Организация поликультурного образовательного пространства в условиях дошкольной организации.
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация поликультурного образовательного пространства в условиях дошкольной организации.
В Конституции нашей страны есть такие слова: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…». Деятельность органов государственной власти направлена на осуществление государственной региональной национальной политики. И это одно из приоритетных направлений.
У детей, развивающихся в социуме нашей многонациональной родины, есть уникальная возможность жить, общаться, в таком разнообразном мире, где у них не возникает ни чувства превосходства, ни чувства неполноценности. С самого раннего детства они знакомятся с культурой, обычаями, праздниками разных народов. Во многих семьях переплетены и породнены многие национальности. Дети воспитываются в дружбе и уважении к другим людям. Задача воспитателя — продолжать поддерживать, развивать у детей толерантность, уважение к окружающим, уважение к своим истокам.
Поликультурное воспитание – это формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения иных культур, умения существовать в мире и согласии с людьми разных национальностей (В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунов).
Основной целью по поликультурному воспитанию дошкольников в группе считаем осознание важности и необходимости всеми членами семьи воспитанников. Взаимодействие в едином направлении и формирование личной заинтересованность являются следствием этого осознания. И как результат осознанное стремление родителей возродить и сохранить народные традиции в своей семье.
Одновременно с информационной работой (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.), мы получаем сильнейшее эмоциональное воздействие на детей. А как результат меняются его поведенческие нормы (ему становятся дороги ценности семьи, родного края).
В работе мы пользуемся разнообразными средствами. Это и общение с представителями разных национальностей, населяющих республику. Знакомство с устным и декоративно-прикладным народным творчеством (игра, народная игрушка и национальная кукла, музыка).
Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.
При поступлении детей в группу, первоначальным этапом работы по поликультурному воспитанию стало изучение традиций и укладов в каждой семье. Некоторые дети уже осознавали свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Поэтому, мы постепенно начали знакомить детей всех национальностей с разнообразием жизненного уклада, встречающегося в нашей республике, что способствует воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества.
Выставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из группы и семей воспитанников – способствуют сплочению семьи, так как в процессе вовлекаются все члены семьи от бабушек и дедушек до малышей, таким образом, закрепляются знания о родном крае.
Традиционным в работе коллектива нашего детского сада стало проведение выставок совместных работ родителей и детей на различные темы. Это поделки из природного и бросового материалов, приуроченные к праздничным датам.
Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Дети получают знания о близких им людях, интересуются их достижениями, профессиями, учатся выражать свои мысли и чувства. Такие выставки приносят всем чувство радости, удовлетворенности. Это еще один повод общения между разными поколениями и сплочение детского сада и семьи. Так с любви к ближнему окружению: семья, детский сад, малая Родина – начинают зарождаться патриотические чувства у дошкольника.
Формируя у ребенка понятие толерантности, терпимости к окружающим мы воспитываем современного человека способного выполнять свои права и обязанности, как перед самим собой, так и перед другими людьми, уважать взгляды, традиции, интересы непохожих на него людей. Вся эта работа может и должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении — первой ступени развития толерантной личности.
Список использованной литературы:
- Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. – М., 1993.
- Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова. – М., 1994;
- Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.
- Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1990.- № 6.
- Суслова Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения». – М., 1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация образовательной программы в условиях дошкольной организации
Основная образовательная программа, охватывает возраст детей от 2 до 7 лет. Программа спроектирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ра...
Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства
"Дружелюбие, уважение к людям разныхнациональностей не передаются по наследству,в каждом поколении их надо воспитывать вновьи вновь, и чем раньше начинается формированиеэтих качеств, тем большую устой...
Статья на тему: "Опыт реализации образовательной программы в условиях дошкольной организации"
В данной статье представлен опыт по реализации образовательной программы в учреждении....
Выпускная квалификационная работа "Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в дошкольном отделении образовательной организации"
В 2015 году я проходила курсы повышения квалификации в рамках обучающих мероприятий Государственной программы "Доступная среда". И данная работа является моей ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБО...
Опыт реализации образовательной программы в условиях дошкольной организации
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса, которые направлены на создание условий для позитивной социализации и всестороннего развития ребенка дошкольного возраста с огра...
Социально-открытое образовательное пространство как условие непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста (Выпускная квалификационная работа по специальности "Менеджмент организации")
Современное социально-открытое образовательное пространство требует от учреждений социального назначения, муниципальной системы образования, отдельного образовательного учреждения четкой работы ее вну...
Формирование основ межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства
Сформулированы концептуальные основы понятия: межнациональная толерантность, анализируются особенности её проявления в дошкольном возрасте. Для более полного понимания специфики формирования межнацион...