Рабочая программа второй младшей группы №2
материал (младшая группа) на тему

Маркова Наталья Ивановна

Рабочая программа второй младшей группы №2

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_vtoroy_mladshey_gruppy_no2.doc351.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена                                                                                                    на заседании педагогического совета  

МБДОУ ДС № 45 «Росинка»                                                         Протокол от «28» августа 2017 года № 1                                                          

      Утверждена

       приказом заведующего

       МБДОУ ДС  № 45 «Росинка»

       от «28» августа 2017г.  № 122                                                                                                                                              

             

                                                                                     

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по реализации Основной образовательной программы

дошкольного образования МБДОУ ДС №45 «Росинка»

во второй младшей группе № 2 «Звездочка»

на 2017/18 учебный год

Составители:

Дубровина О.И.

Маркова Н.И.,

воспитатели

         

Старый Оскол

2017 год

Содержание

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1.Пояснительная записка............................................................................................................с.3

1.1.Цели и задачи реализации  рабочей  программы.........................................с.3

1.2. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников..............с.4 - 7

1.3.Принципы и подходы к формированию рабочей программы………..с.7 - 8

2. Планируемые результаты освоения рабочей программы......................с.8 - 11

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

2.1.Описание образовательной деятельности по образовательным областям..............................................................................................................с.11

2.1.1.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»………………………………………………………………….…....с.11

2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие»……………….с.12

2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»………..………….. …..с.12

2.1.4.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»……………………………………………………………………….с.13

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации  рабочей программы......................................................................................с.14 -17

2.3.Описание основных форм совместной деятельности взрослых и детей………………………………………………………………………..с.17 - 20

2.4.Характеристика  взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников………..……………..……………………………………..с.20-21

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1.Режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий........................................................................................................с.21

3.2.Описание материально-технического обеспечения программы..............с.22

3.3.Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения…………………………………………………………..…….…с.22 - 23

3.4.Описание развивающей предметно-пространственной среды.........с.23 - 25

3.5.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий..с.25 -  26

        I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа образовательной деятельности во второй младшей группе №1 МБДОУ ДС №45 «Росинка» (далее – рабочая программа)  составлена на основе Основной образовательной программы дошкольного образования  МБДОУ детского сада №45 «Росинка» Старооскольского городского округа, разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования.

Программа состоит из трех основных разделов: целевого, содержательного, организационного. В рабочей программе определены содержание и организация образовательной деятельности во второй младшей группе №2 по пяти образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

 Рабочая программа разработана на 2017/18учебный год.

1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы

  Цель рабочей программы – создать каждому ребенку в группе  условия развития,  открывающие возможности  для  личностного  развития, развития инициативы и творческих  способностей   на основе  сотрудничества со взрослыми и сверстниками  в разных видах  деятельности, развитие познавательной и коммуникативной активности.

Задачи: 

- развивать  у детей потребность в двигательной деятельности, интерес к физическим упражнениям, умения  самостоятельно  правильно умываться, причесываться, одеваться и раздеваться, навыки  культурного поведения во время еды;

 -создавать  условия для  поддержания детского любопытства и развития интереса к совместному со взрослым и самостоятельному познанию,  развитию любознательности и речи;

- помогать  детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками  в игре,  в повседневном общении и бытовой деятельности;

- развивать эмоциональную отзывчивость, способности  к сопереживанию, проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

 -способствовать развитию интереса у родителей к совместным играм и занятиям с ребенком дома, способам развития воображения, творческих  проявлений в разных видах художественной и игровой деятельности.

1.2. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников 3-4 лет

Физическое   развитие

В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление        к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.).

У развивающегося трехлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности) — самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.

Социально-коммуникативное  развитие

На рубеже трех лет любимым выражением ребенка становится «Я сам!» Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый — характерное противоречие кризиса трех лет.

Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку.

В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, их последствия ребенок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему.

Дети 3—4-х лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»).

В 3 года ребенок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.

В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка — носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра ребенка первой половины четвертого года жизни — это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие одну-две роли.

Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно к четырем годам ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения.

Речевое  развитие

В 3—4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого.

Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.

В 3—4 года в ситуации взаимодействия со взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес.

Познавательное развитие

Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший.

В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления (рядом, перед, на, под). Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия).

Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофер, дворник), праздниках (Новый год, день своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода теплая и вода холодная, лед скользкий, твердый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь). На четвертом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.

Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно, однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10—15 минут, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи, 2—3 новых слова, рассмешивших его). Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В 3 года воображение только начинает развиваться. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла.                    

Художественно-эстетическое  развитие

Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребенок.

Конструирование        носит        процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трех частей.

Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит         при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко — тихо, высоко — низко и пр.). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям).

Во второй младшей группе №2 «Звёздочки» - 29 детей: 18  мальчиков, 11 девочек.  Из них I группу здоровья имеют  - 5 детей; II группу – 16 детей;   III группу – 8 ребенок.

Дети группы активны, общительны, любознательны, любят слушать произведения художественной литературы, рисовать.

Треть воспитанников группы можно отнести к детям-холерикам, так называемым «бунтующим» малышам, им свойственно любыми путями достигать своих целей, зачастую впадать в гнев, резкая смена настроения, предпочтение отдают двигательным играм и игрушкам (мячи, автомобили и т.д.).

Есть и медлительные дети, отличающиеся неторопливостью, склонностью к уединению, предпочитающие подвижным играм игры интеллектуальные.

1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы

При формировании рабочей программы учитывались следующие методологические подходы:

-личностный подход  (К. А. Абульханова, И. С. Кон, А. В. Мудрик, А. Б. Орлов и др.), подразумевающий последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Личностный подход оказывает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения.

- деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов), рассматривающий деятельность наравне с обучением как движущую силу психического развития.

В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются психические процессы и возникают личностные новообразования;

- культурно-исторический подход (Л.С. Выготский), который рассматривает формирование психики в онтогенезе как феномен культурного происхождения.

 Принципы:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником  образовательных отношений;

-  поддержка инициативы детей, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-   возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие  ребенка;

 - принципы научной обоснованности и практической применимости;    

- принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному минимуму);

- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации

которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

 - основу организации образовательного процесса составляет комплексно-                    тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в различных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также  в самостоятельной деятельности детей.

2.  Планируемые результаты освоения программы

В ходе реализации рабочей программы проводится оценка индивидуального развития детей, которая анализирует эффективность педагогического воздействия, являющегося основой дальнейшего планирования образовательной деятельности.

Педагогическая диагностика проводится с помощью педагогического наблюдения за  детьми в разных видах  деятельности: игровой, двигательной, самообслуживание, элементарный бытовой труд, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятие художественной  литературы и фольклора, музыкальной, изобразительной

Индивидуальная динамика развития каждого ребенка фиксируется в «Дневнике педагогических наблюдений», который состоит из двух разделов: экрана педагогических наблюдений и  непосредственно дневника.

Экран педагогических наблюдений состоит из таблицы по пяти образовательным областям («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие») с указанием конкретных социально-нормативных возрастных характеристик (критериев), отобранных в соответствии с основной образовательной программой с учетом возрастных особенностей.

Педагоги делают отметку в экране педагогических наблюдений, указывают  дату проявления той или иной характеристики. В дневнике делается  описание ситуации, в которой ребенок проявил это качество.

Экран педагогических наблюдений позволяет педагогам видеть динамику освоения основной образовательной программы каждым ребенком, выстроить индивидуальную траекторию развития. Наличие незаполненных клеток экрана говорит о том, что необходимо индивидуализировать образовательный  процесс, найти более эффективные методы и приемы в работе с детьми.

Выводы об эффективности образовательного процесса педагоги заносят в таблицу «Нас радует» - «Нас огорчает» 2 раза в год, в декабре и мае.

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения  образовательных задач:

-  индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);

-  оптимизации работы с детьми.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Результаты образовательной деятельности:

Ребенок приветлив с окружающими, проявляет  интерес к словам и действиям взрослых, охотно посещает детский сад;

По показу и побуждению взрослых эмоционально откликается на выраженное состояние взрослых и сверстников;

Ребенок дружелюбно настроен, спокойно играет рядом с другими детьми, вступает в общение по поводу игровых действий;

Сохраняет преобладающее эмоционально - положительное настроение, преодолевает негативные состояния;

Говорит о себе в первом лице, положительно оценивает себя, проявляет доверие к миру.

Ребенок  с интересом наблюдает за трудовыми действиями взрослых по созданию предметов, связывает цель и результат труда; называет трудовые действия, инструменты, материалы;

По примеру воспитателя бережно относится к результатам труда  взрослых, подражает трудовым действиям;

Проявляет самостоятельность в самообслуживании, самостоятельно умывается, ест, одевается.

Ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения

С интересом слушает стихи и потешки о правилах поведения в окружающей среде.

Осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения.

Проявляет осторожность при встрече с незнакомыми животными, ядовитыми растениями, грибами.

Внимателен к соблюдению правил поведения на улице, умеет ориентироваться на сигналы светофора.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Результаты образовательной деятельности:

Ребенок любопытен, задает вопросы «Что такое?», «Кто такой?». Самостоятельно находит объект по указанным признакам, различает форму, величину, цвет, размер предметов и объектов, владеет несколькими действиями обследования;

С удовольствием включается в деятельность экспериментирования, организованную взрослым;

Проявляет эмоции радостного удивления и словесную активность в процессе познания предметов;

Задает вопросы о людях, их действиях. Различает людей по полу, возрасту как в реальной жизни, так и на иллюстрациях;

Знает свою фамилию, имя, пол, возраст.

Образовательная область «Речевое развитие»

Результаты образовательной деятельности:

Ребенок  с удовольствием вступает в речевое общение: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения;

Проявляет речевую активность в общении со сверстниками, здоровается и прощается с воспитателями и детьми, выражает просьбу;

По вопросам составляет рассказ по картинке из 3-4 предложений;

Называет предметы и объекты ближайшего окружения;

Речь эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием;

Совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает стихи;

Ребенок узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликается на него.

 Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

Результаты образовательной деятельности: 

Ребенок охотно участвует в ситуациях эстетической направленности. Есть любимые книги, изобразительные материалы.

Ребенок охотно отзывается на предложение послушать литературный текст, сам просит взрослого прочесть.

Узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям и обложкам знакомых книг; мире и в искусстве; узнает, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов, задает вопросы о произведениях, поясняет некоторые отличительные особенности видов искусства.

Активно сопереживает героям произведения, эмоционально откликается на прочитанное.

Активно участвует в разных видах творческой деятельности на основе литературного текста.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

Описание содержания рабочей программы соответствует вариативной образовательной программе «Детство» (под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др.).  

 2.1.1. Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

Задачи:

1. Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость, любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю.

3. Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности (спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать за домашними животными и пр.).

4. Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду.

4. Представление о действиях и поступках взрослых и детей, в которых проявляются доброе отношение и забота о людях, животных, растениях. Освоение простых способов общения и взаимодействия.

5.Представление об элементарных правилах культуры поведения, упражнение в их выполнении (здороваться, прощаться, благодарить).

6.Представление о семье, членах семьи, их отношениях (родители и дети любят друг друга, заботятся друг о друге).

7. Развивать интерес к труду взрослых в детском саду и в семье, представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях.

8. Приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание), способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки.

9. Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых.

?????

2.1.2. Образовательная область  «Познавательное развитие»

Задачи:

1. Поддерживать детское любопытство, развивать интересы детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами).

2. Развивать познавательные и речевые умения  по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур).

3. Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих и дидактических играх и других видах деятельности).

4. Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.

5. Развивать представления детей о взрослых и сверстниках, особенностях их внешнего вида, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.

2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»

Задачи:

1. Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.

2. Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.

3. Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2—3-х простых фраз.

4. Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.

5. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.

6. Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.

7. Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.

Направления работы по речевому развитию

  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой;
  • накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях  города.

Принципы развития речи:

  • Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
  • Принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи.
  • Принцип развития языкового чутья.
  • Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
  • Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.
  • Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
  • Принцип обеспечения активной языковой практики.

Методы развития речи:

  • Наглядные (метод  наблюдения)
  • Словесные (чтение и рассказывание художественных произведений; заучивание наизусть; пересказ; обобщающая беседа; рассказывание без опоры на наглядный материал)
  • Практические: (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки; дидактические упражнения;

Формы работы по ознакомлению с художественной литературой:

  • Чтение литературного произведения.
  • Рассказ литературного произведения.
  • Беседа о прочитанном произведении.
  • Обсуждение литературного произведения.
  • Игра на основе сюжета литературного произведения.
  • Изобразительная деятельность по мотивам прочитанного.
  • Сочинение по мотивам прочитанного.
  • Ситуативная беседа по мотивам прочитанного.

2.1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи:

 1. Формировать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира.

2. Формировать умения внимательно рассматривать картинку, народную игрушку, узнавать в изображенном знакомые предметы и объекты, устанавливать связь между предметами и их изображением в рисунке, лепке; понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; привлечь внимание к некоторым средствам выразительности.

3. Развивать у детей интерес к участию в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, желание рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно.

4. Развивать умения создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым, раскрывать его в работе, используя освоенные способы создания изображения, формы, элементарную композицию.

5. Создавать условия для освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов и развивать мелкую моторику и умения использовать инструменты.

6. Побуждать к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов.

Методы эстетического воспитания

  • Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания.
  • Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной    отзывчивости на прекрасное в окружающем мире.
  • Метод эстетического убеждения.
  • Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре).
  • Метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный  на формирование эстетического вкуса; » метод разнообразной  художественной практики.
  • Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).

Детское конструирование

Виды детского конструирования:

  • Из строительного материала.
  • Из бумаги.
  • Из природного материала.
  • Из деталей конструкторов.

Художественная литература

Задачи:

         1. Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок (в основном о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных.

        2. Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, стремление внимательно их слушать.

        3. Развивать умения воспринимать текст, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте, помогать мысленно представлять  события и героев, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте.

        4. Поддерживать желание эмоционально откликаться на чтение и рассказывание, активно содействовать и сопереживать изображенным героям и событиям.

        5. Привлекать к исполнению стихов, пересказыванию знакомых сказок и рассказов.

       Музыка

      Задачи:

1. Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку.

2. Поддерживать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра.

3. Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников.

Для реализации поставленных используются следующие формы совместной деятельности: экспериментирование со звуками, исследование качества музыкального звука.

2.1.5.  Образовательная область « Физическое  развитие»

       Задачи:

       1. Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

       2. Целенаправленно развивать у детей физические качества: скоростно-силовые, быстроту реакции на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию координации, общей выносливости, силы, гибкости.

       3. Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя.

       4. Развивать умения самостоятельно правильно умываться, причесываться, пользоваться носовым платком, туалетом, одеваться и раздеваться при незначительной помощи, ухаживать за своими вещами и игрушками

       5. Развивать навыки культурного поведения во время еды, правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

       Для реализации поставленных используются следующие формы совместной деятельности: выполнение порядковых упражнений; построения и перестроения; общеразвивающие упражнения;        ос; ходьба; бег, прыжки; катание, бросание, метание; лазание; музыкально-ритмические упражнения; спортивные упражнения; подвижные игры.

  1. Описание вариативных форм, способов, методов, технологий и средств реализации рабочей программы

При реализации  рабочей программы педагоги:

- продумывают содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;

- определяют единые для всех детей правила сосуществования детского общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать;

- соблюдают гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы;

- осуществляют развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю»; «Научи меня, помоги мне сделать это»;

- сочетают совместную с ребенком деятельность (игры, труд, наблюдения и пр.) и самостоятельную деятельность детей;

- ежедневно планируют образовательные ситуации, обогащающие практический и познавательный опыт детей, эмоции и представления о мире;

- создают развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую возрастным особенностям, интересам детей;

- наблюдают, как развивается самостоятельность каждого ребенка и взаимоотношения детей;

- используют музыку как средство регуляции настроения детей, создания благоприятного эмоционального фона; поют перед сном колыбельные песни; поощряют желание детей свободно и выразительно двигаться под музыку;

- сотрудничают с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития детей; проводят выставки и фестивали семейного творчества, домашних коллекций, концерты; привлекают родителей к реализации образовательных проектов; проводят для родителей с детьми творческие мастер-классы.

Основной образовательной единицей образовательного процесса является образовательная        игровая        ситуация -        такая        форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных особенностей     и интересов детей. Планируя     развивающую ситуацию,        педагогу необходимо согласовывать     содержание разных разделов      программы,    добиваться        комплексности,        взаимосвязи образовательных областей. Образовательные ситуации подбираются  в форме игры, или  игровых приемов.  

  Во вторую половину дня проводятся досуги, организуются условия для разнообразных самостоятельных игр, изобразительной деятельности по желанию детей, беседы с педагогом, чтение художественной литературы, разговор о прочитанном.

2.2.1. Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

     Характеризуются сменой педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие; изменение направленности педагогического «вектора» — не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому; основной характеристикой является выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания и других видов деятельности; содержание образования не должно представлять собой только лишь набор социокультурных образцов в виде правил, приемов действия, поведения, оно должно включать содержание субъектного опыта ребенка как опыта его индивидуальной жизнедеятельности.

Характеристики  личностно-ориентированного взаимодействия  педагога с детьми:

- создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка (актуализация субъектного опыта детей);

- оказание помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;

- содействие ребенку в формировании положительной  «Я - концепции», развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания.

2.2.2. Технология «Портфолио»

Портфолио является формой представления индивидуальных достижений ребенка, отслеживания динамики его развития в разнообразных видах деятельности, одной из составляющих «портрета» воспитанника, способствует установлению преемственных связей с начальной школой.

Портфолио дошкольника помогает решать важные педагогические задачи: создать для каждого воспитанника ситуацию  успеха; поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности; поощрять его активность и самостоятельность; содействовать индивидуализации образования дошкольника; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации; укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.

2.2.3. Технология проектной деятельности

       Целью проектной деятельности является развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

     В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) ставится акцент на привитие детям способностей к добыванию, а не к получению готовых знаний. Причем необходимо, чтобы на начальном этапе внедрения метода проектирования дети добывали знания частично самостоятельно, частично при помощи взрослых. Другими слова, на данном этапе требуются промежуточные «целевые ориентиры», отражающие уровень развития 3-4 летнего ребёнка.

      Можно выделить следующие основные этапы :

Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

Разработка проекта – план деятельности по достижению цели: - к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу); - в каких источниках можно найти информацию; - какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); с какими предметами научиться работать для достижения цели.

Выполнение проекта – практическая часть.

Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

     Дети 3-4 лет участвуют в проекте на «вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка: в этом возрасте еще сильна как потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому, так и подражательность.

2.2.4. Игровые технологии

     Игры детей во второй младшей группе отвечают психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности. Используя игровые технологии, учитываем главные черты, присущие игре: свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»); наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

    Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

    Занятия в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

2.3.Описание основных форм совместной деятельности взрослых и детей

2.3.1.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Развитие        ребенка        в        образовательной         деятельности осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности.

Виды образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Основана на организации педагогом видов деятельности, заданных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Игровая 

Игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач в младшем возрасте. Представлена в образовательной деятельностив разнообразных формах – это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки,  и пр.

Коммуникативная

Направлена        на        решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета.        

Познавательно-исследовательская

Включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом,  безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.

Конструирование и изобразительная деятельность

Представлена разными видами художественно-творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование), знакомство детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия, что обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.

Музыкальная

Организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем дошкольного учреждения в специально оборудованном помещении.

Двигательная        

Организуется        в        процессе занятий физической культурой и плаванием.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

В режимных моментах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости, дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников        применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.

Образовательная деятельность в утренние часы:

- беседы  с детьми по их интересам;

- наблюдения в уголке природы; за деятельностью взрослых;

- игры: дидактические, развивающие, сюжетные, подвижные;

- создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества;

- трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и др.);

- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания;

- индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;

- двигательную деятельность детей;

- деятельность по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков.

Образовательная деятельность во время прогулки:

- наблюдения за объектами и явлениями природы, направленное на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;

- подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;

- экспериментирование с объектами неживой природы;

- сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, и т.д.);

- трудовая деятельность на участке.

Культурные практики

Во второй половине дня вгруппе организуются культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества        в        разных        видах         деятельности.        

Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.

Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи сверстникам, старшим).

Музыкально-театральные и литературные гостиные. Форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность        детей        и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале

Сенсорный и интеллектуальный тренинг. Система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов         интеллектуальной деятельности (умение сравнивать классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Это развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха.

Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность. Носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

2.3.2.Поддержка детской инициативы

В младшем дошкольном возрасте начинает проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем говорят многочисленные вопросы детей. Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Это возможность играть, рисовать, конструировать по своему желанию. Самостоятельная деятельность происходит в основном  утром и во второй половине дня:

- самостоятельные сюжетно-ролевые, театрализованные игры, игры- импровизации

- дидактические и развивающие  игры

- речевые игры, игры со звуками  

- самостоятельная деятельность в книжном уголке

- самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей.

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность.

Для поддержки детской инициативы педагоги:

- поощряют познавательную активность каждого ребенка, его самостоятельность;

- создают условия для реализации возможности участвовать в различных видах деятельности;

- поддерживают любые достижения воспитанников и терпимо относятся к затруднениям ребёнка;

- критикуют не ребенка, а его действия, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;

- учитывают индивидуальные особенности детей, стремятся найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;

- уважают и ценят каждого ребёнка независимо от его достоинств или недостатков;

- создают в группе положительный психологический микроклимат, проявляют тактичность, в равной мере  любовь и заботу ко всем детям.

2.4. Характеристика  взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Совместное  с родителями воспитание и развитие дошкольников является одной из важных составляющих рабочей программы.      Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников во второй младшей группе имеют  свои особенности. Так как многие дети только приходят в группу, задача педагога - заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания дошкольников, показать главную роль в жизни ребенка.

Задачи:

1. Познакомить родителей с особенностями        физического, социально - личностного, познавательного и художественного  развития детей младшего дошкольного возраста и их адаптации.

2. Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.

3. Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.

4. Познакомить родителей со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности; развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома.

5. Помочь родителям в развитии познавательных способностей ребенка, обогащении сенсорного опыта, развитии первых представлений о предметном, природном и социальном мире.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Режим дня, особенности традиционных  событий, праздников, мероприятий

Режим дня в группе соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию.

С целью планирования образовательной деятельности в группе составлен гибкий режим дня, предусматривающий рациональную продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей.

При организации режима пребывания детей в группе учитываются: соблюдение баланса между различными видами активности детей (умственная и физическая активность  чередуется);  конкретные погодные условия (в осенне-весенний и летний период образовательная деятельность выносится на прогулку). Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет 3-4 часа. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня  и во вторую половину дня – до ужина или перед уходом домой. Во время прогулки с детьми проводятся наблюдения, игры, физические и    спортивные упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение.

Проводятся гигиенические мероприятия по профилактике утомления (физкультминутки, дыхательные гимнастики и т.д.)

Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня занимает не менее 3-4 часов.

Непосредственно образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности  детей, проводится в первую половину дня.

Для детей от 3 до 4 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет 15 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в группе не превышает 30  минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Непосредственно образовательная деятельность проводится фронтально. При организации непосредственно образовательной деятельности с детьми преобладает игровая деятельность,

При организации образовательной деятельности учитывается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решение поставленных целей и задач, осуществляется, исключая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Достичь этой цели позволяет комплексно-тематический принцип построения образовательной деятельности.

3.2. Описание материально-технического обеспечения рабочей программы

Материально-техническое обеспечение программы соответствует санитарно-эпидемиологическим  правилам и нормативам, правилам пожарной безопасности.

Территория группы благоустроенна. Имеется игровая площадка, на которой установлен теневой навес для защиты детей от солнца и осадков; песочница; физкультурное оборудование (лесенками, лиана, ступеньки), способствующее  двигательной активности воспитанников; стол и скамьи. На участке имеется цветник.

В группе созданы условия для игровой деятельности: сюжетно – ролевых,  строительно – конструктивных, театральных, игр – драматизаций, народных, хороводных, режиссерских, развивающих,  игр с готовым содержанием и правилами, подвижных игр и игр – экспериментирования, имеются технические средства (CD-проигрыватель, телевизор).

3.3. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения

Вторая младшая группа №2 «Звёздочки» обеспечена методическими материалами и средствами обучения, что способствует качественному выполнению программы.

Методическое обеспечение включает в себя:

- методические пособия для педагогов по образовательным областям для детей в возрасте от 1,5 лет до 7 лет;

- комплекты развивающих пособий для детей по образовательным областям и по возрастным группам;

- комплекты дидактических и демонстрационных материалов;

- электронные образовательные ресурсы;

- детская художественная литература.

Перечень программ, технологий и пособий, используемых в образовательной деятельности.

  1. Гурович Л.Н.        Ребенок и книга  –  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,  1999.

 2.  Знакомим с жанровой живописью –  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

 3. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство». –  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

4.Михайлова 3. А., Иоффе Э. И. Математика от трех до семи. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

5. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. –  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

 6.Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. — СПб.:    ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

7. Ушакова О.С. Придумай слово. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

8.Хабибуллина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. –  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

9.Шипицина Л.М. Азбука общения. –  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

3.4. Описание развивающей предметно-пространственной среды группы.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе определяется возрастными, индивидуальными особенностями, особенностями личностно - ориентированной модели общения с дошкольниками.

При организации развивающей  предметно-пространственной среды учитывались   следующие  принципы.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые  обеспечивают.

Для детей второй младшей группы образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

В  группе имеются материалы и оборудование для  развития детей в пяти образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Трансформируемость предусматривает предоставление детям как можно больше открытых поверхностей: стеллажи, столы – для развертывания сюжетно-ролевых игр, кукольных мини-спектаклей, для продуктивной, познавательно - исследовательской деятельности.

Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует  игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования. Игры и игрушки  расположены в доступном для детей месте, на уровне их глаз, чтобы они могли легко достать любую интересующую их игрушку, а также самостоятельно убирать ее на место по завершению игры.

Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Соблюдение принципа гибкого зонирования позволяет дошкольникам заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Виды детской деятельности

Оборудование

Игровая

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Семья», «Больница», «Магазин» и др.;  игры для мальчиков: модели транспорта разных видов, цветов и размеров, сборные модели транспорта, фигурки людей и животных и др.; игры для девочек: куклы и комплекты одежды для них, наборы мебели и посуды для кукол, плоскостные изображения кукол.

Познавательно-

исследовательская

Оборудование для детского экспериментирования и опытов, природный материал ( песок, глина, камешки, различные семена и плоды, сыпучие продукты, лупы, ёмкости разной вместимости, ложки, палочки, воронки и др., передники, нарукавники);развивающие и логические игры: игры на соотнесение предметов, геометрических фигур по цвету, размеру и группировка их по 1-2 признакам, игры на раскладывание в ряд с чередованием геометрических фигур, предметов по размеру, цвету, нанизывание бус на шнур, рамки-вкладыши, геометрическая мозаика, геометрическое лото,  игры с алгоритмами; игры «Логические кубики», «Уголки», «Составь куб», серия «Сложи узор», «Волшебный куб», «Сложи картинку», игры на понимание символики, схематичности и условности, модели, игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений, игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать  разные величины, игры для развития логического мышления.

Коммуникативная

Речевые игры, игры со звуками; книги, рекомендованные для чтения детям 3-4 лет,  сезонная  литература,  подборка книг в соответствии с темой недели, книги по увлечениям детей.

Двигательная

Физкультурный  инвентарь и оборудованием для спортивных игр и упражнений: мячи большие и малые, скакалки, обручи, самокаты, массажные дорожки, нетрадиционное оборудование и др.

Музыкальная 

Оборудование для театрализованной деятельности: атрибуты для театрализованной деятельности: шапочки, маски для игр-драматизаций, элементы костюмов; разные виды кукольных театров:  пальчиковый, перчаточный театры, театр на фланелеграфе, палочковый театр, театр геометрических фигур. Детские музыкальные инструменты: металлофон, барабан, гитара, маракасы, поющие игрушки, звучащие предметы-заместители, магнитофон, флешнакопители с записью музыкальных произведений.

Изобразительная

Обеспечивает решение задач активизации творчества детей. Оборудование для изобразительной деятельности: полочка с подлинными произведениями искусства, трафареты, геометрические формы, силуэты, краски, кисти, карандаши, мелки, фломастеры, белая и цветная бумага, ножницы. Пластилин, салфетки, губки, штампы, тампоны,  предметов декоративно-прикладного искусства, детские и взрослые работы по рисованию, аппликации, баночки для воды,  природный и бросовый материал, дидактические игры, глиняные игрушки, дымковские игрушки и др.

Конструирование 

Конструкторы, деревянные и пластмассовые, с разными способами крепления деталей, силуэты, картинки, альбомы, простейшие чертежи,  опорные схемы, необходимые для игр материалы и инструменты)

3.5. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

В основе  планирования образовательной деятельности лежит комплексно-тематический принции.

Цель: построение  образовательной деятельности, направленной  на  обеспечение единства  воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач,  с учетом интеграции  на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом  контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных  особенностей, социального заказа родителей.

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы  являются примерные темы (праздники, события, проекты),  которые ориентированы на все направления развития ребенка раннего и дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:

  • явлениям нравственной жизни ребенка;
  • окружающей природе;
  • миру искусства и литературы;
  • традиционным для семьи, общества  праздничным событиям;
  • сезонным явлениям.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У воспитанников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Формы подготовки  и реализации тем  носят интегративный  характер, то есть позволяют решать программные задачи нескольких образовательных областей. 

Ритуалы группы

Ритуал утреннего приветствия. Перед началом непосредственно образовательной деятельности педагог предлагает  детям встать в круг, взяться за руки и поприветствовать друг друга улыбкой, выражая радость от встречи друг  с другом.

Восприятие художественной литературы. Во второй половине дня в режиме определено время для чтения художественной литературы и общения по поводу прочитанного, игры-драматизации, игры с элементами театрализации по мотивам литературных произведений, показ инсценировок народных сказок, встречи детей с героями знакомых книг.

Досуговая деятельность. Во второй половине дня один раз в неделю в группе проводятся разные формы досуговой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа второй младшей группы дошкольной образовательной организации на основе Примерной программы "От рождения до школы"

Данная разработка рабочей программы воспитателей для работы с детьми с ОВЗ второй младшей группы (3-4 года) составлена на основе Примерной программы "От рождения до школы"....

Рабочая программа Второй младшей группы реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)

Рабочая    программаВторой младшей группыреализующая программу «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)СодержаниеI. Це...

Рабочая программа второй младшей группы (по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)

Рабочая программа воспитателя  второй  младшей группы №2 «Бабочки» Плосковой Ирины Николаевны  на 2015-2016 учебный годКалендарно-тематическое планирование (по программе &la...

Рабочая программа второй младшей группы реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)

Методологической основой рабочей программы является развернутое перспективное планирование, составленное по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до шко...

Рабочая программа вторая младшая группа составлена на основе примерной программы "От рождения до школы"

Рабочая программа для воспиаттелей младших групп, работающих по программе "От рождения до школы"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Вторая младшая группа (3-4 года) составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ДЕТСТВО» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева на 2016-2017 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Вторая младшая группа (3-4 года) составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ДЕТСТВО» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Со...

Рабочая программа второй младшей группы на основе основной образовательной программы "От рождения до школы" Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.

Настоящая рабочая программа разработана воспитателем МБДОУ  ДС №48«Одуванчик» г.Светлоград Клочковой Татьяной Валерьевной.Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образовани...