  Имеются дидактические игры на развитие звуковысотного слуха: «Птицы и птенчики», развитие ритмического слуха: «Кто как идет?» На развитие тембрового и динамического слуха: «Громко-тихо», «Узнай свой инструмент».

В уголке «ИКТ»  размещены: телевизор,  DVD-плеер, магнитофон, коллекция дисков и записей с музыкой и сказками.

Направление: Социально-личностное развитие.

В уголке «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте).

Уголок «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми.  В уголке безопасности размещена улица с дорогой и пешеходными переходами, машинами, помещены простые дорожные знаки, светофор для ознакомления детей с ПДД. Наглядный материал предупреждает детей об опасных ситуациях. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Направление: Физическое развитие.

В уголке двигательной активности, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей, имеются мячи, кольцебросс, кегли, скакалки, обручи, султанчики, мешочки, платочки, веревочки, мишени.

Для профилактики плоскостопия имеются массажные коврики и дорожки.

Уголок «уединения». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации.

Оформление группового помещения вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к ДОУ, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной, творческой деятельности, способствует их интеллектуальному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС ДО. «Организация образовательного пространства и развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста».

Представлен опыт работы по созданию адаптивной среды в групповом пространстве с учетом возраста и уровнем развития детей....

Доклад на тему "Космическое пространство"

Доклад будет очень полезен педагогам и родителям для общего ознакомления с космосом, планетами...

Организация поликультурного образовательного пространства в условиях дошкольной организации.

Поликультурное воспитание – это формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и...

Доклад по теме «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО»

Что включает в себя понятие системно-деятельностный подход?Деятельность- система действий человека, направленная на достижение определенной цели ( на результат).Деятельностный подход &ndash...

Доклад на тему:«Методы и приемы, обеспечивающие эффективную организацию образовательного процесса по формированию экономических знаний у дошкольников»

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимо...